Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 16:46, дипломная работа
Актуальность. Процесс обучения математике состоит из нескольких видов и форм занятий, в которых осуществляется взаимодействие учителя и учащихся. В классах с углубленным изучением математики (профильных классах) часы на подготовку к ЕГЭ предусмотрены БУПом, в остальных же классах таковых часов нет. Острая необходимость подготовки непрофильных классов к экзамену стала основным мотивом использования элективных курсов в основе подготовительной работы.
Самый эффективный способ подготовки старшеклассников к сдаче ЕГЭ это введённые в 2003 году Министерством образования Российской Федерации так называемые элективные курсы (от лат. elektus – избранный, т.е. курсы по выбору). Элективные курсы составляют компонент образовательного учреждения базисного учебного плана.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы разработки элективного курса по математике.
1.1. Сущность элективного курса……………………………………………...6
1.2. Требования к разработке элективного курса……………………………11
1.3. Роль и место процентов в школьном курсе математики……………….19
Глава 2. Опытно – экспериментальная работа по внедрению элективного курса «Проценты» для учащихся 10 классов общеобразовательной школы
2.1. Разработка программы элективного курса «Проценты»…………………30
2.2. Описание занятий элективного курса……………………………………...33
2.3. Ход и результаты опытно-экспериментальной работы…………………..67
Заключение…………………………………………………………………….....71
Список литературы………………………………………………………………
Министерство образования и науки Российской Федерации
ГОУ ВПО «Саха государственная педагогическая академия»
Кафедра математики, информатики и методики преподавания
Горохова Марианна Васильевна
Дипломная работа
ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ «ПРОЦЕНТЫ» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 10 КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Специальность 050201
Математика с дополнительной специальностью «Информатика»
Научный руководитель:
Тумусова Анна Михайловна,
к.ф-м.н., доцент
подпись
Зав. кафедрой: Попова А.М.,
к.ф.-м.н., доцент
___________«___»_______2011
Дата защиты: «03» июня 2011
Оценка публичной защиты работы:
оценка
Председатель ГАК:________
Секретарь ГАК: ___________
Якутск, 2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретические основы разработки элективного курса по математике.
Глава 2. Опытно – экспериментальная работа по внедрению элективного курса «Проценты» для учащихся 10 классов общеобразовательной школы
2.1. Разработка программы
2.2. Описание занятий элективного курса……………………………………...33
2.3. Ход и результаты опытно-экспериментальной работы…………………..67
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Приложение 1.……………………………………………………………………78
Приложение 2.
Введение
Актуальность. Процесс обучения математике состоит из нескольких видов и форм занятий, в которых осуществляется взаимодействие учителя и учащихся. В классах с углубленным изучением математики (профильных классах) часы на подготовку к ЕГЭ предусмотрены БУПом, в остальных же классах таковых часов нет. Острая необходимость подготовки непрофильных классов к экзамену стала основным мотивом использования элективных курсов в основе подготовительной работы.
Самый эффективный способ подготовки старшеклассников к сдаче ЕГЭ это введённые в 2003 году Министерством образования Российской Федерации так называемые элективные курсы (от лат. elektus – избранный, т.е. курсы по выбору). Элективные курсы составляют компонент образовательного учреждения базисного учебного плана.
Элективные курсы остаются основным средством дифференциации обучения в условиях всеобщего среднего обязательного образования, помогают решать задачи совершенствования содержания и методов обучения, воспитания учащихся, их подготовки к жизни, к труду.
Выбор элективного курса производится школьниками свободно, в соответствии со своими интересами, что благоприятно способствует профессиональной ориентации учащихся в области математики и ее приложения. Это облегчает выбор специальности и дальнейшее совершенствование в ней.
Тема «Проценты» изучается в курсе математики 5, 6 классов. Для усвоения данной темы школьникам необходимо иметь достаточный уровень развития абстрактного мышления, но в возрасте 10-11 лет абстрактное мышление еще недостаточно развито, поэтому учащиеся 5, 6 классов усваивают проценты с трудом. В последующих классах в действующих учебниках алгебры проценты встречаются крайне редко, и каждый раз вызывают большие затруднения у школьников. В основном с задачами на проценты учащиеся сталкиваются на уроках химии и решают их с помощью пропорций, поэтому учащиеся не видят универсальность процентов и не могут решать простейшие задачи на проценты, встречающиеся в другой сфере деятельности человека. Знание процентов встречается в повседневной жизни, в торговле, в банковском деле, при изучении таких школьных предметов как физика, химия, экономика, ликвидирует разрыв между школьной программой и программой вступительных экзаменов в вузы.
Требования вузов к математической подготовке с каждым годом возрастают. Экзамен по математике в любой вуз всегда содержит задачи на проценты. Уровень требований, предъявляемый к абитуриентам по данной теме, высок. На вступительных экзаменах по математике предлагаются задачи на «сплавы», «смеси», «концентрации», задачи экономического содержания, которые решаются с помощью сложных процентов, а школьная программа не содержит задач такого типа. Возникло противоречие, которое порождает проблему формирования знаний у учащихся по данной теме, чтобы обеспечить успешную подготовку к экзаменам, подготовить основу для выбора физико-математического профиля.
Объект исследования: процесс обучения алгебре учащихся 10 классов общеобразовательной школы.
Предмет исследования: содержание элективного курса «Проценты».
Цель исследования заключается в разработке программы и апробации элективного курса «Проценты» для учащихся 10 классов.
Исходя из цели исследования, сформулированы следующие задачи:
- изучить и проанализировать научно-методическую литературу, инновационный опыт работы учителей математики по теме исследования;
– раскрыть сущность элективных курсов по математике;
– определить требования к разработке элективных курсов;
– выявить роль и место процентов в школьном курсе математики;
– разработать занятия элективного курса «Проценты» с теоретическими, практическими материалами.
– проверить эффективность разработанной программы элективного курса.
Гипотеза: Реализация элективного курса «Проценты» в общеобразовательной школе будет более эффективным, если:
– будет уделено внимание на решение задач, встречающихся в повседневной жизни;
– содержание курса будет разработано с учетом межпредметных связей;
– будут учтены возрастные особенности учащихся.
Теоретическая и практическая значимость состоит в разработке программы элективного курса «Проценты», разработанный элективный курс может быть использован в практической деятельности учителей.
Экспериментальная база исследования – Батагайская СОШ Верхоянского улуса.
Методологическую основу исследования составили труды: Дорофеева Г.В., Седова Е. А., Ермаков Д.С.
Структура дипломной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Глава I. Теоретические основы разработки элективного курса по математике.
1.2 Сущность элективных курсов
Элективные курсы – обязательные для посещения курсы по выбору для старшеклассников, которые реализуются за счет школьного компонента.
Прилагательное «элективный» (Electus – латинский) в переводе с латинского языка означает избранный, отобранный. Отсюда следует, что любой курс, названный в учебном плане «элективным» должен выбираться.
В соответствии с одобренной Министерством образованием России «Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования» дифференциация содержания обучения в старших классах осуществляется на основе различных сочетаний курсов трех типов: базовых, профильных, элективных. Каждый из курсов этих трех типов вносит свой вклад в решение задач профильного обучения. Однако можно выделить круг задач, приоритетных для курсов каждого типа.
Базовые общеобразовательные курсы отражают обязательную для всех школьников инвариативную часть образования и направлены на завершение общеобразовательной подготовки обучающихся.
Профильные курсы обеспечивают углубленное изучение отдельных предметов и ориентированы, в первую очередь, на подготовку выпускников школы к последующему профессиональному образованию.
Элективные же курсы связаны, прежде всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника. Именно они по существу и являются важнейшим средством построения индивидуальных образовательных программ, т.к. в наибольшей степени связаны с выбором каждым школьником содержания образования в зависимости от его интересов, способностей, последующих жизненных планов. Элективные курсы как бы «компенсируют» во многом достаточно ограниченные возможности базовых и профильных курсов в удовлетворении разнообразных образовательных потребностей старшеклассников. [16]
Элективные курсы «
При этом предполагается, что элективные курсы должны способствовать внутрипрофильной специализации обучения, а так же для разработки учащимися собственного образовательного профильного маршрута, так как одной из основных задач, стоящих перед системой образования, является переориентация на подготовку человека, самостоятельно выбирающего индивидуальную траекторию развития в соответствии со своими способностями и возможностями, ответственно принимающего решения и эффективно действующего в современно меняющемся мире.
Элективные курсы должны быть содержательно и деятельно связаны с конкретным профилем, моделируя характерные для него учебные ситуации и проблемы.
Элективные курсы – обязательные для посещения курсы по выбору для старшеклассников, которые реализуются за счет школьного компонента и имеют следующие цели:
Элективные курсы играют
большую роль в совершенствовании
школьного образования. Они позволяют
производить поиск и
В соответствии с целями выделяют следующие задачи элективных курсов:
Элективные курсы выполняют различные функции:
Функции элективных курсов должны выполняться взаимосвязано, но каждая из функций может быть ведущей .
Элективные курсы выбираются самими учащимися, поэтому они должны соответствовать их потребностям, целям обучения и мотивам выбора курса. К основным мотивам выбора, которые следует учитывать при разработке и реализации элективных курсов относятся:
Информация о работе Элективные курсы "проценты" для учащихся 10 классов общеобразовательной школы