Движение на евклидовой плоскости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 14:07, курсовая работа

Описание работы

Движения на плоскости занимают особое положение в геометрии. Используя движение, можно создавать наглядные модели многих процессов и проследить их течение во времени. Первым, кто начал доказывать некоторые геометрические предложения, считается древнегреческий математик Фалес Милетский. Именно благодаря Фалесу геометрия начала превращаться из свода практических правил в подлинную науку. До Фалеса доказательств просто не существовало. Во времена античной истории идеей движения пользовался знаменитый Евклид, автор «Начал» – книги, пережившей более двух тысячелетий. Евклид был современником Птолемея I, правившего в Египте, Сирии и Македонии в 305–283 г. до н.э.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ПЛОСКОСТИ 5
1.1. Движение общие свойства 5
1.2. Параллельный перенос 7
1.3. Осевая симметрия 9
1.4. Поворот относительно точки 10
1.5. Центральная симметрия 12
ГЛАВА 2. ПРИМЕНЕНИЕ ДВИЖЕНИЙ НА ПЛОСКОСТИ К РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
ЛИТЕРАТУРА 29

Файлы: 1 файл

Курсовая .docx

— 666.31 Кб (Скачать файл)

Задача 13. Дан равнобедренный ABC (рис.23), в котором AB = BC,      ABC = 30°. На стороне BC взята точка D так, что бы AC: BD =  : 1. Найти угол DAC .                 

Решение: Рассмотрим осевую симметрию относительно серединного перпендикуляра MH к стороне AB. SMH: B A, D D1, M M. Значит SMH: BD AD1, MBD MAD1. Следовательно, BD=AD1,                Рис.23

 DD1||AB, MAD1=    = MBD=30°. Так как BAC= BCA=75°, то D1AC=45°. По условию AC:BD=:1. Тогда AC:AD1= :1. На прямых AC и AD1 построим точки C2 и D2 такие, что AC2=, AD2=1. Тогда в треугольнике AC2D2 имеем D2C2=AC2+AD2–2AC2×AD2 cos45° =1. Отсюда D2C2=1, т. е. треугольник AD2 C2 является равнобедренным, а это значит, что AC2D2=45°, AD2C2=90°. Так как треугольники ACD1 и AC2D2 подобны, ( D1AC – общий, AC:AD1=AC2:AD2=:1), то ACD1=45°, AD1C=90°. Так как DD1||AB,        D1DC= ABC=30°,то DCD1= BCA D1CA=75°-45°=30°. Следовательно, в равнобедренном треугольнике CD1D: CD1D = 120°. Тогда AD1D=360°   90° +120°) = 150°. Так как AD1=D1C=DD1, то в равнобедренном треугольнике AD1D: D1AD=(180°-150°):2=15°.Получим DAC= D1AC+ D1AD=45°+15°=60°.

Задача  14. Два квадрата BCDA и BKMN (рис.22) имеют общую вершину В. Докажите, что медиана ВЕ треугольника АВК и высота ВF треугольника СBN лежат на одной прямой.

Решение: Для доказательства того, что медиана ВЕ и высота BF лежат на одной прямой, достаточно показать, что прямая ВЕ перпендикулярна прямой CN.                                                                    

             Рис.24

 

Применим  поворот плоскости вокруг точки В на угол 90° против часовой стрелки. При этом повороте вершина К перейдет в вершину N, вершина С – в вершину А. Обозначим через A' образ точки А при данном повороте. Отметим, что точки С, В и A' лежат на одной прямой, причем точка В делит пополам отрезок СA' .Поскольку поворот плоскости вокруг данной точки на заданный направленный угол сохраняет простое отношение трех точек, то середина Е отрезка АК перейдет в середину Е' отрезка A'N. В силу того, что мы применяем поворот вокруг точки В на угол +90°, то ЕВЕ'= 90°. Далее рассмотрим треугольник СA'N. В этом треугольнике BЕ'– средняя линия. Значит, прямая ВЕ' параллельна прямой CN. Следовательно, прямая ВЕ перпендикулярна прямой CN, т.е. точки Е, В, F лежат на одной прямой.

Задача  15.На сторонах ВС и CD квадрата ABCD (рис.25) взяты точки М и К так, что периметр треугольника СМК равен удвоенной стороне квадрата. Найдите величину угла МАК.

Решение: Применим поворот плоскости вокруг вершины А на 90°, при котором вершина В перейдет в вершину D. Обозначим через M' образ точки М при этом повороте. Поскольку периметр СМК равен удвоенной стороне квадрата, то СМ + МК + СК = ВС + CD. Так как ВС = ВМ + МС,                   Рис.25

CD = СК + KD, то СМ + МК + СК = ВМ + МС + СК + КD. Откуда следует, что МК = ВМ + КD. При повороте плоскости вокруг точки А на 90° отрезок ВМ переходит в отрезок DM', отрезок АМ – в отрезок AM', следовательно, МК = DM' + KD, АМ' = АМ. Но точка D лежит между точками M' и К, значит, DM` + KD = M`K. Таким образом, мы установили, что АМК и АМ'К равны. Следовательно, ∠МАК = ∠М'АК = 45°.

 

Задача 16.На сторонах правильного треугольника(рис.26),вне его, построены квадраты. Доказать, что их центры являются вершинами правильного треугольника.

Решение: При повороте вокруг точки О на 120° по часовой стрелке квадрат ABRL переходит в квадрат ВСNM, а квадрат ВСNM переходит в квадрат САED,                       Рис.26

  квадрат САED переходит, в свою очередь, в квадрат АВRL. Важно заметить, что при этом повороте точка O1 переходит в точку О2, а точка О2 переходит в точку О3. Значит, стороны О1О2, О2О3, О1О3 равны между собой. Следовательно, треугольник О1О2О3 – правильный.

При повороте вокруг точки О на 120° квадрат ABRL переходит в квадрат ВСNM, а квадрат ВСNM переходит в квадрат САED, квадрат САED переходит, в свою очередь, в квадрат АВRL. Важно заметить, что при этом повороте точка O1 переходит в точку О2, а точка О2 переходит в точку О3. Значит, стороны О1О2, О2О3, О1О3 равны между собой. Следовательно, треугольник О1О2О3 – правильный.

Задача  17. Точка В лежит между точками А и С. На отрезках АВ и ВС в одной полуплоскости с границей АС построены правильные треугольники АВЕ и ВСF(рис.27). Точки М и N – середины отрезков АF и СЕ. Доказать, что треугольник ВMN правильный.                                             Рис.27

 

 

 

Решение: При повороте вокруг точки В на направленный угол 60° точка С перейдет в точку F, а точка Е перейдет в точку А. Следовательно, отрезок СЕ перейдет в отрезок AF. Поскольку поворот, как и всякое движение плоскости, сохраняет простое отношение трех точек, значит, середина N отрезка СЕ перейдет в середину отрезка AF, т.е. точка N перейдет в точку М при повороте плоскости вокруг точки В на угол 60°. Таким образом, мы доказали, что BMN - правильный.

Задача18. В прямоугольном треугольнике (рис.28) СМ - медиана. Па катетах АС и ВС, вне треугольника ABC, построены квадраты ACFN и BCDE. Доказать, что: 1) прямые СМ и DF перпендикулярны; 2)CM = 0,5DF.

Решение: За центр поворота примем вершину прямого угла. Такой выбор центра поворота плоскости определяет и                                  Рис.28

угол поворота - 90°. При повороте вокруг точки С на угол - 90° вершина В прямоугольного треугольника ABC перейдет в точку В' принадлежащую катету АС, вершина А перейдет в вершину F квадрата. При этом гипотенуза АВ отобразится на отрезок FB' а его середина М перейдет в середину М' отрезка FB'.

Заметим, что отрезки СМ и СМ' взаимно перпендикулярны и равны. Это позволяет сделать следующее заключение: для того, чтобы доказать, что медиана СМ треугольника ABC перпендикулярна отрезку FD и равна его половине, достаточно показать, что отрезок СМ' является средней линией треугольника FB'D, что доказывается очень просто. Точка С есть середина отрезка DB' а точка М' есть середина отрезка FB'. Значит, СМ' - средняя линия треугольника FB'D.

Задача  19. В правильном шестиугольнике ABCDEF (рис.29) точки М и N - середины сторон CD и DE, Р - точка пересечения отрезков AM и BN.

  1. Найдите угол между прямыми AM и BN.
  2. Докажите, что треугольник АВР и четырехугольник MDNP – равновелики.           Рис.29

Решение: Применим поворот плоскости вокруг центра правильного шестиугольника на 60°, переводящем вершину А в вершину В. При этом повороте сторона CD перейдет в сторону DE, значит, точка М, как середина отрезка CD, перейдет в точку N - середину отрезка DE. Следовательно, прямая AM при повороте плоскости вокруг точки О на 60° переходит в прямую BN. По свойству поворота угол между ними равен углу поворота, т.е. 60°. Далее отметим, что при этом повороте плоскости пятиугольник AMDEF переходит в пятиугольник BNEFA. Замечательным свойством этих пятиугольников является то, что они содержат общую часть - это пятиугольник APNEF.

Если из пятиугольников AMDEF и BNEFA вырезать их общую часть -пятиугольник APNEF, то получим равновеликие фигуры - треугольник АВР и четырехугольник MDNP.

Задача 20. Доказать, что две трапеции равны, если равны их соответственные стороны (рис.30).

Доказательство:

На  плоскости зададим две трапеции A1B1C1D1 и A2B2C2D2 с основаниями A1B1 и C1D1, A2B2                                        Рис.30

и C2D2. Пусть A1B1 = A2B2 , B1C1 = B2C2, C1D1 = C2D2, A1 D1 = A2 D2. Можно показать, что при заданных условиях расстояния между основаниями этих трапеций, углы D1A1B1 и D2A2B2 равны. Для того чтобы доказать, что A1B1C1D1 = А2В2С2D2 покажем, что существует движение плоскости, которое переводит одну из этих трапеций в другую. Рассмотрим параллельный перенос, определяемый вектором . При этом переносе трапеция A1B1C1D1 перейдет в равную ей трапецию . Возможны два случая расположения трапеции относительно трапеции A2B2C2D2. Первый, когда они лежат в одной полуплоскости, определяемой прямой А2В2; второй, когда они не лежат в одной полуплоскости с границей А2В2. Обозначим через а угол между прямыми A1B1 и А2В2. Заметим, что угол между прямыми, содержащими меньшие основания трапеции тоже равен а. В первом случае рассмотрим поворот плоскости вокруг точки А2 на угол по часовой стрелки. При этом отрезок перейдет в отрезок А2В2; прямая в прямую C2D2 . Поскольку , то при повороте вокруг точки А2 на угол образом точки будет служить точка D2. Аналогичным образом получаем, что образ точки совпадает с точкой С2.

Итак, мы показали, что при композиции параллельного переноса на вектор и поворота плоскости вокруг точки А2 на угол трапеция A1B1C1D1 переходит в трапецию A2B2C2D2. Значит они равны. Пусть теперь трапеции и A2B2C2D2 не лежат в одной полуплоскости с границей А2В2. Рассмотрим поворот плоскости вокруг точки А2 на угол 360° по часовой стрелке. Аналогичными рассуждениями можно показать, что при этом повороте трапеция перейдет в трапецию A2B2C2D2. Если рассмотреть поворот плоскости вокруг точки А2 на угол по часовой стрелке, то трапеция перейдет в некоторую трапецию .

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, в ходе выполнения курсовой работы было рассмотрены частные случай движения: параллельный перенос, центральная симметрия, осевая симметрия, поворот на евклидовой плоскости. Поставленная цель исследования, обобщение и систематизация теоретического материала по теме движения на плоскости, подбор задач по данной теме, достигнута в ходе выполнения поставленных задач. Проанализирована, систематизирована теоретическая литература по данному вопросу, рассмотрены частные виды движений, выявлены общие свойства между частными видами движений, а также рассмотрено применение движений на плоскости к решению задач. Подобраны и решены задачи с применением движений на плоскости с чертежами.

Данная работа может быть использована учащимися для самостоятельного изучения темы движений на плоскости с примерами решения задач.

В дальнейшем планируется продолжить изучение движений на плоскости и  их практическое применение. 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Аргунов Б.И. Элементарная геометрия / Б.И. Аргунов, М.Б. Балк. – М.: Просвещение, 1966.
  2. Атанасян Л.С. Сборник задач по элементарной геометрии / Л.С. Атанасян, М.В. Васильева, Г.Б. Гуревич, А.С. Ильин, Т.Л. Козьмина, О.С. Редозубова. – М.: Просвещение, 1964.
  3. Атанасян Л.С. Геометрия / Л.С. Атанасян, В.Т. Базылев. – М.: Просвещение, 1986. – Ч. I. – 336 с.
  4. Атанасян Л.С. Геометрия / Л.С. Атанасян, В.Т. Базылев. – М.: Просвещение, 1986. – Ч. II. – 352 с.
  5. Барыбин К.С. Сборник геометрических задач на доказательство. – М.: Учпедгиз, 1954.
  6. Болтянский В.Г. Поворот и центральная симметрия // Математика в школе. – 1989. – №6. – С. 108–120.
  7. Василевский А.Б. Методы решения геометрических задач. – Минск: Вышейшая школа, 1969.
  8. Вернер А.Л. Геометрия/ А.Л.Вернер, Б.Е.Кантор, С.А.Франгулов.- Спб.: "Специальная литература".1997.Ч.I.-352 с.
  9. Гальперин Т.А. Московские математические олимпиады / Т.А. Гальперин, А.К. Толпыго. – М.: Просвещение, 1986.
  10. Готман Э.Г. Геометрические задачи, решаемые с помощью поворота // Математика в школе. – 1989. – №3. – С. 108–114.
  11. Готман Э.Г. Решение геометрических задач аналитическим методом / Э.Г. Готман, З.А. Скопец. – М.: Просвещение, 1979.
  12. .Гусев В.А. Математика / В.А. Гусев, А.Г. Мордкович. – М.: Просвещение, 1998.
  13. Гусев В.А. Каким должен быть курс школьной геометрии? // Математика в школе. – 2002. – №3. – С. 4–8.
  14. Дорофеев С.Н. Основы подготовки будущих учителей математики к творческой деятельности. – Пенза: Информационно-издательский центр Пенз. гос. ун-та, 2002. – 218 с.
  15. Дынкин Е.Б. Математические задачи / Дынкин Е.Б. и др. – М.: Наука, 1966.
  16. Литвиненко В.Н. Сборник задач по стереометрии с методами решений. – М.: Просвещение, 1998. – 255 с.
  17. Литвиненко В.Н. Практикум по элементарной математике. – М.: Вербум-М, 2000. – 480 с.
  18. Мусхелишвили Н.И. Курс аналитической геометрии. – М.: Высшая школа, 1967.
  19. Прасолов В.В. Задачи по планиметрии. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., 1991. – Ч. II. – 240 с.
  20. Саранцев Г.И. Задачи и упражнения на геометрические преобразования. – М.: Просвещение, 1999.
  21. Сборник московских математических олимпиад / Под ред. В.Г. Болтянского. – М.: Просвещение, 1965. – 384 с.
  22. Сборник задач по геометрии / Под ред. В.Т. Базылева. – М.: Просвещение, 1980. – 240 с.
  23. Скопец З.А. Задачи и теоремы по элементарной геометрии / З.А. Скопец, В.А. Жаров. – М.: Просвещение, 1968.
  24. Смирнова И.М. Геометрия: Учебное пособие для 9–11 классов естественнонаучного профиля / И.М. Смирнова, В.А. Смирнов. – М.: Просвещение, 2001. – 239 с.
  25. Шарыгин И.Ф. Задачи по геометрии (планиметрия). – М.: Наука, 1986.
  26. – www.wikipedia.ru (электронная энциклопедия «Википедия»);

 


Информация о работе Движение на евклидовой плоскости