Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2010 в 18:42, лекция
Коммуникация – это необходимое и всеобщее условие жизнедеятельности человека и основа его существования в обществе. В процессе коммуникации происходит процесс передачи информации. Информация это сведения, передаваемые от человека к человеку либо от человека к автомату либо от автомата к автомату либо сигналы животного мира, передаваемые устным, письменным или другим способом.
Корректные и неккоректные
Корректные – создание трудностей аппоненту, накопление таких доводов, которые независимо от других опровергают тезис противника и поддерживают ваш, деконцентрация аргументов – в стройной цепи аргументов противника нужно найти наиболее слабый и разрушив его разрушится вся цепочка. Перекладывание инициативы безопасности на аппонента. Представление сильного аргумента в конце спора. Отказ от доказывания очевидного. Выдвижение абоюдоострого аргумента. Не должно быть поспешного возражения аппоненту. Оттягивание возражения
Некорректные приемы - уклонение от темы, аргументы к личности, аргумент к аудитории, демонстрация силы, искажение предмета обсуждения, аргумент к невежеству. Невербальный – это не словестный язык. Включает движения тела, звуковую модальность речи, элементы окружающей среды, одежду, оформление внешности, рвзличные сферы искусства. То есть это система взаимодействия, в которой преобладают непроизвольные, неосознаваемые комплексы движений, выражающие личную неповторимость человека. Основное средство невербального общения это движение. Невербальное поведение человека включает:
1 акустическаая система. А. экстралингвистика ( пауза, кашель, вздох, смех и плачь) б. просодика – темп, тембр, высота и громкость.
2 оптическая система – в ней : а. киннесика – это зрительно воспринимаемый диапозон движений тела, жесты рук, движения глаз и лица. Б. экспрессия – выразительное движение, поза, жест, мимика, интонация. В – физиогномика – включает строение лица, черепа, туловища и конечностей. Авербальные действия – стук, скрип, грохот. Контакт глаз – чистота контактов, долгота паузы.
3 тактильно – кинестетическая система – а. токессика – это отражение данных от рецепторов кожи, мышц, сухожилий, суставов а так же от звуковых и слуховых рецепторов. Подразделяется на статическое прикосновение – рукопожатие, поцелуй, рукопожатие, похлопование. Динамическое прикосновение – рукопожатие, поцелуй, похлопование.
4 ольфакторная система – система запахов –запах тела и запах косметики.
Особенностью невербальной коммуникации является её отличие от вербальной не зависимо от смысла речи. Психологическую суть невербального сообщения трудно как опровергнуть так и подтвердить. социум Вырабатывает требования к общению но восновном это касается речи. Невербальные реакции бывают :
1 произвольные – осознаваемые( позы, жест, улыбка, взгляд), неосознаваемые ( привычные действия, движения и позы, которые в данный момент неосознаются)
2 непроизвольные – осознаваемые( покраснение лица, испарина, пульс), неосознаваемые (расширение и сужение зрачков)
Особенности невербальной коммуникации – паралингвистические ( качество голоса, диапазон, тональность, громкость, темп, ритм, высота звука), экстралингвистические ( атипические индивидуальные особенности произношения то есть речевые паузы, смех, подкашливание и тд) громкость - для печали характерна низкая громкость, для гнева увеличенная) малая громкость ассоциируется со сдерженностью, скромностью, нехваткой жизненной силы. Наиболее эффективная тактика коммуникации это частая смена громкости звука. Темп речи – быстрый темп – говорит об импульсивности либо об уверенности в себе, а медленный и спокойный говорит о невозмутимости, основательности, рассудительности. Существуют национальные особенности скорости речи. Темп речи ускоряется, когда человек взволнован, когда он говорит о своих трудностях, хочет убедить или уговорить собеседника) медленные речи присуще усталому, или плохому самочувствию.
- Ритм или течение
речи – сбивчивая речь говорит
о волнении. Неправильно построенные
предложения говорят о
- высота голоса
– гнев сопровождается
Экстралингвистические компоненты:
Паузы - если человек не обращает внимания на то что его прерывают значит он больше ориентируется на себя. А если терпеть не может когда его перебивают то тогда он ориентируется на межличностные отношения. В некоторых случаях нужно уметь не только держать паузу но и слушать её.
- смех – является
универсальным средством
-Вздохи стоны и покашливания – выражают такие состояния как безисходность, недовольство, этими чувствами заражаются окружающие и у них тоже вызываются аналогичные чувства.
Интонация – это все явления, звуковые средства языка, которые связаны с голосом и не требуют концентрации внимания над содержанием сказанного.
Виды невербальной информации, передаваемые особенностями звукопроизношения :
1 эмоциональная информация -
2 эстетическая информация – красота речи, красота выражений, оценка текста.
3 акустическая информация – громко или тихо говорить, привычки человека.
4 биофизическая информация- по голосу можно определить пол на 98, 4%. Возраст на 82, 4%. Рост на 96,7% и вес на 87,2%.
5 медицинская информация – голос больной, болезненный или здоровый.
6 пространственная информация – эффект вечеринки.
7 социально –
психологическая – отражает
8 психологическая - личностные характеристики такие как воля, темперамент, интеллект
Жесты.
Под жестами понимаются движения рук или кистей рук а зачастую и движения всего тела. Жесты разделяются на естественные и искусственные. Искусственные – язык глухонемых, дирижер.
1 жесты рук – если руки свисают вдоль тела что означает пассивность и недостаток воли, скрещенные руки на груди – тенденция к дистанцированию, изоляция выжидания.
2 жесты кистей
рук – открытая ладонь
3 жесты кистей
рук – пальцы барабанЯт по
столу – демонстрация
4 жесты пальцев
– палец засунут врот –
инфантильная наивность,
5 рукопожатие –
виды – ладонь повернутая вниз
лежит на ладони партнера -
стремление к доминированию,
6 Бывают барьеры из рук - к ним относятся скрещенные руки, сжатые кулаки, если вы дотракиваетесь до предмета который находится в другой руке то вы защищаетесь.
7 Барьеры из ног – говорят о желании себя обезопасить.
Функция общения, реализуемая при помощи жестов – 1 аффективная – выражение эмоций, чувств, воли, желания. 2 регулятивная функция – включает фатические жесты – то есть жесты вступления в контакт, конативные жесты – это жесты способствующие поддержанию и усилению контакта. Эндные жесты – жесты завершения контакта. 3 информативная функция – сообщение некой информации .
Рассматривая соотношение вербальной и невербальной информации в жестах их подразделяют на коммуникативные – те которые заменяют в речи элементы языка. Описательно – изобразительные жесты – те которые сопровождают речь и теряют смысл без текста. Модальные жесты – выражают оценку предметов и явлений.
В зависимости от информации передаваемой жестами их подразделяют на жесты- регуляторы – выражающие отношение говорящего к чему либо, жесты – эмблемы – это заменители слов. Жесты иллюстраторы – это образные картинки сообщения. Жесты адаптеры – демонстрируют специфические привычки человека – почесывание поглаживание. Жесты оценки – оценка получаемой информации. Жестам присуще вариативность то есть их смысл зависит от особенностей человека а так же многофункциональность. Арабы, латиноамериканцы часто касаются друг друга в процессе диалога. В течение часового разговора финн прибегает к жестам 1 раз, итальянец 80, француз 120, мексиканец 180. Чрезмерное жестикулирование отмечается при ослаблении или отсутствии обратной связи а так же может быть выражением беспокойства, неуверенности а так же претензии на лидерство.
Проксемика – это область значения индивидуального поведения, занимающаяся нормами пространственной и временной организации общения.
Выделяют следующие зоны общения:
1 интимная зона
– соответствует тому