Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 01:07, реферат
Цель работы - рассмотрение приемов и методов изучения общественного мнения.
Объект исследования – общественное мнение.
Предмет исследования – изучение общественного мнения и его основных разновидностей.
Задачи работы рассмотреть следующие вопросы:
Понятие общественности и общественного мнения
Третий критерий связан с компетентностью субъекта. В соответствии с этим критерием объектом общественного мнения могут стать лишь те явления, которые доступны знанию и осмыслению людей, составляющих субъект общественного мнения.
Важнейшую содержательную характеристику общественного мнения составляют его функции.
Функции общественного мнения:
Аксиологическая, то есть оценочная;
Регулятивно-
Нормативная;
Аналитическая;
Консультативная;
Экспрессивная;
Директивная и другие.
С
содержанием общественного
Вербальное
и невербальное выражение общественного
мнения объясняется его структурой.
В структуре общественного
Рациональный;
Эмоциональный;
Волевой.
Охарактеризуем каждый из компонентов.
Основу рационального компонента общественного мнения составляют знания об объекте. При этом особое значение имеют полнота, достоверность и точность знаний об объекте общественного мнения. В PR-деятельности важную роль в формировании положительного общественного мнения по отношению к базисному субъекту играет информация. Например, если в качестве базисного субъекта выступает организация, то существенное значение будет иметь информация о самой организации, ее руководстве, деятельности, продукции, внешних организационных связях.
Основу
эмоционального компонента общественного
мнения составляют эмоциональное восприятие
объекта и эмоциональные
Основу волевого компонента общественного мнения составляют общественная воля и воля личностей, входящих в субъект общественного мнения. Воля как элемент психики человека представляет собой способность к выбору цели деятельности и внутренним усилиям, необходимым для ее осуществления. Волевой компонент непосредственно связан с рациональным и эмоциональным компонентами. Рациональная и эмоциональная составляющие общественного мнения, раскрывая сущность объекта общественного мнения и производя его социальную оценку, тем самым формируют определенную волевую направленность субъекта общественного мнения по отношению к его объекту. Непосредственно общественная воля реализуется в различных формах массового поведения субъекта общественного мнения.
Общественное мнение как социальный процесс имеет свою динамику, которая характеризуется стадиями, этапами и механизмами формирования.
Жизненый цикл общественного мнения проходит в три стадии – возникновения и формирования, функционирования, убывания.
Каждая стадия имеет свою внутреннюю структуру, которая разделяется на несколько этапов.
Стадия возникновения и формирования общественного мнения включает следующие этапы:
Зарождение индивидуальных мнений;
Обмен мнениями;
Кристаллизация общей точки зрения;
Объективизация сложившегося мнения.
На этапе зарождения проявляется широкий интерес множества индивидов к потенциальному объекту общественного мнения, происходит формирование индивидуальных заинтересованных оценочных суждений, возникает потребность выразить свою оценку, обменяться мнением с другими индивидами.
На этапе обмена мнениями идет активное обсуждение проблемы, происходит столкновение мнений в виде дискуссий и споров. В ходе дискуссий идет процесс зарождения групповых мнений, среди которых выделяются свои лидеры.
На этапе кристаллизации общей точки зрения в ходе продолжающихся дискуссий и борьбы групповых мнений происходит интеграция всех индивидов или их большинства вокруг единой точки зрения, которая сформировалась в процессе обсуждения на основе совпадающих оценочных мнений.
Основными
механизмами общественного
Стадия функционирования общественного мнения включает этап объективизации и этап активности.
На
этапе объективизации происходит переход
сформировавшегося
На этапе активности наблюдаются активные массовые действия субъектов общественного мнения, их участие в массовых акциях в поддержку или в осуждение тех или иных социальных действий, ставших объектом общественного мнения.
Стадия убывания общественного мнения включает этап спада и этап отмирания.
На этапе спада происходит снижение интереса к объекту общественного мнения у большинства людей.
На этапе отмирания мнение теряет свое качество общественного явления. Объект общественного мнения перестает представлять массовый интерес. Общественное мнение с утратой своего субъекта и объекта прекращает функционирование.
В процессе управления общественным мнением специалисту по PR важно учитывать не только его динамику, но и некоторые характеристики, отражающие его качественную определенность.
Направленность
общественного мнения отражает общую
качественную оценку проблемы, отношение
к ней в виде суждений следующего
типа: «положительно-отрицательно-
Интенсивность общественного мнения является показателем его силы независимо от направленности. Формой измерения интенсивности общественного мнения могут служить следующие суждения: «полностью согласен - согласен - мне все равно - не согласен - абсолютно не согласен».
Стабильность общественного мнения отражает длительность времени, на протяжении которого неизменно проявляется одна и та же направленность интенсивность чувств.
Информационная насыщенность общественного мнения указывает на объем знаний об объекте мнения, которым владеют люди.
Социальная
поддержка общественного мнения
свидетельствует о степени
Следовательно,
данные характеристики общественного
мнения, важно учитывать в процессе
управления им
1.3
Виды общественного
мнения и методы его
формирования
Общественное
мнение может существовать в нескольких
видах. Эти виды отличаются друг от
друга способом отражения действительности,
особенностями своего развития и т.д. но,
прежде всего, своим предметом. Каждая
форма сознания отражает определённую
сторону действительности. Но общественное
мнение невозможно отождествить ни с одной
из форм общественного сознания. Предмет
общественного мнения невозможно «втиснуть»
в рамки какого-либо одного вида, так как
общественное мнение может быть сформулировано
по вопросам политики или права, морали
или искусства, религии или науки и т. д.
В
зависимости от содержания суждений,
сформированных общественностью, мнение
может быть 5:
1)
Оценочное - это мнение выражает
отношение к тем или иным
проблемам или фактам. В нем
больше эмоций, чем аналитических
выводов, умозаключений.
2)
Аналитическое и конструктивное
- общественные мнения тесно связаны между
собой: принятие какого-либо решения требует
глубокого и всестороннего анализа, для
чего необходимы элементы теоретического
мышления.
3)
Регулятивное общественного
Подготовка проведения изучения общественного мнения включает следующие этапы:
-постановка
цели исследования. Цель должна
быть четко сформулирована, какие
сведения предполагается
-разработка
инструмента (анкеты, вопросники). Вопросы
должны формулироваться четко,
быть краткими, не допускающими
различных толкований. Следует избегать
прямых, «лобовых» вопросов, особенно
в тех случаях, если они по смыслу касаются
оценок работы опрашиваемого, направлены
на получение данных непосредственно
о самом человеке, его взглядах. Для получения
более объективной информации вводятся
проверочные вопросы (по этой же теме,
но в другой постановке, позволяющей получить
косвенное подтверждение ответа на основной
вопрос). После набора возможных вариантов
ответов-подсказок обозначается место
для других вариантов, не предусмотренных
анкетой 6:
-подготовка
выборки (число и состав
-проведение
анкетирования, опроса. Как правило,
его надо проводить анонимно,
что повышает достоверность
-обработка
анкет, подготовка выводов,
-принятие конкретных мер.
-последующие проверки правильности решений и результатов принятия мер (отслеживание).
Исследователи
общественного мнения, такие как
Эдвард Бернайз и Хадли Кентрил
говорят, что гораздо легче изучить
состояние общественного