Формирование познавательного интереса учащихся к математике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 18:33, реферат

Описание работы

Цель:
выявить и изучить наиболее эффективные способы и условия формирования познавательного интереса школьников к учению на уроках математики, а также обобщить и систематизировать личный опыт практической деятельности по формированию познавательного интереса учащихся.

Файлы: 1 файл

Работа.docx

— 177.18 Кб (Скачать файл)

Формируя познавательные интересы у учащихся, надо иметь в виду, что они не могут охватывать всех учебных предметов. Интересы носят избирательный характер, и один ученик, как правило, может заниматься с настоящим увлечением лишь по одному-двум предметам. Но, наличие устойчивого интереса к тому или иному предмету положительно сказывается на учебной работе по другим предметам, тут имеют значение как интеллектуальные, так и моральные факторы. Интенсивное умственное развитие, связанное с углубленным изучением одного предмета, облегчает и делает более эффективным учение школьника по другим предметам. С другой стороны, достигаемые успехи в учебной работе по любимым предметам укрепляют чувство собственного достоинства ученика, и он стремится прилежно заниматься вообще.

Таким образом, важной задачей учителя  является формирование у школьников первых двух мотивов учения – интереса к предмету и чувства долга, ответственности в учёбе. Их сочетание позволит ученику достигнуть хороших результатов в учебной деятельности.

 

 

      1. Динамика познавательных интересов детей.

Формирование  познавательных интересов начинается задолго до школы, в семье, их возникновение связывают с появлением у детей таких вопросов, как «Почему?», «Отчего?», «Зачем?». Интерес выступает первоначально в форме любопытства. К концу дошкольного возраста под влиянием старших у ребёнка формируется интерес к учению в школе: он не только играет в школу, но и делает успешные попытки овладеть чтением, письмом, счетом и т.п.

В начальной  школе познавательные интересы углубляются. Формируется сознание жизненной значимости учения. С течением времени познавательные интересы дифференцируются: одним больше нравится математика, другим– чтение и т.п. Большой интерес проявляется у детей к процессу труда, особенно если он совершается в коллективе.

При переходе детей из начальной школы в среднюю отмечается тревожный и парадоксальный факт: интерес к учению от класса к классу уменьшается, несмотря на то, что интерес к явлениям и событиям окружающего мира продолжает развиваться, становится более сложным по содержанию. Учение и другие виды познания вступают в конфликт, так как новые интересы школьников недостаточно удовлетворяются в школе. Разбросанность и неустойчивость интересов подростков объясняется и тем, что они «нащупывают» свой основной, центральный, стержневой интерес как основу жизненной направленности и пробуют себя в разных областях.

Когда интересы и склонности подростков, наконец-то, определяются, то у них начинаются формироваться и ярко проявляться способности. К концу подросткового возраста начинают формироваться интересы к определенной профессии.

В старшем  школьном возрасте развитие познавательных интересов, рост сознательного отношения к учению определяют дальнейшее развитие произвольности познавательных процессов, умения управлять ими, сознательно регулировать их. В конце старшего возраста учащиеся овладевают своими познавательными процессами, подчиняют их организацию определённым задачам жизни и деятельности.

 

 

 

 

    1. Практическая часть

Источники формирования познавательных интересов  на уроках математики

Обучение - это  ремесло,

использующее бесчисленное

количество  маленьких трюков.

Д. Пойа

В наше время, когда наблюдается небывалый рост объёма информации, от каждого человека требуется высокий уровень профессионализма и такие деловые качества как предприимчивость, способность ориентироваться в сложной ситуации, быстро и безошибочно принимать решения. Сформировать у учеников эти качества помогает математика, так как на уроках математики школьники учатся рассуждать, доказывать, находить рациональные пути выполнения заданий, делать соответствующие выводы.

Об огромной общечеловеческой роли этой науки говорят  слова писателя В. Каверина: «Математика – самый короткий путь к самостоятельному мышлению», а также слова выдающегося ученого М.В. Ломоносова: «Математика ум в порядок приводит». О значении математики для человечества говорит и тот факт, что «Начала» Евклида – этокниги, которые по числу изданий уступают лишь Библии.

Однако  необходимо признать, что достаточно большая часть школьников отличается неприятием математики. В этом, утверждают ученые, нет ничего неестественного, неожиданного или ужасного, существуют же (почти в каждом классе!) дети с отсутствием музыкального слуха, с нерасположенностью к иностранным языкам и т.д. Таковы их личные способности и специфика психики, просто способности многих реализуются в какой-то иной сфере, которую необходимо кропотливо искать.

Понимая важность математики для развития детей, прилагаю большие усилия для того, чтобы заинтересовать школьников своим предметом. Анализируя влияние процесса обучения на познавательные интересы, выделила в нём два источника познавательных интересов: во-первых, содержание учебного материала; во-вторых, организация познавательной деятельности учащихся, то есть методы и приёмы, используемые учителем в обучении.

Внутри  одного урока каждый источник познавательного интереса не действует изолированно, а находится во взаимосвязи с другим источником интереса.

Рассмотрим каждый из источников.

      1. Содержание учебного материала.

Внутри  каждого источника можно выделить несколько конкретных стимулов (побудителей) познавательного интереса.

В группу стимулов, содержащихся в первом источнике, входят:

  • Новизна содержания учебного материала.
  • Практическая значимость содержания знаний.
  • Историзм.
  • Современные достижения науки.

Рассмотрим  указанные стимулы.

  • Новизна содержания учебного материала.

Новизна содержания учебного материала –  важный стимул, побуждающий познавательный интерес. На уроках ознакомления с новым материалом школьники узнают новые понятия, выявляют новые свойства и закономерности, находят новые способы действий. У части детей сам факт познавания чего-либо неизвестного для них вызывает интерес. Для других – изучаемый материал только тогда вызывает интерес, когда его содержание

смогло их поразить, удивить, озадачить. В результате проведённого опроса учащихся 5–6 классов выяснилось, что наиболее интересными для них с точки зрения содержания являются темы: «Обыкновенные дроби», «Десятичные дроби», «Среднее арифметическое», «Проценты», «Круговые диаграммы», «Признаки делимостина 2, на 9, на 3, на 5», «Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями», «Прямая и обратные зависимости», «Прямоугольный параллелепипед», «Действия с положительными и отрицательными числами», «Координатная плоскость». По мнению детей, на этих уроках они открыли для себя совершенно новые области знаний, поэтому я считаю, что стимул новизны здесь имел особенно большой эффект.

Новые факты  и сведения, новизна содержания –  не единственный и не постоянныйстимул познавательного интереса, которым  располагает содержание обучения. Этот побудитель не может быть постоянным и единственным уже потому, что после уроков изучения нового материала идёт целая серия уроков, рассматривающих единое содержание, которое либо закрепляется, либо углубляется.

  • Практическая значимость содержания знаний.

Интерес к изучению того или иного математического вопроса зависит от убеждённости учащегося в необходимости изучить данный вопрос. Здесь речь идёт как бы о предварительной мотивации. Наиболее успешно она реализуется обращением к практике. Познавательная и практическая деятельность человека, находятся в тесном единстве и переплетаются. Для значительной части учащихся источник формирования познавательных интересов лежит в их практической деятельности. Этих учащихся в учебных предметах интересует не теоретический аспект, а те советы и рекомендации, которые они могут извлечьиз них для своей практической деятельности. Для таких школьников использование именноэтого стимула особенно значимо, оно способствует устранению несоответствия, образовавшегося между их познавательной и практической деятельностью, и подводит их к осознанию необходимости теоретических знаний. Зная такую особенность детей, известный математик Н.Я. Виленкин рекомендовал изложение нового теоретического материала начинать с прикладных задач, приводящих к постановке рассматриваемых вопросов. В своей работе я придерживаюсь этой рекомендации.

Например, изучение темы «Уравнение» (5 кл.) начинаю с демонстрации рисунка к следующей задаче: «На левой чаше весов лежит арбуз и гиря в 2 кг, а на правой чаше – гиря в 5 кг. Весы находятся в равновесии. Чему равна масса арбуза?»

К восприятию понятия НОД при изучении темы «Наибольший общий делитель» (5кл.) подвожу решением задачи: «Какое наибольшее число подарков можно сделать из 48 конфет «Ласточка» и 36 конфет «Буревестник», если надо использовать все конфеты?»

Рассмотрение  темы «Нахождение числа по его  дроби» (5кл.) начинаю с задачи «Расчистили от снега катка, что составляет 200 м2. Найдите площадь всего катка».

При изучении темы «Признак перпендикулярности прямой и плоскости» (10 кл.) принесла на урок деревянную рейку длиной около двух метров и сказала: «Надо поставить столб для забора, как это вы сделаете?» После дискуссии пришли к выводу, что надо «посмотреть с двух сторон», т.е. проверить на глаз перпендикулярность к земле с двух направлений. Такое практическое задание позволило подвести учащихся к формулировке теоремы.

При изучении нового материала пытаюсь раскрыть его практическую значимость.

Например, при изучении темы «Тригонометрия» (11кл.) рассказываю учащимся отом, что тригонометрия – сравнительно молодая наука, она была вызвана к жизни потребностями астрономии. Тригонометрические знания нужны для определения положения небесных светил, составления карты звёздного неба, предсказания солнечных затмений, расчётов траекторий комет и т.п. Увидев важность тригонометрических знаний, учащиеся начинают добросовестнее «грызть гранит науки».

Чтобы у  учащихся не возникало представление  о «сухости» математики, оторванности её от жизни, показываю взаимосвязь математики с другими областями человеческих знаний и окружающим миром.

При изучении темы «Симметрия» демонстрирую репродукции архитектурных сооружений и нерукотворных творений природы – листочки

растений, цветы, здания (приложение 1). Тем самым подвожу учащихся к мысли, что математика – это не только стройная система теорем и задач, но и уникальное средство познания красоты.

При изучении некоторых тем школьники сами приводят примеры их применения вжизни. На вопрос «Где применяются проценты?»  учащиеся отвечают: «В банковском деле,в промышленности, в сельском хозяйстве, в науке». Ученики сами находят в окружающем мире примеры равных, подобных фигур.

Изучая  «Сечение конуса» (11 кл.), обращаю внимание учащихся на то, что траектории движения комет Солнечной системы имеют формы конических сечений (эллипса, параболы и гиперболы). Этот факт вызывает большое удивление у школьников.

Рассказы  о связи математики с другими науками, природой, космосом, активизируют внимание детей, развивают интерес к математике, расширяют кругозор.

Для привития интереса к задачам и формирования познавательной активности учащихся использую на уроках задачи с биологическим, географическим, историческим, литературным, экономическим, бытовым и сказочным сюжетом. В приложении 2 дана подборка таких задач.

Для развития креативныхспособностей предлагаю  школьникам самим составить задачи с «сюжетом».

В приложении 3 помещены задачи практической направленности по теме «Признаки подобия треугольников» (8 кл.).

  • Историзм.

Важным  стимулом  познавательного  интереса,  связанным  с  содержанием  обучения, является  исторический  аспект  школьных  знаний —  историзм.  Исторический  материал  используется  на  уроках  по  различным  предметам.  Особенно  много  в  этом отношении  дают уроки истории, знакомящие учащихся с развитием культуры, науки, искусства. Историзм как стимул формирования познавательного интереса имеет большое значение и на уроках математики. Известный французский математик, физик и философ Ж.А. Пуанкаре отмечал, что всякое обучение становится ярче, богаче от каждого соприкосновения с историей изучаемого предмета. Чтобы у  учащихся не возникло представление, что математика – наука безымянная, знакомлю их  с  именами  людей, творивших  науку, богатыми  в  эмоциональном отношении эпизодами их жизни. Часто в этом мне помогают сами учащиеся, подготавливая доклады и сообщения.

В приложении 4 привожу подобранный мною список великих математиков, который учащиеся используют для подготовки сообщений. Считаю,  что  слава  великих  учёных,  история  их  жизни  являются  сильным  воспитательным средством. Знакомство с биографиями крупных ученых, с методами их работы даёт исключительно много для формирования характера учащихся, их идеалов.

Например, жизнь С.В. Ковалевской имеет большое воспитательное и познавательное значение. Её духовный и нравственный облик, верность науке, борьба за право женщины на умственный труд является прекрасным примером для молодого поколения. А какой поучительной в плане формирования волевых качеств является полная трудностей жизнь М.В. Ломоносова!

Через рассказы о «нематематической» деятельности великих ученых привлекаю внимание учащихся к общечеловеческим ценностям и культуре. Своим ученикам я рассказываю о разностороннем развитии творцов математики. Известный математик С.В. Ковалевская обладала незаурядным литературным талантом. Философом и поэтом, классиком персидской и таджикской литературы называют известного математика Омара Хайяма.

Информация о работе Формирование познавательного интереса учащихся к математике