Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2010 в 18:42, лекция
Коммуникация – это необходимое и всеобщее условие жизнедеятельности человека и основа его существования в обществе. В процессе коммуникации происходит процесс передачи информации. Информация это сведения, передаваемые от человека к человеку либо от человека к автомату либо от автомата к автомату либо сигналы животного мира, передаваемые устным, письменным или другим способом.
Теория коммуникации как учебная дисциплина.
Коммуникация – это необходимое и всеобщее условие жизнедеятельности человека и основа его существования в обществе. В процессе коммуникации происходит процесс передачи информации. Информация это сведения, передаваемые от человека к человеку либо от человека к автомату либо от автомата к автомату либо сигналы животного мира, передаваемые устным, письменным или другим способом.
Методы, используемые в ОТК:
1 моделирование – это изучение объекта, путем создания его копии, её исследования, копия должна замещать оригинал с конкретных сторон, которые интересуют исследователя.
2 системный подход
– это подход, при котором объект
рассматривается как некоторое
множество элементов,
3 сравнение – основывается на суждениях о сходстве и различии.
4 герменевтический – это метод истолкования и интерпретации текстов.
5 бихивеаризм –
это понимание поведения
6 контент – анализ
– это экспериментальный метод,
7 интент – анализ – это метод, с помощью которого изучается проблема целенаправленности вербальной коммуникации.
8 метод наблюдения.
9 социометрия – это диагностика межличностных и межгрупповых отношений с целью изменения и улучшения.
Развитие технических средств коммуникации.
1 речь у человека появилась примерно 40 000 лет назад и это была первая коммуникативная революция.
2 возникновение письменности.
Вторая коммуникативная
3 изобретение печатного
станка. 3я революция
4революция – электронные носители языка.
Коммуникативная компетентность - определяется как развивающийся и осознаваемый опыт общения между людьми, который формируется и актуализируется в условиях непосредственного человеческого общения.
История коммуникации. Осмысления философства коммуникации.
1 На раннем этапе у человека не было развито абстрактное мышление и сам человек рассматривался только в рамках коллектива. На втором этапе во время развития натур философии человек рассматривался как часть природы. Сократ – изучение моральных норм человека. 4Средневековье в европе – распространение христианства. Все люди равны перед богом, у человека есть свобода выбора. Человек ставится над природой. Люди должны относится одинаково как к себе так и к другим. Христианство провозглашает соборность. Любовь ко всем является средством для достижения любви к богу.
5 эпоха возрождения – человек как лучшее творение бога. Человек такой же творец как бог.
6 новое время,
эпоха просвещения –
Доклад
на тему1. антропосоциогенез и социальная
коммуникация. 2. Понятие, виды и функции
коммуникации в малой группе
Основные
элементы коммуникационного процесса.
- Источник (отправитель сообщения) – человек, группа людей, компания, общественные институты, фирмы, предприятия. Источник является инициатором сообщения. Источник информации должен обладать доверием для того чтобы донести свою информацию. Наибольшее впечатление производит красочный рассказ, увеличивающий силу воздействия.
- Кодирование – целью кодирования является доведение замысла отправителя до получателя.
- Декодирование –
это процесс перевода
- Сообщение –
это осмысленная
- канал передачи сообщения – каналы бывают естественные, а именно аудиальные, визуальные, сенсорные, тактильные, искусственные - технические – интернет.
- получатель сообщения – человек, группа лиц или организация.
- обратная связь
– это реакция собеседника,
положительная или
- коммуникационные барьеры :
1 барьеры, обусловленные
факторами среды –
2 технические барьеры – проблемы с интернет например
3 человеческие барьеры – физические( глухота), психологические, культурные барьеры( языковой), социальные барьеры,
4 проблемы интерпретации.
Вербальная
Коммуникация осуществляется в процессе любой деятельности при помощи различных знаков. Изучением знаков для общения занимается семиотика. ( знак, признак) семиотика исследует свойства знаковых систем и знаков.
Знаковая система – это совокупность знаков, устроенная определенным образом.
Семиотику подразделяют на:
1 синтактику- изучает отношения между знаками и их построение внутри знаковой стстемы.
2 симантика – изучает содержание знаков, то есть отношение между знаком и обозначаемым объектом. Центральным её понятием является понятие значения. Она изучает законы смысла. Для изучения структуры языкового общения обычно используют так называемый симантический треугольник: знак – понятие – предмет. Разъяснение знака между понятием и знаком.
3 прагматика – изучает отношения между знаком и человеком. Изучает законы, зависящие от позиции наблюдателя. Круг вопросов прагматики:
1 в обыденной речи – отношение говорящего к тому, что и как он говорит.
2 интерпретация речи слушателей – искренне или не искренно..
3 в художественной речи – это отношение писателя к действительности и отношение к тому что и как он обозначает.
Естественный язык.
Признаки естественного человеческого языка:
1 канал передачи
информации вокально –
2 языковая деятельность не имеет непосредственного биологического значения.
3 произвольная симантизация – это выражение связи между самим знаком, и тем что он означает.
Законы теории коммуникации.
Законы коммуникации
носят объективный характер.
законы коммуникации. Коммуникация
основана на принципе обратной связи,
которая является необходимым условием
для осуществления коммуникативного акта.
Вся коммуникация имеет знаковый характер.
Современные теории коммуникации.
Технократический подход – когда в коммуникации важны технические средства передачи и поолоучения информации. Технократия это господство техники. Технологический детерменизм – это точка зрения, при которой считается что техника и технологии развиваются самостоятельно и непосредственно влияют на развитие общества.
Теория информационного общества – основатель Бэлл – основное значение уделяется технике и не учитывается мнение человека и общество приобретает однородность.
Культурологическая
теория -
Функции речи.
Информацию, содержащуюся в человеческой речи можно определить как вербализированную передачу уже полученных, осмысленных и организованных фактов объективной действительности.
Формы речевой коммуникации.
ответы. Правильные,
неправильные - связаны с вопросом
но не верно отражают
Нормальный
диалог предпологает
Законы диалога –
1 закон времени - при бесконечном разговоре на одну тему происходит уничтожение ценности информации.
Лингвистические подходы – сторонники этого языка ставят проблему языка как основную. Язык регулируется правилами и включает в себя множество знаков. Язык это общее устойчивое начало речевой деятельности. Речь это использование языка, она настолько изменчива что не передается изучению. Лингвистические подходы бывают открытыми и произвольными. Так же существуют знаки.
Двухканальная модель речевой коммуникации. Правое полушарие мозга отвечает за вербальную коммуникацию а левое за невербальное – лингвистическое.
эти формы имеют общую основу – литературный язык и в практике занимают примерно равное место. Различия сводятся чаще всего к средствам выражения. Устная речь связана с интонацией, невербаликой, она привязана больше к разговорному стилю. Письмо испльзует буквенные графические изображения. Чаще книжный язык.
Модель Лассуэла – коммуникатор – сообщение – канал – реципиент – эффект.
Теория массовой коммуникации – 1 ая фаза – столкновение с базовым фактом и необходимость процесса коммуникации. 2ая фаза – производящая – информация приобретает знаковую форму, создается сообщение. 3я фаза – передача – передача информации при помощи технических средств. Манипуляция сознанием пациента. 5ая фаза –постфаза – воздействие информации на сознание объекта( обладает временной протяженностью без осознания данного процесса) психологические характеристики массовой коммуникации – интерес, формирование ценностей, идентификация, восприятие, понимание, запоминание, ожидание, убеждающее воздействие на аудиторию, формирование интересов и стереотипов массового сознания через установки, формирование слухов с определенными целями, мотивация и активизация творческого мышления, способность самоорганизовывать общественное мнение, способность к искажению информации, многовекторный характер.
Интеракционный подход в социологии.
Структурная модель коммуникации шеннона – уибера. За определенное количество времени нужно выразить четко и ясно суть разговора.