Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 14:07, курсовая работа
Движения на плоскости занимают особое положение в геометрии. Используя движение, можно создавать наглядные модели многих процессов и проследить их течение во времени. Первым, кто начал доказывать некоторые геометрические предложения, считается древнегреческий математик Фалес Милетский. Именно благодаря Фалесу геометрия начала превращаться из свода практических правил в подлинную науку. До Фалеса доказательств просто не существовало. Во времена античной истории идеей движения пользовался знаменитый Евклид, автор «Начал» – книги, пережившей более двух тысячелетий. Евклид был современником Птолемея I, правившего в Египте, Сирии и Македонии в 305–283 г. до н.э.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ПЛОСКОСТИ 5
1.1. Движение общие свойства 5
1.2. Параллельный перенос 7
1.3. Осевая симметрия 9
1.4. Поворот относительно точки 10
1.5. Центральная симметрия 12
ГЛАВА 2. ПРИМЕНЕНИЕ ДВИЖЕНИЙ НА ПЛОСКОСТИ К РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
ЛИТЕРАТУРА 29
Задача 13. Дан равнобедренный ABC (рис.23), в котором AB = BC, ABC = 30°. На стороне BC взята точка D так, что бы AC: BD = : 1. Найти угол DAC .
Решение: Рассмотрим осевую симметрию относительно серединного перпендикуляра MH к стороне AB. SMH: B A, D D1, M M. Значит SMH: BD AD1, MBD MAD1. Следовательно, BD=AD1, Рис.23
DD1||AB, MAD1= = MBD=30°. Так как BAC= BCA=75°, то D1AC=45°. По условию AC:BD=:1. Тогда AC:AD1= :1. На прямых AC и AD1 построим точки C2 и D2 такие, что AC2=, AD2=1. Тогда в треугольнике AC2D2 имеем D2C2=AC2+AD2–2AC2×AD2 cos45° =1. Отсюда D2C2=1, т. е. треугольник AD2 C2 является равнобедренным, а это значит, что AC2D2=45°, AD2C2=90°. Так как треугольники ACD1 и AC2D2 подобны, ( D1AC – общий, AC:AD1=AC2:AD2=:1), то ACD1=45°, AD1C=90°. Так как DD1||AB, D1DC= ABC=30°,то DCD1= BCA D1CA=75°-45°=30°. Следовательно, в равнобедренном треугольнике CD1D: CD1D = 120°. Тогда AD1D=360° 90° +120°) = 150°. Так как AD1=D1C=DD1, то в равнобедренном треугольнике AD1D: D1AD=(180°-150°):2=15°.Получим DAC= D1AC+ D1AD=45°+15°=60°.
Задача 14. Два квадрата BCDA и BKMN (рис.22) имеют общую вершину В. Докажите, что медиана ВЕ треугольника АВК и высота ВF треугольника СBN лежат на одной прямой.
Решение:
Для доказательства того, что медиана ВЕ и высота BF лежат
на одной прямой, достаточно показать,
что прямая ВЕ перпендикулярна прямой CN.
Рис.24
Применим поворот плоскости вокруг точки В на угол 90° против часовой стрелки. При этом повороте вершина К перейдет в вершину N, вершина С – в вершину А. Обозначим через A' образ точки А при данном повороте. Отметим, что точки С, В и A' лежат на одной прямой, причем точка В делит пополам отрезок СA' .Поскольку поворот плоскости вокруг данной точки на заданный направленный угол сохраняет простое отношение трех точек, то середина Е отрезка АК перейдет в середину Е' отрезка A'N. В силу того, что мы применяем поворот вокруг точки В на угол +90°, то ЕВЕ'= 90°. Далее рассмотрим треугольник СA'N. В этом треугольнике BЕ'– средняя линия. Значит, прямая ВЕ' параллельна прямой CN. Следовательно, прямая ВЕ перпендикулярна прямой CN, т.е. точки Е, В, F лежат на одной прямой.
Задача 15.На сторонах ВС и CD квадрата ABCD (рис.25) взяты точки М и К так, что периметр треугольника СМК равен удвоенной стороне квадрата. Найдите величину угла МАК.
Решение: Применим поворот плоскости вокруг вершины А на 90°, при котором вершина В перейдет в вершину D. Обозначим через M' образ точки М при этом повороте. Поскольку периметр СМК равен удвоенной стороне квадрата, то СМ + МК + СК = ВС + CD. Так как ВС = ВМ + МС, Рис.25
CD = СК + KD, то СМ + МК + СК = ВМ + МС + СК + КD. Откуда следует, что МК = ВМ + КD. При повороте плоскости вокруг точки А на 90° отрезок ВМ переходит в отрезок DM', отрезок АМ – в отрезок AM', следовательно, МК = DM' + KD, АМ' = АМ. Но точка D лежит между точками M' и К, значит, DM` + KD = M`K. Таким образом, мы установили, что АМК и АМ'К равны. Следовательно, ∠МАК = ∠М'АК = 45°.
Задача 16.На сторонах правильного треугольника(рис.26),вне его, построены квадраты. Доказать, что их центры являются вершинами правильного треугольника.
Решение: При повороте вокруг точки О на 120° по часовой стрелке квадрат ABRL переходит в квадрат ВСNM, а квадрат ВСNM переходит в квадрат САED, Рис.26
квадрат САED переходит, в свою очередь, в квадрат АВRL. Важно заметить, что при этом повороте точка O1 переходит в точку О2, а точка О2 переходит в точку О3. Значит, стороны О1О2, О2О3, О1О3 равны между собой. Следовательно, треугольник О1О2О3 – правильный.
При повороте вокруг точки О на 120° квадрат ABRL переходит в квадрат ВСNM, а квадрат ВСNM переходит в квадрат САED, квадрат САED переходит, в свою очередь, в квадрат АВRL. Важно заметить, что при этом повороте точка O1 переходит в точку О2, а точка О2 переходит в точку О3. Значит, стороны О1О2, О2О3, О1О3 равны между собой. Следовательно, треугольник О1О2О3 – правильный.
Задача
17. Точка В лежит между точками А и С. На отрезках АВ и ВС в одной полуплоскости с границей АС построены
правильные треугольники АВЕ и ВСF(рис.27). Точки М и N – середины отрезков АF и СЕ. Доказать, что треугольник ВMN правильный.
Решение: При повороте вокруг точки В на направленный угол 60° точка С перейдет в точку F, а точка Е перейдет в точку А. Следовательно, отрезок СЕ перейдет в отрезок AF. Поскольку поворот, как и всякое движение плоскости, сохраняет простое отношение трех точек, значит, середина N отрезка СЕ перейдет в середину отрезка AF, т.е. точка N перейдет в точку М при повороте плоскости вокруг точки В на угол 60°. Таким образом, мы доказали, что BMN - правильный.
Задача18. В прямоугольном треугольнике (рис.28) СМ - медиана. Па катетах АС и ВС, вне треугольника ABC, построены квадраты ACFN и BCDE. Доказать, что: 1) прямые СМ и DF перпендикулярны; 2)CM = 0,5DF.
Решение:
За центр поворота примем вершину прямого
угла. Такой выбор центра поворота плоскости
определяет и
угол поворота - 90°. При повороте вокруг точки С на угол - 90° вершина В прямоугольного треугольника ABC перейдет в точку В' принадлежащую катету АС, вершина А перейдет в вершину F квадрата. При этом гипотенуза АВ отобразится на отрезок FB' а его середина М перейдет в середину М' отрезка FB'.
Заметим, что отрезки СМ и СМ' взаимно перпендикулярны и равны. Это позволяет сделать следующее заключение: для того, чтобы доказать, что медиана СМ треугольника ABC перпендикулярна отрезку FD и равна его половине, достаточно показать, что отрезок СМ' является средней линией треугольника FB'D, что доказывается очень просто. Точка С есть середина отрезка DB' а точка М' есть середина отрезка FB'. Значит, СМ' - средняя линия треугольника FB'D.
Задача 19. В правильном шестиугольнике ABCDEF (рис.29) точки М и N - середины сторон CD и DE, Р - точка пересечения отрезков AM и BN.
Решение: Применим поворот плоскости вокруг центра правильного шестиугольника на 60°, переводящем вершину А в вершину В. При этом повороте сторона CD перейдет в сторону DE, значит, точка М, как середина отрезка CD, перейдет в точку N - середину отрезка DE. Следовательно, прямая AM при повороте плоскости вокруг точки О на 60° переходит в прямую BN. По свойству поворота угол между ними равен углу поворота, т.е. 60°. Далее отметим, что при этом повороте плоскости пятиугольник AMDEF переходит в пятиугольник BNEFA. Замечательным свойством этих пятиугольников является то, что они содержат общую часть - это пятиугольник APNEF.
Если из пятиугольников AMDEF и BNEFA вырезать их общую часть -пятиугольник APNEF, то получим равновеликие фигуры - треугольник АВР и четырехугольник MDNP.
Задача 20. Доказать, что две трапеции равны, если равны их соответственные стороны (рис.30).
Доказательство:
На
плоскости зададим две трапеции A1B1C1D1 и A2B2C2D2 с основаниями A1B1 и C1D1, A2B2
и C2D2. Пусть A1B1 = A2B2 , B1C1 = B2C2, C1D1 = C2D2, A1 D1 = A2 D2. Можно показать, что при заданных условиях расстояния между основаниями этих трапеций, углы D1A1B1 и D2A2B2 равны. Для того чтобы доказать, что A1B1C1D1 = А2В2С2D2 покажем, что существует движение плоскости, которое переводит одну из этих трапеций в другую. Рассмотрим параллельный перенос, определяемый вектором . При этом переносе трапеция A1B1C1D1 перейдет в равную ей трапецию . Возможны два случая расположения трапеции относительно трапеции A2B2C2D2. Первый, когда они лежат в одной полуплоскости, определяемой прямой А2В2; второй, когда они не лежат в одной полуплоскости с границей А2В2. Обозначим через а угол между прямыми A1B1 и А2В2. Заметим, что угол между прямыми, содержащими меньшие основания трапеции тоже равен а. В первом случае рассмотрим поворот плоскости вокруг точки А2 на угол по часовой стрелки. При этом отрезок перейдет в отрезок А2В2; прямая в прямую C2D2 . Поскольку , то при повороте вокруг точки А2 на угол образом точки будет служить точка D2. Аналогичным образом получаем, что образ точки совпадает с точкой С2.
Итак, мы показали, что при композиции параллельного переноса на вектор и поворота плоскости вокруг точки А2 на угол трапеция A1B1C1D1 переходит в трапецию A2B2C2D2. Значит они равны. Пусть теперь трапеции и A2B2C2D2 не лежат в одной полуплоскости с границей А2В2. Рассмотрим поворот плоскости вокруг точки А2 на угол 360° по часовой стрелке. Аналогичными рассуждениями можно показать, что при этом повороте трапеция перейдет в трапецию A2B2C2D2. Если рассмотреть поворот плоскости вокруг точки А2 на угол по часовой стрелке, то трапеция перейдет в некоторую трапецию .
Таким образом, в ходе выполнения курсовой работы было рассмотрены частные случай движения: параллельный перенос, центральная симметрия, осевая симметрия, поворот на евклидовой плоскости. Поставленная цель исследования, обобщение и систематизация теоретического материала по теме движения на плоскости, подбор задач по данной теме, достигнута в ходе выполнения поставленных задач. Проанализирована, систематизирована теоретическая литература по данному вопросу, рассмотрены частные виды движений, выявлены общие свойства между частными видами движений, а также рассмотрено применение движений на плоскости к решению задач. Подобраны и решены задачи с применением движений на плоскости с чертежами.
Данная работа может быть использована учащимися для самостоятельного изучения темы движений на плоскости с примерами решения задач.
В дальнейшем планируется продолжить изучение движений на плоскости и их практическое применение.