Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 19:55, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Межкультурная коммуникация".
9.Понятие
вторичной адаптации(
Каждому человеку предстоит жить в
обществе, и поэтому социальная интегрированность
является чрезвычайно важным фактором
его жизни. Любому из нас необходимо
определенное умение приспособляться
к обществу, иначе индивид обречен на устойчивую
неспособность ладить с окружающими, изоляцию,
мизантропию и одиночество. Индивидуальное
развитие каждого человека начинается
с его постепенного вхождения, включения
в окружающий мир. С самого раннего детства
человек усваивает принятые манеры поведения
и образцы мышления до тех пор, пока большинство
из них не становятся привычными. Это вхождение
в мир происходит путем усвоения индивидом
необходимого количества знаний, норм,
ценностей, образцов и навыков поведения,
позволяющего ему существовать в качестве
полноправного члена общества.
Этот процесс освоения индивидом норм
общественной жизни и культуры обозначается
понятием «социализация», которое подразумевает
усвоение людьми культурных форм какого-либо
общества.
Получая в повседневной практике информацию о самых разных сторонах общественной жизни, человек формируется как личность, социально и культурно адекватная обществу. Таким образом, под социализацией понимается гармоничное вхождение индивида в социальную среду, усвоение им системы ценностей общества, позволяющего ему успешно функционировать в качестве его члена.
Адаптацию обычно рассматривают в двух аспектах: психологическом и социокультурном.
Психологическая адаптация представляет собой достижение психологической удовлетворенности в рамках новой культуры. Она выражается в хорошем самочувствии, психологическом здоровье, а также в четко и ясно сформированном чувстве личной или культурной идентичности.
Социокультурная адаптация заключается в умении свободно ориентироваться в новой культуре и обществе, решать повседневные проблемы в семье, в быту, на работе и в школе. Поскольку одним из важнейших показателей успешной адаптации является наличие работы, удовлетворенность ею и уровнем своих профессиональных достижений и как следствие своим благосостоянием в новой культуре, исследователи в последнее время в качестве самостоятельного аспекта адаптации выделяют экономическую адаптацию.
Поскольку факторы, влияющие на них, достаточно сильно различаются, к тому же психологическую адаптацию изучают в контексте стресса и психопатологии, а социокультурную — в рамках концепции социальных навыков, то и ее аспекты все же рассматриваются раздельно.
Адаптация может привести или не привести к взаимному соответствию личности и среды и может выражаться не только в приспособлении, но и в сопротивлении, в попытке изменить среду своего обитания или измениться взаимно. И спектр результатов адаптации весьма велик — от очень успешного приспособления новой жизни до полной неудачи всех попыток этого добиться.
Хорошая психологическая адаптация
зависит от типа личности человека,
событий в его жизни, а также
от социальной поддержки. В свою очередь
эффективная социокультурная
10.Понятие
стадий инкультурации
В отличие от социализации понятие инкультурация
подразумевает обучение человека традициям
и нормам поведения в конкретной культуре.
Это происходит в процессе отношений взаимообмена
между человеком и его культурой, при которых,
с одной стороны, культура определяет
основные черты личности человека, а с
другой, — человек сам влияет на свою культуру.
Инкультурация включает в себя формирование
основополагающих человеческих навыков,
как, например, типы общения с другими
людьми, формы контроля за собственным
поведением и эмоциями, способы удовлетворения
основных потребностей, оценочное отношение
к различным явлениям окружающего мира
и т.д. Результатом инкульту-рации является
эмоциональное и поведенческое сходство
человека с другими членами данной культуры
и его отличие от представителей других
культур.
Процесс инкультурации составляет приобретение,
следующих знаний и навыков:
• жизнеобеспечение: профессиональная
деятельность, домашний труд, приобретение
и потребление товаров и услуг;
• личностное развитие: приобретение
общего и профессионального образования,
общественная активность, любительские
занятия;
• социальная коммуникация: формальное
и неформальное общение, путешествия,
физические передвижения;
• восстановление энергетических затрат:
потребление пищи, соблюдение личной гигиены,
пассивный отдых, сон.
Первичная и вторичная стадии инкультурации
На протяжении всей своей жизни каждый
человек проходит определенные фазы, которые
называют стадиями жизненного цикла. Это
— детство, юность, зрелость и старость.
На каждой стадии жизненного цикла процесс
инкультурации характеризуется своими
результатами и достижениями. В зависимости
от этих достижений обычно выделяют две
основные стадии инкультурации — начальную
(первичную), охватывающую периоды детства
и юности, и взрослую (вторичную), охватывающую
два других периода.
Первичная стадия начинается с рождения
ребенка и продолжается до окончания подросткового
возраста. Она представляет собой процесс
воспитания и обучения детей. В этот период
дети усваивают важнейшие элементы своей
культуры, овладевают ее азбукой, приобретают
навыки, необходимые для нормальной со-циокультурной
жизни. Процессы инкультурации реализуются
у них в это время в основном в результате
целенаправленного воспитания и частично
на собственном опыте.
Для этого периода в любой культуре существуют
специальные способы формирования у детей
адекватных знаний и навыков для повседневной
жизни. Чаще всего это происходит в форме
игры. В играх развиваются такие личностные
свойства, как интеллект, фантазия, воображение,
способность к обучению.
Маленькие дети играют в одиночку, не обращая
внимания на остальных. Им свойственна
уединенная независимая игра. Чуть позже
они начинают копировать поведение других
детей, не вступая с ними в контакт. Это
так называемая параллельная игра. В возрасте
около трех лет малыши начинают учиться
координировать свое поведение с поведением
других детей. Они играют в соответствии
со своими желаниями, но учитывают и чужие
— объединенная игра. И, наконец, с четырех
лет дети способны к совместной игре —
координации своих действий и поступков
с другими.
Значимое место в процессе первичной инкультурации
принадлежит освоению трудовых навыков
и формированию ценностного отношения
к труду. Также важно, чтобы ребенок научился
учиться. Соответствующими институтами
являются детские дошкольные и школьные
учреждения. Ребенок проводит там значительную
часть своего времени. Можно сказать, что
в это время складываются предпосылки
трансформации ребенка во взрослого человека,
способного к адекватному участию в социо-культурной
жизни.
Способы первичной инкультурации зависят
от того, к какому полу принадлежит воспитатель.
Женщина чаще стремится приласкать ребенка,
оградить его от холода, действует поощрением,
потакает слабостям и капризам. Мужчина
испытывает эмоциональный дискомфорт
при тесном контакте с ребенком, действует
угрозой наказания, прибегает к жестким
методам воспитания. Материнская опека
и уход за ребенком развивают в нем эмоциональную
зависимость от взрослых, несамостоятельность.
Отец поощряет силовые и военные игры,
развивающие самостоятельность и собственную
активность ребенка. Тем самым первичная
инкультурация закладывает основы половой
идентификации. Мальчики играют в военные
игры, а девочки — в куклы. Мальчиков учат
быть смелыми, сильными, деловыми, а девочек
— мягкими, хозяйственными, заботливыми.
Первичная стадия инкультурации способствует
сохранению стабильности культуры.
Вторичная стадия инкультурации касается
уже взрослых людей, так как вхождение
человека в культуру не заканчивается
с достижением человеком совершеннолетия.
Взрослым человек считается, если обладает
рядом важных качеств, среди которых:
• достижение необходимой степени физической
зрелости организма, как правило, несколько
превышающей сформировавшуюся способность
к воспроизведению потомства;
• овладение навыками собственного жизнеобеспечения
в сферах домашнего хозяйства и общественного
разделения труда;
• овладение достаточным объемом культурных
знаний и социального опыта через практическую
деятельность в составе различных социокультурных
групп и знакомство с различными «навыками»
культуры (наука, искусство, религия, право,
мораль);
• принадлежность к одной из социальных
общностей, состоящей из взрослых участников
системы разделения труда.
Инкультурация в этот период носит фрагментарный
характер и касается только отдельных
элементов культуры, появившихся в последнее
время. Обычно это какие-либо изобретения
и открытия, существенно меняющие жизнь
человека, или новые идеи, заимствованные
из других культур.
Отличительной особенностью второй стадии
инкультурации является развитие способности
человека к самостоятельному освоению
социокультурного окружения в пределах,
установленных в данном обществе. Человек
получает возможность комбинировать полученные
знания и навыки для решения собственных
жизненно важных проблем, расширяется
его способность принимать решения, которые
могут иметь значимые последствия как
для него, так и для других людей. Он приобретает
право участвовать в действиях, которые
могут привести к значительным социокультур-ным
изменениям.
В этот период основное внимание уделяется
профессиональ-» ной подготовке. На нее
тратится большая часть усилий и времени
личности. Необходимые знания и навыки
в основном приобретаются в средних специальных
и высших учебных заведениях. На этой стадии
также большое значение имеет освоение
молодыми людьми их нового, взрослого
статуса в семье, расширение круга их социальных
контактов, осознание ими своего нового
положения, накопление собственного жизненного
опыта.
В более позднее время, когда человек совершенствует
свои профессиональные навыки уже на рабочем
месте, инкультурация бывает связана в
основном с непосредственными (формальными
и неформальными) социокультурными контактами.
Кроме того, жизнь взрослого человека
невозможна без включенности в целый ряд
других социальных групп: семью, компанию
друзей, группы по интересам и т.д. В это
время человек полностью включен в общественную
жизнь, выполняя гражданские обязанности
и пользуясь определенными правами. И
наконец наступает старость, когда человек
выходит на пенсию. У него появляется много
свободного времени, часто меняются обстоятельства
(дети живут отдельно, умирают друзья и
т.п.). Для человека в этот период очень
легко утерять смысл жизни, поэтому инкультурация
пожилых людей — очень актуальная проблема
в современном мире.
11.Понятие коммуникации
Слово коммуникация происходит от лат. communico = делаю общим, связываю, общаюсь. Под коммуникацией в человеческом обществе подразумевают общение, обмен мыслями, знаниями, чувствами, схемами поведения и т.п. Сразу же следует отметить, что слово ‘обмен’ в данном случае является явной метафорой. На самом деле, если мы обмениваемся идеями, обмениваемся словами и т.п., то я не лишаюсь своих слов, а мой собеседник – своих, мы взаимно обогащаемся идеями другого, собеседника.
Это – весьма существенное замечание, разделяющее подход к коммуникации на две парадигмы: механистическую и деятельностную. Под парадигмой здесь подразумевается система близких взглядов ряда ученых, совпадающих по своим основополагающим принципам.
В механистической парадигме под коммуникацией понимается однонаправленный процесс кодирования и передачи информации от источника и приема информации получателем сообщения. В деятельностном подходе коммуникация понимается как совместная деятельность участников коммуникации (коммуникантов), в ходе которой вырабатывается общий (до определенного предела) взгляд на вещи и действия с ними.
Для механистического подхода характерно рассмотрение человека как механизма (механицизм = ‘философия заводной игрушки’), действия которого могут быть описаны определенными конечными правилами, контекст внешней среды коммуникации здесь рассматривается как шум, помеха. Для другого подхода характерны процессуальность, континуальность, контекстуальность. В целом, последний подход более близок к реальности жизни и более гуманистичен.
Коммуникация может решать разные задачи: обмен информацией, выражение отношения людей друг к другу, взаимное влияние, сострадание и взаимное понимание.
Вступая в общение, то
есть взаимодействуя друг с другом,
люди обычно преследуют конкретные цели. К основным целям коммуникации
обычно относятся:
• обмен и передача информации;
• формирование умений и навыков для успешной
социокуль-турной деятельности;
• формирование отношения к себе, к другим
людям, к обществу в целом;
• обмен деятельностью, инновационными
приемами, средствами, технологиями; 4,
• изменение мотивации поведения;
• обмен эмоциями.
Процессу коммуникации присущи определенные функции.
Информационная функция
В современной науке понятие «информация» трактуется как обмен между людьми различного рода знаниями и сведениями. Здесь коммуникация играет роль посредника. Она представляет собой обмен сообщениями, мнениями, замыслами, решениями, который совершается между коммуникантами. Информационный обмен может совершаться как ради достижения какой-то практической цели, решения какой-либо проблемы, так и ради самого процесса коммуникации, поддержания отношений между людьми.
Социальная функция
Она заключается в формировании и развитии культурных навыков взаимоотношения людей. Эта функция формирует наши мнения, мировоззрение, реакции на те или иные события. Ведь культура не может существовать вне общения, так как только в этих процессах человек, будучи общественным существом, может согласовать свои действия с действиями других людей, добиться выполнения социально значимых целей, да и просто стать человеком. Благодаря этой функции всем членам общества обеспечивается приобретение некоторого уровня культурной компетенции, с помощью которой становится возможным их нормальное существование в данном обществе.
Экспрессивная функция
Она означает стремление партнеров по коммуникации выразить и понять эмоциональные переживания друг друга. Так, межличностная коммуникация всегда начинается с установления контакта между партнерами. При этом важно не только сообщить необходимую для общения информацию (представиться), выбрав для этого стереотипные вербальные высказывания, но и дополнить их невербальными средствами (улыбка, рукопожатие), которые должны показать нашу расположенность (нерасположенность) к контакту. Плохое первое впечатление может разрушить далеко идущие планы партнеров. Выражение эмоций очень важно и в дальнейшем общении, когда укрепляются намеченные связи между людьми, осуществляется какой-то совместный проект.
Экспрессивная функция проявляется в выражении чувств, эмоций в процессе коммуникации через вербальные и невербальные средства. Они связаны с выбранным стилем речевого общения, используемыми невербальными средствами коммуникации. В зависимости от того, какой способ передачи чувств и эмоций выбран, экспрессивная функция может значительно усилить или ослабить информационную функцию коммуникации. Особое значение экспрессивная функция имеет для творческих людей, создаюших произведения, которые должны быть оценены другими и в которых отражается их собственное образное восприятие мира и эмоциональное отношение к нему. В ходе осуществления этой функции в партнере возбуждаются нужные эмоциональные переживания, которые в свою очередь способны изменить собственное эмоциональное состояние.
Прагматическая функция
Эта функция позволяет регламентировать поведение и деятельность участников коммуникации, координировать их совместные действия. Она может быть направлена как на себя, так и на партнера, в ходе осуществления этой функции возникает необходимость прибегать как к побуждению партнера к выполнению какого-то действия, так и к запрещению каких-то поступков. Ведь человек общается ради достижения каких-то целей, для чего осуществляет определенную деятельность, которая в свою очередь нуждается в постоянном контроле и корреляции. Именно это и выполняет прагматическая функция коммуникации.
Интерпретативная функция
Она служит прежде всего для понимания своего партнера по коммуникации, его намерений, установок, переживаний, состояний. Лело в том, что различные средства коммуникации не только отражают события окружающей действительности, но и интерпретируют их в соответствии с определенной системой ценностей и политических ориентиров. Некоторые зарубежные исследователи называют это свойство коммуникации interpretation function, подчеркивая таким образом значение именно интерпретации информации, отбора и освещения фактов с определенных позиций. В то же время эта функция зачастую используется для передачи конкретных способов деятельности, оценок, мнений, суждений и т.д.
При изучении функционального аспекта коммуникации необходимо помнить, что все указанные функции тесно связаны между собой и присутствуют в том или ином сочетании фактически в любом виде коммуникации. На практике все эти функции в соответствующей степени проявляются на разных уровнях межличностной коммуникации: социально-ролевом, деловом и интимно-личностном.
12.Теория деятельности как методическая основа теории коммуникации
Слово коммуникация происходит от лат. communico = делаю общим, связываю, общаюсь. Под коммуникацией в человеческом обществе подразумевают общение (почти синоним во всех языках, кроме русского), обмен мыслями, знаниями, чувствами, схемами поведения и т.п. Сразу же следует отметить, что слово ‘обмен’ в данном случае является явной метафорой. На самом деле, если мы обмениваемся идеями, обмениваемся словами и т.п., то я не лишаюсь своих слов, а мой собеседник – своих, мы взаимно обогащаемся идеями другого, собеседника. Это – весьма существенное замечание, разделяющее подход к коммуникации на две парадигмы: механистическую и деятельностную. Под парадигмой здесь подразумевается система близких взглядов ряда ученых, совпадающих по своим основополагающим принципам.
В деятельностном подходе коммуникация понимается как совместная деятельность участников коммуникации (коммуникантов), в ходе которой вырабатывается общий (до определенного предела) взгляд на вещи и действия с ними.
Для этого подхода характерны процессуальность, континуальность, контекстуальность.
На дочеловеческой стадии коммуникация проявляет свои основные черты (поведение животных ):
-интерсубъектность;
-деятельностный характер;
Можно сказать, что коммуникантами не рождаются, коммуникации обучаются, хотя есть и определенные биологические, природные предпосылки обучения коммуникативной деятельности.
Развитие языка в процессе общественной производственной деятельности подчеркивались и немецким философом, одним из основателей марксизма, Фридрихом Энгельсом: труд и затем членораздельная речь превратили постепенно мозг обезьяны в мозг человека. Труд, язык и сознание (мышление) развивались одновременно, во взаимодействии. Осознание пользы совместной деятельности для каждого отдельного члена общества способствовало более тесному сплочению первобытного трудового коллектива, появлению потребности что-то сказать друг другу.
Информация о работе Шпаргалка по "Межкультурной коммуникации"