Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2010 в 18:42, лекция
Коммуникация – это необходимое и всеобщее условие жизнедеятельности человека и основа его существования в обществе. В процессе коммуникации происходит процесс передачи информации. Информация это сведения, передаваемые от человека к человеку либо от человека к автомату либо от автомата к автомату либо сигналы животного мира, передаваемые устным, письменным или другим способом.
Монолог – форма речи, образуемая в результате активной речевой деятельности, рассчитанное на пассивное и опосредованное восприятие и практически не связанное с речью собеседника.
По цели высказывания монологи бывают:
1 монолог убеждающей окраски
3 драматический монолог – очень сильные эмоции.. жесты и мимика и пластика
Монологи подразделяют:
- по времени подготовки
- по содержанию
сообщения ( пересказывающие подробно
чужой текст, кратко, сообщения
состоящие из нескольких
Композиционное построение монолога – то есть метод изложения материала.
1 – метод индуктивный. Подход от частного к общему.
2- дедуктивный метод – от общего к частному.
3– метод аналогии
– сравнение, сопоставление
4-Концентрический метод.
5– ступенчатый метод -
6– исторический
метод – рассмотрение проблем
в хронологическом порядке
Применение умений говорения и слушания для повышения эффективности коммуникации.
Основные умения для эффективного общения:
1 умение производства – узнавание звуков, слов, понимание структуры предложения.
Говорение это вид устной речевой деятельности. Обусловленный выражением мыслей и чувств.
Слушание как и
говорение относится к видам
речевой деятельности, осуществляющее
устное общение в любых сферах.
Это значит что жличносэффективная
коммуникация возможна лишь в том случае,
когда достигается полное взамопонимание
между слушателем и собеседником.
Межличностная коммуникация – это процесс общения коммуникантов и воздействия их идеальным примером межличностной коммуникации является беседа двух человек. Характрерными чертами этого видо информации являются частые смены тематики, доменирование одной темы, возможность возврата к прежней теме. При возникновении формальной ситуации используются только общепринятые нормы коммуникации и определенная последовательность высказываний. Специфика коммуникаций – 1 – неотвратимость и неизбежность межличностной коммуникации., 2 – необратимость, 3- непосредственная обратная связь, 4 – многоканальность . условия, обеспечивающие эффективность межличностной коммуникации.
Чувства и эмоции как коммуникативные действия.
Основные характеристики эмоционально – чувственного переживания включают:
1определенный уровень возбуждения
2знак
3предметность
4модальность – различные чувства
Формы проявления эмоций:
1 выразительные движения или реакции – каждая эмоция сопрвождается определенной реакцией
2эмоциональные действия –
3высказывания об
испытоваемых эмоциональных
Спор.
спор это любое столкновение мнений. Разногласие в точках зрения по какому либо вопросу, при котором каждая из сторон отстаивает свою правоту. Спор бывает в виде полемики и в виде дискуссии. Полемика всегда преследует цель одержать победу над противником. Дискуссия наиболее эффективна, поскольку в её процессе каждая из сторон самостоятельно приходит к каким то выводам.
Споры бывают:
- по числу участников
А – спор монолог
Б – спор диалог
В спор – колилог
- по числу слушателей
А без слушателей
Б – спор со слушателями, чью реакцию учитывают
В – спор, чтобы произвести впечатление на слушателей.
Цель спора – спор изза истины, спор для убеждения, спор для победы, спор ради спора.
По социальной значимости предмета спора –
1 спор по общечеловеческим интересам
3по семейным интересам
4по личным интересам.
По форма проведения спора:
- устный спор
- письменный спор
По степени организованности споров:
- организованные заранее
- неорганизованные
Существуют следующие
способы подтверждения
- убеждение и
Доказательство- состоит из 3х частей – тезис, аргументы- мысли , подтверждающие вашу мысль, демонстрация. Для того чтобы доказательство было успешным необходимо соблюдать правила:
1 правило гомера
– слабые средние и сильный
один аргумет – их
2 правило сократа – для того чтобы получить необходимый вопрос нужно задать три вопроса с положительным ответом собеседника на первые 2 и на 3й вопрос он ответит положительно.
3 правило паскаля
– не стоит загонять
Свойства и ситуативная
Устно речевая коммуникация характеризуется довольно слабой подготовленностью, необратимостью связи с конкретными условиями протекания, автоматизмом в употреблении выходящих языковых средств и способов изложения информации. Задачи устно речевой коммуникации добиться того чтобы в сознании слушателя возникла та информация, которую выражает говорящий. Роль инициатора общения – передача знаний, уточнение собственных знаний, навязывание знаний и внушение. Роль слушателя – заключается в восприятии, понимании информации и принятии решений в каких либо действиях. Также имеют разновидности – позитивное получение знаний, негативное, неприятие точки зрения и мотивов собеседника.
Типичная коммуникационная ситуация предполагает:
1 отражение в речи целеустановок общения
2реализацию умений в разных способах речи
Адресант – говорящий, адресат – получатель информации.
Обратная связь в говорении и слушании.
Для установления обратной связи в устной коммуникации необходимо:
1 внимание к собеседнику
2 постоянный самоконтроль
Типы обратной связи:
1активное слушание
2слушание совет
3слушание вопрос
4 слушание и критика
Навыки говорения – нужно говорить интересно и доходчиво, передавать слушателям тольго полезную информацию для них, применять речевые средства соответствующие функциональному стилю, ситуации и сфере общения, темп говорения.
Навыки слушания – находить в услышанном что то полезное для себя. Следует сосредоточиться на главном. Задавать уточняющие вопросы, формулировать выводы во внутренней речи, анализировать невербальные сигналы говорящего, проводить анализ и оценку а не поведение человека.
Барьеры и помехи общения – барьеры передачи информации, барьеры в восприятии информации, объективные помехи в общении, самоконтроль и контроль ситуации слушающего .
Типы восприятия межкультурных различий .
- защита собственного культурного превосходства
- минимизация культурных различий
- принятие существования межкультурных различий
- адаптация к новой кулььтуре – позитивное отношение к культуре
- интеграция в родную культуру и замена её своей родной.
Категории теории коммуникации.
1 подход – заключается
в противоположности 2х
Вербальная и невербальная коммуникация. Коммуникативное пространство – система связей между объъектами коммуникации. Плотность – близость контакта в коммуникациях.
Устная, деловая, публичная коммуникация.
Деловое общение бывает устное – письменное, межличностное – публичное, контактное – безтактное, непосредственное – опосредственное.
Фернанд де соссюр. Язык – ээто общий для всех говорящих набор средств, использующий для выражения средств. Речь это конкретное высказывание индивидуальных носителей языка.
Речевая деятельнгость имеет з составляющих – физическая (звук) физиологическая, психологическая( создание образов в головах) язык не может существовать без речевой деятельности.
19. 11.2010.
Стратегия и тактика аргументации.
Стратегическими принципами аргументации выступают законы логики, правила доказательного рассуждения и функции критического движения. Под критическим понимается особый вид движения, связанный с оценкой идей, которая включает проверку точностей утверждений, обоснованность рассуждений и определяется понимающей позицией.
1исследование
2 интерпретация - осмысление
3 формулирование заключения- конечные выводы, согласен несогласен.
При построении
стратегии аргументации
1 принцип – психотехнический – когда субъекты общения рассматриваются как единое целое, образующее конкретную ситуацию. Характер такой связи в коммуникации субъектный.
Методы коммуникации :
1 не критиковать
2 уважать чувство
собственного достоинства
3 владеть ситуацией общения
2 принцип – технологический – это практическое приложение научных знаний к преобразованию объектов. Характер общения не учитывает обратной связи.
Я - активный субъект-------ты – объект воздействия. В данном принципе главный метод предполагается манипуляцией объекта коммуникации с помощью различных средств воздействия.
Стили общения:
- конструктивный
стиль используется в деловом
общении, регламентируется
1 поставить себя на место оппонента
2 формулируется в пределах достижимости
3 помнить о том что предмет разногласий это отношение к проблеме а не к партнёру.
26.11.2010.
Силовой стиль общения - цель силового стиля общения – достижение победы над оппонентом. Главный принцип борьбы это реализация преимущества. Для чего нужно выполнять следующие правила:
1 занять активную позицию – наступательную.
2 стремиться реализовать преимущество на каждом этапе обсуждения.
3 сделать шаг к соглашению в равных позициях
4 избегать крайностей
Мягкий стиль общения – ориентирован на понимание
Приёмы выравнивания движения:
1 сообщите партнеру
о том как остро вы
2 сообщите партнеру о том что вы обеспокоены его состоянием.
3 сообщить о беспокойстве по поводу характера обсуждения, который мешает продуктивности.
4 подчеркнуть сходство интересов и взглядов.
5 предложите обсудить объективные категории оценки, предложения или решения.
На ситуации делового
общения отрицательоно
Тактика аргументирования – это способ наиболее эффективной подачи аргументов, приёмы и методы достижения цели.
Приёмы тактики аргиментирования могут быть: