Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 18:33, реферат
Цель:
выявить и изучить наиболее эффективные способы и условия формирования познавательного интереса школьников к учению на уроках математики, а также обобщить и систематизировать личный опыт практической деятельности по формированию познавательного интереса учащихся.
Цель:
выявить и изучить наиболее эффективные способы и условия формирования познавательного интереса школьников к учению на уроках математики, а также обобщить и систематизировать личный опыт практической деятельности по формированию познавательного интереса учащихся.
Задачи:
Учение, лишённое всякого интереса
и взятое только силой принуждения, убивает
в ученике охоту к овладению знаниями.
Приохотить ребенка к учению гораздо более
достойная задача, чем приневолить.
К.Д. Ушинский
Современное общество ждет от школы мыслящих, инициативных,творческих выпускников с широким кругозором и прочными знаниями. Школа ищет пути, которые позволили бы выполнить этот заказ общества. При традиционном способе преподавания учитель часто ставит ученика в положениеобъекта передаваемой ему извне информации. Такой постановкой образовательного процесса учитель искусственно задерживает развитие познавательной активности ученика, наносит ему большой вред в интеллектуальном и нравственном отношении. Еще В.А. Сухомлинский говорил: «Страшная это опасность – безделье за партой; безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает». Другой педагог М.В. Остроградский писал: «…Скука является самой опасной отравой. Она действует беспрестанно; она растет, овладевает человеком и влечет его к наибольшим излишествам».
В последнее время остро встала проблема утраты познавательного интереса учащихся к учению вообще и на уроках математики в частности, и, как следствие, происходит ухудшение успеваемости.Возникают вопросы: как избежать этого, как изжить скуку на уроке, как сделатьучение интересным для учащихся, как разбудить в ученике стремление работать над собой, стремление к творчеству?
Исходя из актуальности проблемы, мной выбрана тема «Формирование познавательного интереса учащихся к математике».
Цель исследования: выявить и изучить наиболее эффективные способы и условия формирования познавательного интереса школьников к учению на уроках математики, а также обобщить и систематизировать личный опыт практической деятельности по формированию познавательного интереса учащихся.
Задачи исследования:
Выдвинула гипотезу: если буду создавать условия для формирования познавательного интереса и целенаправленно и регулярно его развивать, это будет способствовать достижению более высокого уровня познавательного интереса, развития креативных способностей личности и, следовательно, качественному росту результатов обучения.
Интерес – это активная познавательная направленность человека на тот или иной предмет, явление и деятельность, созданная с положительным эмоциональным отношением к ним (В. А. Крутецкий).
Интересы человека определяются общественно-историческими и индивидуальными условиями его жизни. С помощью интереса устанавливается связь субъекта с объективным миром. Все, что составляет предмет интереса, почерпнуто человеком из окружающей действительности. Но предметом интереса для человека является далеко не все, что его окружает, а лишь то, что имеет для него необходимость, значимость, ценность и привлекательность. Интересы людей чрезвычайно разнообразны.
Существует несколько классификаций интересов.
Классификация интересов
по содержанию
Материальные интересы |
Проявляются в стремлении к жилищнымудобствам, гастрономическим изделиям, к одеждеи т.п. |
Духовные интересы |
Это познавательные интересы к математике,
физике, химии, биологии, философии, психологии
и т.п., интересы к литературе и
разным видам искусства (музыке, живописи,
театру).Характеризуют высокий |
Общественные интересы |
Включают интерес к |
по направленности
Широкие интересы |
Разнообразие интересов при |
Узкие интересы |
Наличие одного-двух ограниченных и изолированных интересов при полном равнодушии ко всему остальному. |
Глубокие интересы |
Потребность основательно изучить объект во всех деталях и тонкостях. |
Поверхностные интересы |
Скольжение по поверхности явления и нет интереса к объекту по-настоящему. |
по силе
Устойчивые интересы |
Длительно сохраняются, играют существенную роль в жизни и деятельности человека и являются относительно закреплёнными особенностями его личности. |
Неустойчивые интересы |
Сравнительно кратковременны: быстро возникают и быстро угасают. |
по опосредованности
Прямые (непосредственные) интересы |
Вызываются самим содержанием той или иной области знаний или деятельности, ее занимательностью и |
Косвенные (опосредованные) интересы |
Вызываются не содержанием объекта, а тем значением, которое он имеет, будучи связанным с другим объектом, непосредственно интересующим человека. |
по уровню действенности
Пассивные интересы |
Созерцательные интересы, когда человек ограничивается восприятием интересующего объекта. |
Активные интересы |
Действенный интерес, когда человек не ограничивается созерцанием, а действует с целью овладения объектом интереса. |
Познавательный интерес – это избирательная направленность личности, обращённая к области познания, к её предметной стороне и самому процессу овладения знаниями (Г.И. Щукина).
Познавательный интерес может быть: широким, распространяющимся на получение информации вообще, и углубленным в определённую область познания. Познавательный интерес школьников направлен на овладение знаниями, которые представлены в школьных предметах. При этом он обращён не только к содержанию данного предмета, но и к процессу добывания этих знаний, к познавательной деятельности.
В педагогике наряду с термином «познавательный интерес» употребляется термин «учебные интересы». Понятие «познавательный интерес» более широкое, так как в зоне познавательного интереса находятся не только знания, ограниченные учебными программами, но и выходящие далеко за её пределы.
В зарубежной литературе термин «познавательный интерес» отсутствует, но существует понятие «интеллектуальный интерес». Этот термин тоже не включает всего того, чтовходит в понятие «познавательный интерес», так как познание включает в себя не только интеллектуальные процессы, но и элементы практических действий, связанных с познанием. Вот почему термин «интеллектуальный интерес» не равносилен интересу познавательному.
Познавательный интерес – это соединение психических процессов: интеллектуального, волевого и эмоционального. Они очень важны для развития личности.
В интеллектуальной деятельности, протекающей под влиянием познавательного интереса, проявляются:
· активный поиск;
· догадка;
· исследовательский подход;
· готовность к решению задач.
Эмоциональные проявления, сопровождающие познавательный интерес:
· эмоции удивления;
· чувство ожидания нового;
· чувство интеллектуальной радости;
· чувство успеха.
Характерными для
· инициатива поиска;
· самостоятельность добывания знаний;
· выдвижение и постановка познавательных задач.
Итак, интеллектуальная, волевая и
эмоциональная стороны
Своеобразие познавательного интереса выражается в углубленном изучении, в постоянном и самостоятельном добывании знаний в интересующей области, в активном приобретении необходимых для этого способов, в настойчивом преодолении трудностей, лежащих на пути овладения знаниями и способами их получения.
Так определяют и характеризуют познавательный интерес педагоги и психологи.
Психологи и педагоги выделяют три основных мотива, побуждающих школьников учиться.
Во-первых, интерес к предмету. (Я изучаю математику не потому, что преследую какую-то цель, а потому, что сам процесс изучения доставляет мне удовольствие). Высшая степень интереса – это увлечение. Занятия при увлечении порождают сильные положительные эмоции, а невозможность заниматься воспринимается как лишение.
Во-вторых, сознательность. (Занятия по данному предмету мне не интересны, но осознаю их необходимость и усилием воли заставляю себя заниматься).
В-третьих, принуждение. (Я занимаюсь потому, что меня заставляют родители, учителя). Часто принуждение поддерживается страхом наказания или соблазном награды. Различные меры принуждения в большинстве случаев не дают положительных результатов.
Мною было проведено анкетирование 25 учащихся 5 «В» класса с целью определения мотива изучения школьниками математики и влияние мотива на эффективность обучения. Содержание анкеты приведено в таблице.
Результаты опроса учащихся, выявляющего мотив изучения математики
Мотив |
Количество учащихся |
Интерес к предмету |
18 учащихся (72 %) |
Сознательность |
5 учащихся (20 %) |
Принуждение |
2 учащихся (8 %) |
Из приведенных в таблице данных следует, что 72% учащихся изучают математику в силу интереса к предмету. Эти учащиеся имеют четвертные оценки 7, 8, 9 и 10. Значит, интерес к предмету - самый сильный стимул к учению.
В отличие от других стимулов, интерес в очень высокой степени повышает эффективность уроков. Так как ученики занимаются в силу своего внутреннего влечения, по собственному желанию, то учебный материал они усваивают достаточно легко и основательно, в силу этого имеют хорошие оценки по предмету. У большинства неуспевающих учеников обнаруживается отрицательное отношение к учению. Таким образом, чем выше интерес учащегося к предмету, тем активнее идет обучение и тем лучше его результаты. Чем ниже интерес, тем формальнее обучение, хуже его результаты. Отсутствие интереса приводит к низкому качеству обучения, быстрому забыванию и даже к полной потере приобретённых знаний, умений и навыков.
Значит, можно сделать вывод: для успешного обучения школьников необходимо вызвать у учащихся интерес к овладению знаниями.
Информация о работе Формирование познавательного интереса учащихся к математике