Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2015 в 03:22, курсовая работа
В геометрии основную роль играют различные преобразования фигур. В вузовском курсе геометрии довольно подробно изучаются преобразования движения и гомотетии, а также их приложения. Важной особенностью этих преобразований является сохранение ими природы простейших геометрических образов: прямые переводятся в прямые, а окружности в окружности. Инверсия представляет собой более сложное преобразование геометрических фигур, при котором прямые уже могут переходить в окружности, и наоборот. На этом и других замечательных свойствах инверсии основывается ее поразительная эффективность при решении разнообразных геометрических задач. Особенно удобно решать задачи на геометрические построения, связанные с касающимися окружностями, которые другими средствами (преобразованиями) решаются сложно или вообще не поддаются решению.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ИНВЕРСИЯ 5
1.1 Основные понятия 5
1.2 Свойства инверсии 5
1.3 Построение образов при инверсии 6
1.3.1 Построение образа точки 6
1.3.2 Построение образа прямой, не проходящей через центр инверсии 7
1.3.3 Построение образа окружности, проходящей через центр инверсии 7
1.3.4 Построение образа окружности, не проходящей через центр инверсии 8
2 ПРОГРАММА «МАТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР» 9
2.1 Общие сведения 9
2.2 Структура программы 10
3 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 14
3.1 Создание инструментов инверсии. 14
3.2 Создание динамических моделей 16
3.3 Создание обучающего модуля по теме «Инверсия» 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ИНВЕРСИЯ 5
1.1 Основные понятия 5
1.2 Свойства инверсии 5
1.3 Построение образов при инверсии 6
1.3.1 Построение образа точки 6
1.3.2 Построение образа прямой, не проходящей через центр инверсии 7
1.3.3 Построение образа окружности, проходящей через центр инверсии 7
1.3.4 Построение образа окружности, не проходящей через центр инверсии 8
2 ПРОГРАММА «МАТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР» 9
2.1 Общие сведения 9
2.2 Структура программы 10
3 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 14
3.1 Создание инструментов инверсии. 14
3.2 Создание динамических моделей 16
3.3 Создание обучающего модуля по теме «Инверсия» 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 25
ВВЕДЕНИЕ
В геометрии основную роль играют различные преобразования фигур. В вузовском курсе геометрии довольно подробно изучаются преобразования движения и гомотетии, а также их приложения. Важной особенностью этих преобразований является сохранение ими природы простейших геометрических образов: прямые переводятся в прямые, а окружности в окружности. Инверсия представляет собой более сложное преобразование геометрических фигур, при котором прямые уже могут переходить в окружности, и наоборот. На этом и других замечательных свойствах инверсии основывается ее поразительная эффективность при решении разнообразных геометрических задач. Особенно удобно решать задачи на геометрические построения, связанные с касающимися окружностями, которые другими средствами (преобразованиями) решаются сложно или вообще не поддаются решению.
При традиционном решении задач по геометрии требуются многочисленные построения с использованием чертежных инструментов. Это занимает большое количество времени. Зачастую, условия задач, решаемых с помощью преобразования инверсии, не говоря уже о самом решении, громоздки и наглядны только в том случае, если использованы карандаши разного цвета. Решение также усложняется при разного рода допускаемых ошибках, и иногда приходится заново все перечерчивать. Также стоит заметить, что скорость восприятия материала у всех разная, и то, что дается на лекциях или практических занятиях, не всегда может быть усвоено всеми студентами.
Создание обучающего компьютерного модуля по теме «Инверсия» дает возможность намного упростить восприятие студентами изучаемого материала, решение некоторых задач, которые к тому же можно будет сразу проверить, удалить ненужное построение, исправить ошибки или же рассмотреть пошаговое решение задачи. Программа «Математический конструктор» позволяет создавать наглядные динамические модели и даже сами инструменты инверсии, такие как, к примеру, инверсия окружности, не проходящей через центр инверсии. Также с ее помощью можно рассмотреть все случаи решения той или иной задачи, рассмотреть частный случай и т. д. В выше сказанном и раскрывается актуальность темы моей курсовой работы.
Цель работы: создание обучающего модуля для студентов физико-математического факультета по теме «Инверсия».
Для решения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
Содержание курсовой работы изложено в трех разделах:
1. Инверсия;
2.
Программа «Математический
3. Практическая часть.
Дана базисная окружность некоторого радиуса R с центром в точке Р.
1.3.1 Построение образа точки
При нахождении образа точки при инверсии возможны три случая, каждый из которых имеет свои особенности. Рассмотрим их по порядку.
Рисунок 1
Рисунок 2
1.3.2 Построение образа прямой, не проходящей через центр инверсии
При инверсии прямая, проходящая через центр инверсии, отображается на себя, поэтому построений никаких не нужно.
А прямая, не проходящая через центр инверсии, при инверсии преобразуется в окружность, проходящую через центр инверсии, поэтому
Рисунок 3
1.3.3 Построение образа окружности, проходящей через центр инверсии
Окружность, проходящая через центр инверсии, преобразуется при инверсии в прямую, не проходящую через центр инверсии.
Рисунок 4
Окружность, не проходящая через центр инверсии, преобразуется при инверсии в окружность, не проходящую через центр инверсии.
Рисунок 5
2.1 Общие сведения
Программная среда «Математический конструктор» предназначена для создания интерактивных моделей по математике, сочетающих в себе конструирование, моделирование, динамическое варьирование, эксперимент. Динамический наглядный механизм «Математического конструктора» предоставляет младшим школьникам возможность творческой манипуляции с объектами, а ученикам старшей школы – полнофункциональную среду для конструирования и решения задач.
Интерактивные динамические системы признаны во всем мире наиболее эффективным средством обучения математике с применением информационно-компьютерных технологий. В отличие от традиционного рисунка – геометрического чертежа или графика функции, выполненных на листе бумаги или с помощью «обычных» систем компьютерной графики, построение, созданное с помощью такой системы, – это модель, сохраняющая не только результат построения, но и его исходные данные, алгоритм и зависимости между объектами. При этом все данные легкодоступны для изменения (можно перемещать мышью точки, варьировать размеры, вводить с клавиатуры новые значения числовых данных и т.п.). И эти изменения тут же, в динамике, отражаются на экране компьютера.
«Математический конструктор» – первая российская разработка мирового класса в области интерактивных динамических систем для школьников. Программная среда разработана с учетом требований, предъявляемых российской школой и российской традицией преподавания математики. Впервые уникальный опыт лучших педагогов-математиков и пожелания российских пользователей учитываются и используются отечественными разработчиками.
"Математический
конструктор" – это виртуальная
геометрическая среда, основанная
на принципе динамической
Поясним идею, лежащую в основе систем этого типа. Грубо говоря, любой геометрический чертеж получается в результате применения к некоторым данным – точкам, линиям, числовым параметрам (таким, как длина отрезка или величина угла) некоторой последовательности построений: в простейшем случае классических построений циркулем и линейкой. Другими словами, это результат применения к данным некоторого алгоритма построения, использующего определенный набор операций. Именно этот чертеж-результат и является продуктом "обычных" систем компьютерной графики в их чисто геометрической ипостаси. В отличие от него, чертеж, созданный в среде динамической геометрии, – это модель, сохраняющая не только результат построения, но и исходные данные, алгоритм и зависимости между фигурами. При этом все данные легкодоступны для изменения (можно перемещать мышью точки, варьировать данные отрезки, вводить с клавиатуры новые значения числовых данных и т.п.). И результат этих изменений тут же, в динамике, виден на экране компьютера.
Любые чертежи в "Математическом конструкторе", в отличие от начерченных на бумаге или на классной доске, относятся не к индивидуальной геометрической фигуре, а к целому непрерывному семейству фигур. В связи с этим при работе в этой среде следует воспринимать элементы чертежа как переменные, а фигуры – как деформируемые.