Содержание
Введение…………………………………………………………………..………….5
1. Сущность контроля и оценки
учебной деятельности в начальной школе…………………………………………………………………………………7
- Психолого-педагогические основы
контроля и результатов обучения младших
школьников………………………………………………………………..7
- Методы, формы и виды организации
контроля. Оценка результатов в учебно-познавательной
деятельности младших школьников……………..…….13
- Особенности контроля и
оценки по математике………………….............23
- Оценка результатов достижений
учащихся по математике в условиях
реализации стандартов второго поколения…………………………………….…27
2. Практический материал по
математике для оценки результатов обучения
в начальной школе…………………………………………………………………....35
2.1 Итоговая предметная контрольная
работа по математике для учащихся
1 класса……………………………………………………………………………...35
2.2 Взаимоконтроль как форма
оценки достижений…………………………….38
2.3 Тест как средство
контроля знаний…………………………………………...40
Заключение……………………………………………………………...…………..41
Список использованных источников………………………………………….….43
Приложение А (рекомендуемое)
Демонстрационный вариант итоговой работы
по математике для 4 класса………………………………………………………45
Приложение Б (необязательное)
План работы………………………………….54
Приложение В (необязательное)
Демонстрационный вариант итоговой работы
по математике 1 класса…………………………………………………………….56
Приложение Г(рекомендуемое)
Тесты………………………………………..61
Введение
Успешность решения задач, поставленных
перед школой, во многом зависит оттого,
как устроена система оценки: насколько
она поддерживает и стимулирует учащихся;
насколько точную обратную связь она обеспечивает;
насколько включает учащихся в самостоятельную
оценочную деятельность; насколько она
информативна для управления системой
образования.
Проверка и оценка
достижений младших школьников является
весьма существенной составляющей процесса
обучения в одной из важных задач педагогической
деятельности учителя. Этот компонент
наряду с другими компонентами учебно-воспитательного
процесса (содержание, методы, средства,
формы организации) должен соответствовать
современным требованиям общества, педагогической
и методической наукам, основным приоритетам
и целям образования в первом звене школы.
Система контроля и оценки позволяет установить персональную
ответственность учителя
и школы в целом за качество процесса обучения.
Результат деятельности учительского
коллектива определяется, прежде всего,
по глубине, прочности и систематизации
знаний учащихся, уровню их воспитанности
и развития. Система контроля и оценки
не может ограничиваться утилитарной
целью – проверкой усвоения знаний и выработки умений
и навыков. Она ставит более важную социальную
задачу: развить у школьников умение проверять и контролировать
себя, критически оценивать свою деятельность,
находить ошибки и пути их устранения.
Объект:
процесс обучения младших школьников
математике.
Предмет:
контроль и оценка как средство повышения
эффективности учебной деятельности на
уроках математики.
Цель – организация контроля
и оценки на уроках математики младших
школьников.
Задачи:
1. рассмотреть
современные подходы и концепции оценки
результатов учебной деятельности младших
школьников;
2. определить
средства и методы оценки достижений
младших школьников;
3. выявить
особенности оценки и результатов достижений
учащихся по математике в условиях реализации
стандартов второго поколения;
4. разработать
практический материал по математике
для оценки результатов обучения в начальной
школе.
1 Сущность оценки
и результатов учебной деятельности
в начальной школе
1.1 Психолого-педагогические
основы контроля и результатов обучения
младших школьников
Проверка и оценка
достижений младших школьников является
весьма существенной составляющей процесса
обучения в одной из важных задач педагогической
деятельности учителя. Этот компонент
наряду с другими компонентами учебно-воспитательного
процесса (содержание, методы, средства,
формы организации) должен соответствовать
современным требованиям общества, педагогической
и методической наукам, основным приоритетам
и целям образования в первом звене школы.
Оценка есть определение
качества достигнутых школьником результатов
обучения. На современном этапе развития
начальной школы, когда приоритетной целью
обучения является развитие личности
школьника, определяются следующие параметры
оценочной деятельности учителя:
- качество усвоения предметных знаний
– умений, навыков, их соответствие требованиям
государственного стандарта начального
образования;
- степень сформированности учебной деятельности
младшего школьника (коммуникативной,
читательской, трудовой, художественной);
- степень развития основных качеств
умственной деятельности (умения наблюдать,
анализировать, сравнивать, классифицировать,
обобщать, связно излагать мысли, творчески
решать учебную задачу и др.);
- уровень развития познавательной активности,
интересов и отношения к учебной деятельности;
степень прилежания и старания.
В нынешней
теории понятия «оценка», «контроль»,
«проверка», «учет» не во всех учебниках
и не всеми специалистами трактуются одинаково.
Общим понятием выступает «контроль»,
означающий выявление, измерение и оценивание
знаний, умений. Выявление и измерение
называют проверкой. Это составной компонент
контроля, основная дидактическая функция
которого – в обеспечении обратной связи
между учителем и учеником, получении
педагогом объективной информации о степени
освоения учебного материала, своевременном
выявлении недостатков и пробелов в знаниях.
Контроль - проверка, а также
постоянное наблюдение в целях проверки
или надзора [1].
Контроль – учет, поверка счетов,
отчетности; присутственное место, занимающееся
проверкой отчетов [2].
В педагогической литературе
контроль - это предъявление государственных
требований к содержанию, уровню и результатам
работы каждого учителя и ученика
Контроль - это система получения
и анализа данных, характеризующих состояние
усвоения знаний на различных стадиях
учебного процесса, и использование этих
данных для управления дальнейшим обучением;
Контроль - это процесс сравнения
достигнутого уровня владения знаниями
с эталонными представлениями, описанными
в учебной программе;
Педагогический контроль - это
способ получения информации о качественном
состоянии учебного процесса.
В методической литературе
контроль - это совокупность рецептивных
действий учителя с целью сопоставления
воспринятого с конкретным или абстрактным
эталоном.
Проверка и оценка достижений
младших школьников является весьма существенной
составляющей процесса обучения в одной
из важных задач педагогической деятельности
учителя. Этот компонент наряду с другими
компонентами учебно-воспитательного
процесса (содержание, методы, средства,
формы организаций) должен соответствовать
современным требованиям общества, педагогической
и методической наукам, основным приоритетам
и целям образования в первом звене школы.
Система контроля и оценки позволяет
установить персональную ответственность
учителя и школы в целом за качество процесса
обучения. Результат деятельности учительского
коллектива определяется, прежде всего,
по глубине, прочности к систематизации
знаний учащихся, уровню их воспитанности
и развития. Система контроля и оценки
не может ограничиваться утилитарной
целью - проверкой усвоения знаний и выработки
умений и навыков, по конкретному учебному
предмету. Она ставит более важную социальную
задачу: развивать у школьников умение
проверять и контролировать себя, критически
оценивать свою деятельность, находить
ошибки и пути их устранения.
Контроль и оценка в начальной
школе имеют несколько функций:
- Социальная функция проявляется
в требованиях предъявляемых обществом
к уровню подготовки ребенка младшего
школьного возраста. Образованность в
данном случае используется как широкое
понятие, включающее в себя возрастной
уровень развития, воспитания и осведомленности
школьника, сформированное его познавательной,
эмоциональной и волевой сферы личности.
В ходе контроля проверяется соответствие
достигнутых учащимися знаний умений
и навыков установленным государством
эталоном (стандартам), а оценка выражает
реакцию на степень и качество этого соответствия
(отлично, хорошо, удовлетворительно, плохо).
Таким образом, в конечном счете, система
контроля и оценки для учителя становится
инструментом оповещения общественности
(учеников класса, учителей, родителей
и др.) и государства о состоянии и проблемах
образования в данном обществе и на данном
этапе его развития. Это дает основания
для прогнозирования направлений развития
образования в ближайшей и отдаленной
перспективе, внесения необходимых корректировок
в систему образования подрастающего
поколения, оказания необходимой помощи
как ученику так и учителю.
- Образовательная функция определяет
результат сравнения ожидаемого эффекта
обучения с действительным. Со стороны
учителя осуществляется констатация качества
усвоения учащимися учебного материала:
полнота и осознанность знаний, умение
применять полученные знания в нестандартных
ситуациях, умение выбирать наиболее целесообразные
средства для выполнения учебной задачи;
устанавливается динамика успеваемости,
сформированность (несформированность)
качеств личности, необходимых как для
школьной жизни, так и вне её, степень развития
основных мыслительных операций (анализ,
синтез, сравнение, обобщение); появляется
возможность выявить проблемные области
в работе, зафиксировать удачные методы
и приемы, проанализировать, какое содержание
обучения целесообразно расширить, а какое
исключить из учебной программы.
Со стороны ученика устанавливается,
каковы конкретные результаты его учебной
деятельности; что усвоено прочно, осознанно,
а что нуждается в повторении, углублении;
какие стороны учебной деятельности сформированы,
а какие необходимо сформировать.
- Воспитательная функция выражается
в рассмотрении формирования положительных
мотивов учения и готовности к самоконтролю
как фактору преодоления заниженной самооценки
учащихся и тревожности.
Правильно организованный контроль
и оценка снимают у школьников страх перед
контрольными работами, снижают уровень
тревожности, формируют правильные целевые
установки, ориентируют на самостоятельность,
активность и самоконтроль.
- Эмоциональная функция проявляется
в том, что любой вид оценки (включая и
отметки) создает определенный эмоциональный
фон и вызывает соответствующую эмоциональную
реакцию ученика. Действительно, оценка
может вдохновить, направить на преодоление
трудностей, оказать поддержку: но может
и огорчить, записать в разряд "отстающих",
усугубить низкую самооценку, нарушить
контакт со взрослыми и сверстниками.
Реализация этой важнейшей
функции при проверке результатов обучения
заключается в том, что эмоциональная
реакция учителя должна соответствовать
эмоциональной реакции школьника (радоваться
вместе с ним, огорчаться вместе с ним)
и ориентировать его на успех, выражать
уверенность в том, что данные результаты
могут быть изменены к лучшему. Это положение
соотносится с одним из главных законов
педагогики начального обучения - младший
школьник должен учиться на успехе. Ситуация
успеха и эмоционального благополучия
- предпосылки того, что ученик спокойно
примет оценку учителя, проанализирует
вместе с ним ошибки и наметит пути их
устранения.
- Информационная функция является
основой диагноза планирования и прогнозирования.
Главная её особенность - возможность
проанализировать причины неудачных результатов
и наметить конкретные пути улучшения
учебного процесса как со стороны ведущего
этот процесс, так и со стороны ведомого.
- Функция управления очень
важна для развития самоконтроля школьника,
его умения анализировать и правильно
оценивать свою деятельность, адекватно
принимать оценку педагога. Учителю функция
управления помогает выявить пробелы
и недостатки в организации педагогического
процесса, ошибки в своей деятельности
("что я делаю не так...",
"что нужно сделать, чтобы...") и осуществить
корректировку учебно-воспитательного
процесса. Таким образом, устанавливается
обратная связь между педагогом и обучающимися.
[3]
Контроль знаний учащихся
является одним из основных элементов
оценки качества образования. Учителя
ежедневно контролируют учебную деятельность
учащихся путем устных опросов в классе
и путем оценки письменных работ.
Эта неформальная оценка,
которая преследует чисто педагогическую
цель в рамках деятельности учебного заведения,
относится к естественным нормам, учитывая
то, что результаты каждого учащегося
должны быть как минимум средними. Другими
словами, выставленная преподавателем
оценка почти всегда показывает "нормально",
что, очевидно, ограничивает ее ценность.
Современный подход к оценке
результатов в общем образовании является
более критичным. Действительно, сами
подходы и выбор критериев оценки стали
значительно более тщательными. В то же
время более осторожно начали подходить
к возможности использования результатов
оценки в целях педагогической или селективной
диагностики, о чем мы поговорим позже.