Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 13:51, курсовая работа
Психология личности стала экспериментальной наукой впервые десятилетия нашего века. Ее становление связано с именами таких ученых, как А.Ф.Лазуровский, Г.Олпорт, Р.Кеттел и других. Однако теоретические исследования в области психологии личности велись задолго до этого времени, и в истории соответствующих исследований можно выделить, по меньшей мере, три периода: философско-литературный, клинический и собственно экспериментальный.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………………..3
1. План работы ……………………………………………………………………………...4
2. Письменный вариант презентации ……………………………………………………..6
3. Разговорный вариант презентации ……………………………………………………19
Выводы ………………………………………………………………..……………………25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………….26
Среди многих работ по теории личности, ее структуре в психологии особенно выделяются работы А.Г. Ковалева, В.Н. Мясищева и К.К. Платонова.
А.Г. Ковалев ставит вопрос о целостном духовном облике личности, его происхождении и строении как вопрос о синтезе сложных структур:
Все эти структуры возникают
из взаимосвязи психических
В.Н. Мясищев единство личности
характеризует: направленностью (доминирующие
отношения: к людям, к себе, к предметам
внешнего мира), общим уровнем развития
(в процессе развития повышается общий
уровень развития личности), структурой
личности и динамикой нервно-
С этой точки зрения структура личности – лишь одно из определений ее единства и целостности, т.е. более частная характеристика личности, интеграционные особенности которой связаны с мотивацией, отношениями и тенденциями личности. [11]8
Концепция динамической структуры личности (К.К. Платонов). Наиболее общей структурой личности является отнесение всех ее особенностей и черт к одной из четырех групп, образующих 4 основные стороны личности:
1.Социально обусловленные особенности (направленность, моральные качества).
2.Личный опыт (объем и качество имеющихся ЗУН (знания, умения, навыки) и привычек).
3.Индивидуальные особенности различных психических процессов (внимание, память).
4.Биологически обусловленные особенности (темперамент, задатки, инстинкты и т.п.).
1 и 2 - социально обусловлены, 3 и 4 - генетически обусловлены.
Все 4 стороны личности тесно взаимодействуют друг с другом. Однако, доминирующее влияние всегда остается за социальной стороной личности - ее мировоззрением, направленностью, потребностями, интересами, идеалами и эстетическими качествами. [14]
По Ганзену в структуру личности входит темперамент, направленность, характер и способности.
Б.Г. Ананьев считает, что в структуру личности входят такие свойства:
Основными характеристиками личности по Айзенку, являются: активность, устойчивость, целостность. Под активностью понимается способность человека производить общественно значимые преобразования окружающего, проявляющаяся в общении, совместной деятельности, творчестве и саморазвитии.
Теории, рассматривающие
структуру личности, представлены теориями
личностных черт, теориями личностных
факторов, типологическими теориями.
Понятие личностной черты впервые
было предложено Оллпортом. Под чертой
понимается устойчивая характеристика,
имеющая иерархическую
Экстраверсия - интроверсия
впервые как черта личности была
представлена Юнгом и охарактеризована
Айзенком следующим образом: Застенчивость
- связана со стремлением избегать
общения или уклоняться от социальных
контактов. Зимбардо, исследователь
застенчивости, связывает ее с темпераментными
чертами, как предрасположенностью,
из которой под влиянием социальных
факторов формируется так называемая
выученная застенчивость. Отмечая
увеличение количества застенчивых
в современных обществах, в качестве
социальных факторов этого явления
Зимбардо выделяет внедрение компьютерных
технологий и автоматизацию производства,
уменьшающие процесс живого общения;
уменьшение взаимодействия внутри семьи;
снижение ценности совместного отдыха,
благодаря индустрии
Количество рассматриваемых черт может быть увеличено. Так, выделяют агрессивность, ответственность и другие. Но главным недостатком теории черт является то, что личность рассматривается как простой набор черт, а не как определенная целостность, имеющая свою структуру.
Кеттел, развивая факторный подход к личности, выделяет 2 вида черт: поверхностные (вторичные) и порождающие их, или первичные. Первичные черты в свою очередь разделяются на конституциональные (генетически обусловленные) и характерологические (развивающиеся под влиянием условий жизни, обучения). В своей концепции Кеттел выделяет 3 группы черт в структуре личности: темпераментные черты - способности, динамические черты, мотивирующие поведение, включающие направленность и интересы личности. Все эти черты образуют взаимосвязанную систему 16 факторов личности. [9]
Айзенк, выделяет 4 уровня организации поведения. Нижний уровень представлен специфическими реакциями (СР) - это реакции на повседневные события жизни, которые могут быть индивидуально устойчивыми или вариативными. Второй уровень - уровень привычных реакций личности. Эти (ПР) реакции обычно повторяются при схожих ситуациях. На третьем уровне представлены черты (Ч) как структура привычных действий (в данном примере это настойчивость, ригидность, субъективность, робость, раздражительность). Эти черты могут быть названы также группами факторов, так как они получены при применении корреляционного анализа. На четвертом уровне9 представлен общий тип как структура черт (в данном случае - интроверт). Помимо интроверсии в число базовых факторов, образующих типы, Айзенк включает нейротицизм (эмоциональная стабильность - нестабильность) и психотизм (тенденция к импульсивности или контролю).
Итак, структура личности,
характеризуется: направленностью (доминирующие
отношения: к людям, к себе, к предметам
внешнего мира), общим уровнем развития
(в процессе развития повышается общий
уровень развития личности), структурой
личности и динамикой нервно-
3. РАЗГОВОРНЫЙ ВАРИАНТ ПРЕЗЕНТАЦИИ
Примечание:
А – то, что должно быть включено (обычное начертание), В – то, что желательно включить (полужирное начертание), и С – то, что хорошо бы сказать, если для этого будет время (то, что можно вырезать - курсивное начертание).
+ Повышение голоса
- Понижение голоса
< Говорить громче
> Говорить тише
* Выделить данный пункт
// Длинная пауза
/ Короткая пауза
~ Фразы для более плавного перехода
ПРЕДИСЛОВИЕ
< Добрый день! Меня зовут Цубанова Анна Виктровна. Я учусь в группе ТУП-212 Московского Государственного университета путей сообщения. *Сегодня я представляю интересную, на мой взгляд, тему «Современные представления о структуре личности в трудах отечественных и зарубежных ученых». + Данную тему мы не проходили на наших парах Деловые коммуникации, и я надеюсь, что Вам она понравится.
Цель моей работы - <. изучить структуру личности.
* Я предлагаю следующее – если Вы согласны: я проведу краткий обзор глав о том, о чем буду рассказывать, а именно о современном представлении личности в трудах отечественных и зарубежных ученых.. > Это займет примерно 10-15 минут. < Я надеюсь, что Вы останетесь довольны. * Также, Вы можете задавать мне вопросы после каждого раздела, когда я Вам дам знать об этом. + Если ли у Вас какие-нибудь вопросы на данном этапе? 1 мин. 30 сек.
> Итак, если Вы не против, я начну. < Первый раздел, о котором я буду рассказывать – это: 2.2 Общее представление о личности, особенности формирования и развития личности
+ Личность — научный термин, обозначающий: 1) человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности (лицо, в широком смысле слова) или 2) устойчивую систему социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности. Хотя эти два понятия — лицо как целостность человека (лат. persona) и личность как его социальный и психологический облик (лат. регsonalitas) — терминологически вполне различимы, они употребляются иногда как синонимы. Проведение теоретических
исследований в области психологии
личности началось очень давно, и
они имеют свою историю. По крайней
мере, можно выделить три периода
развития психологии личности: философско-литературный,
клинический и В первые десятилетия XIX в. наряду
с философами проблемами психологии
личности начали заниматься врачи-психиатры.
Они первыми стали вести По способу объяснения
поведения все существующие теории
личности можно разделить на психодинамические,
социодинамические и К психодинамическим относятся теории, описывающие личность и объясняющие поведение человека исходя из его психологических, или внутренних, характеристик. С точки зрения социодинамических теорий главную роль в детерминации поведения играют внешние ситуации. Поэтому в теориях данного типа не придается существенного значения внутренним свойствам личности. Интеракционистские теории основаны на принципе взаимодействия внутренних и внешних факторов в управлении актуальными действиями человека. Рассматривая проблему поведения,
Фрейд выделяет две потребности,
которые определяют психическую
деятельность человека: либидозную и
агрессивную. Но так как удовлетворение
этих потребностей наталкивается на
препятствия со стороны окружающего
мира, они вытесняются, образуя область
бессознательного. Но все же иногда
они прорываются, обходя «цензуру»
сознания, и проявляются в виде
символов. Раскрывая характер взаимодействия
данных потребностей и возможности
их удовлетворения, Фрейд в структуре
личности выделяет три основных компонента:
ид («Оно»), эго («Я») и супер-эго («Сверх-я»).
Ид является именно той ареной, где
властвуют вытесненные в
> Есть ли у Вас вопросы ко мне по первому разделу?
(не вырезая) 3 мин. 20сек. (вырезая) 3 мин. 10 сек.
+ Второй раздел – это: 2.3 Психологическая структура личности
Структура личности - то, из чего (из каких элементов) и как построена личность. В самых разных моделях, за самыми разными описаниями структуры личности можно встретить одни и те же элементы, как элементарные, так и составные. К самым элементарным, далее (относительно) неразложимым, скорее всего можно отнести: •восприятия, •желания, влечения, состояния •опыт и способности: умения, навыки, привычки Структуру личности для разных
задач и в связи с разными
представлениями о природе •Дом души. •Направленность личности и личностный инструментарий. •Ид, Эго, Супер-эго. •Я сознательное, живое бессознательное, привычки. •Личностные семена, •Личностный стержень, •Личность и защитный панцирь. •Ум - душа - тело •Экосистема. Одной из удобных моделей описания природы личности представлена в представлении о личности как экосистеме. •Ядро и Периферия личности Концепция динамической структуры личности (К.К. Платонов). Наиболее общей структурой личности является отнесение всех ее особенностей и черт к одной из четырех групп, образующих 4 основные стороны личности: 1.Социально обусловленные особенности (направленность, моральные качества). 2.Личный опыт (объем и качество имеющихся ЗУН (знания, умения, навыки) и привычек). 3.Индивидуальные особенности различных психических процессов (внимание, память). 4.Биологически обусловленные особенности (темперамент, задатки, инстинкты и т.п.). 1 и 2 - социально обусловлены, 3 и 4 - генетически обусловлены. Все 4 стороны личности тесно взаимодействуют друг с другом. Однако, доминирующее влияние всегда остается за социальной стороной личности - ее мировоззрением, направленностью, потребностями, интересами, идеалами и эстетическими качествами. Б.Г. Ананьев считает, что в структуру личности входят такие свойства:
< Есть ли у Вас вопросы ко мне по второму разделу? (не вырезая) 3 мин. 5 сек. (вырезая) 3 мин. + Третий раздел – это: Экстраверсия - интроверсия
впервые как черта личности была
представлена Юнгом и охарактеризована
Айзенком следующим образом: Застенчивость
- связана со стремлением избегать
общения или уклоняться от социальных
контактов. Зимбардо, исследователь
застенчивости, связывает ее с темпераментными
чертами, как предрасположенностью,
из которой под влиянием социальных
факторов формируется так называемая
выученная застенчивость. Отмечая
увеличение количества застенчивых
в современных обществах, в качестве
социальных факторов этого явления
Зимбардо выделяет внедрение компьютерных
технологий и автоматизацию производства,
уменьшающие процесс живого общения;
уменьшение взаимодействия внутри семьи;
снижение ценности совместного отдыха,
благодаря индустрии
Итак, структура личности, характеризуется: направленностью (доминирующие отношения: к людям, к себе, к предметам внешнего мира), общим уровнем развития (в процессе развития повышается общий уровень развития личности), структурой личности и динамикой нервно-психической реактивностью (имеется в виду не только динамика высшей нервной деятельности (ВНД), но и объективная динамика условий жизни). + Есть ли у Вас вопросы ко мне по третьему разделу? 3 мин. 20 сек. |
Общее время:
(не вырезая) 11 мин. 15 сек.
(вырезая) 10 мин.
Выводы
Личность - совокупность общественных отношений, реализующихся в многообразных деятельностях.
Личность - совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия.
Личность - общественный индивид, объект и субъект социальных отношений и исторического процесса, проявляющий себя в общении, в деятельности, в поведении.
Структура личности, возникает
из взаимосвязи психических
1. Социально обусловленные особенности (направленность, моральные качества).
2. Личный опыт (объем и
качество имеющихся ЗУН (
3. Индивидуальные особенности
различных психических
4. Биологически обусловленные
особенности (темперамент,
Все 4 стороны личности тесно взаимодействуют друг с другом. Однако, доминирующее влияние всегда остается за социальной стороной личности - ее мировоззрением, направленностью, потребностями, интересами, идеалами и эстетическими качествами.
Цели и задачи по данной теме достигнуты и понятны.
Список использованной литературы
1.Асмолов А. Г. Психология личности: Принципы общепсихол. анализа: Учеб. для вузов по спец. «Психология». — М.: Изд-во МГУ,2001 — 367 с.
2.Ариарский М., Бутиков
Г. Прикладная Культурология
3.Анцыферова Л.И. Психология
формирования и развития
4.Асмолов А.Г. Психология личности. М.: МГУ, 2000 - 367 с.
5.Брушлинский А.В. Психология субъекта / Отв. ред. В.В. Знаков. - М.: Институт психологии РАН; СПб.: Изд-во "Алетейя", 2002. 272с
6.БодалевА. А. Психология о личности. — М.: Изд-во МГУ,2002- 215с.
7.Волков Ю. Личность
и гуманизм: Перспективы развития
личности в гуманистическом
8.Давыдова В. Через игру к социализации личности // Воспитание школьников. – 2001. – № 9. – С. 30-32
9.Денисюк Н.Г. Традиции
и формирования личности.– Мн.,
10.Знаков В.В. Психология
субъекта как методология
11.Зейгарник Б. В. Теории
личности в зарубежной
12.Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 2005- 342с.
13.Мельников В. М., Ямпольский
Л. Т. Введение в
14.Мерлин В.С. Личность, как предмет психологического исследования. — Пермь,2001- 216с.
15.Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. — М., 2002- 116с.
16.Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер,2003- 119с.
17.Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов н/Д. Издательство «Феникс»,2002- 324с
18.Чернявская Г.К. Личность: проблемы самореализации // Социально-политический журнал. – 2006. – № 4. – С. 134-143
19.Ярошевский М. Г.
1 3 Анцыферова Л.И. Психология формирования и развития личности // Человек в системе наук. М., 2002- С. 426-433.
2
16 Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер,2003- 119с.
4 6.БодалевА. А. Психология о личности. — М.: Изд-во МГУ,2002- 215с.
6 12.Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 2005- 342с.
9.Денисюк Н.Г. Традиции
и формирования личности.– Мн.,
7 7.Волков Ю. Личность и гуманизм: Перспективы развития личности в гуманистическом обществе // Соц.-гуманит. знания. – 2004. – № 1. – С. 135-149
8 7.Волков Ю. Личность и гуманизм: Перспективы развития личности в гуманистическом обществе // Соц.-гуманит. знания. – 2004. – № 1. – С. 135-149;
10.Знаков В.В. Психология
субъекта как методология
14.Мерлин В.С. Личность, как предмет психологического исследования. — Пермь,2001- 216с.