Слухи, особенности их распространения и борьба с ними

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 21:38, реферат

Описание работы

Слухи представляются самым распространенным средством коммуникации, поскольку в какой-то мере объясняют значение ситуации, которую люди не понимают, и помогают им подготовиться к действиям. Следует отметить и определение, слухи - это специфическое (или злободневное) высказывание мнения, передаваемое от человека к человеку обычно посредством устной речи, без предоставления надежных стандартов достоверности.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….....3
1. Понятие слухов……………………………………………………………..7
1.1. Природа слухов…………………………………………………………..9
. Признаки слухов…………………………………………………………9
2. Польза и вред слухов в организации…………………………………….11
3. Борьба со слухами………………………………………………………...14
3.1. Профилактика слухов…………………………………………………..14
3.2. Противодействие слухам……………………………………………….15
Заключение…………………………………………………………………..16
Список литературы………………………………………………………….17

Файлы: 1 файл

17.doc

— 149.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение…………………………………………………………………….....3

1. Понятие слухов……………………………………………………………..7

1.1. Природа слухов…………………………………………………………..9

    1. . Признаки слухов…………………………………………………………9

2. Польза и вред слухов в организации…………………………………….11

3. Борьба со слухами………………………………………………………...14

3.1. Профилактика слухов…………………………………………………..14

3.2. Противодействие слухам……………………………………………….15

Заключение…………………………………………………………………..16

Список литературы………………………………………………………….17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Слухи, такое привычное и обыденное явление очень трудно уложить в рамки лаконичного и устраивающего всех определения.

Расхождения в понимании, что же есть слух, существуют и между теми, кто сталкивается с этим явлением в своей научной или практической деятельности, и теми, кто с большей или меньшей степенью осознанности соприкасается со слухами в повседневной жизни.

Слухи — это оперативная информация, не имеющая ссылки на источник ее происхождения. Слухи могут быть как достоверными, так и недостоверными. Поэтому отождествлять их с недостоверной информацией — неверно. Не все, что недостоверно, надо называть слухами.

Каждый специалист по-своему трактует это понятие.  
В одном из своих значений слово «слух» определяется как «сведения, достоверность которых не установлена».

Слухи представляются самым распространенным средством коммуникации, поскольку в какой-то мере объясняют значение ситуации, которую люди не понимают, и помогают им подготовиться к действиям. Следует отметить и определение, слухи - это специфическое (или злободневное) высказывание мнения, передаваемое от человека к человеку обычно посредством устной речи, без предоставления надежных стандартов достоверности.

В психологии слухами считают информацию, не имеющую официального подтверждения. Они не отличаются также строгой точностью смысла и определенной формы его выражения. Источники слухов разнообразны, их причиной могут быть какие-либо предположения сделанные на основе ложно воспринимаемых реальных объектов действительности. В основе слухов могут быть также всевозможные политические ожидания. В зависимости от причин порождающих слухи их условно можно подразделить на группы:

  1. Слухи - желания, то есть в соответствии с нашими желаниями могут появляться и слухи. Здесь можно привести пример из экономической области, когда предприниматель запускает рекламу товара. То есть мы ждем от продукта низкой цены и высокого качества, и вдруг, от каких-то людей мы узнаем, что существует именно такой товар, как мы хотим.

 

 

3

  1. Слухи - угрозы, в них сообщаются опасения о наступлении каких-либо нежелательных событий. Такие слухи обычно возникают во времена социальной напряженности (войны, государственное переустройство, экономические кризисы и т.д.). Их сюжеты варьируют от пессимистических, например, электричество будут включать только на два часа, до панических, например, абсолютно не будет соли. Иногда слухи - угрозы оказываются пророческими, то есть обгоняющими ход реальных событий. В этом случае они расслабляют стрессовые состояния людей в тот момент, когда предполагаемое событие совершается. Значительно чаще слухи вызывают неоправданные стрессы, страхи. Нередко они бывают направлены на отдельного человека или группу лиц, в них могут сообщаться всякие вздорные вымыслы. Если они не подтверждаются, то они именуются сплетнями.
  2. Слухи - искажения. Здесь имеются в виду слухи, опирающиеся на официальные сообщения, но искаженно передающие их смысл, например: официальное сообщение о предстоящем обмене денежных купюр иногда интерпретируются слухами как новая денежная реформа.

Предметом слухов могут быть только такие объекты, явления, события, к которым у определенных человеческих сообществ может быть интерес. Слухи распространяются довольно быстро. Своим изменчивым характером сплетни и слухи напоминают детскую игру в испорченный телефон. Но как доказали психологи слухи распространяются таким же образом как и в " испорченном телефоне". Так в учебной группе студентов на практическом занятии по социальной психологии был произведен эксперимент: возникновение слухов посредством "испорченного телефона". Принцип эксперимента таков: всего в группе 24 студента из них: один человек читает несколько раз отрывок из текста и пытается дословно или близко к тексту запомнить его, три человека следят за ходом эксперимента, остальная масса студентов стоит за дверьми и ждет команды к началу. Как только она прозвучит, заходит один человек, тот кто заучивал текст рассказывает информацию, а затем садится и тот кому он рассказывал, повторяет эту процедуру, то есть пересказывает полученную информацию. Основное правило эксперимента - излагать информацию один раз и не повторять ее (например: чье-нибудь имя) если попросят. Данную процедуру проделывают, пока никого не останется. В результате эксперимента в учебной группе из женщины, занимающейся продажей книг, получилась падшая женщина. И чем большее количество человек принимает участие в данном эксперименте, тем неожиданнее результат.

4

Отсюда можно  сделать вывод: играя в детстве  в игру "испорченный телефон" мы практикуемся не просто в коммуникативном  процессе, но и в создании слухов или заведомо ложных сплетен. Таким образом, можно сделать вывод о том, что в процессе человеческой коммуникации коммуникатор и реципиент должны быть осторожны в том, какую информацию они собираются сообщать и получать.

Нужно сказать, что слухи как метод психологического воздействия используется и как форма подачи информационно-новостных материалов. Здесь в целях доведения информации до целевых аудиторий не исключена и ее спонтанная, а на самом деле спровоцированная или сознательно предусмотренная "утечка", позволяющая достигать желаемого эффекта. Например, многие продавцы тех или иных товаров и услуг уверены, что большинство покупателей приходят к ним не в результате знакомства с рекламой, а после того, как им рассказал о "хорошей вещи" знакомый, родственник, сосед. Сила воздействия слухов в значительной мере зависит от их источника. Ведь средний россиянин зачастую рассуждает так: газеты коррумпированы, политики лицемерны, бизнесмены продают черное под видом белого и наоборот. То ли дело, когда информация исходит от человека, относящегося к одной из следующих категорий:

  • близкие люди: родственники, приятели, соседи, сослуживцы и т.п. Доверие к ним объясняется просто: "свой не обманет";
  • случайные встречные, не замеченные ни в чем плохом просто в силу малой известности: попутчики в транспорте, стоящие рядом в очереди, собутыльники... Все эти люди имеют в глазах слушателя одно достоинство: "А какой смысл им меня обманывать? Мы ведь никогда больше не увидимся!";
  • так называемые личные авторитеты: для больного - врач, оказавший ему помощь, для призывника из деревни - видавший виды офицер, для спортсмена - его тренер, для мелкого воришки - "пахан" с большим тюремным стажем. В роли такого "авторитета" может выступить приехавший в захолустье житель столицы с атрибутами "крутого".

 

 

При распространении  слухов важно, чтобы:

  • между источником информации и ее потребителем существовала авторитетная дистанция (возрастная, материальная, иерархическая и т.п.);

 

5

  • присутствовал элемент восхищения собеседником хотя бы по какому-то одному параметру, совершенно необязательно относящемуся к существу слуха;
  • источник принадлежал к кругам, которые недоступны слушателю ("Знакомая тетка работает в Белом доме...").

Следующий фактор эффективности слухов – их содержание. Наиболее эффективна запретная или альтернативная информация. Практика подтверждает более сильное влияние негативных слухов по сравнению с позитивными.

Еще один фактор успешного распространения и  долгожительства слухов – информационный вакуум по данной теме. Он открывает  возможность для домыслов и предположений и для слухов.

И, наконец, еще  один фактор, определяющий живучесть  слухов – их подкормка опровержениями. Очень действенно одно правило –  слухам не верят до тех пор, пока их не начинают опровергать.

Рассматривая  феномен слухов, нельзя не коснуться вопроса о контроле над ними. Периодически в разных странах предпринимались попытки введения негативных санкций за распространение слухов. Однако до сих пор нет никаких данных, подтверждающих эффективность силовых методов борьбы с ними. В России, как известно, слухи активно распространялись даже в период войн и широкомасштабных репрессий.

В данной работе я рассматриваю и другие подходы к определению этого понятия, признаки, пользу и вред слухов в организациях, а так же распространение и борьбу со слухами. 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

  1. Понятие слухов.

В специальной литературе термин «слухи»  имеет множество трактовок, редко  совпадающих и во многом противоречащих друг другу.  
Слухи это элемент устной коммуникации. Даже сегодня, когда мир охвачен индустриализованными формами массовой коммуникации, они присутствуют везде, поскольку слух соответствует человеческой природе общения. Устная коммуникация иногда недооценивается, хотя репутация формируется во многом в этой сфере. Японцы давно определили, что в ситуации личной коммуникации очень эффективно создавать репутацию, например врача, или утверждать действенность того или иного лекарства .  
Слухи это специфическое (или злободневное) высказывание мнения, передаваемое от человека к человеку, обычно посредством устной речи, без предоставления надежных гарантий достоверности. В данном определении можно выделить несколько характерных моментов. Во-первых, слух это высказанное мнение. Очевидна связь между слухом и сознанием человека, группы. Слух есть проявление мнения, а именно: проявление, которое выражается в словах. Второй важный факт это мнение подлежит распространению по цепочке от одного участника коммуникации к другому, от другого к третьему и т. д. Обмен мнениями между двумя людьми это еще не слух. Слух начинается, когда эта информация становится достоянием более чем двоих. И, наконец, слух перестает быть слухом, когда информация проверяется и ее достоверность становится гарантированной. Также подчеркивается актуальность (злободневность, интересность) распространяемой информации для данной группы лиц.

 
Слухи изучаются с позиций  самых разных наук, поскольку слухи  это:

- канал коммуникации, атрибут неформальной подсистемы любой организации;  
- одна из форм стихийного массового поведения со всеми присущими особенностями;  
- проявление общественного мнения;  
- канал формирования общественного мнения;  
- продукт устного народного творчества, язык коллективного сознания.

 
Слухи классифицируются:  
- по происхождению. Несмотря на стихийный характер распространения слухов, их возникновение случайным бывает далеко не всегда. Поэтому самое простое основание классификации делить слухи на «спонтанные» и «сфабрикованные»;  
- по степени опасности. Слухи бывают «плохие» и «хорошие», их последствия могут носить различный характер; 
- по экспрессивным характеристикам. Негативное воздействие слуха на поведение аудитории отчасти связано с тем, что любой слух, как правило, эмоционально заряжен. Информационному ядру, основному сюжету сообщения, взрывной характер придает именно эмоциональный заряд;  
- по информационным характеристикам. Какова бы ни была природа слуха, информационная характеристика является его основой, определяющей степень его достоверности.

7

По этому основанию можно выделить четыре типа:  
- абсолютно недостоверные слухи (в сущности, отражающие только настроения аудитории либо являющиеся чистым продуктом фантазии распространителя);  
- слухи недостоверные, с элементами правдоподобия;  
- слухи достоверные, с элементами неправдоподобия;  
- относительно близкие к действительности слухи.

Слухи — это специфический вид  неформальной межличностной коммуникации, в процессе которой сюжет, до известной  степени отражающий некоторые реальные или вымышленные события, становится достоянием обширной диффузной аудитории. Иначе говоря, слух — это сообщение (исходящее от одного или более лиц) о некоторых событиях, официально не подтвержденных, устно передающееся в массе людей от одного человека другому. Слухи касаются важных для определенной социальной группы явлений, отвечают направленности ее потребностей и интересов.  
 
Т.о., слухи, во-первых, — это известие, новость, сообщение, информация.

Во-вторых, сообщение, недостаточно отражающее реальное положение дел или их искажающее. Если даже оно не полностью  ложное, то извлечь каплю правды из него дано далеко не каждому.

В-третьих, с помощью слухов создается  и передается общественное мнение, настроение, социальные стереотипы и  установки аудитории, информационная ситуация в регионе.

В-четвертых, они являются средством  психологического воздействия (изменения мнений, отношений, настроений, поведения, удовлетворения потребностей людей и социальных групп).  
 
Слух — динамичное, постоянно изменяющееся по содержанию сообщение. Г. Олпорт и Л. Постман выделили паттерны изменений содержания сообщения в социальной и индивидуальной памяти: сглаживание, заострение, ассимиляцию.  
 
В ходе циркуляции слух имеет тенденцию становиться более коротким, сжатым, легче усваиваться и передаваться. Детали сообщения при очередной его передаче все более сглаживаются, уменьшается количество тем и слов в нем. В специально проведенном лабораторном эксперименте Олпорт и Постман выявили следующую закономерность: максимальное сглаживание и сжатие слуха происходит в самом начале его циркуляции, а затем идет постепенное уменьшение количества деталей сообщения. Одновременно происходит заострение, т.е. более четкое выделение оставшихся тем и деталей. При каждом акте приема-передачи слух ассимилируется, перестраивается в соответствии с потребностями, привычками, интересами и чувствами воспринимающего, причем выделяется главная тема, а все остальные детали (фон) сглаживаются и заостряются так, чтобы соответствовать ей.  
 
Б.В. Дубин и А.В. Толстых отграничивают слух от ряда других информационно-психологических явлений. Так, высокая степень обобщенности отличает его от сплетни, доноса, дезинформации. Привязка ко времени и среде своего возникновения — от байки, поверья; наличие свежей новости — от легенды, анекдота: неофициальность — от официальной информации.

Информация о работе Слухи, особенности их распространения и борьба с ними