Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2014 в 13:52, курсовая работа
Человек, вероятно, с самого его зарождения как вида на Земле стал делать попытки наладить коммуникацию с другими людьми. Жестами, мимикой, звуками, а, впоследствии, и речью он привлекал к себе внимание, пытался объяснить, показать, рассказать… Но, кроме всего этого, человеку нужно было выразить свои эмоции, чувства, настроение. Для этого вышеперечисленных средств коммуникации недостаточно, а как мы знаем, человек не стоит на месте. Был придуман танец, такой красивый, завораживающий, эмоциональный.
Введение
Человек, вероятно, с самого его зарождения как вида на Земле стал делать попытки наладить коммуникацию с другими людьми. Жестами, мимикой, звуками, а, впоследствии, и речью он привлекал к себе внимание, пытался объяснить, показать, рассказать… Но, кроме всего этого, человеку нужно было выразить свои эмоции, чувства, настроение. Для этого вышеперечисленных средств коммуникации недостаточно, а как мы знаем, человек не стоит на месте. Был придуман танец, такой красивый, завораживающий, эмоциональный. Он раскрывал человека, открывал его с другой стороны, позволял ему передать через аллегории, образы что-то такое, что обычными словами не передать, не передать так, как этого хочет сам танцор.
Как и любая деятельность человека, развитие танца не стоит на месте: он трансформируется, усложняется, становиться более экстравагантным, пластичным, требующим к себе более профессионального подхода. Появляются новые стили, направления, они классифицируются, а некоторые становятся отдельными видами спорта. При помощи танца стали урегулировать проблемы, решать разногласия в батлах, а не кулаками, выплескивать свои эмоции в искусство.
Общение является важным условием психологического развития человека, формирования его личности, его социализации. Невербальная коммуникация имеет огромную составляющую коммуникации вообще, ведь
- около 70% информации человек
воспринимает именно по
- невербальные сигналы
позволяют понять истинные
- наше отношение к собеседнику
нередко формируется под
Танец же является средством передачи информации по невербальным каналам общения, и изучение этого феномена актуально, так как танцевальная индустрия
выходит на новый уровень, привлекая к себе все больше внимания посредством распространения в СМИ, идеализируется сам образ танцора.
Вследствие актуальности данная тема была выбрана при написании курсовой работы. Объектом изучения выбрана социальная коммуникация. Предметом исследования является танец как средство коммуникации.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
Цель исследования заключается в изучении коммуникативных особенностей танца.
При работе над выбранной темой были использованы методы описания, объяснения, сравнения, анализа, синтеза, а также видеоматериалы.
1 Феномен танца
1.1 Сущность, цели танца
«Танец - это живой язык, которым говорит человек, это художественное обобщение, парящее над реальной основой, для того чтобы высказаться на более высоком уровне, в образах и аллегориях сокровенных человеческих эмоций. Танец, прежде всего, требует общения прямого, потому что его носителем и посредником является сам человек, а инструментом выражения - человеческое тело, естественные движения которого создают материал для танца, единственный материал, являющийся его собственным и самостоятельно им используемым» [23].
Танец – древнейшее искусство. Точнее, видом искусства он стала гораздо позднее, а изначально носил сакральный, обрядовый характер. Изменение сознательной и позитивной реальности у древних всегда происходило в музыке и танце. Выполняя определенные движения под музыку, люди, впадали в транс и приобщались к божествам. Танцевальные обряды сопровождали свадьбы, похороны, рождения. Фактически танец – вечный спутник человека на протяжении истории.
В танцах можно увидеть духовную жизнь каждого народа. Египтяне танцами изображали движение небесных светил, римляне плясали в честь богов. Отображением языческого танца и культа Солнца является хоровод, участники которого движутся в том же направлении, что и Солнце. В Древней Руси были распространены ритуальные пляски, сочетающиеся с катанием по росе, прыганьем через костры, которые были приурочены к определенным временам года. Например, подпрыгивания во время танцев служили подражательной магией, ибо танцующие так способствовали росту злаков. Древние греки вообще не сомневались, что человек от пляски становится лучше, совершеннее. Поэтому не случайно на земле Эллады одной из первых муз была Терпсихора – муза танцев. Греки даже могли танцевать философские трактаты. А в Африке до сих пор в некоторых племенах сохранился обычай вместо вопроса, к какому роду или племени принадлежит человек, спрашивают, какой танец он танцует.
Танец выступает как сочетание физической, психической и эстетической деятельности. Например, индийский танец, в котором мельчайшее движение тела уже может рассказать целую историю. Согласно легендам, танец в Индии был порожден богом Шивой, одним из трех верховных богов в индуизме. Он является творцом Вселенной, поэтому, танцуя, он разрушает и одновременно создает жизнь заново. Танец был одним из способов жизни, общения, гармонизации человека. Человеческую историю можно рассматривать не только как хронологию событий, но и как историю движения. В Лейпциге создан «Танцевальный архив», в котором находится колоссальное количество собранной печатной, видео и изобразительной продукции, посвященной истории движения.
Танец – вид искусства, в котором художественный образ создается посредством ритмичных пластических движений и смены выразительных положений человеческого тела. Танец неразрывно связан с музыкой, эмоционально-образное содержание которой находит свое воплощение в его движениях, фигурах, композиции.
Определение того, что такое танец, сильно зависит от исторического и культурного контекста. Британский сексолог Хэвлок Эллис определял танец как виртуозное развитие сексуального импульса[22].
Американский хореограф Марта Грэхем определяла танец как подлинное выражение душевных глубочайших чувств, высвобождаемое через движение тела. Антрополог Джоан Кеалиинохомоку даёт следующее определение: «танец – это преходящий, мимолетный способ экспрессии, происходящей в заданной форме и стиле посредством движений тела»[22].
Жюли Шарлотта ван Кэмп в своей диссертации собрала основные положения, из которых состоят определения танца:
Танец это:
Также она отмечает, что различные определения понятия «танец» единодушны только в первом пункте – то, что танец – это ритмизированное человеческое движение[22].
Танец можно рассматривать как элемент национальной культуры того или иного народа. Можно говорить, что танец несет в себе историю, традиции, менталитет, но чувства, возникающие внутри каждого всего лишь при названии танца – это больше, чем сухое определение функций танца. Мы мысленно переносимся в местность и эпоху танца, мы впитываем его темперамент и настроение. Танцы дарят эмоции здесь и сейчас.
Танцы можно назвать музыкальной поэзией. Слово "танец" вызывает в нашем уме представление чего-то грациозного, нежного и воздушного, иногда торжественного, и всегда – радостного.
У всех народов танец выражает внутренние чувства – как сегодняшние, так и передаваемые из поколения в поколение. В танце посредством различных поз, скачков, движений выражаются радость, горе, любовь, злость, просьба. Танец – это ряд телодвижений, согласованных с настроением человека и подчиненных музыкальному ритму.
Грубые формы танцев первобытного человека сменялись все более утонченными и подчиненными правилам. Музыкальный ритм – песня и музыка определенного такта — забрал себе лидерство перед неподчиненными системе движениями.
Первоначально танец представлял собой комплекс, состоящий из мимики, жестикуляции, движений корпусом и ногами. В древние века мимика как первый язык человечества была неразрывно связана с танцевальным искусством. Более того – все движения в древности назывались не иначе как танцами! У древних даже воинская маршировка именовалась пляской. Древние стремились к тому, чтобы каждое танцевальное движение выражало какую-то мысль, действие, чувство.
Танец – очень красноречивое искусство: испанские танцы и до сих пор посредством своей супер выразительности иногда могут передать гораздо больше, чем обыкновенная человеческая речь.
Они способны передать всю энергию жизни посредством одних только телодвижений и мимики.
Первобытный танец, конечно
же, возник из эмоции и был напрямую связан
с острейшими переживаниями.
Первобытный человек был наделен немногочисленными движениями, но каждый день нес новые трудности и новые искушения, в результате которых вырабатывались алгоритмы поведения новых жестов.
Многие движения, совершаемые людьми разных национальностей, местожительства, принадлежности к исторической эпохе – идентичны (пожимание плечами в знак бессилия или непонимания, поднимание руки вверх в знак приветствия – это врожденные движения, одинаковые для всех). Такова же и природа первых танцев.
Многими ставится под сомнение и подчиненность танца музыке, ведь древнейшие пляски исполнялись лишь под ритмические выстукивания. Но при этом «многие забывают», что у выстукиваний есть ритм, а это уже гласит о нехоатичном разбрасывании рук и ног.
Танцы сами по себе обнаруживают прекрасное в движениях лица, рук, корпуса и ног.
В танцах интерес возбуждается преследованием цели. Этим исполнитель щекочет и интригует зрителя в свою пользу.
Красоту танцам придает грация. Танцор заботится о красоте и благообразии движений.
Грация – импульс, влекущий в безграничное, с желанием испариться, исчезнуть... Это особенно проявляется в танцах быстрых, живых и воздушных, как например, в вальсе. В них смутная идея каждого - унестись в вихре вперед, куда-то туда, в воображаемый мир блаженства и радости.
С помощью танца мы можем видеть и чувствовать музыку. Танец – это огромный мир, чтобы его покорить, надо иметь терпение.
Коммуникативная цель танца заключается в том, чтобы передать трансформированную в искусство информацию, которая может быть представлена не только в конкретном действии (Саша съел конфету), но и чувством (радость, страх, страсть), глобализации проблемы (любовь, ненависть). «Истинный» танец не возникает неоткуда – этому должен послужить эмоциональный порыв, как например выигрыш в лотерею, согласии девушки пойти на свидание, сообщении о том, что поступил в Гарвард. Под словом «истинный» следует понимать танец биологический, возникший в процессе биохимических реакций. Так же целью танца является то, что он сам сможет дать танцору, а это:
1. Воспитание характера и тела
2.Обучение понимания искусства
3. Психологическое раскрепощение
4.Развитие музыкальности и чувство ритма
5.Улучшение внешних данных и настроения
6. Удовольствие и в
прочем всё остальное, что может
в принципе являться
1.2 Стили танцев
Танец, как в принципе всё, что попало под прицел человеческой деятельности, начал развиваться, видимо, от самих своих истоках, преобращаясь во что-то более грациозное, необычное, красивое… А ещё он как политика – она вроде бы одна, но её много. Как и изобразительное искусство, поэзия и многие другие искусства, танец имеет свои стили:
Бальные танцы
Бальный танец – танец, который служит для массового развлечения и исполняется парой или большим количеством участников на танцевальных вечерах (балах). Бальный танец часто называют также бытовым танцем. Процесс дифференциации первобытного, фольклорного танца на крестьянский, бытовой (городской и придворный) и сценический(ритуальный – храмовой, танец феодальной знати, народных потешников) шел одновременно с расслоением общества и его социальным расслоением на антагонистические классы. Этот процесс протекал схоже в странах Западной и Восточной Европы, Азии и Африке. Народные истоки бального танца обеспечили его жизнеспособность и высокое распространение. Они способствовали становлению и творчески оплодотворяли процесс развития демократических жанров и форм бытового танца у различных народов.
Бальный танец возник в 14 веке в Италии в силу благоприятных условий (разнообразной общественной жизни развивающихся городов). Здесь происходит теоретическая разработка правил бального танца. Затем бальный танец распространился во Франции. В 16-17 веках Франция становится законодательницей бального танца. Первоначально бальный танец не имел четко установленной формы. Преобладали низкие танцы (басседансы) с поклонами, реверансами, салютами, часто в виде шествий со свечами и факелами, сопровождаемые пением самих танцующих или игрой на лютне, флейте, тамбурине, арфе, трубе.
Через искусство жонглеров и труверов на балы проникали народные танцы, соответственно приспособлявшиеся к чопорности и этикету двора и аристократии. Обычно танцы объединялись: например, эстампида или басседанс с сальтареллой, павана с гальярдой и т.д. Большой популярностью в Италии и особенно во Франции пользовались Французский бальный танец бранль, а также вольта(14-16 вв). В 17 веке бальный танец распространился по всей Европе[14].
Латиноамериканские танцы
Латиноамериканские танцы исполняются в Европе с начала XX столетия. Эти танцы берут своё происхождение в XIX веке, когда испанско-португальские, африканские и индийские музыкальные стили смешались в Америке. Пасодобль имеет корни в Испании, в то время как джайв – обычный Североамериканский танец. Из всех танцев только пять стандартизированы, и исполняются в соревнованиях: самба, ча-ча-ча, румба, пасодобль и джайв.