Развитие информационного общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 11:34, курсовая работа

Описание работы

Информационное общество - это общество, в котором: информация становится главным экономическим ресурсом, а информационный сектор выходит на первое место по темпам развития, по числу занятых, по доле капиталовложений, по доле в ВВП. ИТТ становятся главным средством повышения эффективности производства, укрепления конкурентоспособности как на внутреннем, так и на мировом рынке. Имеется развитая инфраструктура, обеспечивающая создание достаточных информационных ресурсов. Это в первую очередь система образования и наука.
Информация становится предметом массового потребления. Информационное общество обеспечивает любому индивиду доступ к любому источнику информации. Это гарантируется законом (военная и государственная тайна также определяется законом) и техническими возможностями.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….……3
Глава 1. Информационное общество: понятие и тенденции……………5
1.1 Понятие и сущность информации…………………………….………5
1.2. Сущность и понятие информационного общества………………….8
Глава 2. Развитие информационного общества………………………11
1.2. Возникновение и основные этапы развития информационного общества……………………………………………………….…………..11
2.2. Информатизация общества в настоящее время……………...…..…13
Заключение………………………………………………………………..19
Практическая часть……………………………………………………….23
Библиографический список……………………………

Файлы: 1 файл

курсовая тпми (2).docx

— 47.63 Кб (Скачать файл)

 

                                                    СОДЕРЖАНИЕ

 

  1. Введение……………………………………………………………….……3
  2. Глава 1. Информационное общество: понятие и тенденции……………5
  3. 1.1 Понятие и сущность информации…………………………….………5
  4. 1.2. Сущность и понятие информационного общества………………….8
  5. Глава 2. Развитие информационного общества………………………11
  6. 1.2. Возникновение и основные этапы развития информационного общества……………………………………………………….…………..11
  7. 2.2. Информатизация общества в настоящее время……………...…..…13
  8. Заключение………………………………………………………………..19
  9. Практическая часть……………………………………………………….23
  10. Библиографический список………………………………………………24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                           ВВЕДЕНИЕ

Информационное общество - одна из теоретических моделей, используемых для описания качественно нового этапа общественного развития, в  который вступили развитые страны с  началом информационно-компьютерной революции. Технологическим основанием общества становятся не индустриальные, а информационные и телекоммуникационные технологии (ИТТ).

Информационное общество - это общество, в котором: информация становится главным экономическим ресурсом, а информационный сектор выходит на первое место по темпам развития, по числу занятых, по доле капиталовложений, по доле в ВВП. ИТТ становятся главным средством повышения эффективности производства, укрепления конкурентоспособности как на внутреннем, так и на мировом рынке. Имеется развитая инфраструктура, обеспечивающая создание достаточных информационных ресурсов. Это в первую очередь система образования и наука.

Информация становится предметом  массового потребления. Информационное общество обеспечивает любому индивиду доступ к любому источнику информации. Это гарантируется законом (военная  и государственная тайна также  определяется законом) и техническими возможностями.

Появляются новые критерии оценки уровня развития общества – количество компьютеров, количество подключений  к Интернету, количество мобильных  и фиксированных телефонов и  т.д. Вырабатываются правовые основы информационного общества. Формируется единая интегрированная информационная система на основе технологической конвергенции (слияния телекоммуникационной, компьютерно-электронной, аудиовизуальной техники).

Информационное общество формируется  как глобальное и включает в себя: мировую "информационную экономику"; единое мировое информационное пространство; глобальную информационную инфраструктуру; формирующуюся мировую законодательно - правовую систему.           

  В информационном обществе деловая  активность перетекает в информационно-коммуникативную  среду. Формируются виртуальная  экономика, виртуальная финансовая  система и тому подобное, что  ставит важнейшие вопросы о  механизмах их регулирования  и связи с реальной, "физической" экономикой.

  Целью данной работы является: в полной мере раскрыть понятие информационного общества.

Основными задачами моей работы являются:

  1. Изучить понятие информационного общества
  2. Рассмотреть основные этапы его развития

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                 Глава 1. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО:

                                   ПОНЯТИЕ И ТЕНДЕНЦИИ

      1. Понятие и сущность информации

 

Часто понятие "информация" используют, не задумываясь  о глубине его содержания, отождествляя понятия знание, данные, информация.

«Очевидно, что "обиходное" употребление термина "информация” совершенно неуместно, когда речь идет о теории или теориях информации. Нередко в этих теоретических построениях термин "информация" наполнен разным смыслом, а, следовательно, сами теории высвечивают лишь часть граней некоторой системы знаний, которую можно назвать общей теорией информации или "информологией" - наукой о процессах и задачах передачи, распределения, обработки и преобразования информации.» ¹

 Возникновение  информологии как науки можно отнести к концу 50-х годов нашего столетия, когда американским инженером Р. Хартли была сделана попытка ввести количественную меру информации, передаваемой по каналам связи.

Научное определение информации дается достаточно просто, если предположить, что информация – это динамический объект, не существующий в природе сам по себе, а образующийся в ходе взаимодействия данных и методов. Он существует ровно столько, сколько  длится это взаимодействие, а все  остальное время пребывает в  виде данных.

В советском  энциклопедическом словаре дается следующее определение информации. Информация (от лат. informatio – «разъяснение», «изложение»), первоначально – сведения, передаваемые людьми устным, письменным или другим способом (посредством условных сигналов, технических средств и так далее); с середины XX века - общенаучное понятие, включающее обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом, автоматом и автоматом. _______________________

¹ Комаров С.А., «Теория государства и права» - М., 2003 – 98 с.

Информация  является одним из основных понятий  кибернетики в разделе теории информации. В теории информации математическими  методами изучаются способы измерения  количества информации, содержащейся в каких-либо сообщениях, и передачи информации.

Информация – это продукт  взаимодействия данных и методов, рассмотренный  в контексте этого взаимодействия.

Информация появляется в  процессе коммуникации с определенным объектом. Без коммуникации с объектом получение информации практически  невозможно.

Например, для того, чтобы  выловить необходимую информацию из газеты, необходимо прочитать саму газету и сделать выводы, то есть собрать и обработать информацию. Если же просто прикоснуться к газете – необходимую информацию мы не получим.

«Коммуникация - передача сообщения от одной стороны к другой (кто с кем, посредством чего, каково содержание, эффекты коммуникации).» ¹

Коммуникация  может происходить на нескольких уровнях - между индивидами, между  социальными группами, в рамках одного общества, между разными обществами.

Различные знаки в коммуникации наделяются различными смысловыми значениями и  представлены в виде кодов.

Многое  в современной коммуникации организовано в виде институтов, обращенных к  массовой аудитории.

Коммуникация - это то, что  передается, это формы собственности, внутренняя структура, ценность организации, реакция  аудитории.

В нашем  определении важным является пояснение «…рассмотренный в контексте этого взаимодействия».

_______________________

¹ Фролова И.Т., «Введение в Философию. Часть 1» - М., 2001 – 112 с.

 

Приведем  примеры, почему это действительно  важно. Известно, что книги – это  хранилища данных. Они предназначены  для получения информации методом  чтения. Но если попробовать разные книги на ощупь или на вкус, то тоже можно получить информацию.

Такие методы позволят различить книги, выполненные  в кожаных, картонных и бумажных переплетах. Разумеется, это не те методы, которые предполагались авторами книг, но они тоже дают информацию, хотя и  не полную.

Анализируя  информационную ценность газет, журналов, телепередач, мы можем прийти к выводу, что она зависит как от данных, так и от методов, которыми выполняется  их потребление. Одно дело – внимательно  просматривать телефильм, вслушиваясь  в каждое слово, и вовсе другое смотреть его, одновременно разговаривая по телефону.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

               1.2.Сущность и понятие информационного общества

 

Для начала необходимо точно уяснить, что же такое «постиндустриальное общество».

Общество, в котором мы с вами живем в  начале XXI века, называют информационным обществом.

Термин  «информационное общество» появился в США в одноименной теории в 70-е годы XX столетия. Так стали называть общество, которое переросло индустриальное.

В современной  литературе дается много определений  постиндустриальному обществу, но я  в своей курсовой работе выбрал, на мой взгляд, наиболее полное и  точное определение.

Итак, между  постиндустриальным обществом и  информационным можно поставить  знак равенства, т.к. современное постиндустриальное общество в своей повседневной деятельности не обходится без информационных технологий.

Информационное  общество (Information society) - концепция постиндустриального общества; новая историческая фаза развития цивилизации, в которой главными продуктами производства являются информация и знания.

«Постиндустриальное общество (Postindustrial society) в свою очередь являет собой общество, в котором сфера услуг имеет приоритетное развитие и превалирует над объемом промышленного производства и производства сельскохозяйственной продукции.» ¹

В социальной структуре постиндустриального  общества возрастает численность людей, занятых в сфере услуг и  формируются новые элиты: технократы, сциентисты.

 

_______________________

¹ Румынина В.В., «Теория государства и права» - М., 2002 – 67 с.

 

«Отличительными чертами информационного общества являются:

1.)   увеличение роли информации и  знаний в жизни общества;  
2.)   возрастание доли информационных коммуникаций, продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте;  
3.)  создание глобального информационного пространства, обеспечивающего:

а) эффективное  информационное взаимодействие людей;

б) их доступ к мировым информационным ресурсам;

в) удовлетворение их потребностей в информационных продуктах  и услугах.» ¹

Сфера услуг  подразумевает массовое обслуживание населения. Именно благодаря зарождению такой сферы как сферы услуг  произошло зарождение глобальной информационной инфраструктуры, пользователями которой  является все информационное общество.

Новые информационные технологии используются практически  во всех областях деятельности и оказывают  огромное влияние на социальную реальность, сильно ее изменяют.

Главное изменение философы связывают с  появлением новой общественной структуры - информационной инфраструктуры.

Прежде всего, дадим определение понятию «информационная  инфраструктура».

Информационная  инфраструктура - это совокупность средств по обработке и использованию  информации, объединенных в компьютерные и информационные сети. Тоффлер считает, что информационная инфраструктура станет основой социальной и экономической деятельности будущего, а также позволит любому человеку в любое время и в любом месте получить всю интересующую его информацию.

_______________________

¹ Тоффлер О., «Третья война» - М., 2002 – 54 с.

Глобальная  информационная инфраструктура (Global information infrastructure - GII) - информационное образование, которое начало формироваться в 1995 году группой развитых стран.

Глобальная  информационная инфраструктура разрабатывается  как общемировая информационная сеть массового обслуживания населения  планеты на основе интеграции глобальных и региональных информационно-телекоммуникационных систем, а также систем цифрового  телевидения и радиовещания, спутниковых  систем и подвижной связи.

Итак, информационная революция запустила процесс  построения информационного общества. Некоторые теоретики (например, Й. Масуда) прогнозируют его установление в развитых странах в середине XXI века.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Развитие информационного  общества

2.1.  Возникновение и основные этапы развития информационного общества

В 80-90-е  годы философы и социологи разрабатывают  теорию информационного общества. В  этой работе объединились усилия таких  известных на западе философов, как  Йошита Масуда, Збигнев Бжезинский (некоторое время назад бывший советником Президента США), Дж. Нэсбитт.

Но лучше  всего известна теория информационного  общества американского философа Олвина Тоффлера (р. 1928), поскольку его нашумевшие книги «Future shock» (Шок от столкновения с будущим, 1971), «Экоспазм» (1975), «Третья волна» (1980) у нас переводились.

Тоффлер, как и многие другие западные философы, критиковал недостатки индустриального общества, отмечал его кризис и признаки перехода в новую форму существования, информационное общество.

Информация о работе Развитие информационного общества