Формирование устных вычислительных навыков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 22:48, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: выявление значения устных упражнений как одного из наиболее эффективных средств формирования устных вычислительных навыков учащихся .
Задачи:
- изучить психолого-педагогические, теоретические и методические источники по данному вопросу;
-разработать систему устных упражнений, способствующих формированию вычислительных навыков;
- провести и проанализировать результаты диагностики.

Содержание работы

I.Введение
II. Глава 1. Теоретические основы формирования устных вычислительных навыков
1.1. Понятие «вычислительный навык» в психолого – педагогической литературе
1.2. Средства формирования устных вычислительных навыков
Глава 2. Методика формирования устных вычислительных навыков у учащихся 3 класса при изучении частного случая «Устное деление с остатком».
2.1. Разработка системы упражнений по формированию устных вычислительных навыков деления с остатком.
2.2. Опытно-экспериментальная работа и анализ ее результатов
Заключение
Приложение
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 114.93 Кб (Скачать файл)

- Сколько рейсов должна  сделать машина, чтобы перевезти  весь урожай с поля?

- 9 рейсов, 8 полных рейсов, а 9-м рейсом увезти остаток  урожая - 2 мешка. 

- Какие знания и умения  использовали при решении задачи? (Что можете сказать о решении  этой задачи?)

-а) данная задача на  деление с остатком;

б) табличное умножение  и деление;

г) умение решать задачи.

- Выполните деление с  остатком: (три ученика у доски  остальные решают в тетради)   

     

28 : 3                                 80 : 12                         267 : 100  

     39 : 5                                 21 : 11                         285 : 723  

     75 : 9                                 72 : 11                         721 : 10

- Разгадайте правило,  по которому составлены столбики  выражений и продолжите их:  

     

8 : 7                                 7 : 6                              9 : 8  

  16 : 7                               14 : 6                            18 : 8  

  24 : 7                               21 : 6                            27 : 8

6. Рефлексия. 

- Молодцы, ребята! Хорошо  поработали на уроке! Задание  на дом: с. 95, упр: 5,8.

- Вспомните, какую цель  вы ставили перед собой в  начале урока. 

- Научиться делить с  остатком.

- Кто считает, что выполнил  эту учебную задачу?

- Расскажите, как выполнить  деление с остатком?

- Надо узнать, сколько  раз делитель "уместится" в  делимом, и сколько единиц останется  лишних, т.е. пойдут в остаток. 

- Каким должен быть  остаток при делении? 

- Остаток должен быть  меньше делителя.

- Ребята, всем спасибо  за урок. Я надеюсь вы усвоили тему: «деление с остатком» и больше не будете делать ошибок при вычислениях! До свиданья!

- До свиданья!

 

№5.

Задание 1.

Выберем несколько чисел: 12, 13, 14, 15,16, 17. Будем поочередно каждое из этих чисел делить на числа 2,3,4, фиксируя получившиеся при этом остатки.

12:2=6, 13:2=2(ост.1), 14:2=7, 15:2=7(ост1),16:2=8, 17:2=8(ост.1). Это удобно сделать в виде таблицы:

Сравнивая остатки с делителем, ребенок может сам сделать  вывод о том, что остаток всегда меньше делителя. В противном случае цифру частного можно увеличить  на единицу.

На каждом уроке делимые  и делители предлагаются разные.  

 

Задание 2.

Выполнение задания в  тетради и работа с дидактическим  материалом.

1) Выложите 11 квадратиков.  Разложите их поровну. В 3 кучки.  Сколько квадратиков в каждой  кучке и сколько квадратиков  осталось?

2) Нарисуйте 7 яблок, разделите  их по 3 яблока. Сколько раз по  три яблока содержится в 7? Сколько  яблок останется? 

3) возьмите 8 кружков и  разделите их между тремя учениками  поровну. Сколько кружков получил  каждый ученик? Сколько кружков  осталось?  

 

Задание 3.

1) Какие остатки могут  быть получены при делении  на 4, 7,10?

2) Сколько различных остатков  может быть при делении на  данное число? (6,5,3 и т.д).

3) Какой наибольший остаток  может быть получен при делении  на 6?

4) Может ли при делении  на 5 получится в остатке 5, 10,3?

5) Верно ли выполнено  деление с остатком:

18:8=1(ост.10)             68:7=9 (ост.3)     2:7=0 (ост.2)  

 

Задание 4.

Учащиеся часто затрудняются  в подборе цифры частного. Поэтому в устные упражнения полезно включать задания:

1) Какие числа до 30 делятся  на 7 без остатка? 

2) Какое число близкое  к 55, но меньшее 55, делится без  остатка на 8?  

 

Задание 5.

Как мы будем рассуждать при делении с остатком? (осознанность навыка деления с остатком)

45:6=

1) Найду самое близкое  к делимому число, которое меньше  делимого и делится на 6 без  остатка. Это число 42.

2) Разделю 42 на 6, получу 7.

3) Узнаю остаток. Я разделил 42, а нужно разделить 45. 45-42=3. Значит, в остатке 3.

4) Сравню остаток с  делителем. Остаток 3 меньше 6. Значит, делимое 42 подобрано правильно. 

45:6=7 (ост.3)

24:5=

57:8=

45:7=  

 

Задание 6.

Творческое задание.

Какие задания можно дать к следующим записям:      

+        =        (ост.3)                 

36:    =       (ост.1)

52:              = 7 (ост. )

Задание 7.

Для того, чтобы дети сознательно использовали способ подбора частного, полезно:

а) предлагать учащимся задания  вида: «Выбери из чисел 3,4,6,7,9 то число, которое можно вставить в «окошко», чтобы запись была верной. Объясни, почему не подходят другие числа».

76:8=         

Вспомнив, таблицу умножения , некоторые учащиеся сразу называют число 9. После того, как число выбрано, выполняется запись:

76:8=9 (ост.4)   4<8

Теперь нужно объяснить, почему не подходят другие числа. Дети подставляют в «окошко» каждое число  и комментируют свои действия.

76:8=3, 3*8=24, 76-24, остаток больше  делителя. Запись будет неверной.  

 

Задание 8.

Задание для самоконтроля.

Вычисли и проверь свой ответ:

85:15=

Рассуждения ученика: В данном случае примерную цифру частного следует проверять умножением до тех пор , пока не подберется цифра, умножение которой на делитель даст в результате число, близкое к делимому. В данном случае можно использовать прием округления: число 15 округляем до 20 и сразу проверяем цифру 4: 20*4=80<85-не подходит. Проверяем цифру 5 сразу на делителе: 15*5=75. Находим остаток: 85-75=5 (ост.10).

Значит деление закончено  и выполнено верно.

Что нужно для проверки правильности выполненного деления?

Рассуждения ученика:

1. Умножить неполное частное  на делитель (15*5).

2. К полученному произведению  прибавить остаток (75+10=85)

Задание 9 «На какой  ракете  вы полетите?» (игра)

Содержание игры: Учитель сообщает классу, что номер каждой ракеты зашифрован примером. Учитель делит класс на 5 равных групп. Решив правильно пример, предложенный каждой группе, дети смогут узнать, кто полетит на какой ракете. Группы поочередно решают свои примеры и показывают ракеты, на которых они полетят в космос.

 

№6.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

 

1.Бантова М. А., Бельтюкова  Г. В. Методика преподавания  математики в нач. классах:  Учеб. пособие для уч-ся школ. отд-ний пед. уч-щ / Под ред. М. А. Бантовой. - 3-е изд. - М.: Просвещение,1984.

2. Бантова М. А. Система формирования вычислительных навыков // Начальная школа. - 1993. - №11.

3. Белошистая А. В. Прием формирования устных вычислительных умении //Начальная школа.- 2001.

4. Мартынов И. И. Устный  счет для школьника что гаммы для музыканта // Начальная школа. 2003.

5. Мельникова Н. Развитие  вычислительной культуры учащихся // Математика в школе.- 2001.

6. Методика начального  обучения математике: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец-ти «Педагогика и методика начального обучения» / Под ред. Л. Н. Скаткина.- М.: просвещение, 1972.

7. Федотова Л., Повышение  вычислительной культуры учащихся // Математика в школе. - 2004. - №35.

 


Информация о работе Формирование устных вычислительных навыков