Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 13:51, курсовая работа
Психология личности стала экспериментальной наукой впервые десятилетия нашего века. Ее становление связано с именами таких ученых, как А.Ф.Лазуровский, Г.Олпорт, Р.Кеттел и других. Однако теоретические исследования в области психологии личности велись задолго до этого времени, и в истории соответствующих исследований можно выделить, по меньшей мере, три периода: философско-литературный, клинический и собственно экспериментальный.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………………..3
1. План работы ……………………………………………………………………………...4
2. Письменный вариант презентации ……………………………………………………..6
3. Разговорный вариант презентации ……………………………………………………19
Выводы ………………………………………………………………..……………………25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………….26
В этой конструкции личности, созданной Фрейдом, содержится предположение о сложности, многоплановости структур человеческого поведения, и все эти компоненты подчинены в основном биологическим законам. В теории Фрейда реальные действия человека выступают символом потребности, «затравленной» сознанием. Поэтому, характеризуя теорию психоанализа, известный отечественный психолог Ф. В. Бассин отмечал, что сущность фрейдовского учения состоит в признании фатального антагонизма между вытесненным переживанием и сознанием. который приводит к антагонизму между человеком и социальной средой. [17]
По Юнгу, психика человека
включает три уровня: сознание, личное
бессознательное и коллективное
бессознательное. Определяющую роль в
структуре личности человека играет
коллективное бессознательное, образующееся
из следов памяти, оставленных всем
прошлым человечества. Коллективное
бессознательное носит всеобщий
характер. Оно оказывает влияние
на личность человека и предопределяет
его поведение с момента
Коллективное бессознательное проявляется у отдельных людей в виде архетипов, которые обнаруживаются не только в сновидениях, но и в реальном творчестве. Архетипы присущи отдельным людям, но в них отражается коллективное бессознательное. Это некие общие формы мысленных представлений, включающие в себя значительный элемент эмоциональности и даже перцептивные образы. Например, архетип матери — это всеобщая идея матери с чувственным и образным содержанием собственной матери. Ребенок получает этот архетип уже в готовом виде по наследству и на его основании создает конкретный образ своей реальной матери.
Следует отметить, что помимо
указанных концепций в рамках
психоаналитического подхода
Помимо психоаналитического
направления существуют не менее
интересные научные течения, с которыми
нам необходимо познакомиться. Одним
из таких направлений является гуманистическая
психология. Сущность этих теории, существующих
в рамках этого направления, состоит
в том, что личность рассматривается
как некое психологическое
Гуманистическая психология
изначально противопоставлялась
Одним из ведущих представителей этого направления является К. Роджерс.
Свой метод терапии он назвал недирективным, т. е. сосредоточенным на пациенте. Согласно этому методу, врач не должен оказывать давление на пациента. Контакт между врачом и пациентом должен основываться на уважении друг к другу; при этом оба они являются полноправными участниками беседы, или контакта. Функция терапевта состоит в создании такой ситуации, где врач выступает как второе «Я» клиента и с пониманием относится к его внутреннему миру. Глубокое уважение к индивидуальной позиции личности — единственное правило терапии. Клиент в такой ситуации чувствует, что все его внутренние переживания, ощущения воспринимаются с интересом и одобрением, это помогает открыть новые аспекты его опыта, иногда впервые осознать значение тех или иных его переживаний.
Разработанный Роджерсом
метод терапии соответствует
его представлениям о формировании
личности и механизмах ее развития.
В дальнейшем идея Роджерса о недирективной
терапии переросла в
Центральным звеном в теории личности Роджерса является категория самооценки. В результате взаимодействия ребенка со взрослыми и другими детьми у него создается представление о себе самом. [6]
Говоря о различных теориях личности, мы не можем не сказать несколько слов о французской психологической школе и о ее наиболее выдающемся представителе П. Жане.
Жане высказал мнение о том, что различные психические процессы представляют собой явления, подготавливающие действия. Чувства, мышление являются процессами, осуществляющими регуляцию действий. В основу развития личности им положено учение о поведении. Но понятие поведения Жане использует не в бихевиористском смысле. Оно рассматривается как включающее не только извне наблюдаемую активность индивида, но и внутреннее психическое содержание, которое становится неотъемлемой частью поведения, его регулирующим звеном. Положение Жане о том, что в структуру психических процессов включен процесс регуляции, является чрезвычайно важным. По существу, здесь уже предвосхищена мысль, которая нашла свое дальнейшее развитие в трудах отечественных психологов Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. Н Леонтьева, Л. И. Божович и других, а именно превращение индивида в человека определяется тем, что появляется возможность регуляции и саморегуляции. Жане говорит о том, что психика человека развивается в сотрудничестве с другими людьми. Сперва человек сотрудничает с другими и лишь потом, на основе этого, может регулировать собственное поведение.
Интересной представляется структура поведенческого акта, предложенная Жане. В соответствии с ней в поведенческом акте выделяются три этапа: внутренняя подготовка к действию, выполнение действия и завершение действия. Как мы видим, в это описание поведенческого акта включено уже представление о цели действия.
Впоследствии Жане выделяет разные уровни поведения человека (семь уровней). К первому уровню он относит рефлекторные акты. Это самый низкий уровень поведения.
Ко второму уровню он относит отсроченные перцептивные действия. На этом уровне поведение имеет двухфазное строение, и в нем выделяются подготовка и завершение действия.
Третий уровень поведения включает в себя элементарные социальные акты, например акты подражания.
К четвертому уровню Жане относит элементарные интеллектуальные акты.
На пятом уровне манипуляция реальными объектами приводит, по мысли Жане, к формированию так называемых интеллектуальных объектов.
Шестой уровень поведения
— это уровень умственной деятельности,
мышления, которое Жапе считал производным
от практического действия. Таким
образом, выделив данный уровень, Жане
высказал мнение об интериоризации действия
и поставил вопрос о генетической
связи мышления и действия. Эти
идеи нашли продолжение в
В качестве высшего — седьмого — уровня поведения Жане называет созидательную, трудовую деятельность человека. Жане настаивает на том, что именно трудовая деятельность формирует произвольность внимания, волевое усилие. [9]
В отечественной психологии наиболее известные исследования в области личности связаны с теоретическими работами представителей школы Л. С. Выготского. Значительный вклад в решение проблемы личности внесли А. Н. Леонтьев и Л. И. Божович.
Опираясь на понятия о ведущей деятельности и социальной ситуации развития, введенные Л. С. Выготским, Л. И. Божович показала, как в сложной динамике взаимодействия деятельности и межличностного общения ребенка в разные периоды его жизни формируется определенный взгляд на мир, названный внутренней позицией. Эта позиция и есть одна из главных характеристик личности, предпосылка к ее развитию, которая понимается как совокупность ведущих мотивов деятельности.
А. Н. Леонтьев представил свою концепцию структуры и развития личности. В этой концепции центральное место отведено понятию деятельности. Как и у Божович, основной внутренней характеристикой личности в концепции Леонтьева является мотивационная сфера личности. Другим важным понятием в его теории является личностный смысл. Он выражает отношение целей деятельности человека, т. е. того, на что она в данный момент непосредственно направлена, к ее мотивам, т. е. к тому, что ее побуждает. Чем шире, разнообразнее виды деятельности, в которые личность включена, чем они более развиты и упорядочены, тем богаче сама личность. [12]
Итак, сущностная характеристика личности и её основные особенности определяются:
• содержанием мировоззрения человека, его психологической сущностью;
• степенью целостности мировоззрения и убеждений, отсутствием или наличием в них противоречий, отражающих противоположные интересы разных слоёв общества;
• степенью осознанности человеком своего места в обществе;
• содержанием и характером потребностей и интересов, устойчивостью и лёгкостью их переключаемости, их узостью и многогранностью;
• спецификой соотношения и проявления различных личностных качеств.
6
2.2 Психологическая структура личности
Структура личности - основные части личности и способы взаимодействия между ними. Структура личности - то, из чего (из каких элементов) и как построена личность.
В самых разных моделях, за самыми разными описаниями структуры личности можно встретить одни и те же элементы, как элементарные, так и составные. К самым элементарным, далее (относительно) неразложимым, скорее всего можно отнести:
• восприятия,
• желания, влечения, состояния
• опыт и способности: умения, навыки, привычки
Впечатления, интересы, чувства, эмоции, мотивы и ценности, по видимому, являются составными элементами: составленными (по разному) из восприятий, верований, влечений, состояний и привычек. Знания составлены из многих восприятий и впечатлений работой ума и привычки. Убеждения и верования - составлены из знаний, чувств и привычки. [7]
Структуру личности для разных
задач и в связи с разными
представлениями о природе
• Дом души.
• Направленность личности и личностный инструментарий.
• Ид, Эго, Супер-эго.
• Я сознательное, живое бессознательное, привычки.
• Личностные семена,
• Личностный стержень,
• Личность и защитный панцирь.
• Ум - душа - тело
• Экосистема. Одной из удобных моделей описания природы личности представлена в представлении о личности как экосистеме.
• Ядро и Периферия личности
Пытаясь определить необходимое
и достаточное число
1-я подструктура называется
направленностью личности. Сюда
входят: влечения, желания, интересы,
склонности, идеалы, мировоззрения,
убеждения. Элементы (черты) личности,
входящие в эту подструктуру
не имеют врожденных задатков,
а полностью социально
2-я подструктура называется
опытом. Она объединяет знания, навыки,
умения и привычки, приобретенные
в обществе путем обучения, но
уже с заметным влиянием
3-я подструктура объединяет
индивидуальные особенности
4-я подструктура объединяет
свойства темперамента или