Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 02:30, курсовая работа
Задача о рациональном использовании производственных мощностей является одной из первых задач, для решения которой были применены методы линейного программирования. В общем виде математическая модель задачи об использовании производственных мощностей может быть получена следующим образом.
Предположим, что предприятие или цех выпускает n видов изделий, имея m групп оборудования. Известны нормы времени на обработку каждого изделия на каждой группе оборудования, например, в минутах или часах и фонд времени работы каждой группы оборудования. Пусть, кроме того, известно, что из всех n видов изделий наибольшим спросом пользуются k видов. Требуется составить план производства, при котором выпуск дефицитных изделий будет наибольшим возможным.
x 4(4y1 + 2y2 - 30) = 0
Ранее было найдено, что в решении исходной задачи х1>0, x2>0. Поэтому
2y1 + 3y2 + 2y3 - 26= 0
5y1 + y3 - 35 = 0
Если же учесть, что третий ресурс был избыточным и, согласно той же теореме двойственности, ее двойственная оценка равна нулю т.к. x7=5
У3=0,
то приходим к системе уравнений
5y1 -35 = 0
откуда следует
Таким образом, получили двойственные оценки ресурсов
у1=7; у2=4; у3=0, (4)
причем общая оценка всех ресурсов равна 1218.
Заметим,
что решение (4) содержалось в
последней строке последней
Задача «о расшивке узких мест производства»
Таблица №3
26 |
35 |
18 |
30 |
0 |
0 |
0 |
||||
С |
Б |
Н |
x1 |
x2 |
x3 |
x4 |
x5 |
x6 |
x7 | |
35 |
x2 |
14 |
0 |
1 |
-11/15 |
8/15 |
1/5 |
-2/15 |
0 |
|
26 |
x1 |
28 |
1 |
0 |
7/3 |
2/3 |
0 |
1/3 |
0 |
|
0 |
x7 |
5 |
0 |
0 |
1/15 |
-28/15 |
-1/5 |
-8/15 |
1 |
|
P |
1218 |
0 |
0 |
17 |
6 |
7 |
4 |
0 |
При выполнении оптимальной производственной программы первый и третий ресурсы используются полностью, т.е. образуют «узкие места производства». Будем их заказывать дополнительно. Пусть – вектор дополнительных объемов ресурсов. Так как мы будем использовать найденные двойственные оценки ресурсов, то должно выполняться условие , где Н – значения базисных переменных в последней симплексной таблице, а Q-1 – обращенный базис, который образуют столбцы при балансовых переменных в этой таблице. Задача состоит в том, чтобы найти вектор , максимизирующий суммарный рост прибыли
(1)
при условии сохранения двойственных оценок ресурсов (и, следовательно, ассортимента выпускаемой продукции)
(2)
предполагая, что можно надеяться получить дополнительно не более первоначального объема ресурса каждого вида (3)
причем по смыслу задачи
,
Переписав неравенства (2) и (3) в виде: (5)
; (6)
приходим к задаче ЛП: максимизировать (1) при условиях (5), (6) и (4).
Эту задачу
легко решить графически: см. рис. Допустимое
множество закрашено серым
Ответ: максимальный прирост прибыли составит maxW=175.
…
Задача о комплектном плане
Задачу ЛП с двумя переменными можно решить графически. Возьмем на плоскости систему координат: ось OX1 направим горизонтально и вправо, ось OX2 – вертикально и вверх. Каждое ограничение задачи, раз оно линейное нестрогое неравенство, графически изображается полуплоскостью, граничная прямая которой соответствует уже не неравенству, а равенству. Допустимое множество задачи является пересечением всех этих полуплоскостей и есть выпуклый многоугольник.
Вторая
из двух основных теорем ЛП гласит: Если
экстремум целевой функции
26 |
35 |
18 |
30 |
|
2 |
5 |
1 |
4 |
126 |
3 |
0 |
7 |
2 |
84 |
2 |
1 |
4 |
0 |
75 |
Предположим, что в линейной производственной задаче продукция производится комплектно: продукции 3-го вида надо произвести в 2 раза больше, чем 1-го, а 4-го столько же, сколько и 2-го вида продукции. Т.е. имеем соотношения x3=2x1 и x4=x2.
62 |
65 |
|
4 |
9 |
126 |
17 |
2 |
84 |
10 |
1 |
75 |
P=62x1+65x2→max
4x1+9x2≤126 (1)
17x1+2x2≤84 (2)
10x1+1x2≤75 (3)
x1, x2³0
Искомая точка находится как решение системы:
Ответ: x1=3.48; x2=12.42; maxP=1023.06.
Транспортная задача линейного программирования
Транспортная задача формулируется следующим образом. Однородный продукт, сосредоточенный в m пунктах производства (хранения) в количествах а1, а2,..., аm единиц, необходимо распределить между n пунктами потребления, которым необходимо соответственно b1, b2,..., bn единиц. Стоимость перевозки единицы продукта из i-го пункта отправления в j-ый пункт назначения равна сij и известна для всех маршрутов. Необходимо составить план перевозок, при котором запросы всех пунктов потребления были бы удовлетворены за счет имеющихся продуктов в пунктах производства и общие транспортные расходы по доставке продуктов были минимальными.
Обозначим через хij количество груза, планируемого к перевозке от i-го поставщика j-му потребителю. При наличии баланса производства и потребления
(1)
математическая модель транспортной задачи будет выглядеть так:
найти план перевозок
минимизирующий общую стоимость всех перевозок
(2)
при условии, что из любого пункта производства вывозится весь продукт
(3)
и любому потребителю доставляется необходимое количество груза
(4)
причем по смыслу задачи
х11
> 0 ,. . . ., xmn > 0.
Для решения транспортной задачи чаще всего применяется метод потенциалов. Пусть исходные данные задачи имеют вид
А(а1, а2, а3) = (60; 50; 70); В(b1, b2, b3, b4) =(56; 35; 48; 30); 2 5 1 4
Общий объем производства åаi = 60+50+70= 180 больше, требуется всем потребителям åbi = 56+35+48+30 = 169, т.е. имеем открытую модель транспортной задачи. Для превращения ее в закрытую вводим фиктивный пункт потребления с объемом потребления 180-169 = 11 единиц, причем тарифы на перевозку в этот пункт условимся считать равными нулю, помня, что переменные, добавляемые к левым частям неравенств для превращения их в уравнения, входят в функцию цели с нулевыми коэффициентами.
Первое базисное допустимое решение легко построить по правилу ²северо-западного угла².
Имеем:
по\пн |
56 |
35 |
48 |
30 |
Ф 11 |
Р |
60 |
2 2 56 0 |
5 5 4 0 |
4 1
3 |
3 4
1 |
0 0
0 |
P1=0 |
50 |
1 4
-3 |
4 4 31 0 |
3 3 19 0 |
2 2
0 |
-1 0
-1 |
P2=-1 |
70 |
2 6
-4 |
5 5
0 |
4 4 29 0 |
3 3 30 0 |
0 0 11 0 |
P3=0 |
q |
q1=2 |
q2=5 |
q3=4 |
q4=3 |
q5=0 |
Ĉij Cij xij Dij |
Cij-тарифная стоимость перевозки 1 единицы груза;
Ĉij-фактическая стоимость перевозки 1 единицы груза;
Dij-условие оптимальности;
рi-платежи за единицу груза в пункте отправления;
pj- платежи за единицу груза в пункте назначения
pi + qj = Cij
Для заполненных (базисных)клеток : Ĉij=Cij
Для пустых: Xij=0
Lопорная=56*2+4*5+31*4+19*3+
Проверка на оптимальность
Т.к. не все Dij £ 0, то мы еще не нашли оптимальное решение.
Далее выбираем пустую клетку таблицы с максимальной переплатой Dij³0.
Вней будет вершина цикла, а остальные должны быть в занятых клетках. Строим следующую таблицу.
по\пн |
56 |
35 |
48 |
30 |
Ф 11 |
Р |
60 |
2 2 56 0 |
2 5 4 -3 |
1 1 4 0 |
0 4
-4 |
-3 0
-3 |
P1=0 |
50 |
4 4
0 |
4 4 35 0 |
3 3 15 0 |
2 2
0 |
-1 0
-1 |
P2=2 |
70 |
5 6
-1 |
5 5
0 |
4 4 29 0 |
3 3 30 0 |
0 0 11 0 |
P3=3 |
q |
q1=2 |
q2=2 |
q3=1 |
q4=0 |
q5=-3 |