Развитие информационного общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 11:34, курсовая работа

Описание работы

Информационное общество - это общество, в котором: информация становится главным экономическим ресурсом, а информационный сектор выходит на первое место по темпам развития, по числу занятых, по доле капиталовложений, по доле в ВВП. ИТТ становятся главным средством повышения эффективности производства, укрепления конкурентоспособности как на внутреннем, так и на мировом рынке. Имеется развитая инфраструктура, обеспечивающая создание достаточных информационных ресурсов. Это в первую очередь система образования и наука.
Информация становится предметом массового потребления. Информационное общество обеспечивает любому индивиду доступ к любому источнику информации. Это гарантируется законом (военная и государственная тайна также определяется законом) и техническими возможностями.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….……3
Глава 1. Информационное общество: понятие и тенденции……………5
1.1 Понятие и сущность информации…………………………….………5
1.2. Сущность и понятие информационного общества………………….8
Глава 2. Развитие информационного общества………………………11
1.2. Возникновение и основные этапы развития информационного общества……………………………………………………….…………..11
2.2. Информатизация общества в настоящее время……………...…..…13
Заключение………………………………………………………………..19
Практическая часть……………………………………………………….23
Библиографический список……………………………

Файлы: 1 файл

курсовая тпми (2).docx

— 47.63 Кб (Скачать файл)

«Информационная революция, как отмечает Олвин Тоффлер, складывается из двух революций:

1) компьютерной;

2) телекоммуникационной.

Телекоммуникационная  революция начинается с середины 70-х годов и сливается с компьютерной. Компьютерная революция начинается гораздо раньше и протекает в несколько этапов.» ¹

Первый большой этап охватывает 1930-1970 годы, который называют «нулевым циклом». Он начинается с создания первых ЭВМ американским физиком Дж. Атанасовым и немецким инженером К. Цузе.

На этом этапе в 1951 году была создана первая коммерческая ЭВМ  UNIVAC-1 (она весила 30 т, содержала 18 тысяч ламп и совершала 5 тысяч операций в секунду. 

_______________________

¹ Тоффлер О., «Третья война» - М., 2002 – 67 с.

Второй значительный этап компьютерной революции начинается с создания первых персональных компьютеров и их серийного производства.

«Слияние компьютерной и телекоммуникационных технологий породило на рынке множество новых товаров и услуг. Информационная и телекоммуникационная индустрия превратились сегодня в ключевой сектор экономики развитых стран.» ¹

Развитые  страны предпочитают ввозить товары широкого потребления, но вывозить продукты информационной индустрии, и на их продаже  зарабатывать национальное богатство.

Информационные  технологии стоят дорого, гораздо  дороже, чем товары широкого потребления, что обеспечивает развитым странам  по-прежнему высокий уровень жизни, существенно превосходящий уровень  жизни в развивающихся странах.

Кроме того, лидерство в информационных технологиях  дает им возможность по-прежнему претендовать на политическое лидерство в мире.

Например, США - один из признанных лидеров мировой  политики, контролирует более 40 % рынка  торговли информационными технологиями.

США законсервировали свои ископаемые ресурсы и больше ввозят товаров, чем вывозят, зато вывозят  больше услуг (особенно в области  информационных технологий), чем ввозят.

Лидерство в области информатизации США  объяснимо: там находится 41 % всех имеющихся  в мире компьютеров; 40 % семей там  владеют персональными компьютерами, а 20 % - модемами, то есть являются пользователями Интернета.

Благодаря слиянию компьютерной и телекоммуникационной революций появилась возможность  создавать информационные сети огромных масштабов, вплоть до глобальных. По этим сетям можно гораздо быстрее передавать, находить и обрабатывать необходимую информацию.

_______________________

¹ Тоффлер О., «Третья война» - М., 2002 – 73 с.

2.2.  Информатизация общества в настоящее время

Еще недавно никто не представлял, что человечество окажется на пороге новой эры в развитии цивилизации  — информационной.

В настоящее время происходит активный процесс информатизации общества.

«Под информатизацией понимается активное внедрение компьютерной техники и новых информационных технологий в различные сферы производства, общественной и личной жизни людей.» ¹

Информационное общество — общество, в котором большинство работающих заняты производством, хранением, переработкой, продажей и обменом информацией.

В последнее время появилась  новая категория культуры - информационная. Это вызвано тем, что для жизни  и работы в информационном обществе человек должен быть подготовлен  к быстрому восприятию и обработке  больших объемов информации; ему  необходимо овладеть современными средствами, методами и технологией работы.

Кроме того, в новых жизненных  условиях степень информированности  одного человека напрямую зависит от информации, приобретенной другими  людьми. Поэтому уже недостаточно уметь самостоятельно осваивать  и накапливать информацию, а следует  научиться такой технологии работы с информацией, когда решения  подготавливаются и принимаются  на основе коллективного знания. Таким  образом, человек должен иметь определенный уровень культуры для работы с  информацией.

 

_______________________

¹ Морозова Л.А., «Теория государства и права» - М., 2003 – 98 с.

Информационная культура - умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные средства и методы.

Будучи важнейшей составляющей культуры в целом, информационная культура является продуктом разнообразных творческих способностей человека.

Информационная культура проявляется  в следующем:

- в конкретных навыках по  использования различных технических  устройств - от телефона до  персонального компьютера и компьютерных  сетей;

- в способности использовать  в своей работе компьютерную  информационную технологию;

- в умении извлекать информацию  из различных источников - от периодической  печати до электронных коммуникаций;

- в умении представлять информацию  в понятном виде и эффективно  ее использовать;

- в знании аналитических методов  обработки информации;

- в умении работать с различными  видами информации.

Информационная  культура заимствует и использует достижения многих наук: кибернетики, информатики, теории информации, математики, теории проектирования баз данных и ряда других дисциплин. Неотъемлемой частью информационной культуры является знание информационной технологии и умение применять ее на практике.

Относительно  недавно появилась еще одна новая  информационная технология - виртуальная  реальность.

Виртуальная реальность (Virtual reality - VR) - высокоразвитая форма компьютерного моделирования, которая позволяет пользователю погрузиться в искусственный мир и непосредственно действовать в нем с помощью специальных сенсорных устройств, которые связывают его движения с аудиовизуальными эффектами.

При этом зрительные, слуховые, осязательные и  моторные ощущения пользователя заменяются их имитацией, генерируемой компьютером.

«Характерными признаками виртуальной реальности являются:  
- моделирование в реальном масштабе времени;  
- имитация окружающей обстановки с высокой степенью реализма;  
- возможность воздействовать на окружающую обстановку и иметь при этом обратную связь.» ¹

В основе цивилизации индустриального  общества лежали шесть принципов:

1) синхронизация; 

2) специализация; 

3) стандартизация;

4) концентрация;

5) максимизация;

6) централизация. 

Все они  рушатся в информационном обществе и сменяются другими, составляющими  особенности информационного общества:

    1. Синхронизация. Синхронизированный с ритмами производства машинизированный ритм жизни сменяется социальными ритмами - ритмами деятельности, не связанными с производством вещей.

_______________________

¹ Протасов В.Н., «Теория государства и права» - М., 2004 – 87 с.

Сама социальная деятельность становится более разнообразной, и ритмы ее тоже разнообразятся.

«Главными видами социальной деятельности становятся  те, которые связаны с производством информации, в частности, сильно возрастает роль науки и образования, питающих развитие новых технологий.» ¹

2) Специализация. Производство информации становится новым способом создания общественного богатства. В основе этого способа лежит не физическая сила, а умственные способности человека, а они развиваются в процессе образования.

К образованию  в информационном обществе предъявляются  новые требования, обусловленные  тем, что в производстве теперь смена  технологий происходит очень быстро, появляются новые виды труда, а старые исчезают совершенно. В связи с  этим возникает необходимость в  перебрасывании трудовых ресурсов из одной отрасли в другую.

Кто быстрее  может переключиться с одной  работы на другую? - Тот, кто не является узким специалистом, но обладает хорошим  фундаментальным образованием. Поэтому  характерной чертой рынка рабочей  силы в информационном обществе становится ее деспециализация и высокий образовательный уровень.

Весьма  любопытные замечания Тоффлер делает по поводу новой социальной роли знаний. В индустриальном обществе богатство выражалось в форме капитала (денег), в информационном - богатство приобретает новую, невещественную форму - форму символического капитала, или информации (знания). Если индустриальное общество было обществом массового производства вещей длительного пользования, то информационное, по Тоффлеру, будет обществом массового производства знаний.

    1. Стандартизация. В информационном обществе отмечается тенденция к индивидуализации во всем.

_______________________

¹ Протасов В.Н., «Теория государства и права» - М., 2004 – 113 с.

        4) Концентрация. Принцип концентрации производства, повлекший концентрацию населения в больших городах сменится в информационном обществе принципом оптимального сочетания большого и малого, ведь главное производство - производство знаний - не привязано к источникам ископаемых ресурсов.

Компьютеры  можно завезти в любую точку  земного шара, из любой точки можно  войти в информационную сеть и  стать участником производства знаний (написать книгу, рассчитать проект, составить  отчет и так далее).

5) Максимизация. Принцип максимизации, обусловивший строительство гигантских заводов и фабрик, огромных исследовательских институтов сменится (и уже начал меняться) принципом создания временных коллективов для решения специальных задач. Эти коллективы смогут сами устанавливать для себя удобный режим работы.

6) Централизация. Принцип централизации сменится принципом децентрализации и деурбанизации (от латинского urbs - город) - снижением роли городов в общественной жизни, так как необходимость в существовании огромных городов (мегаполисов) отпадает.

«Открытость информации делает личность более сильной, а государственную власть - более зависимой от граждан.»¹ Телекоммуникационные сети создают  возможности для непосредственного участия всех граждан в управлении государством, что позволяет избежать принятия важных государственных решений, игнорирующих интересы граждан или даже их меньшинства.

Безусловно, все оптимистические прогнозы, звучащие в теории информационного общества, имеют своей предпосылкой пересмотр  в масштабах всего человечества отношений к целям и задачам  производства.

 

_______________________

¹ Черновонюк В.И., «Теория государства и права» - М., 2006 – 86 с.

 

Производство  должно быть поставлено на службу жизненным  интересам, а не войне. Оно должно развиваться с учетом стоящих  глобальных проблем, всем людям  информационного  общества должен быть присущ высокий  уровень экологического сознания.

Главным вопросом, решение которого обусловит  развитие производства, должен стать  не вопрос «как?», а вопрос «почему?».

Считается, что западные страны уже вошли  в информационное общество, Россия, как все развивающиеся страны, стоит на его пороге.

В другой своей книге, «Футуршок» Тоффлер отмечает уже проявившиеся черты нового общества: слишком быструю изменчивость  жизни, связанное с ней чувство неустойчивости всего происходящего и отмечает новые вызванные этим проблемы, которые он называет словом «футуршок». «Быстротечность, новизна и разнообразие – характерные черты будущего, вызывающие у нас шок», - написал Тоффлер. «Футуршок» – буквально, «шок от столкновения с будущим». Как считает Тоффлер, он проявляется в нарушении процессов принятия решений.

Люди  уже не могут воспользоваться  рецептами жизни, созданными прошлыми поколениями, им приходится создавать  собственные.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Очевидно, что в настоящее время мы вступаем в информационную эру, где основным товаром будет информация в различных  ее проявлениях.

Получая неоспоримые блага, такие как  доступность информации, ее быстрое  распространение, свободный обмен  данными между людьми и др. нельзя не учитывать и возросшие и  изменившиеся требования к человеку как члену общества.

В период перехода к информационному обществу кроме решения описанных выше проблем необходимо подготовить  человека к быстрому восприятию и  обработке больших объемов информации, овладению им современными средствами, методами и технологией работы. Кроме  того, новые условия работы порождают  зависимость информированности  одного человека от информации, приобретенной  другими людьми.

Сейчас  уже недостаточно уметь самостоятельно осваивать и накапливать информацию, а надо научиться такой технологии работы с информацией, когда подготавливаются и принимаются решения на основе коллективного знания. Это говорит  о том, что человек должен иметь  определенный уровень культуры по обращению  с информацией.

Информация о работе Развитие информационного общества