Все, что пользователь сам создает
в модели, доступно ему для редактирования,
в отличие от заранее созданных объектов,
редактирование которых может быть запрещено
автором модели.
Модель-апплет состоит из:
- стартового html-файла
для запуска апплета;
- Java-апплета "Математического конструктора" (mathkit-applet.jar);
- файла построения
(с расширением mk или mkz);
- дополнительных
необязательных файлов (индикатора загрузки,
других изображений, стилевых файлов и
т.п.).
Меню «Правка» состоит из команд:
- Отменить/Вернуть;
- Буфер обмена, дублирование,
удаление;
- Инструменты выбора
и перемещения;
- Скопировать стиль;
- Навигация предки/потомки;
- Подменить точку
другой;
- Привязать/Отвязать
точку;
- Свойства объектов;
- Параметрические
свойства.
В меню «Построения» находятся
следующие инструменты:
- Точки;
- Отрезки, векторы,
лучи, прямые;
- Области;
- Многоугольники;
- Окружности и дуги;
- Конические сечения;
- Геометрическое
место точек;
- Динамический след;
- Следы;
- Преобразования.
Меню «График» содержит команды:
- Функция;
- Функция двух переменных;
- Фрейм с системой
координат;
- График;
- Графики простейших
функций;
- Кривая, заданная
параметрически;
- Продифференцировать
функцию;
- Точка экстремума;
- Касательная к кривой;
- Преобразования
графиков;
- Область над/под
графиком;
- Действия с областями.
Меню «Вычисления» содержит
пункты для нахождения значений и величин
разного типа:
- Произвольное выражение;
- Параметр;
- Измерения;
- Арифметические
действия.
Меню «Вид» позволяет работать
с:
- Показывать все скрытое;
- Изменить масштаб;
- Вернуться к исходному
масштабу;
- Сдвинуть лист;
- Вернуться к центру;
- Скрыть/показать;
- Цвет;
- Стиль линии;
- Стиль точки;
- Выровнять;
- Обозначение или
текстовое поле;
- Отметка отрезка
штрихами;
- Отметка угла;
- Листы.
В меню «Кнопки» есть возможность
создавать кнопки, выполняющие разные
функции, записанные на скриптовом языке:
- Новая кнопка;
- Кнопка "Перезагрузить
чертеж на листе";
- Кнопка "Показать/скрыть
объекты";
- Кнопка "Показать
объекты";
- Кнопка "Скрыть
объекты";
- Кнопка "Анимация
точки или параметра";
- Кнопка "Транспортация
точки";
- Кнопка "Двигать
точку";
- Кнопка "Перейти
на другой лист";
- Кнопка "Выполнить
несколько команд";
- Кнопки проверки
ответа;
- Поле ввода ответа;
- Чекбокс.
Меню мои инструменты может
содержать уже созданные разработчиками
программы инструменты, с помощью которых
значительно упрощается построение, или
же содержать созданные пользователем,
с помощью данной программной среды, инструменты.
И наконец, меню справки содержит
информацию о самой программе, описание
основных команд, инструментов, возможностей
среды «Математический конструктор».
Также в справке можно найти описание
ошибок, которые можно допустить, и обучающий
модуль для знакомства с программой и
проверки своих знаний и умений, состоящий
из семи занятий.
Более подробную информацию
об этой программе можно найти именно
в руководстве пользователя, поэтому я
не буду все расписывать, лишь укажу на
некоторые полезные факты из различных
частей Руководства пользователя, знание
которых поможет сделать работу с "Математическим
конструктором" еще удобнее:
- Инструмент Выбора/перемещения
(Стрелка) можно вызвать не только из меню
или с панели инструментов, но и нажатием
горячей клавиши V, щелчком правой кнопки
мыши, нажатием клавиши Esc (в некоторых
случаях – многократным нажатием Esc).
- Нажатие клавиши
Esc в процессе работы инструмента позволяет
отменять сделанные шаги инструмента
вплоть до сброса на инструмент Выбора/перемещения.
- Нажатие клавиши
Esc также останавливает анимацию.
- Если на листе имеются
объекты, которые оставляют следы, то первое нажатие Esc удаляет
все следы с листа, а второе нажатие Esc
отключает слежение всех объектов.
- При помощи клавиши
Минус (на основной клавиатуре) можно сделать
выделенный луч или прямую укороченными
или, наоборот, отключить "укороченность"
этих объектов.
- Масштаб листа или
фрейма можно менять, прокручивая колесо
мыши с нажатой клавишей Ctrl.
- При помощи буфера
обмена всё построение или его часть
можно вставить непосредственно
в документы MS Word, MS PowerPoint и другие редакторы,
поддерживающие графику.
- Инструменты арифметических
действий позволяют совершать операции
не только с выражениями, но и с функциями,
векторами, областями и даже преобразованиями
в случаях, когда выбранная операция с
указанными объектами имеет смысл.
- Существенно упростить
работу по изготовлению моделей поможет
знакомство с горячими клавишами для вызова
инструментов, приведенных в Кратком справочнике.
- ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Цель: создать в HTML обучающий модуль,
который будет содержать задачи с проверкой
и решением, а также динамические модели.
Задачи:
- создать инструменты инверсии;
- создать динамические
модели;
- подобрать и создать
задачи с решением и проверкой;
- оформить обучающий
модуль.
Программное обеспечение: Математический
конструктор.
- Создание инструментов инверсии
Для упрощения дальнейшей
работы удобно было создать инструменты
инверсии, такие как инверсия точки, инверсия
прямой, не проходящей через центр инверсии,
инверсия окружности, проходящей через
центр инверсии и инверсия окружности,
не проходящей через центр инверсии.
Рассмотрим создание
инструментов инверсии на примере инверсии
окружности, не проходящей через центр
инверсии. Как известно, при инверсии данная
окружность переходит в окружность, не
проходящую через центр инверсии.
Условие: Дана окружность-прообраз
с центром в точке Р, не проходящая через
центр инверсии О [Рисунок 6]. Построить
ей инверсную окружность-образ.
Рисунок
6
Построение:
- Проводим прямую
через центр базисной окружности О и центр
окружности-прообраза Р. Отмечаем точки
пересечения окружности-прообраза с получившейся прямой. Это точки А и В [Рисунок 7].
- Строим для точек
А и В им инверсные. А→A’, B→B’(Рисунок 2).
Рисунок
7
- Находим середину
отрезка B’A’: точка Р’. Получившаяся точка является центром искомой окружности-образа. Строим
ее [Рисунок 8].
Рисунок
8
Затем выделим последовательно:
центр базисной окружности О, радиус окружности
R, окружность-прообраз, окружность-образ
и ее центр. Выбираем в строке меню: Мои
инструменты – Новый инструмент. Задаем
необходимые параметры в окне Управление
моими инструментами [Рисунок 9] и нажимаем
кнопку «ок». Инструмент создан.
Рисунок
9
По подобному принципу, используя
необходимые инструменты для построения
и выделяя необходимые объекты, создаются
все остальные инструменты инверсии.
- Создание динамических моделей
Динамические модели создавались
мной на основе созданных ранее инструментов
с целью рассмотрения пользователями
различных вариантов решения той или иной
задачи (нет решений, решений несколько
и т.д.). Их можно двигать, менять радиус
базисной окружности, размеры объектов,
их расположение.
Для включения в обучающий модуль
мною были подобраны 16 задач из пособия
методических рекомендаций «Геометрические
построения на плоскости» А.М. Петруковича
и пособия для студентов педагогических
ВУЗов «Геометрические построения на
плоскости» Б.И. Аргунова и М.И. Балка. Задачи
подобраны так, чтобы их удобно было решать
с помощью возможностей программной среды
«Математический конструктор». Для каждой
задачи создан отдельно лист с проверкой,
где пользователь должен будет сам сделать
построения и проверить правильность
своего решения и лист с пошаговым решением,
если пользователь затрудняется решить
задачу. В некоторых задачах, где это было
возможно, есть указания к задаче. И несколько
задач помимо всего имеют листы с анализом.
Создание динамических моделей
рассмотрим на примере задачи 4.15 из «Геометрических
построений на плоскости» А. М. Петруковича.
Условие: Постройте окружность,
проходящую через данную точку и касающуюся
двух данных окружностей. [Рисунок 10]
Рисунок
10
Перед непосредственным построением
проводим анализ.
- Предположим, что мы нашли
искомую окружность:
ω (O,OA). [Рисунок 11]
Рисунок 11
- За базисную окружность удобно
будет взять окружность с центром в данной точке А и радиусом – расстояние от А до центра любой из данных окружностей. Например, ω(A, AO1). [Рисунок 12]
Рисунок
12
- Строим образы при
инверсии: ω (O,OA) → прямую а, ω(O1, O1F) → окружность β, ω(O2,O2E) → окружность φ. [Рисунок 13]
Рисунок 13
- Делаем вывод, что решение сводится
к построению прямой а, которая будет касаться одновременно каждого из образов при инверсии данных по условию
окружностей.
Теперь переходим к построению:
- Строим базисную
окружность ω(A, AO1), тогда данные по условию окружности, т.к. они не проходят через центр инверсии А, при инверсии будут переходить в другие
окружности: υ → υ’, μ → μ’. [Рисунок 14]
Рисунок 14
- Строим общие касательные
к окружностям-образам υ’ и μ’. Здесь необходимо вспомнить знания о построении общей касательной к двум окружностям, полученные ранее. В итоге, у нас будет построено четыре касательные: две внешние a и b и две внутренние c и d (сделать это нам позволяет расположение первоначальных данных). [Рисунок 15]