Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2014 в 13:52, курсовая работа
Человек, вероятно, с самого его зарождения как вида на Земле стал делать попытки наладить коммуникацию с другими людьми. Жестами, мимикой, звуками, а, впоследствии, и речью он привлекал к себе внимание, пытался объяснить, показать, рассказать… Но, кроме всего этого, человеку нужно было выразить свои эмоции, чувства, настроение. Для этого вышеперечисленных средств коммуникации недостаточно, а как мы знаем, человек не стоит на месте. Был придуман танец, такой красивый, завораживающий, эмоциональный.
Коммуникативный танец – это несколько несложных танцевальных движений, включающих элементы невербального общения и импровизации и направленных на формирование и развитие взаимоотношений с партнером и группой. В этих танцах развивается динамическая сторона общения – легкость вступления в контакт, инициативность, готовность к общению. Они также развивают эмпатию и сочувствие к партнеру, способствуют эмоциональности и выразительности невербальных средств общения. Выкрики приветствия и одобрения не только поднимают настроение танцующих, но и помогают точно выполнять движения.
Компоненты коммуникативного танца просты: шаг, бег, скольжение, подпрыгивание, кружение. Танцуя, дети внимательно прислушиваются к различным элементам музыкальной структуры. Поскольку музыка повторяется много раз, дети легко осознают ее форму и могут предвидеть каждую новую или повторяющуюся часть. Танец способствует визуальному развитию чувства формы: различные части иллюстрируют различное движение. Взаимодействие с другими танцовщиками помогает ребенку ориентироваться в пространстве и выстраивать интересные геометрические образования: движения по кругу вперед или боком, параллельные линии, «мельницу», квадраты, «змейки». Разучивая танцы, дети познают себя, сверстников, знакомятся с культурой различных стран и открывают для себя разнообразие национальных характеров и традиций. Коммуникативные танцы можно использовать в различных формах работы с детьми: на уроках ритмики, на праздниках, на переменах в школе, на гимнастической разминке в летнем лагере. Ведь их разучивание не занимает много времени, так как танцевальные движения просты и повторяются несколько раз, но обязательно с новым партнером. Можно предложить некоторым участникам исполнить аккомпанемент танца на шумовых и ударных инструментах. Такой вид деятельности возможен там, где все присутствующие являются не только участниками, но и создателями танцевального действия. Особенно актуально это при проведении совместных праздников и развлечений для детей и их родителей. В школу поступают дети с разным уровнем подготовки. Некоторые из них не имеют опыта общения со сверстниками, поскольку не посещали дошкольные учреждения. Есть дети, которые имеют такой опыт, но у них не устранены элементы эгоцентризма, поэтому они неохотно вступают в процесс общения. Трудности также возникают при взаимодействии девочек и мальчиков – многие не хотят вставать в пару. Коммуникативный танец – реальный вид деятельности в решении проблемы взаимопонимания младших школьников со сверстниками, ведь каждый ребенок становится партнером другого.
На первом этапе разучивания коммуникативных танцев возможно использование текста для стимулирования общения. В дальнейшем отсутствие в танце слов усложнит задачу понимания и взаимодействия. Оптимально использование коммуникативных танцев в определенной последовательности: поиск нового партнера, развитие взаимопонимания с несколькими партнерами, демонстрация доверия к партнеру. Предложенные танцы ориентированы на детей 6–7 лет, т.е. учащихся подготовительной к школе группы и 1-го класса. Освоение танцев зависит от особенностей группы: если дети достаточно легко находят взаимопонимание с одним партнером, следует увеличить количество партнеров и усложнить движения. Педагог может предложить детям сочинить свой коммуникативный танец из тех движений, которые им нравятся и получаются лучше всего. Разучивание коммуникативных танцев можно продолжать до тех пор, пока сохраняется интерес детей к этому виду деятельности. Начинать разучивание коммуникативных танцев лучше с тех, в которых появление нового партнера обусловливается танцевальными движениями (следующий партнер по кругу). Здесь ребенку необходимо найти партнера визуально, продемонстрировать дружелюбие и войти в контакт с ним. Также в этих танцах формируется умение по взгляду партнера понять его намерения. Используются очень простые танцевальные движения: шаг, притоп, кружение в паре. Контакт с партнером усиливается тактильно – через рукопожатие, хлопки как элемент открытости. В некоторых танцах дети и педагог могут импровизировать, воспроизводя движения различных профессий – сапожника, прачки, конюха, повара – или, как вариант, показывая повадки животных и птиц. Таков, например, финский танец «Рулатэ». Разучивание танца облегчат слова, которые можно тихонько напевать:
За руки дружно с тобою
возьмемся,
Будем кружиться мы в танце
легко.
Глядя друг другу в глаза,
улыбнемся –
Как танцевать нам с тобой
хорошо!
Пусть наши руки навстречу
другу другу
Дружно взлетят высоко-высоко.
Весело прыгать с тобою мы
будем,
Делай, как я, – это очень легко!
В первой части танца дети стоят по кругу парами, лицом друг к другу, и держатся за руки в положении «лодочка». Сначала качаются из стороны в сторону на сильную долю и кружатся на носочках вправо, затем те же движения выполняют влево. Во второй части дети стоят напротив друг друга, образуя внешний и внутренний круги. Выполняют хлопки: 1 – перед собой, 2 –партнером правой рукой, 3 – перед собой, 4 – с партнером левой рукой. Затем хлопнуть перед собой и с партнером обеими руками два раза. Далее дети, подпрыгивая, выставляют правую, затем левую ногу вперед и делают 3 притопа на месте на каждую долю. В конце ребята прощаются и машут друг другу рукой, при этом партнер внешнего круга переходит вправо, а партнер внутреннего круга остается на месте. Слова для движений можно придумать самим, петь может педагог и дети по желанию.
В американском танце «Брейк миксер»[2;22] ребенок должен сам найти нового партнера. Дети стоят парами в произвольном порядке, держась за руки. Сначала пары шагают под музыку в любом направлении, на четырех шагах разворачиваются лицом другу к другу и выполняют 3 хлопка и 3 притопа. Затем кружатся, соединив правые руки. В конце дети выбирают нового партнера и кружатся, соединив левые руки. Танец повторяется каждый раз с новым партнером. Особый интерес танцевальной игре придает непарное количество участников. При каждом повторе танца кто-то рискует остаться без пары. Это активизирует танцоров – нужно быстро выбрать партнера. Участник, оставшийся без пары, может импровизировать танцевальные движения самостоятельно.
Второй этап – развитие взаимопонимания с партнерами. Эти коммуникативные танцы направлены на поиск взаимопонимания не с одним, а с двумя или тремя партнерами. Если усложнение танцевальных движений не вызывает трудностей, то можно исполнять танцы, где взаимодействуют четыре партнера – две пары. Здесь развивается способность ориентироваться в пространстве и строить сложные фигуры («мост», «крест», «ворота»). К примеру, возьмем португальский «Танец с хлопками»[2;183]. Вначале пары, взявшись за руки, двигаются шагами в произвольном направлении. Затем две пары встают напротив друг друга и обмениваются хлопками на каждую долю (с партнером напротив, наискосок, сбоку и снова с партнером напротив). При повторении пара, прогуливаясь, ищет новых партнеров. Танец повторяется до тех пор, пока не встретятся все пары.
Третий этап – демонстрирование доверия к партнерам. Движения коммуникативных танцев способствуют развитию доброжелательных отношений между детьми, а элементы импровизации способствуют пластическому самовыражению ребенка. Это дает ему состояние раскрепощенности, уверенности в себе, ощущение собственного эмоционального благополучия, своей значимости в детском коллективе, способствует формированию положительной самооценки. Перед исполнением танца педагог может попросить детей рассказать о том, чем занимались люди их края раньше (охотились, разводили оленей, занимались рыболовством и собиранием ягод и т.д.). Затем дети должны показать соответствующие движения при помощи невербальных средств (мимика, жесты, взгляд, положение корпуса, походка). Вначале можно показать общие движения, затем каждый ребенок выбирает свои. В качестве примера приведем «Хантыйский танец». В первой его части дети образуют круг, руки опущены. Сначала выполняют полуповорот налево (7 маленьких шагов каждой ногой, начиная с левой), в конце притоп, руки постепенно раскрываются в стороны. Возвращение в исходное положение – руки медленно опускаются. Затем выполняются те же движения вправо и возврат в исходное положение. Во второй части танца мальчики и девочки могут выполнять разные движения. Девочки – медленный полный поворот влево, припадая на левую ногу (левая рука за спиной, правая поднята вверх). Мальчики на сильную долю выполняют прыжок двумя ногами вперед, имитируя руками стрельбу из лука влево, затем при прыжке назад – лук вправо. Далее девочки делают полный поворот вправо, а мальчики при прыжке имитируют доставание сети с рыбой слева и справа. В конце танца – импровизация или повторение уже знакомых движений. Разучивать танцы можно по разному. Например, И. Вуйтак, преподаватель университетов разных стран (Бельгии, Голландии, Франции, США), предлагает показывать все движения медленно, чтобы дети смогли хорошо рассмотреть и запомнить положение тела, позицию ног, рук. Особый акцент он делает на необходимость того, чтобы в этот момент дети только смотрели, а не пытались выполнить движение. Соединять части танца педагог советует «постепенно, чтобы добиться четкости и исправить ошибки». Российский педагог Т.Э. Тютюнникова советует другой вариант: вначале предложить детям самим придумать движения, т.е. импровизировать, а затем вместе составить несложный танец. На следующем уроке педагог показывает свой вариант – «танцуем, когда разучиваем, разучиваем, когда танцуем»[4]. Общение и опыт взаимодействия со сверстниками очень важны для процесса музыкального развития детей. Коммуникативный танец может стать одним из средств развития навыков общения младших школьников.
Это очень увлекательный и интересный процесс, задача которого дать детям необходимые навыки.
2.2 Личность, индивидуальность и задача коммуникатора в танце
Личность человека в танце играет важную роль. От этого зависит не только, как он танцует, но и то, что он танцует. Разберем это на примере следующего танцевального стиля:
Krump (Крамп) — сокращенное название, расшифровывается как: Kingdom Radically Uplifted Mighty Praise (Империя Абсолютной Силы Духовной Похвалы). Все те, кто были основателями Krump, — люди верующие. По духу этот танец энергичный и довольно резкий, агрессивный. К тому же Krump очень разнообразный, так как разные люди могут использовать абсолютно отличные друг от друга стили. Главное, чтобы Krump соответствовал характеру танцора и его мироощущению. Krump — это своеобразная альтернатива уличному насилию, которое было очень распространено в Америке в конце XX века. Krump зародился в южных кварталах Лос-Анжелеса, это уличный стиль танца, выпрыгнувший из темных закоулков гетто и ныне заставляющий двигаться тела по всему миру. Можно сказать, что krump — это бурный и гиперскоростной танец. Соревновательная структура Krump развивается вместе со статусом и уважением к танцорам Krumping и называется «battle» (батл), так же как и в брейк-дансе и современнм хип-хопе. Если происходит массовый krump-battle, то некоторые американские (зачастую, белокожие) граждане могут даже вызвать полицию. Крамперский танец часто путают с настоящей дракой, настолько он энергичен. Само слово «krump» часто используют для описания мощных и крушащих землю танцевальных шагов, которое звучит как «KRUMP!» Уникальность крампа заключена в характере его движений — крампер танцует отрывисто, быстро двигается, часто прыгает, и вступает в физический контакт с партнерами по танцевальной «драке»[27]. Понятно, что мальчик из балета с миролюбивыми взглядами на жизнь вряд ли станет даже пытаться повторить что то из того, что делают крамперы. А они это делают, и значит, им есть что сказать. Танец агрессивен, и зародился он не в среде «белых воротничков», а в гетто.
Это присуще стилю импровизации. Хотя в танцевальных постановках личность, стоит заметить, играет не меньшую роль. Энергетика танцора чувствуется на расстоянии, и здесь задача стоит уже перед самим хореографом, который, конечно же, не должен искать замены сильным, а обязан подтянуть более слабых участников постановки. К сожалению, на данный момент мы видим зачастую не всегда профессиональный подход к сложившейся ситуации. Более того, постановщики танца не уделяют должного внимания физической подготовке своих подопечных, что, конечно же, влияет на готовый результат. Личность, к сожалению, теряет свой смысл, так как, не делая должных перестановок в постановке, хореограф приравнивает всех к общей массе, когда желательно было бы акцентировать внимание на сильных сторонах танца, что в свою очередь не только приукрасит, но и затмит не профессиональность некоторых участников.
Танец как способ самовыражения способен максимально раскрыть личность. Отпечаток на настроения танцора накладывает бытовая обстановка и жизненные ситуации. Индивидуальность танцора складывается из его природного таланта, особенного стиля движений, пластики и чувства ритма.
Индивидуальность - особенности конкретного человека, делающие его непохожим на других. Любит он водку или поспать, рыжий он или молчаливый, паразит он или активист - это все его врожденные или культурно приобретенные особенности, его индивидуальность.
Яркий индивидуальный подход к танцу мы замечаем у такой знаменитой и заслуживающей носить знамя великой личности, как Майя Плисецкая.
Характер Плисецкой сосуществовал в редкостной гармонии с характером ее артистического дарования. Смелость она превращала в эстетическую категорию. Не боялась нарушать «канон», не рассуждая, верила в себя и всегда была современной, потому что побеждала в споре со временем, заставляя его убыстрять свой ход. Самыми лучшими и точными определениями сути ее искусства стали такие найденные для нее критиками «амплуа», как «актриса идеи» и «балерина-стихия». Известный французский балетный критик Андре Филипп Эрсен считал, что для ее характеристики достаточно трех слов: «гений, мужество и авангард».
Природа наградила Плисецкую уникальными данными: большим шагом, высоким прыжком, великолепным вращением, мощным артистическим темпераментом и необыкновенной восприимчивостью к музыке. Ее талант был замечен, когда она еще училась в балетной школе. Однако ей пришлось выдерживать ожесточенные бои, отстаивая право своего таланта на самоопределение. После того как Президент Франции Франсуа Миттеран вручил ей орден Почетного легиона, один из советских чиновников выразил свое недоумение: «Я думал, что этот орден дают только борцам Сопротивления». Плисецкая, всегда славившаяся находчивостью и умением афористично излагать свои мысли, ответила: «А я всю жизнь и сопротивляюсь». Падение социалистического строя в одной отдельно взятой стране Плисецкая переживала как собственное торжество. К тому времени она, словно личного врага, ненавидела советскую власть, которая, с одной стороны, воздавала ей почести, а с другой — тиранила, годами не выпускала за границу, шпионила и пыталась ей помешать танцевать то, что хотелось[24].
Хотелось бы обратить внимание на небезызвестных в молодёжных кругах братьев близнецов Ларри и Лорана (Les twins). Эти уроженцы Франции уже с пяти месяцев начали ходить, а в два года стали чувствовать бит и ритм (как сообщают они сами из интервью IZHpromo). Их танец не имеет пока аналогов в современности. Они утверждают, что больше предпочитают нью стаил (новый стиль, одно из разветвлений хип-хопа), но и не отрицают, что универсальны и не обходят вниманием локинг, кинг-тат и вообще – «мы многофункциональны». Удивительное чувство музыки и друг друга делают их неотразимыми. «Мы дополняем друг друга, а еще мы жить друг без друга не можем, и мы никогда не будем выступать отдельно или друг против друга». Порой можно предположить, что их движения и есть музыка. Они полны энергии и желания показать, на что они способны.
Индивидуальность танцора проявляется через его внутреннею составляющую. Конечно, нельзя оспаривать физическую подготовку танцора. Чем лучше он развит - тем лучше. Но всё же заметим, что на современном этапе достаточно «сильных» танцоров, и их много (этому послужила резкая идеализация танца в нулевые). Но по истину индивидуальных не так много. Возможно, такое мнение складывается из-за количества материалов и резкого скачка вверх танцевальной индустрии. В пример можно привести таких людей, как Майя Плисецкая(балет), Мэри Уигман ( Создала собственный стиль — экспрессивный танец, не похожий ни на балет, ни на неогреческий лиричный танец Айседоры Дункан, ни на восточную экзотику, популярную среди танцоров начала XX века)(представители старых школ танцев) и Филлип Pacman Чбииб(попинг), Роберт Хоффман (хип-хоп)(новое поколение).
Индивидуальность ярко прослеживается и в современных танцевальных командах. Ярким примером является многонациональный коллектив Jabbawockeez. Команда была основана в 2003 году в Сан-Диего и принимала участие в популярных реалити-шоу, таких как America’s Got Talent (NBC) и America’s Best Dance crew (MTV). На последнем ребята получили главный приз – $ 100.000. После этого Jabbawockeez получили контракт на турне, как Лучшая американская танцевальная группа (America’s Best Dance Crew)[28]. Эти парни танцуют в масках и перчатках, что заставляет зрителя обратить внимание на их сплоченность, постановку целиком, а так же придает таинственности и загадочности их выступлению. Их синхронность поражает, а четкость движений и креативный подход к своему выступлению делает их неотразимыми. Каждый момент не только тщательно проработан, но и прочувствован. Они, на протяжении всего своего выступления, несут некую интригу, заставляют зрителя прочувствовать танец, полностью в него погрузиться и испытать неописуемые чувства.
Задачей любого танцора, безусловно, является максимально выразить себя, открыться в виде движений, выплеснуть накопившееся в нем чувства, ну и конечно, оставить после себя память о его выступлении у зрителя. Это достигается оригинальным, эффектным и зрелищным выходом в формате данного мероприятия. Возьмем за пример батлы.
Батл (англ. battle — бой, битва) – танцевальное соревнование двух ( бывает и более, но это редкость ) команд или отдельных танцоров, задача которых доказать что они лучше и показать больше фишек и креатива.
Представители каждой команды выходят по очереди и демонстрируют свое мастерство. Главной особенностью батлов является неписанность их законов. Это доходит до того, что участники порой входят в физический контакт друг с другом, передразнивают и всячески пытаются подколоть друг друга. Это всегда выглядит зрелищно, оригинально и смело, но ни в коем случае не приводит к вражде. После каждых «поединков» танцоры противоположных команд обмениваются рукопожатиями, благодарят за встречу и желают друг другу еще раз встретиться на танцполе. За тем народным голосованием, или же судейским, объявляется победитель. Критериями, как ни странно, является не только мастерство танцоров, но и их оригинальный подход к танцу, такие как совместные выступления (синхронно или же нет, выступают сразу несколько человек (бывает похоже на мини постановку), часто исполняя нестандартные приёмы танца и применяя акробатические трюки), минимальный физический контакт, передразнивание друг друга и явный показ более сильных связок движений.