Дедуктивные размышления в начальном курсе математики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 14:36, курсовая работа

Описание работы

О роли математики в современном мире, о математизации знаний написано немало различных книг. Стало очевидным, что в наше время трудно указать область математики, не нашедшую применения в огромном разнообразии проблем практики, а также область человеческого знания, которая не пользовалась бы математическими методами. Необходимо не только описывать уже установленные факты, но и предсказывать новые закономерности.

Содержание работы

Введение. … 3
Глава 1.
1.1. История возникновения и этапы развития теории дедукции. … 6
1.2. Общая характеристика дедукции и дедуктивных умозаключений. … 8
1.3. Структура дедуктивных умозаключений. … 11
1.4. Дедуктивные рассуждения в курсе математики начальных классов… 14
1.5. Роль математики в развитии логического мышления детей. … 18
1.6. Психолого-педагогические особенности младших школьников. … 21

Глава 2.
2.1 Стандарт начального общего образования по математике … 25
2.2 Обзор авторских программ … 28
Заключение. … 30
Список литературы. … 33

Файлы: 1 файл

Курсовая Григорьева.doc

— 150.00 Кб (Скачать файл)

Интересно  элементы логики представлены в программах Н.Б. Истоминой и И.И. Аргинской. Например, по программе Н.Б. Истоминой она реализуется через диалоги сквозных героев учебников, которые младшие школьники после прочтения анализируют и обсуждают; а также через установление ложности или истинности утверждений. В результате такой работы учащиеся не только усваивают знания по предмету, но и получают опыт в формулирование своего мнения, позиции, выведение правил и выводов.

Основной целью  математического образования должно быть  развитие умения логически осознанно исследовать явления окружающего мира. Реализации этой цели может и должно способствовать умение строить дедуктивные умозаключения при решении  различных математических задач, где особое место занимает курс математики начальной школы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Основной целью математического  образования должно быть развитие умения математически, а значит, логически  и осознанно исследовать явления  реального мира. Реализации этой цели может и должно способствовать умения строить дедуктивные умозаключения при решении на уроках математики различного рода математических задач.

Итак, в своей работе мы исследовали и доказали необходимость  использования дедуктивных умозаключений  при решении задач. Именно разработав группу заданий, мы сможем улучшить математическую подготовку учащихся, реализуя на практики поставленную нами цель. Организация различных форм работы с задачами поможет нам развивать у детей логическое мышление, с помощью умения строить дедуктивные умозаключения, и математические способности. А так же поможет нам расширить детский кругозор и разрушить стереотипы у детей при решении различного рода задач. Исходя из выше сказанного, мы можем заключить, что действительно, развивать умение строить дедуктивные умозаключения, учить рассуждать и доказывать на уроках математики, возможно при условии использования на уроках системы всевозможных задач, проводя из урока в урок аналитико-синтетическую работу с каждым из заданий. И как мы говорили ранее, систематическое использование на уроках математики и внеурочных занятиях специальных задач и заданий, направленных на развитие логического мышления, расширяет математический кругозор младших школьников и позволяет более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.

В данной работе мы исследовали  вопрос возникновения и развития теории дедукции, изучили основные понятия. Рассмотрели психолого-педагогические особенности младших школьников, место и роль дедуктивных умозаключений при решении математических задач. А так же показали пропедевтические задания, которые можно использовать при обучении учащихся строить правильные дедуктивные умозаключения.

Изучив эту проблему, и проанализировав литературу и  передовой опыт учителей-новаторов, мы пришли к выводу, что эта тема недостаточно изучена и представлено очень мало практических и методических разработок. В целях совершенствования преподавания математики целесообразна дальнейшая разработка новых методик для развития умения правильно мыслить, рассуждать и доказывать, используя дедуктивные умозаключения. В ходе нашей практики мы увидели необходимость систематического использования на уроках задач, способствующих формированию у учащихся познавательного интереса и самостоятельности. Целесообразно использовать на уроках задачи на сообразительность и задачи-шутки. Осуществляя целенаправленное обучение школьников математике, с помощью специально подобранных упражнений, мы учим их наблюдать, пользоваться аналогией, индукцией, дедукцией, сравнениями и делать соответствующие выводы.

Таким образом, проведенное  нами исследование позволяет утверждать, что гипотеза, выдвинутая нами в  теоретической части данного  исследования, подтвердилась. Наше исследование показало, что, используя дедуктивные  умозаключения при решении задач, мы решаем одну из главных задач, а именно: развиваем логическое мышление школьников, учим детей правильно мыслить, аргументировать и доказывать, что важно, и даже, необходимо. Поиск новых путей активизации творческой деятельности школьников на уроках математики является одной их неотложных задач современной методики математики. Мы показали, что есть возможность использовать дедуктивные умозаключения в начальных классах, и это даже необходимо, так как именно они воспитывают строгость, четкость и лаконичность мышления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Атахов Р. В. Соотношение общих закономерностей мышления и математического мышления. Вопросы психологии, №5, 1995;
  2. Гетманова А. Д. Занимательная логика. – М., «Владос», 1998, Ч. 1, С. 171;
  3. Гетманова А. Д. Логика. – М., «Добросвет», 2000;
  4. Дорофеев Г. В. О принципах отбора содержания школьного математического образования. Математика в школе, №6, 1990;
  5. Истомина Н. Б. Методика обучения математике в начальных классах. – М., «Академия», 1998;
  6. Крутецкий В. А. Психология математических способностей школьников. М., 1968, С. 206-209;
  7. Кудрявцев Л. Д. Современная математика и ее преподавание. – М., 1980;
  8. Липина И. Развитие логического мышления на уроках математики // Начальная школа. – 1999;
  9. Лехова В. П. Дедуктивные рассуждения в курсе математики начальных классов. – Начальная школа, 1988;
  10. Пойа Д. Математика и правдоподобные рассуждения. -  М., 1975;
  11. Реан А.А., Психология человека от рождения до смерти, М., 2002
  12. Саранцев Г. И. Обучение математическим доказательствам в школе. – М., «Просвещение», 2000;
  13. Семенов Е. М., Горбунова Е. Д. Развитие мышления на уроках математики. Свердловск, 1966;
  14. Скаткин Л. Н. Методика начального обучения математике. – М., «Просвещение», 1972;
  15. Стойлова Л. П. Математика. –М., «Академия», 1997;
  16. Стойлова Л. П., Пышкало А. М. Основы начального курса математике. – М., «Просвещение», 1988;
  17. Столяр А. А. Педагогика математики. – Минск, Вышэйшая школа;
  18. Хинчин А. Я. О воспитательном эффекте уроков математики. Математика как профессия. -  М., 1980.

1  Гетманова А.Д., Учебник по логике. 2-е издание. М., 2009

2 http://ref.by/refs/49/9823/1.html

3 http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/304/%D0%94%D0%95%D0%94%D0%A3%D0%9A%D0%A6%D0%98%D0%AF

4 http://referat.ru/referats/view/250

5 Войшвилло Е.К., Дегтярев М.Г., Логика. М., 2001

6 Войшвилло Е.К., Дегтярев М.Г., Логика, М., 2001

7 http://www.pandia.ru/text/77/336/66452.php

8 Реан А.А., Психология человека от рождения до смерти, М., 2002

9 http://www.studsell.com/view/91762/10000/

10 Ушинский К.Д, Сухомлинский В.А., О роли логики в процессе обучения, Тверь, 2002

11 http://rudocs.exdat.com/docs/index-9479.html?page=6

12 http://www.teachguide.ru/teachs-600-2.html 

13 www.school.edu.ru/attach/8/284.doc




Информация о работе Дедуктивные размышления в начальном курсе математики