Формирование устных вычислительных навыков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 22:48, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: выявление значения устных упражнений как одного из наиболее эффективных средств формирования устных вычислительных навыков учащихся .
Задачи:
- изучить психолого-педагогические, теоретические и методические источники по данному вопросу;
-разработать систему устных упражнений, способствующих формированию вычислительных навыков;
- провести и проанализировать результаты диагностики.

Содержание работы

I.Введение
II. Глава 1. Теоретические основы формирования устных вычислительных навыков
1.1. Понятие «вычислительный навык» в психолого – педагогической литературе
1.2. Средства формирования устных вычислительных навыков
Глава 2. Методика формирования устных вычислительных навыков у учащихся 3 класса при изучении частного случая «Устное деление с остатком».
2.1. Разработка системы упражнений по формированию устных вычислительных навыков деления с остатком.
2.2. Опытно-экспериментальная работа и анализ ее результатов
Заключение
Приложение
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 114.93 Кб (Скачать файл)

I.Введение                                                                                                         

II. Глава 1. Теоретические основы формирования устных вычислительных навыков

1.1. Понятие «вычислительный  навык» в психолого – педагогической литературе                                                                                                                

1.2. Средства формирования  устных вычислительных навыков            

Глава 2. Методика формирования устных вычислительных навыков у  учащихся 3 класса при изучении частного случая «Устное деление с остатком».

2.1. Разработка системы  упражнений по формированию устных  вычислительных навыков   деления с остатком.                                                                                 

2.2. Опытно-экспериментальная  работа и анализ ее результатов         

Заключение   

Приложение                                                                                               

Список литературы 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

Одна из важнейших задач  обучения школьников математике –  формирование у них вычислительных навыков, основой которых является осознанное и прочное усвоение приемов  устных и письменных вычислений.

Вычислительные навыки необходимы как в практической жизни каждого  человека, так и в учении. Ни один пример, ни одну задачу по математике, физике, химии и т. д. нельзя решать, не обладая элементарными способами  вычислений.

Но было бы ошибкой решать эту задачу только путем зазубривания таблиц сложения и умножения и  использования при выполнении однообразных тренировочных упражнений. Не менее  важная задача современной школы  – развитие у учащихся в процессе обучения познавательной самостоятельности, творческой активности, потребности  в знаниях.

Вычислительная культура формируется у учащихся на всех этапах изучения курса математики, но основа ее закладывается в первые 4 года обучения. В этот период школьники обучаются именно умению осознанно использовать законы математических действий (сложение, вычитание, умножение, деление). В последующие годы, полученные умения и навыки совершенствуются и закрепляются в процессе изучения алгебры, физики, химии, черчении и других предметов.

Для развития у учащихся сознательных и прочных вычислительных навыков многие учителя используют различные методические приемы и  формы, например, устный счет, различные  игры

Не секрет, что у детей  с прочными вычислительными навыками гораздо меньше проблем с математикой. Но чтобы ребенок быстро считал , необходимо время для их отработки. 5-7 минут устного счета на уроке недостаточны не только для развития вычислительных навыков, но и для их закрепления, если нет системы устного счета. Устные упражнения должны применяться также во всех подходящих случаях не только на небольших числах, но также и на больших, но удобных для устного счета. Задача учителя состоит в том, чтобы найти максимум педагогических ситуации, в которых ученик стремится производить в уме арифметические действия.

Именно в 1-4 классах закладываются  основы обучения математике наших воспитанников. Не научим детей считать в этот период, в дальнейшем они будут  испытывать трудности.

Данная тема актуальна, так  как устные вычисления необходимы в  жизни каждому человеку. Математика является одной из важнейших наук на земле, и именно с ней человек  встречается каждый день в своей  жизни. Поэтому учителю необходимо формировать у детей вычислительные навыки, используя различные виды устных упражнений.

Цель данной работы: выявление  значения устных упражнений как одного из  наиболее эффективных средств формирования устных вычислительных навыков учащихся .

Задачи:

- изучить психолого-педагогические, теоретические и методические  источники по данному вопросу;

-разработать систему  устных упражнений, способствующих  формированию вычислительных навыков;

- провести и проанализировать  результаты диагностики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические  основы формирования устных вычислительных навыков 

1. 1. Понятие «вычислительный  навык» в психолого-педагогической  литературе 

Формирование вычислительных умений и навыков традиционно  считается одной из самых «трудоемких» тем. Вопрос о значимости формирования устных вычислительных навыков на сегодняшний  день является весьма дискуссионным  в методическом плане. Широкое распространение  калькуляторов ставит необходимость  «жестокой» отработки этих умений под  сомнение, поэтому многие не связывают  хорошее овладение арифметическими  вычислениями с математическими  способностями и математической одаренностью. Однако внимание к устным арифметическим вычислениям является традиционным для образовательной  школы. В связи с этим значительная часть заданий всех существующих сегодня учебников математики направлена на формирование устных  вычислительных умений и навыков . Остановимся на некоторых определениях понятий.

Навык – это действие, сформированное путем повторения, характерное высокой степенью освоения и отсутствием поэлементарной сознательной регуляции и контроля.

Вычислительный  навык – это высокая степень овладения вычислительными приемами.

Приобрести вычислительные навыки – значит, для каждого случая знать, какие операции и в каком порядке следует выполнять, чтобы найти результат арифметического действия, и выполнять эти операции достаточно быстро.

Вычислительные навыки рассматриваются  как один из видов учебных навыков, функционирующих и формирующихся  в процессе обучения. Они входят в структуру учебно-познавательной деятельности и существуют в учебных  действиях, которые выполняются  посредством определенной системы  операций. В зависимости от степени  овладения учеником учебными действиями, оно выступает как умение или  навык, характеризующийся такими качествами, как правильность, осознанность, рациональность, обобщенность, автоматизм и прочность.

Правильность – ученик правильно находит результат арифметического действия над данными числами, т. е. правильно выбирает и выполняет операции, составляющие прием.

Осознанность – ученик осознает, на основе каких знаний выбраны операции и установлен порядок их выполнения. Это для ученика своего рода доказательство правильности выбора системы операции. Осознанность проявляется в том, что ученик в любой момент может объяснить, как он решал пример и почему можно так решать. Это, конечно, не значит, что ученик всегда должен объяснять решение каждого примера. В процессе овладения навыков объяснение должно постепенно свертываться.

Рациональность – ученик, сообразуясь с конкретными условиями, выбирает для данного случая более рациональный прием, т. е. выбирает те из возможных операции, выполнение которых легче других и быстрее приводит к результату арифметического действия. Разумеется, что это качество навыка может проявляться тогда, когда для данного случая существуют различные приемы нахождения результата, и ученик, используя различные знания, может сконструировать несколько приемов и выбрать более рациональный. Как видим, рациональность непосредственно связана с осознанностью навыка.

Обобщенность – ученик может применить прием вычисления к большему числу случаев, т. е. он способен перенести прием вычисления на новые случаи. Обобщенность так же, как и рациональность, теснейшим образом связана с осознанностью вычислительного навыка, поскольку общим для различных случаев вычисления будет прием, основа которого – одни и те же теоретические положения.

Автоматизм (свернутость) – ученик выделяет и выполняет операции быстро и в свернутом виде, но всегда может вернуться к объяснению выбора системы операции. Осознанность и автоматизм вычислительных навыков не являются противоречивыми качествами. Они всегда выступают в единстве: при свернутом выполнении операции осознанность сохраняется, но обоснование выбора системы операции происходит свернуто в плане внутренней речи. Благодаря этому ученик может в любой момент дать развернутое обоснование выбора системы операции.

Прочность – ученик сохраняет сформированные вычислительные навыки на длительное время.

Формирование вычислительных навыков, обладающих названными качествами, обеспечивается построением курса  математики и использованием соответствующих  методических приемов.

Вместе с тем, ученик при  выполнении вычислительного приёма должен отдавать отчёт в правильности и целесообразности каждого выполненного действия, то есть постоянно контролировать себя, соотнося выполняемые операции с образцом – системой операций. О сформированности любого умственного действия можно говорить лишь тогда, когда ученик сам, без вмешательства со стороны, выполняет все операции приводящие к решению. Умение осознано контролировать выполняемые операции позволяет формировать вычислительные навыки более высокого уровня, чем без наличия этого умения.

Выполнение вычислительного  приёма – мыслительный процесс, следовательно, овладение вычислительным приёмом и умение осуществлять  контроль за его выполнением, должно происходить одновременно в процессе обучения.

Отличительным признаком  навыка, как одного из видов деятельности человека, является автоматизированный характер этой деятельности, тогда  как умение представляет собой сознательное действие.

Однако навык вырабатывается при участии сознания, которое  первоначально направляет действие к определенной цели при помощи осмысленных  способов его выполнения и контролирует его. Советский психолог С. А. Рубинштейн пишет: «Высшие формы навыка у человека, функционирующие автоматически, вырабатываются сознательно и являются сознательными действиями, которые стали навыками; на каждом шагу – в частности при затруднениях – они вновь становятся сознательными действиями; навык, взятый в его становлении, является не только автоматическим, но и сознательным актом; единство автоматизма и сознательности заключено в какой – то мере в нем самом».

Например, воспроизведение  табличных результатов умножения  выполняется автоматически; на вопрос, чему равняется произведение чисел 5 и 6, ученик сразу дает ответ 30. Однако первоначально ученик сознательно  вычисляет сумму шести одинаковых слагаемых, каждое из которых равно 5, а затем, выполняя упражнения и  заучивая таблицу, запоминает результаты. В том случае, если ученик забудет  нужный результат, он знает, как его  получить: он может взять число 5 слагаемым 6 раз, или умножить 5 на 3, а полученный результат умножить на 2, или 5 умножить на 5 и прибавить  еще раз 5 и т. д.

Умение же является, как  сказано выше, сознательно выполняемым  действием, в котором используются такие мыслительные операции, как  анализ и синтез, сравнение, аналогия, и которое опирается на приобретенные  ранее знания и навыки.

«…В любую форму деятельности навыки входят необходимой составной  частью; только благодаря тому, что  некоторые действия закрепляются в  качестве навыков и как бы спускаются в план автоматизированных актов, сознательная деятельность человека, разгружаясь  от регулирования относительно элементарных актов, может направляться на разрешение более сложных задач».

Вычислительные навыки достигают  высшего уровня своего развития лишь в результате длительного процесса целенаправленного их формирования. Формирование у школьников вычислительных навыков остаётся одной из главных  задач обучения математике, поскольку  вычислительные навыки необходимы при  изучении арифметических действий.

Психология много внимания уделяет проблеме механизмов формирования навыков, имеющей большое практическое значение. Доказано, что механическое заучивание гораздо менее эффективно, чем заучивание при участии сознания. Полезен практический принцип «повторение  без повторения», когда при отработке  навыка не затверживается одно и то же действие, но постоянно варьируется  в поисках оптимальной формулы  движения. При этом осознанию принадлежит  очень важная роль.

Формирование вычислительных умений и навыков – это сложный  длительный процесс, его эффективность  зависит от индивидуальных особенностей ребенка, уровня его подготовки и  организации вычислительной деятельности.

На современном этапе  развития образования необходимо выбирать такие способы организации вычислительной деятельности школьников, которые способствуют не только формированию прочных вычислительных умений и навыков, но и всестороннему  развитию личности ребенка.

При выборе способов организации  вычислительной деятельности необходимо ориентироваться на развивающий  характер работы, отдавать предпочтение обучающим заданиям. Используемые вычислительные задания должны характеризоваться  вариативностью формулировок, неоднозначностью решений, выявлением разнообразных  закономерностей и зависимостей, использованием различных моделей (предметных, графических, символических), что позволяет учитывать индивидуальные особенности ребенка, его жизненный  опыт, предметно-действенное и наглядно-образное мышление и постепенно водить ребенка  в мир математических понятий, терминов и символов.

Устные вычисления имеют  большое образовательное, воспитательное и практическое и чисто методическое значение. Помимо того практического  значения, которое имеет для каждого  человека, умение быстро и правильно  произвести несложные вычисления «в уме», устный счет всегда рассматривался методистами как одно из лучших средств  углубления приобретаемых детьми на уроках математики теоретических знаний.

Устный счет способствует формированию основных математических понятий, более глубокому ознакомлению с составом чисел из слагаемых  и сомножителей, лучшему усвоению законов арифметических действий и  др.

Упражнениям в устном счете  всегда придавалось также воспитательное значение: считалось, что они способствуют развитию у детей находчивости, сообразительности, внимания, развитию памяти детей, активности, быстроты, гибкости и самостоятельности  мышления.

Устные вычисления развивают  логическое мышление учащихся, творческие начала и волевые качества, наблюдательность и математическую зоркость, способствуют развитию речи учащихся, если с самого начала обучения вводить в тексты заданий и использовать при обсуждении упражнений математические термины.

Устный счет способствует математическому развитию детей. Оперируя при устных вычислениях сравнительно небольшими числами, учащиеся яснее  представляют себе состав чисел, быстрее  схватывают зависимость между данными  и результатами действий, законы и  свойства действий. Так, при делении 35 на 7 зависимость между данным и  результатом деления выступает  перед учащимся гораздо отчетливее, чем при письменном делении, скажем, 36750 на 125.

Информация о работе Формирование устных вычислительных навыков