Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 19:04, курсовая работа
В настоящее время можно с уверенностью сказать, что математическое образование является основным для людей многих профессий. Повышение эффективности обучения математики в начальных классах является одним из условий успешного изучения основ арифметики, геометрии и алгебры в последующие годы обучения.
Цель: предложить условия, способствующих формированию понятия «квадрат» у учащихся начальных классов и рекомендации по их использованию на уроках математики.
Объект: процесс формирования понятия «квадрат» у учащихся начальных классов.
Предмет: условия, способствующие формированию понятия «квадрат» у учащихся начальных классов.
Введение ………………………………………………………………………….3
Глава 1. Психолого-педагогические и методические аспекты формирования понятия «квадрат» у учащихся начальных классов……………………..…….6
Сущность категории «понятие», специфика его формирования……….6
Методика формирования понятий в различных системах обучения учащихся начальных классов математике…………………………………19
Универсальные учебные действия в учебной деятельности младших школьников…………………………………………………………………..31
Анализ содержания УМК по математике для начальной школы с точки зрения особенностей формирования понятия «квадрат» у учащихся начальных классов в различных системах обучения……………………..38
Глава 2. Содержание работы по формированию понятия «квадрат» у учащихся начальных классов…………………………………………………..42
2.1. Изучение состояния вопроса в практике начальной школы……………..42
2.2. Условия, способствующие формированию понятия «квадрат» у учащихся начальных классов………………………………………………………………46
Заключение……………………………………………………………………….51
Список литературы……………………………………………………………
Оглавление:
Введение ………………………………………………………
Глава 1. Психолого-педагогические и методические аспекты формирования понятия «квадрат» у учащихся начальных классов……………………..…….6
Глава 2. Содержание
работы по формированию понятия «квадрат»
у учащихся начальных классов…………………………………
2.1. Изучение состояния вопроса в практике начальной школы……………..42
2.2. Условия,
способствующие формированию
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Приложения……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Для написания дипломной работы была определена тема: Формирование понятия «квадрат» у учащихся начальных классов.
В настоящее время можно с уверенностью сказать, что математическое образование является основным для людей многих профессий. Повышение эффективности обучения математики в начальных классах является одним из условий успешного изучения основ арифметики, геометрии и алгебры в последующие годы обучения.
Особую актуальность приобретает проблема обучения элементам геометрии в начальных классах. От ее решения зависит не только успех подготовки младших школьников к изучению систематического курса геометрии, но и повышение уровня их математических знаний в целом.
В геометрическом материале много общего с художественным восприятием мира, поскольку большое место в геометрии принадлежит образному мышлению. Это можно использовать, так как мышление младших школьников наглядно-образное и наглядно-действенное.
Геометрия, являясь одной из древнейших отраслей математики, обладает значительными возможностями в реализации идей гуманитаризации обучения, что, в свою очередь, повышает качество геометрического образования школьников, усиливает его положительное влияние на духовное и личностное развитие. По учебникам можно самостоятельно научиться строить и обозначать на письме геометрические фигуры, выучить их названия и свойства, научиться отличать один геометрический объект от другого.
Современные учебные материалы по геометрии для начальной школы не всегда показывают гуманитарные аспекты геометрии, а учитель зачастую даже не подозревает об их существовании. Отчужденность геометрического знания от субъектного опыта учащихся отказывается так велика, что часто не позволяет учащимся в дальнейшем успешно овладевать этим предметом. Но, основывая изучение геометрии на имеющемся у детей опыте взаимодействия с твердыми телами и их движением, связывая обучение с ощущениями ребенка, опираясь на естественное геометрическое развитие младших школьников, можно сделать геометрическое знание для ребенка «живым», человеческим, имеющим самое непосредственное отношение к его повседневной сегодняшней жизни, а его обучение геометрии более осмысленным и успешным.
Актуальность:
противоречие между
Цель: предложить
условия, способствующих формированию
понятия «квадрат» у учащихся
начальных классов и
Объект: процесс формирования понятия «квадрат» у учащихся начальных классов.
Предмет: условия, способствующие формированию понятия «квадрат» у учащихся начальных классов.
Гипотеза: формирование понятия квадрат у учащихся начальных классов будет происходить эффективно, при выполнении следующих условий:
Задачи:
Для решения поставленных задач в работе применялись следующие методы исследования: 1. Теоретические (анализ проблемы на основе изучения психолого-педагогической и методической литературы, программ и учебников по вопросам преподавания математики в начальной школе; анализ различных подходов к формированию понятий учащихся начальных классов, изучение педагогического опыта); 2. Эмпирические (эмпирическое исследование, анализ работ учащихся).
Теоретико-методологической основой исследования служат работы, посвященные: теоретическим основам формирования геометрических представлений и понятий младших школьников (Пышкало А.М., Гусев В.А); методике обучения элементам геометрии учащихся начальных классов (Л.Г. Петерсон, Э.И. Александрова, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, А.В. Белошистая, М.И. Моро); психолого-педагогическим основам проблемы формирования представлений и понятий (Г.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов).
Экспериментальная база: Средняя общеобразовательная школа № 43 г. Сыктывкара.
Глава 1. Психолого-педагогические и методические аспекты формирования понятия «квадрат» у учащихся начальных классов
В педагогической, психологической, методической литературе указано, что мышление лежит в основе познания. Одна из характерных особенностей детского мышления – его наглядность, чувственно-практическая направленность. [25, с.156].
Мышление, по Веккеру Л.М., рассматривается как отображение связей и отношений между предметами и явлениями объективной действительности. Мышление, по Рубинштейн С.Л., - это движение мысли, раскрывающее связь, которая ведет от отдельного к общему и от общего к отдельному, основанное на раскрытии связей, отношений - и обобщенное познание объективной реальности. [3, с.245; 21, с.212]
По мнению С.Л. Рубинштейн, в процессе мыслительной деятельности у ребенка вырабатываются определенные приемы (операции) мышления:
– абстрагирование – мысленное выделение каких-либо существенных свойств и признаков предметов и явлений при одновременном отвлечении от всех других их свойств и признаков. Выделенные в процессе абстрагирования признак или свойство мыслятся независимо от других признаков или свойств и становятся самостоятельными объектами мышления. Все математические понятия представляют собой абстрактные объекты. Так, например, понятие геометрической фигуры образуется путем выделения в наблюдаемых предметах их форм, протяженности и взаимного положения в пространстве, и отвлечения от всех других свойств (материал, цвет). Но при этом производится не только абстрагирование, но и идеализация этих свойств путем мысленного перехода к предельным формам, которые реально не существуют;
– анализ – мысленное расчленение предмета познания или явления на образующие его части или мысленное выделение в нем отдельных свойств, признаков, черт, качеств. Воспринимая предмет, мы можем мысленно выделять в нем одну часть за другой и таким образом узнавать, из каких частей он состоит;
– синтез – мысленное соединение отдельных частей предметов (элементов) или мысленное сочетание отдельных их свойств. Опираясь на результаты анализа, синтез, объединяя эти элементы, обеспечивает знание объекта в целом;
– обобщение – соединение предметов и явлений вместе на основе их общих и существенных признаков. В учебной деятельности обобщение обычно проявляется в определениях, выводах, правилах;
– конкретизация – мысленное представление чего-либо единичного, что соответствует тому или иному понятию или общему положению. По существу, конкретизация есть всегда указание примера, какая-либо иллюстрация общего.
Все эти операции являются различными сторонами основной деятельности мышления, т.е. раскрытия все более существенных объективных связей и отношений между предметами, явлениями, фактами. [22, с.336]
Мышление как высшая психическая функция человека – это настолько сложное и многогранное явление, что подходить к его описанию можно под разными углами и с разных сторон. Именно поэтому существуют и различные классификации видов мышления.
Так, С.Л. Рубинштейн, выдвигая тезис о едином и фактически неделимом мышлении, условно считает возможным выделить внутри данного явления, прежде всего, наглядное мышление и мышление отвлеченное, теоретическое. «Всякое мышление, – пишет он, – совершается в более или менее обобщенных, абстрактных понятиях, и во всякое мышление включаются более или менее наглядные чувственные образы; понятие и образ-представление даны в нем в неразрывном единстве. Человек не может мыслить только в понятиях без представлений, в отрыве от чувственной наглядности; он не может также мыслить одними лишь чувственно наглядными образами, без понятий» [22, с.334].
Веккер Л.М. выделяет классификацию мышления, которая включает такие его виды как логическое (понятийное) мышление, образное мышление и наглядно-действенное мышление. Разделение мышления на логическое и образное соотносимо с психофизиологией человека, с разделением полушарий его головного мозга на «логическое» левое и «образное» правое. И хотя оба полушария головного мозга человека работают в тесном единстве, часто наблюдается функциональное превалирование одного полушария над другим, что определяет преимущественный способ мышления конкретного человека, или, иными словами, его мыслительный тип. [4, с. 246].
В.В. Давыдов
выделяет теоретическое и
В связи с
этим В.В.Давыдов предложил
Эмпирические знания отражают внешние свойства отдельных предметов и формальную их одинаковость. В основе этих знаний лежат наглядные представления, с помощью которых иллюстрируется абстрактное значение словесных формулировок (слова - термины – необходимый их компонент). Перечисленные выше показатели качества эмпирических знаний тесно связаны с их сутью (полнота, конкретность, обобщенность и иерархичность позволяют обнаружить такое качество знаний, как фиксированность в них формальных родо-видовых зависимостей признаков предметов). При усвоении и применении таких знаний нет нужду в функционировании воображения, помогающего человеку свести непохожие друг на друга единичные случаи проявления реального предмета и его внутренние, существенные свойства (в эмпирически представленном предмете его внешние проявления как бы исчерпывают возможные его внутренние свойства) [9, с.230].
Информация о работе Формирование понятия «квадрат» у учащихся начальных классов