Числа и величины – 3;
Арифметические действия –
2;
Работа с текстовыми задачами
– 2;
Пространственные отношения. Геометрические
фигуры – 2;
Работа с данными – 1.
3. План итоговой работы
В плане работы (Приложение
Б) дана информация о каждом задании: его
содержание, объект оценивания, уровень
сложности, тип, время выполнения и максимальный
балл.
Условные обозначения
Уровень сложности: Б – базовый,
П – повышенный. Тип задания ВО – с выбором
ответа, КО – с кратким ответом.
4. Время и способ выполнения
проверочной работы
На выполнение проверочной
работы отводится 40 – 45 минут.
Каждый ученик получает бланк
с текстом проверочной работы, в котором
отмечает или записывает свои ответы на
задания.
5. Оценка выполнения заданий
и проверочной работы в целом
Выполнение заданий разной
сложности и разного типа оценивается
с учетом следующих рекомендаций.
1. В заданиях с выбором
ответа из четырех предложенных
вариантов ученик должен выбрать
только верный ответ. Если учащийся
выбирает более одного ответа,
то задание считается выполненным
неверно.
2. В заданиях с кратким
ответом ученик должен записать
требуемый краткий ответ.
3. Выполнение каждого
задания базового уровня сложности
(№ 1, 2, 4, 5, 6, 8) оценивается по дихотомической
шкале:
1 балл (верно) – указан только
верный ответ;
0 баллов – указан неверный
ответ или несколько ответов.
4. Выполнение каждого
задания повышенного уровня
сложности (№ 3, 7, 9, 10) оценивается
по следующей шкале:
2 балла – приведен полный
верный ответ;
1 балл – приведен частично
верный ответ;
0 баллов – приведен неверный
ответ.
Оценка выполнения работы в
целом осуществляется в несколько этапов
в зависимости от целей оценивания.
1. Определяется балл, полученный
учеником за выполнение заданий
базового уровня.
2. Определяется балл, полученный
учеником за выполнение заданий
повышенного уровня. Выполнение
этих заданий свидетельствует
о том, что кроме усвоения необходимых
для продолжения обучения в
основной школе знаний, умений, навыков
и способов работы, обучение повлияло
и на общее развитие учащегося.
3. Определяется общий
балл учащегося.
Максимальный балл за выполнение
всей работы – 14 баллов (за задания базового
уровня сложности — 6, повышенной сложности
– 8 баллов).
Если ученик получает за выполнение
всей работы 4 балла и менее, то он имеет
недостаточную предметную подготовку
по математике.
Если ученик получает от 5 до
9 баллов, то его подготовка соответствует
требованиям стандарта, ученик способен
применять знания для решения учебно-познавательных
и учебно-практических задач.
При получении более 9 баллов
(10 – 14 баллов) учащийся демонстрирует
способность выполнять по математике
задания повышенного уровня сложности.
- Взаимопроверка как
форма оценки достижений
Роль взаимного
контроля качества и эффективности
учебной деятельности школьников
трудно переоценить. Он содействует
выработке таких качеств личности,
как честность и справедливость,
коллективизм. Взаимный контроль
помогает также учителю осуществлять
проверку знаний учащихся. В массовой
школе сравнительно часто используется
взаимная проверка организационной
готовности к уроку (констатирующей
взаимоконтроль выполнения домашнего
задания) и частичная, эпизодическая
взаимопроверка знаний учащихся
(рецензирование ответов на уроке,
рецензирование письменных работ).
Фрагмент урока
по математике в 1 классе
Тема урока: «Число 7, цифра 7».
Программа: Рабочая программа
«Школа России» 1-4классы
Раздел: Числа и величины.
Цели: Сформировать представление
о числе 7, способность к его записи, изображению
на числовом отрезке, сложению и вычитанию
с числом 7;
- использовать математические
представления в количественном и пространственном
отношении;
- производить вычисления для
принятия решений в различных жизненных
ситуациях;
- читать и записывать свойства
сложения и вычитания с числом 7 на языке
математики;
- формировать основы рационального
мышления, математической речи и аргументации;
- работать в соответствии с
заданными алгоритмами;
- вести поиск информации преобразовать
её в удобные для изучения и применения
формы.
- учиться самостоятельно
определять цели своей деятельности
- учится самостоятельно оценивать
свою работу.
Учитель предлагает записать
в тетрадях примеры, чтобы при сложении
двух чисел получись 7.
Дети работают в тетрадях, записывают
самостоятельно только ответы. Двое детей
работают у доски. После выполнения работы
дети, обмениваются с другом по парте тетрадями
и делают взаимопроверку. Дети, работающие
у доски, меняются местами.
Если задание выполнено правильно
без ошибок рисуется кружок. Если есть,
кто выполнил с одной ошибкой, рисуют квадрат,
ну а кто не справился с заданием - треугольник.
Взаимопроверка знаний значительно
активизирует деятельность учащихся,
повышает интерес к знаниям и даже нравится
им. В ходе взаимного контроля
раскрываются индивидуальные особенности
детей, их взаимоотношения
с товарищами.
- Тест как средство
контроля знаний
Тест - это стандартизированное
задание с вариантами ответов, среди которых,
как правило, даются верные и неверные.
Нередко в задание закладывается не только
содержание ответа, но и его форма, которая
также бывает стандартизированной: требуется
либо вычеркнуть лишнее, либо продолжить
запись, либо отметить правильный ответ
соответствующим знаком. Испытуемый должен
не только найти верный ответ, но и отметить
его в соответствии с заданной формой
[11].
Тесты как система оценки школьной
успеваемости, имеют целый ряд положительных
характеристик, позволяющих:
- учитывать индивидуальные
особенности учащихся в ходе
проверки результатов обучения;
- оживить процесс обучения,
вводя не только новую для
учащихся форму контроля, но и
различные виды тестов;
- сэкономить учебное время,
затраченное на опрос, и личное
время учителя, идущее на проверку
результатов выполненной работы;
- объективно оценивать
учащихся - субъективный фактор исключен;
- получить достоверную
информацию об объеме усвоенного
материала и об уровне его
усвоения;
- одновременно тестировать
большое число учащихся, причем
проверка результатов тестирования
при этом производится легче
и быстрее, чем при традиционном
контроле;
- реализовывать индивидуального
подхода в обучении - возможна
индивидуальная проверка и самопроверка
знаний учащихся;
- сравнивать результаты
тестирования для разных групп
учащихся;
- дифференцировать - так
как в тестах содержатся задания
различного уровня.
Примеры тестов Приложение
Г (рекомендуемое).
Заключение
Проверка и оценка
достижений младших школьников является
весьма существенной составляющей процесса
обучения в одной из важных задач педагогической
деятельности учителя. Этот компонент
наряду с другими компонентами учебно-воспитательного
процесса (содержание, методы, средства,
формы организации) должен соответствовать
современным требованиям общества, педагогической
и методической наукам, основным приоритетам
и целям образования в первом звене школы.
Контроль в начальных классах
помогает определить качество знаний,
успешность обучения и степень обученности
обучающегося. Определяет дальнейший
план работы то есть помогает определить
"западающие" темы. Контроль помогает
определить понял ученик данный материал
или придется к нему вернуться еще раз.
Оценивание определяет степень успеваемости
каждого ученика.
Прежде всего, необходимо
учитывать психологические особенности
ребенка младшего школьного возраста:
неумение объективно оценить результаты
своей деятельности, слабый контроль и
самоконтроль, неадекватность принятия оценки
учителя и др. Любая проверка знаний должна
определяться характером и объемом ранее
изученного материала и уровнем общего
развития учащихся.
Учителю следует помнить,
что одним из основных требований к оценочной
деятельности является формирование у
школьников умений оценивать свои результаты,
сравнивать их с эталонными, видеть ошибки,
знать требования к работам разного
вида. Работа учителя состоит в создании
определенного общественного мнения в
классе: каким требованиям отвечает работа
на "отлично", правильно ли оценена
эта работа, каково общее впечатление
от работы, нужно сделать, чтобы исправить
ошибки? Эти и другие вопросы становятся
основой коллективного обсуждения в классе и помогают развитию оценочной деятельности
школьников.
Система контроля и оценки
становится регулятором отношений школьника и учебной
среды. Ученик превращается в равноправного
участника процесса обучения. Он не только
готов, он стремится к проверке своих знаний, к
установлению того, чего он достиг, а что
ему еще предстоит преодолеть.
В современной школе
особое внимание необходимо уделять проблеме
оценивания учебных достижений младших
школьников.
Без изменения подходов
к системе оценивания в условиях развития
образования невозможно будет достичь
поставленных образовательных целей.
С учетом современных
требований к оценочной деятельности
в начальной школе существует две системы
оценивания: безотметочное обучение
и четырехбальная система цифровых отметок.
Подход к системе оценки достижения
планируемых результатов с позиций управления
образованием для обеспечения (а не только
контроля!) качества образования с необходимостью
включает в себя как внутреннюю, так и
внешнюю оценку, построенные на одной
и той же содержательной и критериальной
основе.
Современный уровень развития
педагогической и психологической науки,
а также теории педагогических измерений
определяет необходимость и возможность
такой характеристики системы контроля
и оценки образовательных достижений,
как многоуровневость: система контроля
и оценки образовательных достижений
должна обладать возможностью оценивать
образовательные достижения на нескольких
уровнях, как минимум на базовом, повышенном
и диагностическом.
Для повышения качества образования
необходимо использовать принципиально
новые виды контрольно-измерительных
материалов, обладающих возможностью
оценить не только репродуктивные виды
деятельности, но и полный спектр образовательных
достижений младших школьников.
Список использованных
источников
- Толковый словарь С.И. Ожегова/«Мир и
Образование» 2010 г. ISBN: 978-5-488-02623-0
- Толковый словарь В.И. Даля / «АСТ» 2007 г. ISBN: 978-5-17-044932-3
- Амонашвили, Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников / Ш.А. Амонашвили. - М., 1984. - 600с.
- Антропова, М.В. Педагогика: Учебник/ М.В. Антропова - М.: Просвещение, 2008. - 415 с. - ISBN 978-5-09-015931-9
- Ананьев, Б.Г. Избранные труды по психологии. В двух томах. Том Б.Г. Ананьев - Санкт-Петербургский университета – 2007 ISBN: 978-5-288-04394-9
- Логинова О.Б. Система оценивания
учебных достижений школьников. Рекомендации
Министерства образования Российской
Федерации для участников эксперимента
по совершенствованию структуры и содержания
общего образования, 2001.
- О системе оценивания учебных
достижений младших школьников в условиях
безотметочного обучения в образовательных
учреждениях, участвующих в эксперименте
по совершенствованию структуры и содержания
общего образования (Методическое письмо
№ 13-51-120/13 от 03.06.2003
- Воронцов, А.Б. Педагогическая
технология контроля и оценки учебной деятельности/ А.Б. Воронцов – М., «Рассказов», 2002. ISBN 5-94016-008-5.
- Выготский, Л.С. Кризис семи лет / Л.С. Выготский. – Москва, 2001 // Возрастная и педагогическая психология : хрестоматия : для студентов высших педагогических учебных заведений / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – Москва : Академия, 2001. – С. 62-67.
- Федеральные государственные
образовательные стандарты. Начальная
школа. Утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357
- Зайцев В.В. Математика для младших
школьников./ В.В.Зайцев –М.:Владос, 2001.-72с. ISBN 5-691-00353-4
- Звонников, В.И. Современные средства оценивания результатов обучения /В.И. Звонников. - М.: Педагогика, 2007. С.280. I- SBN 978-5-7695-8077-2
Истомина Н.Б. Методика обучения
математике в начальных классах./ Н.Б.Истомина. – М.: Академия, 2000.-288с. ISBN: 5-7695-0431-5
Левитас Г.П. Нестандартные задачи на уроках математики в первом классе/ Г.П. Левитас – М.: Илекса,2002. – 56с.
- Шмырева Г.Г. Развитие познавательных интересов учащихся на уроках математики. – Начальная школа. – 2003. - № 2. – С.118-121
- Моро, М.И. Математика/ М.И. Моро - Москва «Просвещение» 2011г. ISBN: 978-5-09-023770-3
- Моро М.И. Математика: учебник
для 1 класса: в 2 частях / М.И. Моро, М.А. Бантова. – М.: Просвещение, 2011 ISBN: 978-5-09-020968-7
- Моро М.И. Тетрадь по математике
для 1 класса: в 2 частях / М.И. Моро, М.А. Бантова. – М.: Просвещение, 2011
- Майоров, А.Н. Теория и практика
создания тестов для системы образования.
(Как выбирать, создавать и использовать
тесты для целей образования) /А.Н. Майоров.
- М.:Педагогика, 2001. – 175 с. - ISBN: 5-89790-115-5
- Самылкина, Н.Н. Современные средства оценивания результатов обучения / Н.Н. Самылкина. - М.:Педагогика, 2007. -С.289.- ISBN: 978-5-94774-459-0