Формирование элементарных математических представлений дошкольников с использованием элементов педагогической системы М.Монтессори

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 16:00, научная работа

Описание работы

В условиях развития вариативности и разнообразия дошкольного образования в последнее десятилетие происходит внедрение в практику работы дошкольных образовательных учреждений альтернативных образовательных программ и технологий, реализующих различные подходы к вопросам образования и развития ребенка дошкольного возраста. В этой связи, с теоретической и практической точек зрения все более актуализируется проблема математического образования дошкольников.
Целью исследования – обосновать эффективность применения элементов системы М. Монтессори в формировании математических представлений.

Файлы: 1 файл

Формирование элементарных математических представлений дошкольников с использованием элементов педагогической системы М.Монтессори.doc

— 639.00 Кб (Скачать файл)

МУ  «Центр информационно-методического  обеспечения муниципальных образовательных  учреждений Лямбирского Муниципального района РМ»

 

 

 

 

 

 

 

ИННОВАЦИОННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«Формирование элементарных математических представлений дошкольников с использованием элементов педагогической системы М.Монтессори»

 

 

 

 

 

 

 

 

                                       Разработала: воспитатель

                                                          МДОУ  «Атемарский д/с №1 «Теремок»

           Федаева Н.К. 

 

 

 

 

 

 

 

2009

Актуальность исследовательской работы

                                                       

В условиях развития вариативности и разнообразия дошкольного  образования в последнее десятилетие  происходит внедрение в практику работы дошкольных образовательных  учреждений альтернативных образовательных программ и технологий, реализующих различные подходы к вопросам образования и развития ребенка дошкольного возраста. В этой связи, с теоретической и практической точек зрения все более актуализируется проблема математического образования дошкольников. 

Современная психолого-педагогическая наука неоспоримо доказала, что усвоение системы математических знаний оказывает  существенное влияние на умственное и психическое развитие дошкольника; определила, что для детей дошкольного возраста овладение элементарными математическими знаниями имеет познавательное, образовательное значение, а также является одним из условий  готовности ребёнка к школьному обучению (А. М. Леушина, Т. В. Тарунтаева и др.).

           В современном российском образовании активно используется зарубежный опыт. Растет интерес педагогов-практиков к идеям Монтессори, повсеместно возникают детские сады, реализующие эти идеи. Однако, как среди исследователей в области психологии и педагогики, так и среди педагогов-практиков зачастую имеет место поверхностное знакомство и слабое знание теории и методики Монтессори.

 Математические представления служат средством интеллектуального развития ребенка, его познавательных и творческих способностей. От эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе.

Важно помнить, что главное  — не объем знаний и умений, а  их качество и влияние на уровень  развития ребенка. Излишняя поспешность, стремление опередить возможности ребенка, усложнить задания могут привести к формальному, механическому запоминанию без должного осмысливания определенных действий и глубокого их понимания.

           Возможности совершенствования  процесса формирования математических представлений у детей дошкольного возраста не исчерпаны до конца, поскольку все еще остаются нечеткими границы и потенциальные возможности детей в овладении математическими представлениями и понятиями. Формирование математических представлений вызывает у дошкольников большие трудности из-за несовершенства познавательной деятельности, объективной сложности математического материала, а также недостаточного учета этих факторов в существующей методике обучения. Поэтому формирование математических представлений будет более эффективным, если включить в процесс обучения элементы педагогической системы М.Монтессори, в частности, дидактические игры и упражнения, содержащие элементы самоконтроля.

Данная проблема позволила определить тему исследования – «Формирование элементарных  математических представлений с использованием элементов системы М.Монтессори».

Объект  исследования – процесс формирования математических представлений у детей дошкольного возраста.

Предмет исследования – механизмы формирования элементарных математических представлений, посредством включения элементов педагогической системы М. Монтессори.

Целью исследования – обосновать эффективность применения элементов системы М. Монтессори в формировании математических представлений.

Для достижения поставленной  цели были выдвинуты следующие задачи:

  1. Развитие у детей математических представлений (представлений о математических свойствах и отношениях предметов, конкретных величинах, числах, геометрических фигурах, зависимостях и закономерностях).
  2. Развитие сенсорных (предметно-действенных) способов познания математических свойств и отношений: обследование, сопоставление, группировка, упорядочение, разбиение;
  3. Освоение детьми экспериментально-исследовательских способов познания математического содержания (воссоздание, экспериментирование, моделирование, трансформация);
  4. Развитие у детей логических способов познания математических свойств и отношений (анализ, абстрагирование, отрицание, сравнение, обобщение, классификация, сериация);
  5. Овладение детьми математическими способами познания действительности: счет, измерение, простейшие вычисления;
  6. Развитие интеллектуально-творческих проявлений детей: находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений задач;
  7. Развитие точной, аргументированной и доказательной речи, обогащение словаря ребенка;
  8. Развитие активности и инициативности детей;
  9. Воспитание готовности к обучению в школе: развитие самостоятельности, ответственности, настойчивости в преодолении трудностей, координации движений глаз и мелкой моторики рук, умений самоконтроля и самооценки.
  10. Налаживание связи с родителями в области формирования математических представлений у детей, учитывая интересы родителей. Подключать родителей к накоплению опыта детей в данном направлении.

Гипотеза  исследования. Мы предположили, что включение в процесс формирования математических представлений элементов педагогической системы М.Монтессори будет способствовать более прочному и осмысленному усвоению математических знаний детьми, формированию переноса этих знаний в новые условия, в повседневную деятельность и окажет положительное влияние на развитие восприятия и мышление, т.е. познавательной деятельности в целом.

Методы исследования:  изучение и анализ литературных источников по проблеме исследования;  наблюдение за детьми в ходе занятий и в свободной деятельности;  индивидуальный и групповой констатирующий эксперимент; обучающий эксперимент; контрольный эксперимент;  количественный и качественный анализ полученных результатов.

 Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что в  процессе образовательной деятельности  получены данные, свидетельствующие о том, что возможности усвоение математических    представлений значительно выше и, что использование элементов педагогической системы М. Монтессори позволяет поднять на более высокий уровень развития всю познавательную деятельность  детей в целом.

Практическая значимость исследования состоит в том, что методические рекомендации по использованию Монтессори – материала вносят существенный вклад в совершенствование процесса  формирования математических понятий детей, повышают уровень умственной, математической и социальной подготовленности детей к жизни и активизации их психического развития в целом. Разработаны конспекты занятий по формированию математических представлений для детей дошкольного возраста с использованием элементов предложенной системы. Полученные материалы  позволяют совершенствовать содержание и повышать качество воспитательно-образовательной работы с детьми.

 

 

ОСНОВНЫЕ  ПРИНЦИПЫ МОНТЕССОРИ-СИСТЕМЫ:

  • Антропологический принцип - в центре внимания находится ребенок и серьезное отношение к  его свободе и достоинству уже в детском возрасте.
  • Принцип условий свободы развития ребенка - воспитание свободной, самостоятельной, самоуправляемой и ответственной личности.
  • Принцип концентрации внимания - умение сосредоточенно работать продолжительное время; доводить начатое дело до конца; внимательно наблюдать за действиями педагога, когда он показывает, как работать с материалом; слушать его пояснения, если они необходимы; заниматься самостоятельно и контролировать свои ошибки; не мешать другим.
  • Принцип специально подготовленной обучающей среды - использование дидактического материала, тщательно продуманного и обладающего уникальной возможностью всесторонне развивать ребенка с учетом его физических возможностей.
  • Принцип сензитивности - дидактический материал по своей структуре и предметной логике соответствует сензитивным периодам развития ребенка.
  • Принцип ограничения и порядка – использование оборудования только в соответствии с его назначением и соблюдение порядка на своем рабочем месте.
  • Принцип актуального и ближайшего развития - зона ближайшего развития характеризует разницу между тем, на что ребенок способен самостоятельно, и тем, на что он становится способен с помощью педагога. Вся развивающая среда, каждый дидактический материал устроены таким образом, что содержат внутри себя прямую цель, работающую на утончение изолированной способности ребенка, и в то же время – косвенную, работающую на зону его ближайшего развития.

 

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

  • всестороннее развитие ребенка во всех направлениях психической деятельности
  • формирование в ребенке инициативности, ответственности в условиях свободы выбора; 
  • максимальная эффективность освоения задач, заложенных в Монтессори – материалах; 
  • развитие аналитических функций  мыслительной деятельности, когда ребенок может обнаружить и исправить собственную ошибку;
  • возможность поэтапного освоения навыка;
  • развитие у детей математических представлений (представлений о математических свойствах и отношениях предметов, конкретных величинах, числах, геометрических фигурах, зависимостях и закономерностях);
  • развитие сенсорных (предметно-действенных) способов познания математических свойств и отношений: обследование, сопоставление, группировка, упорядочение, разбиение;
  • развитие точности восприятия; концентрации внимания; памяти ребенка и умения работать по образцу; приучение к порядку;
  • развитие социально-адаптивных навыков и уважения к правам других;
  • развитие точной, аргументированной и доказательной речи, обогащение словаря ребенка.

Смысл метода, разработанного Монтессори, заключается в том, чтобы  стимулировать ребенка к самовоспитанию, самообучению, саморазвитию. Задача взрослого - помочь организовать ему свою деятельность, пойти собственным уникальным путем, реализовать свою природу!

        Длительность  работы над опытом – 3 года.

План реализации образовательного проекта

Система мероприятий

Задачи

Способы реализации

Сроки

I этап – аналитико-прогнозтический (подготовительный):

1.Изучение теоретической части  развития вопроса.

2. Повышение квалификации педагога.

3. Выявление уровня математического  развития детей 3-7 лет.

4. Разработка диагностического  инструментария  к материалу. 

5. Разработка перспективного плана работы.

6. Проведение диагностики математического  развития детей

7. Создание соответствующей предметно-развивающей  среды.

   

1 год  обучения

II этап – рабочий (внедренческий):

1 блок – работа с детьми

  • «Сенсорное развитие»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • «Количественные представления»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • «Формирование  представлений о величине предметов и измерении величин»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • «Геометрические представления»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • «Пространственные представления» 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • «Временные представления»

- развитие органов  чувств: вкус,  зрение, осязание, обоняние, слух;

- развитие умения  различать температуру, ощущатьть разницу в весе предметов.

- развитие умения различать высоту и длину, цвет, звучание, запах, форму различных предметов, знакомство с их свойствами.

- развитие мелкой  и крупной моторики.

 

 

 

- дать понятие  об образовании чисел в пределах 10;

- знакомство  с цифрами в пределах 10;

- ознакомление  с составом числа из единиц  в пределах 5;

- ознакомление  с составом числа из двух  меньших на числах до 10;

- обучение сравнению  рядом стоящих чисел в пределах 10;

- обучение определению  отношений между смежными числами;

- формирование понятия о том, что предмет можно разделить на несколько равных частей;

- обучать умению  называть эти части, сравнивать  целое и части; 

- упражнять  в решении простейших примеров  и задач.

 

- обучение раскладыванию  предметов (до 10) разной длины,  ширины, высоты в возрастающем  и убывающем порядке;

- обучение умению сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте) с помощью условной меры;

- учить выделять  при измерении часть предмета, равную условной мере; определять, сколько раз условная мера  уложится в измеряемом объекте;

- обучение умению находить в специально организованной обстановке предметы длиннее (короче), выше (ниже), шире (уже), толще (тоньше) образца и равные ему.

- расширение  знаний о геометрических телах  – куб, шар, пирамида, конус. 

- упражнять  в умении различать и правильно  называть геометрические фигуры (круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник, четырехугольник) и тела (шар, куб, цилиндр, пирамида);

- подведение  к пониманию того, что квадрат  и прямоугольник являются разновидностями  четырехугольника;

- формирование  умения находить в ближайшем окружении предметы различной геометрической формы, анализировать их форму.

 

 

- закрепление пространственных представлений (слева, справа, вверху, внизу, впереди (перед), сзади (за), далеко, близко, между, рядом);

- формирование  навыка ориентирования на листе бумаги (в середине, внизу, вверху, справа, слева);

- обучение умению  обозначать в речи положение  того или иного предмета по  отношению к себе или другому  предмету;

- формирование  умения двигаться в заданном  направлении, меняя его по сигналу. 

- закрепление знаний о временных отношениях (утро, день, обед, вечер, ночь; сегодня, вчера, завтра, послезавтра).

- фФормирование  представлений о том, что утро, день, вечер, ночь составляют сутки;

- обучение соблюдению  правильной последовательности  при назывании дней недели, времен года;

- обучение умению  устанавливать последовательность  различных событий: что было  раньше, что позже, определять, какой  день недели был вчера, какой  сегодня, какой будет завтра;

- формирование  понятия о том, что в году 12 месяцев, обучать умению знать их последовательность и называть их.

- «Розовая  башня»;

- «Коричневая  лестница»;

- «Красные  штанги»;

- «Цветные  таблички»;

- «Цилиндры  – вкладыши»;

- «Шершавые  таблички»;

- «Шумовые  коробочки»;

- «Рамки-застежки»  и др.

 

 

 

 

 

- «Числовые (красно-синие) штанги»;

-  «Цифры из шершавой бумаги»;

- «Числовые штанги и цифры»;

- «Ящики с веретенами»;

- «Числа и чипсы»;

- «Игры на запоминание».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- «Розовая  башня»;

- «Коричневая  лестница»;

- «Красные  штанги»;

-«Блоки-цилиндры»;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- «геометри-ческий  камод»;

- «Цветные  цилиндры»;

-« Конструктив-

 ные треугольники;

  • «Накладываю-щиеся геометричес-

кие    фигуры»;

-«Геометричес-

кие тела»;

  • «Игра «Волшебный мешочек»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- « Игры в  кругу»;

- «Лабиринты – упражнения»

- «Математи-

ческие игры».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-«математичес-

кие игры».

1-2 год обучения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2-3 год обучения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2-3год обучения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2-3 год обучения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2-3 год обучения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2-3 год обучения

  1. блок – работа с родителями
  1. Предварительная работа

 

 

 

  1. Повышение педагогической культуры родителей

 

 

 

  1. «Успехи детей»

 

 

  1. «Наши игры»

 

- Выявление запросы родителей по организации учебно-воспитательной работы с детьми.

- Обогащение родительский опыт по использованию дидактических игр и упражнений системы М.Монтессори.

- Показ достижений детей в области математики.

-Демонстрация  дидактического оборудования и  материалов

-Анкетирова-

ние;

- беседы

 

 

- Консультации  и беседы

 

 

 

 

- «День  открытых дверей»

Экскурсии в кабинет -Монтессори

В начале обуче-ния

 

В тече-ние  всего обуче-

ния

 

2 раза  в год

 

1 раз  в год

3 блок – работа с педагогами

1. Выступления на педагогическом совете

 

 

 

2.Выступления на РМО

- Повышение общей культуры педагогического коллектива

 

Обобщение опыта работы

- Доклады;

- презентации

 

 

 

- Доклады;

- «Мастер-класс»

В тече-ние  всего обуче-

ния

1 раз  в год

III этап– коррекционный:

1.Анализ и  корректировка содержания методов  и приёмов работы с детьми.

   

В конце  каждого учебного года

IV этап – обобщающий:

1. Разработка  методических рекомендаций для  всех возрастных групп;

     2. Анализ и обобщение материала,  составление отчётов, подготовка  материла к печати.

Выявление условий, обеспечивающих наиболее успешное освоение детьми практических и умственных действий, лежащих в основе математических представлений;

- Семинары,

-публикации,

- взаимопосе-

щения,

-обмен опытом.

В конце  каждого учебного года


 

 Длительность работы над опытом осуществляется в четыре этапа:

1 этап  – аналитико-прогнозтический (подготовительный):

1.Изучение теоретической части  развития вопроса.

2. Повышение квалификации педагога.

3. Выявление уровня математического  развития детей 3-7 лет.

4. Разработка диагностического  инструментария  к материалу.

5. Разработка перспективного плана  работы.

6. Проведение диагностики математического  развития детей

7. Создание соответствующей предметно-развивающей  среды.

2 этап – рабочий (внедренческий):

1. Использование  дидактических материалов и упражнений системы М.Монтессори в процессе формирования элементарных математических представлений;

2. Развитие у  детей памяти, внимания, логического  мышления, воображения, смекалки, самостоятельности.

3 этап – коррекционный:

     1. Анализ и корректировка содержания методов и приёмов работы с детьми.

4 этап – обобщающий:

1. Выявление  условий, обеспечивающих наиболее  успешное освоение детьми практических  и умственных действий, лежащих  в основе математических представлений;

2. Разработка  методических рекомендаций для всех возрастных групп;

     3. Анализ и обобщение материала,  составление отчётов, подготовка  материла к печати;

     4.  Семинары, публикации, взаимопосещения,  обмен опытом.

Участники проекта: дети дошкольного возраста 3-6 лет.

 

Содержание воспитательно-образовательного процесса:

ПРОГРАММА СОСТОИТ ИЗ 6 БЛОКОВ

Блок «Сенсорное развитие» малыш может получить все ощущения, которых недостает ему в жизни: он развивает зрение, осязание, вкус, обоняние, слух, а также может потренироваться различать температуру, ощутить разницу в весе предметов. Здесь ребенок учится различать высоту и длину, цвет, звучание, запах, форму различных предметов, может познакомиться с их свойствами.

Блок «Количественные представления»  важнейший компонент содержания математического развития. Посредством числа выражаются количество и величины. Оперируя только числами, которые являются показателями количеств и величин объектов окружающей действительности, сравнивая их, увеличивая, уменьшая, можно делать выводы о точном состоянии объектов действительности.

Блок «Формирование у детей представлений о величине предметов и измерении величин»  дети переходят от непосредственных (наложение, приложение, сравнение «на глаз») к опосредованным способам их сравнения (с помощью предмета-посредника и измерения условной меркой). Это дает возможность упорядочивать предметы по их свойствам (размеру, высоте, длине, толщине, массе и другим). Ребенок убеждается в том, что одни и те же свойства в разных объектах могут иметь как одинаковую, так и разную степень выраженности (равные или разные по толщине и т. д.).

Информация о работе Формирование элементарных математических представлений дошкольников с использованием элементов педагогической системы М.Монтессори