Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 16:00, научная работа
В условиях развития вариативности и разнообразия дошкольного образования в последнее десятилетие происходит внедрение в практику работы дошкольных образовательных учреждений альтернативных образовательных программ и технологий, реализующих различные подходы к вопросам образования и развития ребенка дошкольного возраста. В этой связи, с теоретической и практической точек зрения все более актуализируется проблема математического образования дошкольников.
Целью исследования – обосновать эффективность применения элементов системы М. Монтессори в формировании математических представлений.
МУ
«Центр информационно-методического
обеспечения муниципальных
ИННОВАЦИОННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Формирование элементарных математических представлений дошкольников с использованием элементов педагогической системы М.Монтессори»
Федаева Н.К.
2009
Актуальность исследовательской работы
В условиях развития
вариативности и разнообразия дошкольного
образования в последнее
Современная психолого-педагогическая наука неоспоримо доказала, что усвоение системы математических знаний оказывает существенное влияние на умственное и психическое развитие дошкольника; определила, что для детей дошкольного возраста овладение элементарными математическими знаниями имеет познавательное, образовательное значение, а также является одним из условий готовности ребёнка к школьному обучению (А. М. Леушина, Т. В. Тарунтаева и др.).
В современном российском образовании активно используется зарубежный опыт. Растет интерес педагогов-практиков к идеям Монтессори, повсеместно возникают детские сады, реализующие эти идеи. Однако, как среди исследователей в области психологии и педагогики, так и среди педагогов-практиков зачастую имеет место поверхностное знакомство и слабое знание теории и методики Монтессори.
Математические представления служат средством интеллектуального развития ребенка, его познавательных и творческих способностей. От эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе.
Важно помнить, что главное — не объем знаний и умений, а их качество и влияние на уровень развития ребенка. Излишняя поспешность, стремление опередить возможности ребенка, усложнить задания могут привести к формальному, механическому запоминанию без должного осмысливания определенных действий и глубокого их понимания.
Возможности совершенствования
процесса формирования
Данная проблема позволила определить тему исследования – «Формирование элементарных математических представлений с использованием элементов системы М.Монтессори».
Объект исследования – процесс формирования математических представлений у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – механизмы формирования элементарных математических представлений, посредством включения элементов педагогической системы М. Монтессори.
Целью исследования – обосновать эффективность применения элементов системы М. Монтессори в формировании математических представлений.
Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
Гипотеза исследования. Мы предположили, что включение в процесс формирования математических представлений элементов педагогической системы М.Монтессори будет способствовать более прочному и осмысленному усвоению математических знаний детьми, формированию переноса этих знаний в новые условия, в повседневную деятельность и окажет положительное влияние на развитие восприятия и мышление, т.е. познавательной деятельности в целом.
Методы исследования: изучение и анализ литературных источников по проблеме исследования; наблюдение за детьми в ходе занятий и в свободной деятельности; индивидуальный и групповой констатирующий эксперимент; обучающий эксперимент; контрольный эксперимент; количественный и качественный анализ полученных результатов.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что в процессе образовательной деятельности получены данные, свидетельствующие о том, что возможности усвоение математических представлений значительно выше и, что использование элементов педагогической системы М. Монтессори позволяет поднять на более высокий уровень развития всю познавательную деятельность детей в целом.
Практическая значимость исследования состоит в том, что методические рекомендации по использованию Монтессори – материала вносят существенный вклад в совершенствование процесса формирования математических понятий детей, повышают уровень умственной, математической и социальной подготовленности детей к жизни и активизации их психического развития в целом. Разработаны конспекты занятий по формированию математических представлений для детей дошкольного возраста с использованием элементов предложенной системы. Полученные материалы позволяют совершенствовать содержание и повышать качество воспитательно-образовательной работы с детьми.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ МОНТЕССОРИ-СИСТЕМЫ:
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Смысл метода, разработанного
Монтессори, заключается в том, чтобы
стимулировать ребенка к
Длительность работы над опытом – 3 года.
План реализации образовательного проекта
Система мероприятий |
Задачи |
Способы реализации |
Сроки |
I этап – аналитико-прогнозтический (подготовительный): | |||
1.Изучение теоретической 2. Повышение квалификации 3. Выявление уровня 4. Разработка диагностического инструментария к материалу. 5. Разработка перспективного плана работы. 6. Проведение диагностики 7. Создание соответствующей |
1 год обучения | ||
II этап – рабочий (внедренческий): | |||
1 блок – работа с детьми | |||
|
- развитие органов чувств: вкус, зрение, осязание, обоняние, слух; - развитие умения
различать температуру, ощущать - развитие умения различать высоту и длину, цвет, звучание, запах, форму различных предметов, знакомство с их свойствами. - развитие мелкой и крупной моторики.
- дать понятие
об образовании чисел в - знакомство с цифрами в пределах 10; - ознакомление с составом числа из единиц в пределах 5; - ознакомление с составом числа из двух меньших на числах до 10; - обучение сравнению рядом стоящих чисел в пределах 10; - обучение определению
отношений между смежными - формирование понятия о том, что предмет можно разделить на несколько равных частей; - обучать умению
называть эти части, - упражнять в решении простейших примеров и задач.
- обучение раскладыванию предметов (до 10) разной длины, ширины, высоты в возрастающем и убывающем порядке; - обучение умению сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте) с помощью условной меры; - учить выделять при измерении часть предмета, равную условной мере; определять, сколько раз условная мера уложится в измеряемом объекте; - обучение умению находить в специально организованной обстановке предметы длиннее (короче), выше (ниже), шире (уже), толще (тоньше) образца и равные ему. - расширение знаний о геометрических телах – куб, шар, пирамида, конус. - упражнять
в умении различать и - подведение
к пониманию того, что квадрат
и прямоугольник являются - формирование умения находить в ближайшем окружении предметы различной геометрической формы, анализировать их форму.
- закрепление пространственных представлений (слева, справа, вверху, внизу, впереди (перед), сзади (за), далеко, близко, между, рядом); - формирование навыка ориентирования на листе бумаги (в середине, внизу, вверху, справа, слева); - обучение умению обозначать в речи положение того или иного предмета по отношению к себе или другому предмету; - формирование
умения двигаться в заданном
направлении, меняя его по - закрепление знаний о временных отношениях (утро, день, обед, вечер, ночь; сегодня, вчера, завтра, послезавтра). - фФормирование представлений о том, что утро, день, вечер, ночь составляют сутки; - обучение соблюдению правильной последовательности при назывании дней недели, времен года; - обучение умению
устанавливать - формирование понятия о том, что в году 12 месяцев, обучать умению знать их последовательность и называть их. |
- «Розовая башня»; - «Коричневая лестница»; - «Красные штанги»; - «Цветные таблички»; - «Цилиндры – вкладыши»; - «Шершавые таблички»; - «Шумовые коробочки»; - «Рамки-застежки» и др.
- «Числовые (красно-синие) штанги»; - «Цифры из шершавой бумаги»; - «Числовые штанги и цифры»; - «Ящики с веретенами»; - «Числа и чипсы»; - «Игры на запоминание».
- «Розовая башня»; - «Коричневая лестница»; - «Красные штанги»; -«Блоки-цилиндры»;
- «геометри-ческий камод»; - «Цветные цилиндры»; -« Конструктив- ные треугольники;
кие фигуры»; -«Геометричес- кие тела»;
- « Игры в кругу»; - «Лабиринты – упражнения» - «Математи- ческие игры».
-«математичес- кие игры». |
1-2 год обучения
2-3 год обучения
2-3год обучения
2-3 год обучения
2-3 год обучения
2-3 год обучения |
| |||
|
- Выявление запросы родителей по организации учебно-воспитательной работы с детьми. - Обогащение родительский опыт по использованию дидактических игр и упражнений системы М.Монтессори. - Показ достижений детей в области математики. -Демонстрация дидактического оборудования и материалов |
-Анкетирова- ние; - беседы
- Консультации и беседы
- «День открытых дверей» Экскурсии в кабинет -Монтессори |
В начале обуче-ния
В тече-ние всего обуче- ния
2 раза в год
1 раз в год |
3 блок – работа с педагогами | |||
1. Выступления на педагогическом совете
2.Выступления на РМО |
- Повышение общей культуры педагогического коллектива
Обобщение опыта работы |
- Доклады; - презентации
- Доклады; - «Мастер-класс» |
В тече-ние всего обуче- ния 1 раз в год |
III этап– коррекционный: | |||
1.Анализ и
корректировка содержания |
В конце каждого учебного года | ||
IV этап – обобщающий: | |||
1. Разработка методических рекомендаций для всех возрастных групп; 2.
Анализ и обобщение материала,
составление отчётов, |
Выявление условий, обеспечивающих наиболее успешное освоение детьми практических и умственных действий, лежащих в основе математических представлений; |
- Семинары, -публикации, - взаимопосе- щения, -обмен опытом. |
В конце каждого учебного года |
Длительность работы над опытом осуществляется в четыре этапа:
1 этап – аналитико-прогнозтический (подготовительный):
1.Изучение теоретической
2. Повышение квалификации
3. Выявление уровня
4. Разработка диагностического инструментария к материалу.
5. Разработка перспективного
6. Проведение диагностики
7. Создание соответствующей
2 этап – рабочий (внедренческий):
1. Использование дидактических материалов и упражнений системы М.Монтессори в процессе формирования элементарных математических представлений;
2. Развитие у детей памяти, внимания, логического мышления, воображения, смекалки, самостоятельности.
3 этап – коррекционный:
1. Анализ и корректировка содержания методов и приёмов работы с детьми.
4 этап – обобщающий:
1. Выявление
условий, обеспечивающих
2. Разработка методических рекомендаций для всех возрастных групп;
3.
Анализ и обобщение материала,
составление отчётов,
4. Семинары, публикации, взаимопосещения, обмен опытом.
Участники проекта: дети дошкольного возраста 3-6 лет.
Содержание воспитательно-
ПРОГРАММА СОСТОИТ ИЗ 6 БЛОКОВ
Блок «Сенсорное развитие» малыш может получить все ощущения, которых недостает ему в жизни: он развивает зрение, осязание, вкус, обоняние, слух, а также может потренироваться различать температуру, ощутить разницу в весе предметов. Здесь ребенок учится различать высоту и длину, цвет, звучание, запах, форму различных предметов, может познакомиться с их свойствами.
Блок «Количественные представления» важнейший компонент содержания математического развития. Посредством числа выражаются количество и величины. Оперируя только числами, которые являются показателями количеств и величин объектов окружающей действительности, сравнивая их, увеличивая, уменьшая, можно делать выводы о точном состоянии объектов действительности.
Блок «Формирование у детей представлений о величине предметов и измерении величин» дети переходят от непосредственных (наложение, приложение, сравнение «на глаз») к опосредованным способам их сравнения (с помощью предмета-посредника и измерения условной меркой). Это дает возможность упорядочивать предметы по их свойствам (размеру, высоте, длине, толщине, массе и другим). Ребенок убеждается в том, что одни и те же свойства в разных объектах могут иметь как одинаковую, так и разную степень выраженности (равные или разные по толщине и т. д.).