Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2015 в 03:14, курсовая работа
Объектом работы является матрица БКГ. Матрица БКГ составляется на весь портфель, причем по каждому продукту должна иметься следующая информация:
- объем продаж в стоимостном выражении, он представляется на матрице площадью круга;
- доля продукта на рынке относительно крупнейшего конкурента, которая определяет горизонтальное положение круга в матрице;
- темпы роста рынка, на котором действует предприятие со своей продукцией, определяет вертикальную составляющую круга в матрице.
ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОРТФЕЛЬНОГО АНАЛИЗА. СУЩНОСТЬ ПОРТФЕЛЬНОГО АНАЛИЗА..................................................... 4
1.1 Сущность портфельного анализа. Цели и основные
этапы портфельного анализа.......................................................................... 4
1.2 Достоинства и недостатки портфельного анализа. Матрица
Бостонской консультационной группы......................................................... 7
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ........................................................... 11
ГЛАВА 3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПРОДАЖ...... 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................................................... 36
Список использованной литературы................................................................. 38
Для анализа рынка потенциальных покупателей были выявлены основные покупатели предприятия. По данным таблицы 10 проводится анализ рынка потенциальных покупателей товаров ООО «Лотос».
Таблица 10 - Доля покупателей предприятия ООО «Лотос» в 2012 – 2013 гг.
Группы покупателей |
% покупателей 2012 г. |
% покупателей 2013 г. |
Изменение |
Предприятия различных форм собственности |
4 |
3 |
-1 |
Местное население |
75 |
82 |
5 |
Население из прочих регионов |
21 |
15 |
-4 |
Из приведенных данных таблицы 10 видно, что основными покупателями ООО «Лотос» являются:
- Местное население. Преимущественно,
это жители города Южно-
- Население прочих регионов.
Это население России и
Анализ основных поставщиков ООО «Лотос» проводится по данным таблицы 11.
Таблица 11 - Характеристика поставщиков ООО «Лотос»
Характеристика |
Поставщики | |||
ООО «Абсолют» |
ООО «Империал-ДВ» |
Оптово-торговая база |
ИП Поливаев А.П. | |
Уровень сервиса |
высокий |
высокий |
средний |
высокий |
Качество товара |
высокое |
высокое |
среднее |
высокое |
Применение оптовых скидок |
+ |
+ |
+ |
+ |
Срок поставок, дни |
14 |
7 |
14 |
14 |
Из таблицы 11 видно, что наиболее выгодным поставщиком для предприятия является ООО «Империал - ДВ».
Данный поставщик предлагает продукцию высокого качества при низкой цене и минимальных сроках поставок, кроме того ООО «Империал – ДВ» использует систему оптовых скидок.
Закупка товаров у ООО «Империал – ДВ» позволяет ООО «Лотос» устанавливать невысокую цену на продукцию.
Анализ сильных и слабых сторон ООО «Лотос» в таблице 12 показал, что за счет сильных сторон предприятия, оно может реализовывать свои возможности и бороться с угрозами.
Таблица 12 - Матрица SWOT
ВОЗМОЖНОСТИ 1.Введение нового ассортимента 2.Замена поставщиков |
УГРОЗЫ 1. Влияние конкурентов 2. Влияние цен на топливо 3. Форс-мажор | |
СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ 1. Хорошая репутация 2. Высокий уровень спроса среди потребителей 3. Наличие навыков и
таланта управления у 4. Высокая квалификация и опыт ключевых специалистов 5. Высокое качество продукции 6. Устойчивое финансовое состояние 7. Широкий ассортимент выпускаемой продукции 8. Высоко технологичное оборудование |
Хорошая репутация, высокий спрос, грамотное руководство и высоко квалифицированный персонал, а так же устойчивое финансовое стояние и высоко технологичное оборудование позволяют реализовать возможности предприятия. |
Сильные стороны предприятия такие как хорошая репутация качество продукции уровень спроса позволяют предприятию быть конкурентоспособным. Грамотное руководство и высококвалифициро-ванный персонал и другие сильные стороны позволяют предприятию бороться с внешними угрозами. |
СЛАБЫЕ СТОРОНЫ 1. Большая часть 2. Зависимость от цен поставщиков 3. Конкуренция |
Слабые стороны предприятия не мешают реализации его возможностей. |
Слабые стороны в совокупности с угрозами могут ухудшить положение предприятия на рынке и его финансовое состояние |
Для успешной работы ООО «Лотос» необходимо выработать новую стратегию развития.
2.3 Портфельный анализ торгового
предприятия по матрице
Матрица Бостонской консалтинговой группы (БКГ), разработанная в 1972 году, еще носит название «матрица рост-доля рынка». В ней используются два параметра: темп роста целевого сегмента в качестве индикатора привлекательности и доля рынка относительно самого опасного конкурента в качестве индикатора конкурентоспособности компании.
В таблице 13 представлены данные по продажам за 2012 - 2013 гг.
Таблица 13 - Данные по продажам
Товарные группы |
Объем продаж, тыс. руб. |
Объем прибыли, тыс. руб. | ||
2012 г. |
2013 г. |
2012 г. |
2013 г. | |
Колбасные изделия |
745 |
1025 |
98 |
102 |
Рыбная продукция |
589 |
898 |
17 |
45 |
Мясная продукция |
1012 |
1456 |
28 |
77 |
Хлеб и х/бул. изделия |
992 |
1002 |
56 |
28 |
Молочные товары |
605 |
689 |
14 |
19 |
Кондитерские товары |
298 |
400 |
32 |
66 |
Маргариновая продукция |
874 |
329 |
14 |
13 |
Алкогольная продукция |
1545 |
1566 |
182 |
126 |
Безалкогольные напитки |
426 |
417 |
21 |
26 |
Яйцо |
279 |
280 |
16 |
15 |
Сахар |
131 |
134 |
12 |
20 |
Крупы |
131 |
129 |
54 |
21 |
Макаронные изделия |
98 |
97 |
22 |
26 |
Детское питание |
57 |
56 |
4 |
9 |
Прочие товары |
447 |
1176 |
70 |
79 |
Итого |
8229 |
9654 |
640 |
672 |
Построим матрицу БКГ на основании объема продаж для этого темп роста рынка по каждой товарной группе (Таблица 10). Есть несколько вариантов расчета темпа роста рынка: 1) источники вторичной информации - данные отраслевых исследований, прогнозы исследовательских компаний, часто можно найти в интеренете прогнозы (можно посмотреть открытые отчеты крупных компаний Nielsen, Euromonitor) 2) экспертное мнение - когда специалист долго работает в отрасли у него появляется понимание относительно того: быстрее или медленнее рынка развивается его компании и он может в среднем оценить реальный темп роста отрасли 3) рассчитать самостоятельно емкость рынка за прошлый и текущий год (тоже со своими допущениями): для этого надо понимать среднюю цену, частоту покупки и кол-во потребителей показать больше. В данной таблице темп роста рынка основан на экспертном мнение.
Таблица 14 - Расчет средневзвешенного темпа роста рынка для матрицы БКГ
Товарные группы |
Объем продаж, тыс. руб. |
Объем прибыли, тыс. руб. |
Расчет средневзвешенного темпа роста рынка для матрицы БКГ | ||||||||
2012 г. |
2013 г. |
2012 г. |
2013 г. |
Темп роста рынка, % |
Емкость рынка |
Взвешенный темп, % |
Рост для матрицы | ||||
Колбасные изделия |
745 |
1025 |
98 |
102 |
38 |
12500 |
12,93 |
высокий | |||
Рыбная продукция |
589 |
898 |
17 |
45 |
52 |
10000 |
11,17 |
высокий | |||
Мясная продукция |
1012 |
1456 |
28 |
77 |
44 |
27273 |
10,2 |
высокий | |||
Хлеб и х/бул. изделия |
992 |
1002 |
56 |
28 |
21 |
5623 |
0,50 |
низкий | |||
Молочные товары |
605 |
689 |
14 |
19 |
15 |
11765 |
0,18 |
низкий | |||
Кондитерские товары |
298 |
400 |
32 |
66 |
34 |
12156 |
2,3 |
низкий | |||
Маргариновая продукция |
874 |
329 |
14 |
13 |
37 |
12215 |
12,31 |
высокий | |||
Окончание таблицы 14 | |||||||||||
Алкогольная продукция |
1545 |
1566 |
182 |
126 |
21 |
13266 |
11,2 |
высокий | |||
Безалкогольные напитки |
426 |
417 |
21 |
26 |
18 |
10023 |
0,96 |
низкий | |||
Яйцо |
279 |
280 |
16 |
15 |
20 |
9876 |
0,51 |
низкий | |||
Сахар |
131 |
134 |
12 |
20 |
22 |
12666 |
0,63 |
низкий | |||
Крупы |
131 |
129 |
54 |
21 |
26 |
6325 |
0,17 |
низкий | |||
Макаронные изделия |
98 |
97 |
22 |
26 |
27 |
5456 |
0,27 |
низкий | |||
Детское питание |
57 |
56 |
4 |
9 |
32 |
9875 |
1,2 |
низкий | |||
Прочие товары |
447 |
1176 |
70 |
79 |
24 |
10025 |
2,6 |
низкий | |||
Итого |
8229 |
9654 |
640 |
672 |
Если темп роста меньше 10 % - низкий, если темп роста рынка более 10 % - высокий.
Таблица 15 - Расчет доли рынка для матрицы БКГ
Товарные группы |
Объем продаж, тыс. руб. |
Объем прибыли, тыс. руб. |
Расчет относительной доли рынка | ||||||||
2012 г. |
2013 г. |
2012 г. |
2013 г. |
Доля рынка, % |
Доля рынка клю-чевого |
Относительная доля, % |
Доля для матрицы | ||||
Колбасные изделия |
745 |
1025 |
98 |
102 |
8 |
10 |
0 |
низкая | |||
Рыбная продукция |
589 |
898 |
17 |
45 |
5 |
8 |
0 |
низкая | |||
Мясная продукция |
1012 |
1456 |
28 |
77 |
10 |
15 |
0 |
низкая | |||
Хлеб и х/бул. изделия |
992 |
1002 |
56 |
28 |
15 |
12 |
1 |
высокая | |||
Молочные товары |
605 |
689 |
14 |
19 |
20 |
14 |
1 |
высокая | |||
Кондитерские товары |
298 |
400 |
32 |
66 |
23 |
25 |
0 |
низкая | |||
Окончание таблицы 15 | |||||||||||
Маргариновая продукция |
874 |
329 |
14 |
13 |
23 |
25 |
0 |
низкая | |||
Алкогольная продукция |
1545 |
1566 |
182 |
126 |
62 |
50 |
1 |
высокая | |||
Безалкогольные напитки |
426 |
417 |
21 |
26 |
30 |
13 |
1 |
высокая | |||
Яйцо |
279 |
280 |
16 |
15 |
25 |
15 |
1 |
высокая | |||
Сахар |
131 |
134 |
12 |
20 |
15 |
12 |
1 |
высокая | |||
Крупы |
131 |
129 |
54 |
21 |
20 |
16 |
1 |
высокая | |||
Макаронные изделия |
98 |
97 |
22 |
26 |
25 |
20 |
1 |
высокая | |||
Детское питание |
57 |
56 |
4 |
9 |
26 |
22 |
1 |
высокая | |||
Прочие товары |
447 |
1176 |
70 |
79 |
29 |
17 |
1 |
высокая | |||
Итого |
8229 |
9654 |
640 |
672 |