Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 22:48, курсовая работа
Цель данной работы: выявление значения устных упражнений как одного из наиболее эффективных средств формирования устных вычислительных навыков учащихся .
Задачи:
- изучить психолого-педагогические, теоретические и методические источники по данному вопросу;
-разработать систему устных упражнений, способствующих формированию вычислительных навыков;
- провести и проанализировать результаты диагностики.
I.Введение
II. Глава 1. Теоретические основы формирования устных вычислительных навыков
1.1. Понятие «вычислительный навык» в психолого – педагогической литературе
1.2. Средства формирования устных вычислительных навыков
Глава 2. Методика формирования устных вычислительных навыков у учащихся 3 класса при изучении частного случая «Устное деление с остатком».
2.1. Разработка системы упражнений по формированию устных вычислительных навыков деления с остатком.
2.2. Опытно-экспериментальная работа и анализ ее результатов
Заключение
Приложение
Список литературы
- Сколько рейсов должна сделать машина, чтобы перевезти весь урожай с поля?
- 9 рейсов, 8 полных рейсов, а 9-м рейсом увезти остаток урожая - 2 мешка.
- Какие знания и умения
использовали при решении
-а) данная задача на деление с остатком;
б) табличное умножение и деление;
г) умение решать задачи.
- Выполните деление с остатком: (три ученика у доски остальные решают в тетради)
28 : 3
39 : 5
75 : 9
- Разгадайте правило,
по которому составлены
8 : 7
16 : 7
24 : 7
6. Рефлексия.
- Молодцы, ребята! Хорошо поработали на уроке! Задание на дом: с. 95, упр: 5,8.
- Вспомните, какую цель вы ставили перед собой в начале урока.
- Научиться делить с остатком.
- Кто считает, что выполнил эту учебную задачу?
- Расскажите, как выполнить деление с остатком?
- Надо узнать, сколько
раз делитель "уместится" в
делимом, и сколько единиц
- Каким должен быть остаток при делении?
- Остаток должен быть меньше делителя.
- Ребята, всем спасибо за урок. Я надеюсь вы усвоили тему: «деление с остатком» и больше не будете делать ошибок при вычислениях! До свиданья!
- До свиданья!
№5.
Задание 1.
Выберем несколько чисел: 12, 13, 14, 15,16, 17. Будем поочередно каждое из этих чисел делить на числа 2,3,4, фиксируя получившиеся при этом остатки.
12:2=6, 13:2=2(ост.1), 14:2=7, 15:2=7(ост1),16:2=8, 17:2=8(ост.1). Это удобно сделать в виде таблицы:
Сравнивая остатки с делителем, ребенок может сам сделать вывод о том, что остаток всегда меньше делителя. В противном случае цифру частного можно увеличить на единицу.
На каждом уроке делимые и делители предлагаются разные.
Задание 2.
Выполнение задания в тетради и работа с дидактическим материалом.
1) Выложите 11 квадратиков. Разложите их поровну. В 3 кучки. Сколько квадратиков в каждой кучке и сколько квадратиков осталось?
2) Нарисуйте 7 яблок, разделите их по 3 яблока. Сколько раз по три яблока содержится в 7? Сколько яблок останется?
3) возьмите 8 кружков и
разделите их между тремя
Задание 3.
1) Какие остатки могут быть получены при делении на 4, 7,10?
2) Сколько различных остатков может быть при делении на данное число? (6,5,3 и т.д).
3) Какой наибольший остаток
может быть получен при
4) Может ли при делении на 5 получится в остатке 5, 10,3?
5) Верно ли выполнено деление с остатком:
18:8=1(ост.10) 68:7=9 (ост.3) 2:7=0 (ост.2)
Задание 4.
Учащиеся часто затрудняются в подборе цифры частного. Поэтому в устные упражнения полезно включать задания:
1) Какие числа до 30 делятся на 7 без остатка?
2) Какое число близкое к 55, но меньшее 55, делится без остатка на 8?
Задание 5.
Как мы будем рассуждать при делении с остатком? (осознанность навыка деления с остатком)
45:6=
1) Найду самое близкое
к делимому число, которое
2) Разделю 42 на 6, получу 7.
3) Узнаю остаток. Я разделил 42, а нужно разделить 45. 45-42=3. Значит, в остатке 3.
4) Сравню остаток с делителем. Остаток 3 меньше 6. Значит, делимое 42 подобрано правильно.
45:6=7 (ост.3)
24:5=
57:8=
45:7=
Задание 6.
Творческое задание.
Какие задания можно дать к следующим записям:
+ = (ост.3)
36: = (ост.1)
52: = 7 (ост. )
Задание 7.
Для того, чтобы дети сознательно использовали способ подбора частного, полезно:
а) предлагать учащимся задания вида: «Выбери из чисел 3,4,6,7,9 то число, которое можно вставить в «окошко», чтобы запись была верной. Объясни, почему не подходят другие числа».
76:8=
Вспомнив, таблицу умножения , некоторые учащиеся сразу называют число 9. После того, как число выбрано, выполняется запись:
76:8=9 (ост.4) 4<8
Теперь нужно объяснить, почему не подходят другие числа. Дети подставляют в «окошко» каждое число и комментируют свои действия.
76:8=3, 3*8=24, 76-24, остаток больше делителя. Запись будет неверной.
Задание 8.
Задание для самоконтроля.
Вычисли и проверь свой ответ:
85:15=
Рассуждения ученика: В данном случае примерную цифру частного следует проверять умножением до тех пор , пока не подберется цифра, умножение которой на делитель даст в результате число, близкое к делимому. В данном случае можно использовать прием округления: число 15 округляем до 20 и сразу проверяем цифру 4: 20*4=80<85-не подходит. Проверяем цифру 5 сразу на делителе: 15*5=75. Находим остаток: 85-75=5 (ост.10).
Значит деление закончено и выполнено верно.
Что нужно для проверки правильности выполненного деления?
Рассуждения ученика:
1. Умножить неполное частное на делитель (15*5).
2. К полученному произведению прибавить остаток (75+10=85)
Задание 9 «На какой ракете вы полетите?» (игра)
Содержание игры: Учитель сообщает классу, что номер каждой ракеты зашифрован примером. Учитель делит класс на 5 равных групп. Решив правильно пример, предложенный каждой группе, дети смогут узнать, кто полетит на какой ракете. Группы поочередно решают свои примеры и показывают ракеты, на которых они полетят в космос.
№6.
Список литературы.
1.Бантова М. А., Бельтюкова Г. В. Методика преподавания математики в нач. классах: Учеб. пособие для уч-ся школ. отд-ний пед. уч-щ / Под ред. М. А. Бантовой. - 3-е изд. - М.: Просвещение,1984.
2. Бантова М. А. Система формирования вычислительных навыков // Начальная школа. - 1993. - №11.
3. Белошистая А. В. Прием формирования устных вычислительных умении //Начальная школа.- 2001.
4. Мартынов И. И. Устный счет для школьника что гаммы для музыканта // Начальная школа. 2003.
5. Мельникова Н. Развитие
вычислительной культуры
6. Методика начального обучения математике: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец-ти «Педагогика и методика начального обучения» / Под ред. Л. Н. Скаткина.- М.: просвещение, 1972.
7. Федотова Л., Повышение
вычислительной культуры
Информация о работе Формирование устных вычислительных навыков