Современные представления о структуре личности в трудах отечественных и зарубежных ученых

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 13:51, курсовая работа

Описание работы

Психология личности стала экспериментальной наукой впервые десятилетия нашего века. Ее становление связано с именами таких ученых, как А.Ф.Лазуровский, Г.Олпорт, Р.Кеттел и других. Однако теоретические исследования в области психологии личности велись задолго до этого времени, и в истории соответствующих исследований можно выделить, по меньшей мере, три периода: философско-литературный, клинический и собственно экспериментальный.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………………..3
1. План работы ……………………………………………………………………………...4
2. Письменный вариант презентации ……………………………………………………..6
3. Разговорный вариант презентации ……………………………………………………19
Выводы ………………………………………………………………..……………………25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………….26

Файлы: 1 файл

курсовая работа.деловые коммуникации.docx

— 66.74 Кб (Скачать файл)

Среди многих работ по теории личности, ее структуре в психологии особенно выделяются работы А.Г. Ковалева, В.Н. Мясищева и К.К. Платонова.

А.Г. Ковалев ставит вопрос о целостном духовном облике личности, его происхождении и строении как вопрос о синтезе сложных  структур:

    • темперамента (структуры природных свойств),
    • направленности (система потребностей, интересов, идеалов),
    • способностей (система интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств).

Все эти структуры возникают  из взаимосвязи психических свойств  личности, характеризующих устойчивый, постоянный уровень активности, обеспечивающий наилучшее приспособление индивида к воздействующим раздражителям  вследствие наибольшей адекватности их отражения. В процессе деятельности свойства определенным образом связываются  друг с другом в соответствии с  требованиями деятельности. [7]

В.Н. Мясищев единство личности характеризует: направленностью (доминирующие отношения: к людям, к себе, к предметам  внешнего мира), общим уровнем развития (в процессе развития повышается общий  уровень развития личности), структурой личности и динамикой нервно-психической  реактивностью (имеется в виду не только динамика высшей нервной деятельности (ВНД), но и объективная динамика условий жизни).

С этой точки зрения структура  личности – лишь одно из определений  ее единства и целостности, т.е. более  частная характеристика личности, интеграционные особенности которой связаны  с мотивацией, отношениями и тенденциями  личности. [11]8

Концепция динамической структуры  личности (К.К. Платонов). Наиболее общей  структурой личности является отнесение  всех ее особенностей и черт к одной  из четырех групп, образующих 4 основные стороны личности:

1.Социально обусловленные особенности (направленность, моральные качества).

2.Личный опыт (объем и качество имеющихся ЗУН (знания, умения, навыки) и привычек).

3.Индивидуальные особенности различных психических процессов (внимание, память).

4.Биологически обусловленные особенности (темперамент, задатки, инстинкты и т.п.).

1 и 2 - социально обусловлены, 3 и 4 - генетически обусловлены.

Все 4 стороны личности тесно  взаимодействуют друг с другом. Однако, доминирующее влияние всегда остается за социальной стороной личности - ее мировоззрением, направленностью, потребностями, интересами, идеалами и эстетическими качествами. [14]

По Ганзену в структуру  личности входит темперамент, направленность, характер и способности.

Б.Г. Ананьев считает, что  в структуру личности входят такие  свойства:

    • определенный комплекс коррелируемых свойств индивида (возрастно-половых, нейродинамических, конституционно-биохимических);
    • динамика психофизиологических функций и структура органических потребностей, также относимых к индивидным свойствам. Высшая интеграция индивидных свойств представлена в темпераменте и задатках;
    • статус и социальные функции-роли;
    • мотивация поведения и ценностные ориентации;
    • структура и динамика отношений. [10]

Основными характеристиками личности по Айзенку, являются: активность, устойчивость, целостность. Под активностью  понимается способность человека производить общественно значимые преобразования окружающего, проявляющаяся в общении, совместной деятельности, творчестве и саморазвитии.

Теории, рассматривающие  структуру личности, представлены теориями личностных черт, теориями личностных факторов, типологическими теориями. Понятие личностной черты впервые  было предложено Оллпортом. Под чертой понимается устойчивая характеристика, имеющая иерархическую организацию, проявляющаяся в поведении и  позволяющая сравнивать степень  выраженности поведенческих проявлений у разных людей.

Экстраверсия - интроверсия  впервые как черта личности была представлена Юнгом и охарактеризована Айзенком следующим образом: Застенчивость - связана со стремлением избегать общения или уклоняться от социальных контактов. Зимбардо, исследователь  застенчивости, связывает ее с темпераментными  чертами, как предрасположенностью, из которой под влиянием социальных факторов формируется так называемая выученная застенчивость. Отмечая  увеличение количества застенчивых  в современных обществах, в качестве социальных факторов этого явления  Зимбардо выделяет внедрение компьютерных технологий и автоматизацию производства, уменьшающие процесс живого общения; уменьшение взаимодействия внутри семьи; снижение ценности совместного отдыха, благодаря индустрии развлечений; рост преступности, воспитывающий в  людях страх, удерживающий их от контактов.

Количество рассматриваемых  черт может быть увеличено. Так, выделяют агрессивность, ответственность и  другие. Но главным недостатком теории черт является то, что личность рассматривается  как простой набор черт, а не как определенная целостность, имеющая  свою структуру.

Кеттел, развивая факторный  подход к личности, выделяет 2 вида черт: поверхностные (вторичные) и порождающие  их, или первичные. Первичные черты  в свою очередь разделяются на конституциональные (генетически обусловленные) и характерологические (развивающиеся  под влиянием условий жизни, обучения). В своей концепции Кеттел выделяет 3 группы черт в структуре личности: темпераментные черты - способности, динамические черты, мотивирующие поведение, включающие направленность и интересы личности. Все эти черты образуют взаимосвязанную  систему 16 факторов личности. [9]

Айзенк, выделяет 4 уровня организации  поведения. Нижний уровень представлен  специфическими реакциями (СР) - это  реакции на повседневные события  жизни, которые могут быть индивидуально  устойчивыми или вариативными. Второй уровень - уровень привычных реакций  личности. Эти (ПР) реакции обычно повторяются  при схожих ситуациях. На третьем уровне представлены черты (Ч) как структура привычных действий (в данном примере это настойчивость, ригидность, субъективность, робость, раздражительность). Эти черты могут быть названы также группами факторов, так как они получены при применении корреляционного анализа. На четвертом уровне9 представлен общий тип как структура черт (в данном случае - интроверт). Помимо интроверсии в число базовых факторов, образующих типы, Айзенк включает нейротицизм (эмоциональная стабильность - нестабильность) и психотизм (тенденция к импульсивности или контролю).

Итак, структура личности, характеризуется: направленностью (доминирующие отношения: к людям, к себе, к предметам  внешнего мира), общим уровнем развития (в процессе развития повышается общий  уровень развития личности), структурой личности и динамикой нервно-психической  реактивностью (имеется в виду не только динамика высшей нервной деятельности (ВНД), но и объективная динамика условий жизни).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. РАЗГОВОРНЫЙ ВАРИАНТ ПРЕЗЕНТАЦИИ

 

Примечание:

А – то, что должно быть включено (обычное начертание), В  – то, что желательно включить (полужирное начертание), и С – то, что хорошо бы сказать, если для этого будет  время (то, что можно вырезать - курсивное  начертание).

+ Повышение голоса 
- Понижение голоса

< Говорить громче 
> Говорить тише

* Выделить данный пункт 
// Длинная пауза

/ Короткая пауза

~ Фразы для более плавного перехода

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

           < Добрый день! Меня зовут Цубанова Анна Виктровна. Я учусь в группе ТУП-212 Московского Государственного университета путей сообщения. *Сегодня я представляю интересную, на мой взгляд, тему «Современные представления о структуре личности в трудах отечественных и зарубежных ученых». + Данную тему мы не проходили на наших парах Деловые коммуникации, и я надеюсь, что Вам она понравится.

 

Цель моей работы - <. изучить структуру личности.

 

           * Я предлагаю следующее – если  Вы согласны: я проведу краткий  обзор глав о том, о чем  буду рассказывать, а именно о современном представлении личности в трудах отечественных и зарубежных ученых.. > Это займет примерно 10-15 минут. < Я надеюсь, что Вы останетесь довольны. * Также, Вы можете задавать мне вопросы после каждого раздела, когда я Вам дам знать об этом.

          + Если ли у Вас какие-нибудь  вопросы на данном этапе? 

1 мин. 30 сек.

 

> Итак, если Вы не  против, я начну.

< Первый раздел, о котором  я буду рассказывать – это:

2.2 Общее представление о личности, особенности формирования и развития личности

 

+ Личность — научный термин, обозначающий: 1) человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности (лицо, в широком смысле слова) или 2) устойчивую систему социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности. Хотя эти два понятия — лицо как целостность человека (лат. persona) и личность как его социальный и психологический облик (лат. регsonalitas) — терминологически вполне различимы, они употребляются иногда как синонимы.

Проведение теоретических  исследований в области психологии личности началось очень давно, и  они имеют свою историю. По крайней  мере, можно выделить три периода  развития психологии личности: философско-литературный, клинический и экспериментальный.

В первые десятилетия XIX в. наряду с философами проблемами психологии личности начали заниматься врачи-психиатры. Они первыми стали вести систематические  наблюдения за личностью больного в  клинических условиях, изучать историю  его жизни для того, чтобы лучше  попять его поведение. При этом делались не только профессиональные заключения, связанные с диагностикой и лечением душевных заболеваний, но и общенаучные  выводы о природе человеческой личности. В клинический период изучения личности представление о ней как об особом феномене было сужено по сравнению  с философско-литературным перидом. В центре внимания психиатров оказались  особенности личности, обычно обнаруживающиеся у больного человека. В дальнейшем было установлено, что многие обнаруженные ими особенности есть практически  у всех здоровых людей, но у них  эти особенности выражены умеренно, а у больных, как правило, гипертрофи-рованы. Это относится, например, к тревожности  и ригидности, заторможенности и  возбудимости.

По способу объяснения поведения все существующие теории личности можно разделить на психодинамические, социодинамические и интеракционистские.

К психодинамическим относятся  теории, описывающие личность и объясняющие  поведение человека исходя из его психологических, или внутренних, характеристик. С точки зрения социодинамических теорий главную роль в детерминации поведения играют внешние ситуации. Поэтому в теориях данного типа не придается существенного значения внутренним свойствам личности. Интеракционистские теории основаны на принципе взаимодействия внутренних и внешних факторов в управлении актуальными действиями человека.

Рассматривая проблему поведения, Фрейд выделяет две потребности, которые определяют психическую  деятельность человека: либидозную и  агрессивную. Но так как удовлетворение этих потребностей наталкивается на препятствия со стороны окружающего  мира, они вытесняются, образуя область  бессознательного. Но все же иногда они прорываются, обходя «цензуру»  сознания, и проявляются в виде символов. Раскрывая характер взаимодействия данных потребностей и возможности  их удовлетворения, Фрейд в структуре  личности выделяет три основных компонента: ид («Оно»), эго («Я») и супер-эго («Сверх-я»). Ид является именно той ареной, где  властвуют вытесненные в область  бессознательного инстинкты. Эго, с  одной стороны, следует бессознательным  инстинктам, а с другой — подчиняется  нормативам и требованиям реальности. Сунер-эго — это совокупность моральных устоев общества; оно исполняет  роль «цензора». Таким образом, это  находится в конфликте, ибо требования ид и супер-эго несовместимы. Поэтому  эго постоянно прибегает к  защитным механизмам — вытеснению, сублимации. Само вытеснение совершается  неосознанно. При этом мотивы, переживания, чувства, которые «переселяются» в  область бессознательного, продолжают действовать в виде символов, в  виде деятельности, которая приемлема  для «цензора».

 

 

         

 

           > Есть ли у Вас вопросы  ко мне по первому разделу?

 

  

(не вырезая) 3 мин. 20сек.

(вырезая) 3 мин. 10 сек.

 

 

 

 

 

 

 

+ Второй раздел – это: 

2.3 Психологическая структура личности

 

Структура личности - то, из чего (из каких элементов) и как  построена личность.

В самых разных моделях, за самыми разными описаниями структуры  личности можно встретить одни и  те же элементы, как элементарные, так  и составные. К самым элементарным, далее (относительно) неразложимым, скорее всего можно отнести:

•восприятия,

•желания, влечения, состояния

•опыт и способности: умения, навыки, привычки

Структуру личности для разных задач и в связи с разными  представлениями о природе человека описывают разными понятиями, моделями и метафорами. Наиболее распространенные описания - это

•Дом души.

•Направленность личности и личностный инструментарий.

•Ид, Эго, Супер-эго.

•Я сознательное, живое бессознательное, привычки.

•Личностные семена,

•Личностный стержень,

•Личность и защитный панцирь.

•Ум - душа - тело

•Экосистема. Одной из удобных моделей описания природы личности представлена в представлении о личности как экосистеме.

•Ядро и Периферия личности

Концепция динамической структуры  личности (К.К. Платонов). Наиболее общей  структурой личности является отнесение  всех ее особенностей и черт к одной  из четырех групп, образующих 4 основные стороны личности:

1.Социально обусловленные особенности (направленность, моральные качества).

2.Личный опыт (объем и качество имеющихся ЗУН (знания, умения, навыки) и привычек).

3.Индивидуальные особенности различных психических процессов (внимание, память).

4.Биологически обусловленные особенности (темперамент, задатки, инстинкты и т.п.).

1 и 2 - социально обусловлены, 3 и 4 - генетически обусловлены.

Все 4 стороны личности тесно  взаимодействуют друг с другом. Однако, доминирующее влияние всегда остается за социальной стороной личности - ее мировоззрением, направленностью, потребностями, интересами, идеалами и эстетическими качествами.

Б.Г. Ананьев считает, что  в структуру личности входят такие  свойства:

  • определенный комплекс коррелируемых свойств индивида (возрастно-половых, нейродинамических, конституционно-биохимических);
  • динамика психофизиологических функций и структура органических потребностей, также относимых к индивидным свойствам. Высшая интеграция индивидных свойств представлена в темпераменте и задатках;
  • статус и социальные функции-роли;
  • мотивация поведения и ценностные ориентации;
  • структура и динамика отношений.

 

          

< Есть ли у Вас  вопросы ко мне по второму  разделу?

(не вырезая) 3 мин. 5 сек.

(вырезая) 3 мин.

+ Третий раздел – это:

Экстраверсия - интроверсия  впервые как черта личности была представлена Юнгом и охарактеризована Айзенком следующим образом: Застенчивость - связана со стремлением избегать общения или уклоняться от социальных контактов. Зимбардо, исследователь  застенчивости, связывает ее с темпераментными  чертами, как предрасположенностью, из которой под влиянием социальных факторов формируется так называемая выученная застенчивость. Отмечая  увеличение количества застенчивых  в современных обществах, в качестве социальных факторов этого явления  Зимбардо выделяет внедрение компьютерных технологий и автоматизацию производства, уменьшающие процесс живого общения; уменьшение взаимодействия внутри семьи; снижение ценности совместного отдыха, благодаря индустрии развлечений; рост преступности, воспитывающий в  людях страх, удерживающий их от контактов.

 

           Итак, структура личности, характеризуется: направленностью (доминирующие отношения: к людям, к себе, к предметам внешнего мира), общим уровнем развития (в процессе развития повышается общий уровень развития личности), структурой личности и динамикой нервно-психической реактивностью (имеется в виду не только динамика высшей нервной деятельности (ВНД), но и объективная динамика условий жизни).

+ Есть ли у Вас вопросы  ко мне по третьему разделу?

3 мин. 20 сек.


 

 

Общее время:

(не вырезая) 11 мин.  15 сек.

(вырезая) 10 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                 

 

 

  Выводы

Личность - совокупность общественных отношений, реализующихся в многообразных  деятельностях.

Личность - совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия.

Личность - общественный индивид, объект и субъект социальных отношений  и исторического процесса, проявляющий  себя в общении, в деятельности, в  поведении.

Структура личности, возникает  из взаимосвязи психических свойств  личности, характеризующих устойчивый, постоянный уровень активности, обеспечивающий наилучшее приспособление индивида к воздействующим раздражителям  вследствие наибольшей адекватности их отражения. В процессе деятельности свойства определенным образом связываются  друг с другом в соответствии с  требованиями деятельности. Наиболее общей структурой личности является отнесение всех ее особенностей и  черт к одной из четырех групп, образующих 4 основные стороны личности:

1. Социально обусловленные  особенности (направленность, моральные  качества).

2. Личный опыт (объем и  качество имеющихся ЗУН (знания, умения, навыки) и привычек).

3. Индивидуальные особенности  различных психических процессов  (внимание, память).

4. Биологически обусловленные  особенности (темперамент, задатки,  инстинкты и т.п.).

Все 4 стороны личности тесно  взаимодействуют друг с другом. Однако, доминирующее влияние всегда остается за социальной стороной личности - ее мировоззрением, направленностью, потребностями, интересами, идеалами и эстетическими качествами.

Цели и задачи по данной теме достигнуты и понятны.

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1.Асмолов А. Г. Психология  личности: Принципы общепсихол. анализа:  Учеб. для вузов по спец. «Психология». — М.: Изд-во МГУ,2001 — 367 с.

2.Ариарский М., Бутиков  Г. Прикладная Культурология на  службе развития личности: Человек  и культура; о формировании культуры  личности // Педагогика. – 2001. – №  8. – С. 9-1

3.Анцыферова Л.И. Психология  формирования и развития личности // Человек в системе наук. М., 2002- С. 426-433.

4.Асмолов А.Г. Психология  личности. М.: МГУ, 2000 - 367 с.

5.Брушлинский А.В. Психология  субъекта / Отв. ред. В.В. Знаков. - М.: Институт психологии РАН;  СПб.: Изд-во "Алетейя", 2002. 272с

6.БодалевА. А. Психология  о личности. — М.: Изд-во МГУ,2002- 215с.

7.Волков Ю. Личность  и гуманизм: Перспективы развития  личности в гуманистическом обществе // Соц.-гуманит. знания. – 2004. –  № 1. – С. 135-149

8.Давыдова В. Через  игру к социализации личности // Воспитание школьников. – 2001. –  № 9. – С. 30-32

9.Денисюк Н.Г. Традиции  и формирования личности.– Мн.,2002- 324с.

10.Знаков В.В. Психология  субъекта как методология понимания  человеческого бытия // Психол. журн. Т. 24. № 2. С. 95-106

11.Зейгарник Б. В. Теории  личности в зарубежной психологии; Учеб. пособие для вузов. - М.: Изд-во  МГУ,2001- 116с.

12.Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 2005- 342с.

13.Мельников В. М., Ямпольский  Л. Т. Введение в экспериментальную  психологию личности: Учеб. пособие  для слушат. ИПК, препод. пед. дисциплин  ун-тов и пед. ин-тов. — М.:,2005- 214с.

14.Мерлин В.С. Личность, как предмет психологического  исследования. — Пермь,2001- 216с.

15.Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. — М., 2002- 116с.

16.Рубинштейн С. Л. Основы  общей психологии. — СПб.: Питер,2003- 119с.

17.Столяренко Л.Д. Основы  психологии. Ростов н/Д. Издательство  «Феникс»,2002- 324с

18.Чернявская Г.К. Личность: проблемы самореализации // Социально-политический  журнал. – 2006. – № 4. – С. 134-143

19.Ярошевский М. Г. Психология  в XX столетии: Теоретические проблемы  развития психологической науки.  — Изд. 2-е, доп. — М.:, 2002- 119с.

1 3  Анцыферова Л.И. Психология формирования и развития личности // Человек в системе наук. М., 2002- С. 426-433.

2

16 Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер,2003- 119с.

4 6.БодалевА. А. Психология о личности. — М.: Изд-во МГУ,2002- 215с.

6 12.Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 2005- 342с.

9.Денисюк Н.Г. Традиции  и формирования личности.– Мн.,2002- 324с.

7 7.Волков Ю. Личность и гуманизм: Перспективы развития личности в гуманистическом обществе // Соц.-гуманит. знания. – 2004. – № 1. – С. 135-149

8 7.Волков Ю. Личность и гуманизм: Перспективы развития личности в гуманистическом обществе // Соц.-гуманит. знания. – 2004. – № 1. – С. 135-149;

10.Знаков В.В. Психология  субъекта как методология понимания  человеческого бытия // Психол. журн. Т. 24. № 2. С. 95-106

14.Мерлин В.С. Личность, как предмет психологического  исследования. — Пермь,2001- 216с.

Информация о работе Современные представления о структуре личности в трудах отечественных и зарубежных ученых