Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 10:32, курсовая работа
Без процесса коммуникации, без передачи информации от субъекта управления к объекту управления, и наоборот, без правильного понимания передаваемой и получаемой информации управленческая работа невозможна.
Цель данной работы – рассмотреть основные виды коммуникации и найти их применение в межкультурном взаимодействии.
Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Виды коммуникации……………………………………………...6
1.1 Вербальная и невербальная коммуникации……………………………..6
1.2 Мифологическая и перформансная коммуникации…………………...10
Глава 2. Основы межкультурной коммуникации……………………...16
2.1 Сущность межкультурной коммуникации……………………………..16
2.2 Вербальный и невербальный аспекты межкультурной коммуникации………………………………………………………………..23
Заключение………………………………………………………………….31
Список используемой литературы………………………………………32
Средства массовой информации часто упрекают в манипулировании общественным сознанием. СМИ постоянно производят новости, которые на самом деле являются завуалированными мифами. Тем самым СМИ дезинформируют общество, зачастую искажая факты действительности или наоборот умалчивают о некоторых из них, в угоду определенным лицам.
Одним
из первых мифологичность в СМИ
стал рассматривать канадский
СМИ являются мощным инструментом господства политики, так как с их помощью достаточно легко контролировать сознание людей, их мысли, поступки, а зачастую и волю, тем самым, превращая их в рабов. У современных людей существует постоянная потребность в информации разного рода, которую они привыкли получать в основном с помощью телевидения, так как это наиболее доступный во всех отношениях канал получения информации. Телевидение предоставляет обществу ту информацию, которая выгодна, прежде всего, тем людям, которые контролируют данный канал. Аудитории невозможно проверить действительность той информации, которую они получают из СМИ, поэтому они инстинктивно начинает предполагать правдоподобность услышанного или увиденного. Средства массовой информации не могут изменить саму реальность, но зато они очень успешно изменяют отношение к ней в том контексте, который им выгоден и удобен. Массовые коммуникации невозможны без мифологической коммуникации. Телевидение – это не просто способ взаимодействия между людьми, которые создают мифологические новости и телезрителями, это некая фабрика по производству мифов. Сознание телезрителя устроено так, что всю информацию он принимает как свой собственный взгляд на ту или иную ситуация, хотя на самом деле это далеко не так. Телевидение умело навязывает свои мысли зрителю, но делает это ненавязчиво.
Таким
образом можно сделать вывод
– мифологическая коммуникация в
настоящее время
Теперь автор хотел бы рассмотреть ещё один вид коммуникации под названием перформансная коммуникация. Если вербальная коммуникация использует для передачи информации вербальный канал, визуальная – визуальный, то перформансная использует пространство. Ритуалы составляют не малую часть жизни современного общества. Они скрывают в себе определенный смысл, поняв который можно легко воспринять ту информацию, которую авторы перформанса пытались донести. Например при встрече с человеком, находящимся выше Вас по званию мужчинам раньше необходимо было снять шляпу и низко поклониться, тем самым выразив своё почтение данному человеку.
Перформанс распространен в политической сфере. Например, инаугурация президента. Президент любой страны вступает в свои законные права только после этого действия. Торжественная клятва, используемая с 30 апреля 1798 года со времен Джорджа Вашингтона является очень важным событийным действием как для главы государства, так и для общества. Например, в Соединённых штатах Америки после инаугурации обычно следуют различные мероприятия: митинги, концерты, посещение президентом различных мемориалов. Во Франции же уходящий с поста президент спускается по ступенькам и встречает во дворе нового президента, после они поднимаются в зал и обмениваются речами. После присяги в открытой машине новый президент выезжает на Елисейские поля, где его приветствует народ.
Обряды,
различны посвящения, существовали ещё
в древние времена. Так, например, в некоторых
племенах был распространен обряд избиения,
который символизировал искоренение прошлого
и начало настоящего. Цель ритуала состоит
в выполнении самого ритуала.
Под перформансом Ричард Шехнер понимает действие одного человека или группы перед другим человеком или группой, тем самым, показывая, что центральное место здесь занимает именно третье лицо, то есть зритель.
Перформансная коммуникация тесно связана с театральной.
Причем стоит отметить, что понятие театр является в данном контексте не художественным, а социально – эстетическим явлением. Театр в переводе с греческого означает зрелище, но театр – это не просто зрелище, а действие, направленное на зрелище. И если отбросить жизненную составляющую театра, то на долю художественного театра приходится лишь небольшая площадь. Дело в том, что каждый человек является исполнителем определенной роли, причем даже через детскую игру мы приобретаем определенные жизненные навыки. Функционирование в ролях не несет игрового начала, а означает усвоение человеком своей роли. Игра предает роли нравственную окраску. Театрализация жизни имеет множество вариантов. Это и социальный театр, и жизненный театр. Театр попытался смыть границы между театром художественным и театром социальным. С точки зрения социологов любой вид искусства представляет собой социокоммуникативные системы. Любое произведение искусства является не только эстетичным предметом, но и определенным информационным посланием, в котором при помощи систем знаков, различных образов можно увидеть скрытый смысл.
Ричард Шехнер предлагает четыре перформансные трансформации театральности в ритуал и обратно:
Действительность 1-> ВСТРЕЧА/ОБМЕН -> ————> Действительность 2
Это рынок,
где товары покупаются, получаются деньги,
захватывается территория. Здесь основная
задача состоит в том, чтобы эффективно
пройти ВСТРЕЧУ/ОБМЕН и перейти в Действительность
2.
Действительность1—> с помощью ПЕРФОРМАНСА -> ————> Действительность 2.
Здесь имеются в виду ритуалы, вносящие изменения в статус участников, например свадьба, инициация.
Ритуал ——> с помощью ТЕАТРА ——> Развлечение.
Ритуалы, направленные на эффективность в одном контексте, могут стать развлечением в другом. Все новые, даже политические ритуалы создаются так, чтобы стать развлечением или даже искусством.
Развлечение —>" с помощью ТЕАТРА ———> Ритуал.5
Съезды партий также проходят под влиянием театральности. Выступление перед аудиторией должно напоминать театральное представление. Аудитория здесь разделяется автоматически на за и против.
Выход из перформанса, это тоже своего рода ритуал. Аплодисменты помогают выйти из перформансной реальности. Шехнер также выделяет два вида аудитории:
Случайная
аудитория – это люди, которые
небольшими группами или же индивидуально
идут на какое-либо мероприятие, открытое
для всех желающих. Интегрированная аудитория
- это люди, которые приходят на события,
которые либо значимы для них, либо просто
необходимы в силу каких-либо обстоятельств.
В рамках Паблик Рилейшенз ритуалы часто
превращаются в такое явление, как презентации.
Их успешность или же наоборот провальность
позволяет специалистам по связям с общественностью
выполнять экономические задачи. Так например
неудачное представление какой-либо марки
товара приводит к снижению спроса на
него. Поэтому внимание специалистов к
перформансу очень велико.
Глава 2: Основы межкультурной коммуникации
2.1
Сущность межкультурной
коммуникации.
21
век представляется эпохой
Формирование ценностей происходит под влиянием факторов, которые можно объединить в 4 блока: национально- этнический, религиозный, социально – экономический, общественно – политический. Первые два фактора присуще любым культурам, а вторые два только государство образующим. Общества имеют богатые культурные традиции, берущие своё начало из религии. В молодых культурах роль религии незначительна. В России например роль религии всегда была высока. Мораль не пережила процесса отдаления от религиозных традиций.
Культурное
своеобразие может определяться
в самых разных областях. Например, в удовлетворении
потребностей, привычках, поведении,
одежде и т д. таким образом человеческую
культуру составляют различные локальные
культуры, которые представляют различные
народы, каждый из которых в свою очередь
представляет собой определенную форму,
которую принято называть этносом.
Ни одна культура не существует изолированно. В процессе своего существования она должна время от времени обращаться либо к своему прошлому, либо к прошлому других культур. Взаимодействие культур определяется, прежде всего, языковым общением. Для этого человек создал специальную систему знаков. Только человек понимает смысл своих знаков, поскольку в отличие от животных человеческая система знаков не является врожденной, а приобретается в процессе социализации и генезиса. Для человека владение этими знаками означает включенность во взаимодействие с другими людьми. Существует несколько типов знаков:
1 Знаки
– копии, которые
2 Знаки – признаки, несущие некоторую информацию о предмете. Например, температура больного.
3 Знаки – сигналы, заключающие в себе информацию по договоренности о предметах, о которых они информируют. Например, школьный звонок.
4 Знаки – символы, несущие в себе информацию, о предмете на основе выделения из него каких – либо признаков. Например, государственный герб.
5 Языковые знаки.6
Но сами по себе знаки не представляют ценности, если они не взаимосвязаны с другими знаками и не входят в определенную языковую систему. Все знаки составляют определенную культуру того или иного времени, того или иного социума. Содержание знаков представляет собой сложную многоплановую сконцентрированную информацию, для тех, кто в состоянии ее прочесть. Таким образом, можно предположить, что взаимодействие культур играет важную роль для существования и развития культуры любого народа. И этого следует, что взаимодействие культур свидетельствует о том, что содержание межкультурных контактов во многом зависят от способности их участников понимать друг друга и достигать согласия, которое определяется этнической культурой, психологией народов, их ценностями. Эти взаимоотношения получили термин межкультурная коммуникация, которая означает обмен между двумя или более культурами и продуктами их жизнедеятельности, осуществляемый в различных формах. Межкультурная коммуникация – это общение, осуществляемое в условиях столь значительных культурно обусловленных различий в коммуникативной компетенции его участников, что эти различия существенно влияют на удачу или неудачу коммуникативного события. Под коммуникативной компетенцией при этом понимается знание используемых при коммуникации символьных систем и правил их функционирования, а также принципов коммуникативного взаимодействия. Межкультурная коммуникация характеризуется тем, что ее участники при прямом контакте используют специальные языковые варианты и дискурсивные стратегии, отличные от тех, которыми они пользуются при общении внутри одной и той же культуры. Часто используемый термин «кросс-культурная коммуникация» обычно относится к изучению некоторого конкретного феномена в двух или более культурах и имеет дополнительное значение сравнивания коммуникативной компетенции общающихся представителей различных культур.
Способность к развитию коммуникативной компетентности присуща всем представителям Homo sapiens, однако конкретная реализация этой способности культурно обусловлена. Кроме этого, она обусловлена и уникальным индивидуальным опытом каждого человека, из чего следует, что при коммуникации, являющейся процессом обмена сообщениями, постоянно происходит воссоздание смыслов, так как они не совпадают даже у людей, говорящих на одном и том же языке, выросших в одной и той же культуре. Само собою разумеется, что при наличии разных культур и разных языков коммуникация осложняется настолько, что о полном понимании можно говорить лишь с известной долей иронии. С рождения человек принадлежит многим группам, и именно в них формируется его коммуникативная компетентность. Более крупные группы, обычно называемые культурами, существенным образом определяют когнитивную и прагматическую основы коммуникативной деятельности.
В процессе коммуникации происходит обмен сообщениями, т.е. осуществляется передача информации от одного участника к другому. Так как люди не умеют общаться непосредственно – скажем, с помощью электрических импульсов, посылаемых от одного мозга к другому, – информация кодируется с помощью определенной символьной системы, передается и затем декодируется, или – шире – интерпретируется адресатом сообщения. Коммуникация имеет место всегда, когда какому-либо поведению или его результату приписывается некоторое значение, и они выступают как знаки или символы. Из всех видов знакового (символьного) поведения в человеческом сообществе важнейшими являются использование языка (вербальная коммуникация) и сопровождающее его несловесное поведение (невербальная коммуникация). В совокупности они образуют знаковую коммуникацию, или коммуникацию в узком смысле. Применимость понятия коммуникации к обмену сообщениями незнаковой природы допускается рядом концепций (в частности, о такой коммуникации говорил К.Леви-Строс, взгляды которого по этому вопросу сочувственно цитировал Р.Якобсон), однако в рамках данной статьи коммуникация в широком смысле, включающая в себя обмен сообщениями незнаковой природы, не рассматривается. 7
В
коммуникативном событии
Коммуникативное событие представляет собой взаимодействие (трансакцию), в которой каждая из сторон в режиме реального времени выполняет роль, как Источника, так и Получателя. Для интерпретации сообщения, т.е. для создания взаимоприемлемого смысла, при этом требуется кооперация.
Информация о работе Виды коммуникации и их культурная обусловленность