Технологии поиска инвестора на примере ОАО «Ключевский завод ферросплавов»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 11:38, курсовая работа

Описание работы

Поэтому целью данной курсовой работы стало изучение особенностей привлечения инвестиций с помощью PR-технологий и создание практических рекомендаций для ОАО «Ключевский завод ферросплавов» по повышению привлекательности инвестиционного проекта.
В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи исследования:
на основе изучения научных трудов отечественных и зарубежных исследователей в области экономики ознакомиться с существующими видами инвестиций, определить их значение для предприятия;
описать основные PR-методики, используемые при создании и реализации инвестиционного проекта;
проанализировать важность привлечения инвестиций на ОАО «КЗФ» и разработать рекомендаций по повышению инвестиционной привлекательности с помощью PR-технологий.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Роль инвестиций для предпринимательской деятельности в России
Виды инвестиций и их значение для предприятия……………………...5
Инвестиционный климат в России …………………………….….……10
Глава 2. Особенности привлечения инвестиций с помощью PR-технологий
Разработка и реализация инвестиционного проекта…………………...13
Влияние имиджа компании на привлечение инвестиций……………..24
Глава 3. Предложения по повышению привлекательности инвестиционного проекта ОАО «Ключевский завод ферросплавов»
Краткая характеристика предприятия…………………………………...28
Причины привлечения инвестиций……………………………………...33
Основные этапы проекта повышения инвестиционной привлекательности…………………………………………………………....34
Заключение………………………………………………………………………40
Список использованной литературы……………………………………..…….42

Файлы: 1 файл

0162392_62026_tehnologii_poiska_investora.docx

— 80.85 Кб (Скачать файл)

 

 

 

    1. Инвестиционный климат в России

В современных условиях инвестиции выступают  важнейшим средством обеспечения  условий выхода из сложившегося экономического кризиса, структурных сдвигов в  народном хозяйстве, обеспечения технического прогресса, повышения качественных показателей хозяйственной деятельности на микро- и макроуровнях. Активизация  инвестиционного процесса является одним из наиболее действенных механизмов социально-экономических преобразований. Мировой опыт свидетельствует, что  страны с переходными экономиками  не способны выйти из экономического кризиса без привлечения и  эффективного использования иностранных  инвестиций, потому как инвестиции не только способствуют формированию национальных инвестиционных рынков, но и динамизируют другие факторные  рынки, а также рынки товаров  и услуг [10, с. 24]. Кроме того, иностранные инвестиции, как правило, способствуют мерам по макроэкономической стабилизации, позволяют решать отдельные социальные проблемы. Исходя из этого, можно сделать вывод, что иностранное инвестирование занимает особое место в структуре внешнеэкономических приоритетов развития российской экономики.

В рыночной экономике совокупность политических,  социально-экономических, финансовых, социо-культурных, организационно-правовых и географических факторов,  присущих  той или иной стране,  привлекающих или отталкивающих инвесторов, принято  называть инвестиционным климатом [3, с.19]. Ранжирование стран мирового сообщества по индексу инвестиционного климата или обратному ему показателю индекса риска служит обобщающим  показателем инвестиционной  привлекательности страны и «барометром» для иностранных инвесторов.

 Инвестиционный климат  включает в себя большое количество  параметров [3, с.24]:

  • налоговое законодательство страны-донора;
  • возможности эффективного вложения капитала, степень развития общей (транспорт, связь и т.п.) и специальной (фондовый рынок, наличие в стране-доноре представителей авторитетных для инвестора консалтинговых и аудиторских фирм) инфраструктуры;
  • уровень квалификации трудовых ресурсов и управленческого персонала;
  • наличие запасов полезных ископаемых;
  • отношение к иностранным капиталовложениям со стороны местных властей и общественности.

С началом рыночных преобразований промышленность России понесла ощутимый спад в производстве и потеряла свою конкурентоспособность, на что оказал решающее воздействие беспрецедентный  объем импорта потребительских  и промышленных товаров. Очевидно, что  единственный путь выхода экономики  России из кризиса есть возрождение  промышленности. И для достижения этой цели промышленный сектор России нуждается в инвестициях. Но одних лишь национальных сбережений и государственных субсидий будет явно недостаточно. Международные программы помощи также слабо влияют на модернизацию промышленности в России. В свою очередь прямые иностранные инвестиции окажут более долгосрочный импульс, как это видно из происходящего на других крупных растущих рынках.

В отраслях потребительских и капитальных  товаров наблюдается замкнутый  круг проблем, вызванных закрытием  производств, увольнениями, падением покупательной  способности и низким уровнем  спроса. Попытки властей, направленные на защиту местных предприятий посредством  установления высоких пошлин на импорт и прочих нетарифных барьеров, потерпели  неудачу. Наилучшей долгосрочной альтернативой  может стать выработка стратегической промышленной политики и систематическое  привлечение иностранных технологий, капитала и ноу-хау [16]. Необходимо проводить инвестирование в «двигатели» роста и стабильности, которыми являются агропромышленный комплекс, машиностроение, химические производства, электроника, автомобилестроение, железнодорожный, воздушный и морской транспорт, телекоммуникации, энергосбережение, медицинское оборудование и многие другие отрасли. Значительные капиталовложения требуются также для модернизации важнейших социальных услуг, коими являются здравоохранение и образование, строительство хранилищ и складов, необходимое для оптимизации торговли и транспорта, а также развитие гостиничного сектора и туризма.

В России, к сожалению, до сих пор отсутствует своя система  оценки инвестиционного климата  страны и ее  отдельных  регионов.  Иностранные инвесторы ориентируются  на оценки многочисленных международных  консалтинговых фирм, регулярно отслеживающих  инвестиционный климат во многих странах  мира, в том  числе и в России.

 

 

2. Особенности  привлечения инвестиций с помощью  PR-технологий

2.1. Разработка  и реализация инвестиционного проекта

Под инвестиционным проектом для реализации на предприятии будем понимать развернутую во времени совокупность мероприятий, направленных на существенное обновление отдельных компонент деятельности предприятия или его положения в окружающей социально-экономической или природной среде и требующих для своей реализации значимых финансовых средств (инвестиций) [9, с.273].

В зависимости от характера  возникновения и стадии продвижения  инвестиционного проекта все  такие проекты можно разделить  на четыре группы [10, с. 214]:

  • проекты, не связанные однозначно ни с конкретным исполнителем, ни с конкретным потребителем (проект типа А);
  • проекты, содержание которых изначально связано с определенным предприятием-производителем новых товаров и услуг (проект типа Б);
  • проекты, предназначенные для удовлетворения потребностей конкретного потребителя (проект типа В). Пример такого проекта – проект реконструкции предприятия, представленный на конкурс, объявленный этим предприятием;
  • проекты, содержание которых изначально и однозначно определяет как производителя, так и потребителя продукции (проект типа Г). Здесь речь может идти, скажем, о выполнении договора с заказчиком на производство на данном предприятии определенной продукции (не следует думать, что в этом случае финансирующей стороной является непременно заказчик; такой договор может финансироваться и третьим лицом, заинтересованным в возмещении своих затрат в перспективе).

В самом понятии проекта  заложен риск, связанный с возможным  отторжением его средой, в которой  предполагается реализация проекта. На этот «проектный» риск накладывается  «функциональная» неопределенность, связанная  с функционированием самого предприятия, где будет реализован проект, а  также нестабильность среды деятельности предприятия. В итоге вероятность  успешной реализации большинства проектов, даже обеспеченных поначалу финансовыми  ресурсами, невелика. Если воспользоваться  данными Министерства экономики  РФ [16] о количестве поданных на инвестиционный конкурс, прошедших экспертизу, и начавших реализацию проектов, то придется признать, что финансирование в реальности получает не более 28% прошедших многоступенчатую экспертизу проектов и не более 6% подготовленных предприятиями проектов. Полное же завершение ожидает лишь доли процента от числа подготовленных и намеченных к реализации проектов. И даже в случае успешного (в содержательном смысле) завершения проекта, его показатели оказываются весьма далекими от запланированных.

В результате российской практики ведения бизнеса, сложилась традиция привлечения консалтинговых или  инвестиционных компаний к инвестиционному  проекту, что является определенной гарантией того, что проект качественный и проверенный [12, с. 147]. Практически в каждой крупной консалтинговой или инвестиционной компании существует отдел по связям с инвесторами. В направления Public Relations существует направление связи с инвесторами (Investor Relations) – комплексный, долговременный и постоянный процесс привлечения инвесторов для финансирования деятельности компании, под конкретные проекты, как в сфере прямых инвестиций, так и на рынке ценных бумаг, создавая позитивный облик и репутацию компании в инвестиционной среде [12, с.148].

  Национальный институт  по связям с инвесторами США  (NIRI)[4, с.212] дал следующее определение «Investor Relations» - это стратегическая функция руководства компании, сочетающая финансовую, коммуникационную, маркетинговую составляющую, цель которой - обеспечение инвестиционного сообщества точным отображением текущего состояния дел и перспектив развития компании.

В середине 50-х годов ХХ века в США Ральф Кординер, президент корпорации General Electric, создал специальную IR-службу в компании, в задачу которой первоначально входило: написание пресс-релизов об экономических результатах компании и их распространение. Цель службы была: создать у потенциальных и реальных инвесторов положительное мнение о компании General Electric. Постепенно IR-служба стала предоставлять инвесторам различные финансовые отчеты и заниматься поиском и привлечением новых инвесторов. Так, возникла специальность investor relations - специалист по связям, по поиску и привлечению инвесторов. В конце ХХ века на фондовых биржах мира, в международном бизнесе стали активно работать российские компании, которые также искали инвесторов. На сегодняшний день, в России более 200 компаний имеют специальный IR-отдел [15]. На рынке появились специализированные IR-агентства, подыскивающие инвесторов для мелкого и среднего бизнеса. В 2001 году создано ОССИ - Объединение специалистов по связям с инвесторами. С 2008 года специальность «специалист по связям с инвесторами» официально внесена в квалификационный справочник должностей РФ. Это уникальные работники, выполняющие стратегически важную функцию структурирования информационных потоков предприятия, формирования информационной политики при взаимодействии с инвестиционным сообществом, выходе на публичные рынки капиталов. В основном, акций и облигаций и, соответственно, помогающие компаниям-клиентам шире привлекать инвестиции, повышать капитализацию и, конечно, снижать стоимость заемных денег.

Первый вопрос, который  интересует потенциального инвестора «Чем занимается компания?» Инвестору необходимо четко видеть цель, которую преследует компания в своей деятельности, и убедиться, что руководство прилагает все силы для достижения поставленной цели. Источники получения информации для потенциальных инвесторов (из практики США) [1, с. 152]:

  1. Документы, публикуемые компанией:
  • годовые отчеты за прошлые годы;
  • квартальные финансовые отчеты;
  • официальная информация;
  • заявления руководства для прессы.

Подобные сведения предоставляются  компанией бесплатно. Для их получения  необходимо отправить письменную просьбу  ответственному секретарю.

2. Обзоры, подготовленные  специалистами брокерских компаний  по анализу ценных бумаг. Подобные обзоры содержат анализ текущих перспектив доходности компании. Однако информация, предоставляемая в них, не отражает ситуацию в отрасли, в которой работает компания, ее конкурентов. Они помогают разобраться в текущей деятельности и проблемах компании.

3. Посещение ежегодного собрания акционеров. Правила некоторых компаний иногда допускают присутствие посторонних лиц на собрании, даже, если они не акционеры и не специально приглашенные лица. Разрешение на подобное присутствие можно получить у ответственного секретаря компании.

При принятии решения инвестором о целесообразности вложений в ту или иную компанию ему необходимо ответить на ряд вопросов:

  • Какова основная деятельность компании?
  • Лидирует ли компания в своей отрасли?
  • Сохранится ли спрос на товары и услуги компании в течение следующих нескольких лет?
  • Кто главные конкуренты компании и насколько компания способная соперничать с ними?
  • Не затронет ли тенденция повышения цен товары компании?
  • Каковы сильные и слабые стороны руководства компании?
  • Каковы реальные достижения управляющих компанией за время ее существования?
  • Какие цели и задачи преследует руководство компании?
  • Осознает ли руководство компании свою ответственность перед акционерами?

Важное место в процессе принятия решения инвестором занимает такой этап как проверка должной  добросовестности (due diligence). Его также  следует учитывать не только инвесторам, но и предприятиям, привлекающим инвестиции. Вся необходимая информация должна находиться в зоне досягаемости, «на  расстоянии протянутой руки». На этом этапе осуществляется:

  1. Анализ способности компании в кратчайшие сроки предоставлять информацию, что положительно характеризует управляющих предприятия и свидетельствует об их открытости и готовности к честному и конструктивному диалогу с инвесторами.
  2. Привлечение высококвалифицированных специалистов (в том числе иностранных юридических и аудиторских фирм). Качество, доступность и полнота информации значительно помогут сократить время.

Следует быть готовым к тому, что  инвестор будет изучать компанию очень пристально и профессионально. Обязательно будут смотреть на команду менеджеров. Ни для кого не секрет, что существует тесная корреляция между качеством компании и качеством менеджмента. Лидер может быть очень сильным, но если у него нет профессиональной команды, его компания много стоить не будет.

Бизнес-план – это первый документ, который представляется инвестору, задолго до установления с ним прямого контакта. Поскольку бизнес-план создает первое впечатление о заявителе, то недостаточно подготовленный бизнес-план явится причиной отказа не только в инвестициях, но и в обращении инвестором своего внимания на рассмотрение проекта вообще.

В обязательную программу будет  входить посещение точек продаж, посещение филиалов в регионах (если они есть). Очень хорошо, если для  инвестора будет организована так  называемая data-rooms (помещение, куда складируется огромное количество материалов о деятельности компании – ее отчеты и договоры, лицензии и прочее). Если инвесторов несколько, для каждого из них data-room должна быть «своя», чтобы они могли  сидеть в разных местах одновременно и не знали друг о друге. Огласка  тут не нужна.

Нельзя забывать, что инвесторы очень чувствительны психологически к открытости, прозрачности, к поведению менеджмента во время изучения компании [13]. А у иностранцев это особенно остро: они гораздо больше опасаются неопределенности, непрозрачности. Нельзя забывать, что для отечественных инвесторов ключевым моментом является именно цена сделки, а для иностранца – юридическая и фактическая «прозрачность» компании и бизнеса.

Корпоративная конструкция компании должна быть простой и понятной (без  излишних нагромождений из множества  «технических» компаний, используемых для оптимизации налогообложения, например). Корпоративная конструкция  должна быть устойчива к негативным воздействиям «внешней среды» (центры прибыли, центры владения активами и  центры сбыта должны быть разделены  внутри группы). В целях контроля рисков, центры прибыли и центры владения активами должны быть выведены в нерезидентное поле (за пределы РФ). Управление и владение компанией должно осуществляться без «прокладок» в виде номинального директорства и акционерства. Если конечные бенефициары компании хотят сохранить свое инкогнито, следует воспользоваться вполне легитимными инструментами – трастами, например.

Информация о работе Технологии поиска инвестора на примере ОАО «Ключевский завод ферросплавов»