Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 19:55, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Межкультурная коммуникация".
■ действовать в интересах своей группы;
■ чувствовать неприязнь по отношению к другим этническим группам;
■ гордиться своей группой.
Большинство культурных антропологов сходятся во мнении, что этноцентризм в той или иной степени свойственен любой культуре. Во многих из них принято считать, что смотреть на мир через призму своей культуры является естественным, и это имеет как положительные, так и отрицательные моменты. Положительные заключаются в том, что этноцентризм позволяет бессознательно отделить носителей чужой культуры от своей, одну этнокультурную группу от другой. Негативная его сторона заключается в сознательном стремлении изолировать одних людей от других, сформировать уничижительное отношение одной культуры по отношению к другой.
6.Культурная идентичность
Понятие «культурная идентичность»
Культурные последствия расширяющихся
контактов между .представителями разных
стран и культур выражаются среди прочего
и в постепенном стирании культурной самобытности.
Особенно это очевидно для молодежной
культуры, которая носит одинаковые джинсы,
слушает одну и ту же музыку, поклоняется
одним и тем же «звездам» спорта, кино,
эстрады. Однако со стороны более старших
поколений естественной реакцией на этот
процесс стало стремление сохранить существующие
особенности и отличия своей культуры.
Поэтому сегодня в межкультурной коммуникации
особую актуальность имеет проблема культурной
идентичности, то есть принадлежности
человека к той или иной культуре.
Понятие «идентичность» сегодня широко
используется в этнологии, психологии,
культурной и социальной антропологии.
В самом общем понимании оно означает
осознание человеком своей принадлежности
к какой-либо группе, позволяющее ему определить
свое место в социокультурном пространстве
и свободно ориентироваться в окружающем
мире. суть культурной идентичности заключается
в осознанном принятии человеком соответствующих
культурных норм и образцов поведения,
ценностных ориентации и языка, понимании
своего «я» с позиций тех культурных характеристик,
которые приняты в данном обществе, в самоотождествлении
себя с культурными образцами именно этого
общества.
Культурная идентичность оказывает определяющее
влияние на процесс межкультурной коммуникации.
Она предполагает совокупность определенных
устойчивых качеств, благодаря которым
те или иные культурные явления или люди
вызывают у нас чувство симпатии или антипатии.
В зависимости от этого мы выбираем соответствующий
тип, манеру и форму общения с ними.
Этническая идентичность
Интенсивное развитие межкультурных
контактов делает актуальной проблему
не только культурной, но и этнической
идентичности. Это вызвано целым рядом
причин. Во-первых, в современных условиях,
как и раньше, культурные формы жизнедеятельности
с необходимостью предполагают принадлежность
человека не только к какой-либо социокультурной
группе, но и к этнической общности. Среди
многочисленных социокультурных групп
наиболее стабильными являются устойчивые
во времени этносы. Благодаря этому этнос
является для человека самой надежной
группой, которая может обеспечить ему
необходимую безопасность и поддержку
в жизни.
Во-вторых, следствием бурных и разносторонних
культурных контактов становится ощущение
нестабильности окружающего мира. Когда
окружающий мир перестает быть понятным,
начинается поиск того, что помогло бы
восстановить его целостность и упорядоченность,
защитило бы от трудностей. В этих обстоятельствах
все больше людей (даже молодых) начинают
искать поддержку в проверенных временем
ценностях своего этноса, которые в данных
обстоятельствах оказываются самыми надежными
и понятными. Результатом становится усиление
чувства внутригруппового единства и
солидарности. Через осознание своей принадлежности
к этносам люди стремятся найти выход
из состояния социальной беспомощности,
почувствовать себя частью общности, которая
обеспечит им ценностную ориентацию в
динамичном мире и защитит от больших
невзгод.
В-третьих, закономерностью развития любой
культуры всегда была преемственность
в передаче и сохранении ее ценностей,
так как человечеству необходимо самовоспроизводиться
и саморегулироваться. Это во все времена
происходило внутри этносов путем связи
между поколениями. Если бы этого не было,
то человечество не развивалось бы.
Содержание этнической идентичности составляют
разного рода этносоциальные представления,
разделяемые в той или иной степени членами
данной этнической группы. Эти представления
формируются в процессе внутрикультурной
социализации и во взаимодействии с другими
народами. Значительная часть этих представлений
является результатом осознания общей
истории, культуры, традиций, места происхождения
и государственности. В этносоциальных
представлениях отражаются мнения, убеждения,
верования, идеи, которые получают свое
выражение в мифах, легендах, исторических
повествованиях, обыденных формах мышления
и поведения. Центральное место среди
этносоциальных представлений занимают
образы собственной и других этнических
групп. Совокупность этих знаний связывает
членов данной этнической группы и служит
основой ее отличия от других этнических
групп.
Этническая идентичность — это не только
принятие определенных групповых представлений,
готовность к сходному образу мыслей и
разделяемые этнические чувства. Она также
означает построение системы отношений
и действий в различных межэтнических
контактах. С ее помощью человек определяет
свое место в полиэтническом обществе
и усваивает способы поведения внутри
и вне своей группы.
Для каждого человека этническая идентичность
означает осознание им своей принадлежности
к определенной этнической общности. С
ее помощью человек солидаризируется
с идеалами и стандартами своего этноса
и разделяет другие народы на похожих
и непохожих на свой этнос. В итоге выявляется
и осознается уникальность и неповторимость
своего этноса, его культуры. Однако этническая
идентичность — это не только осознание
своей тождественности с этнической общностью,
но и оценка значимости членства в ней.
Кроме того, она дает человеку наиболее
широкие возможности для самореализации.
Эти возможности опираются на эмоциональные
связи с этнической общностью и моральные
обязательства по отношению к ней.
Этническая идентичность очень важна
для межкультурной коммуникации. Общеизвестно,
что нет личности внеисторической, вненациональной,
каждый человек принадлежит к той или
иной этнической группе. Основой социального
положения каждого индивида является
его культурная или этническая принадлежность.
Новорожденный не имеет возможности выбрать
себе национальность. С появлением на
свет в определенной этнической среде
его личность формируется в соответствии
с установками и традициями его окружения.
Не возникает проблемы этнического самоопределения
у человека, если его родители принадлежат
к одной и той же этнической группе и его
жизненный путь проходит в ней. Такой человек
легко и безболезненно идентифицирует
себя со своей этнической общностью, поскольку
механизмом формирования этнических установок
и стереотипов поведения здесь служит
подражание. В процессе повседневной жизнедеятельности
он усваивает язык, культуру, традиции,
социальные и этнические нормы родного
этнического окружения, формирует необходимые
навыки коммуникации с другими народами
и культурами.
7.Культурные ценности
Категория ценности образуется в человеческом сознании путем сравнения разных явлений. Осмысливая мир, человек решает для себя, что для него представляется важным в жизни, а что нет, что существенно, а что несущественно, без чего он может обойтись, а без чего нет. В результате этого формируется его ценностное отношение к миру, в соответствии с которым все предметы и явления рассматриваются им по критерию важности и пригодности для его жизни. Каждый объект получает свою оценку и представляет определенную ценность, на основании которой складывается соответствующее к нему отношение. В результате формируется общее ценностное отношение человека к миру, при котором те или иные явления жизни людей имеют для них определенный смысл и значимость.
Ценности имеют огромное значение в любой культуре, поскольку определяют отношения человека с природой, социумом, ближайшим окружением и самим собой. К. Клакхон и Ф. Стродбек определили ценности как «сложные, определенным образом сгруппированные принципы, придающие стройность и направленность разнообразным мотивам человеческого мышления и деятельности в ходе решения общих человеческих проблем».
Ценности существуют не хаотично, они определенным образом упорядочены по отношению друг к другу. На этой основе в каждой культуре складывается своя система ценностей, отражающая ее специфическое положение в мире. Система ценностей обыкновенно представляет собой иерархию, в которой ценности располагаются по нарастающей значимости. Благодаря этой системе обеспечиваются целостность данной культуры, ее неповторимый облик, необходимая степень порядка и предсказуемости.
Если рассматривать ценность как значимость чего-либо для человека и общества, то это понятие наполняется субъективным содержанием, поскольку в мире нет явлений, в равной степени значимых для всех людей без исключения. Существуют ценности личного характера, ценности, присущие определенному полу или возрасту, ценности каких-либо больших и малых групп людей, различных эпох и государств и так далее, вплоть до общечеловеческих. По этой причине в науке принято все культурные ценности систематизировать на две основные группы. Во-первых, это совокупность выдающихся произведений интеллектуального, художественного и религиозного творчества. В эту группу включаются также выдающиеся архитектурные сооружения, уникальные произведения ремесла, археологические и этнографические раритеты. Во-вторых, к числу культурных ценностей были отнесены оправдавшие себя и доказавшие на практике свою эффективность принципы совместного сосуществования людей: нравы, обычаи, стереотипы поведения и сознания, оценки, мнения, интерпретации и пр., которые ведут к интеграции общества, к росту взаимопонимания между людьми, их комплиментарности, солидарности, взаимопомощи и т.д.
Можно выделить группу таких, которые совпадают и по характеру оценок, и по содержанию - получили название универсальных. Это обусловливается тем, что основные черты таких ценностей базируются на биологической природе человека и на всеобщих свойствах социального взаимодействия.
Четыре основные сферы культурных ценностей: быт, идеологию, религию и xyдожественную культуру. Специфика бытовой культуры состоит в том, что она вырабатывает те ценности, который имеют основополагающее значение для межкультурной коммуникации. Именно быт является хранителем исторической памяти культуры, поскольку он значительно устойчивее идеологии и peлигии и изменяется гораздо медленнее, чем они. Поэтому именно бытовая культура в большей степени содержит в себе ценности «вечные», общечеловеческие и этнические. Кроме того, именно бытовые ценности являются основой существования идеологии религии и искусства. Нормы и ценности бытовой культуры являются самодостаточными. Ценности бытовой культуры рождаются в процессе житейской практики и имеют утилитарную направленность. Поэтому они не нуждаются в обосновании и доказательстве, носители данной культуры воспринимают их как естественные и
само собой разумеющиеся. Их оказывается вполне достаточно для приобщения человека к культуре.
Культурные ценности, как уже было отмечено, в жизни каждого человека имеют разное значение. Поэтому одни люди являются приверженцами ценностей коллектива, а другие — ценностей индивидуализма.
Какие ценности имеют для людей важное значение и обладают большим влиянием, а какие не принимаются во внимание — зависит от культуры. Их структура и значимость определяют своеобразие и особенности культуры. Большая часть особенностей собственной культуры, как правило, не осознается и воспринимается как само собой разумеющееся. Осознание ценностей своей культуры наступает лишь при встрече с представителями других культур, когда происходит взаимодействие разных культур и обнаруживаются различия в их ценностных ориентациях. Именно в этих случаях возникают ситуации непонимания, растерянности, бессилия и раздражения, вызывающие чувство обиды, злости, отчуждения, оскорбления.
8.Диалог культур. Конфликт культур. Типология культур
ДИАЛОГ КУЛЬТУР - совокупность
непосредственных отношений и связей, которые складываются между
различными К., а также их результатов,
взаимных изменений, возникающих в ходе
этих отношений. Д.К. - одна из наиболее
значимых для культурной динамики форм
культурной коммуникации. В процессе Д.К.
происходят изменения культурных паттернов
- форм социальной организации и моделей
социального действия, систем ценностей
и типов мировоззрения, становление новых
форм культуротворчества и образа жизни.
Можно выделить следующие уровни Д.К.:
а) личностный, связанный с формированием или трансформацией человеческой личности под влиянием различных "внешних" по отношению к его естественной культурной среде культурных традиций;
б) этнический, характерный для отношений между различными локальными социальными общностями, нередко в рамках единого социума;
в) межнациональный, связанный
с разноплановым
г) цивилизационный, основанный
на встрече принципиально
Д.К. может проходить
как в конструктивно-
Возникновение конфликтов объясняется самыми разными причинами. В частности, существует точка зрения, что вражда и предубежденность между людьми извечны и коренятся в самой природе человека, в его инстинктивной «неприязни к различиям». Исследования опровергают эту гипотезу, доказывая, что как враждебность к иностранцам, так и предубеждения против какой-то конкретной народности не являются всеобщими. Они возникают под влиянием причин социального характера. Этот вывод в полной мере относится и к конфликтам, носящим межкультурный характер.
Диапазон причин возникновения межкультурных конфликтов (как и конфликтов вообще) предельно широк: в основе конфликта могут лежать не только недостаточные знания языка и связанное с этим простое непонимание партнера по коммуникации, но и более глубокие причины, нечетко осознаваемые самими участниками. Возникающие конфликты нельзя рассматривать только лишь как деструктивную сторону процесса коммуникации, они имеют также и свои позитивные аспекты. Согласно теории позитивного конфликта конфликты понимаются как неизбежная
часть повседневной жизни и не обязательно должны носить дисфункциональный характер.
Под конфликтом понимается любой вид противоборства или несовпадения интересов. Конфликт имеет динамический характер и возникает в самом конце ряда событий, которые развиваются, исходя из имеющихся обстоятельств. Возникновение конфликта вовсе не означает прекращения отношений между коммуникантами; за этим скорее стоит возможность отхода от имеющейся модели коммуникации, причем, дальнейшее развитие отношений возможно как в позитивном, так и в негативном направлениях.
В процессе нашей коммуникации с представителями других культур причинами напряженности и конфликта очень часто бывают ошибки атрибуции. Знание или незнание культурных особенностей, включая религиозные и идеологические аспекты, играют огромную роль в построении атрибуций. Обладание такой информацией позволяет многое прояснить относительно того, что является желательным и на что накладывается табу в конкретной культуре.
К личностным причинам конфликтов относятся ярко выраженное своенравие, фрустрированные индивидуальные потребности, низкая способность или готовность к адаптации, подавленная злость, несговорчивость, ярко выраженное честолюбие, карьеризм, жажда власти или сильное недоверие. Эти причины конфликтов обусловлены исключительно личными качествами конкретного человека.
К социальным причинам возникновения конфликтов относятся сильно выраженное соперничество, недостаточное признание способностей, недостаточная поддержка или готовность к компромиссам, противоречивые цели и средства для их достижения.
К организационным причинам конфликтов относят перегрузку работой, неточные инструкции, неясные компетенции или ответственность, противоречащие друг другу цели, постоянные изменения правил и предписаний для отдельных участников коммуникации, глубокие изменения или переструктуризацию укоренившихся позиций и ролей.
Возникновение конфликтов возможно в первую очередь среди людей, которые находятся между собой в достаточно зависимых отношениях. Чем теснее эти отношения, тем вероятнее возникновение конфликтов; причем, частота контактов с другим человеком повышает возможность возникновения конфликтной ситуации в отношениях с ним. Это верно как для формальных, так и для неформальных отношений. Причинами коммуникативных конфликтов в межкультурном общении могут оказаться не только культурные различия. За этим часто стоят вопросы власти или статуса, социальное расслоение, конфликт поколений и т.д.
Тип культуры - это сходство, общность, то, что объединяет культурные единицы в одно множество культур и отличает это множество культур от других. Метод научного познания, с помощью которого все многообразие существующих культур упорядочивается, классифицируется, группируется в различные типы культур, называется типологизацией. Как научный метод, используемый в культурологи, типологизация есть расчленение социокультурных объектов и их группировка по некоторым общим основаниям, признакам, создание некоторой идеализированной типологической модели культуры или типа.
Т.К. строится на основании нескольких
критериев:
связь с религией (культуры религиозные
и светские);
региональная принадлежность культуры
(культуры Востока и Запада, средиземноморская,
латиноамериканская);
регионально-этническая особенность (русская,
французская);
принадлежность к историческому типу
общества (культура традиционного, индустриального,
постиндустриального общества);
хозяйственный уклад (культура охотников
и собирателей, огородников, земледельцев,
скотоводов, индустриальная культура);
сфера общества или вид деятельности (культура
производственная, политическая, экономическая,
педагогическая, экологическая, художественная
и т.п.);
связь с территорией (сельская и городская
культура);
специализация (обыденная и специализированная
культура);
этническая принадлежность (народная,
национальная, этническая культура);
уровень мастерства и тип аудитории (высокая,
или элитарная, народная, массовая культура)
и др.
Информация о работе Шпаргалка по "Межкультурной коммуникации"