Методика изучения уравнений в начальных классах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 13:34, курсовая работа

Описание работы

Впервые в истории русской школы (в соответствии с новой программой) в начальный курс математики включены элементы алгебры. Учащиеся 1 – 4 классов должны получить первоначальные сведения о математических выражениях, числовых равенствах и неравенствах, ознакомиться с буквенной символикой, с переменной, научить решать несложные уравнения и неравенства.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О УРАВНЕНИЯХ И НЕРАВЕНСТВАХ 5
1.1 Понятия «равенство» и «неравенство» 5
1.2 Понятие «уравнение» 7
ГЛАВА 1 АЛГЕБРАИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 10
2.1. Необходимость введения алгебраического материала в начальной школе 10
2.2 Алгебраический материал по традиционной программе 11
2.3 Алгебраические понятия по системе Н.Ф.Виноградовой 14
2.4 Элементы алгебры по системе Л.В. Занкова 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30

Файлы: 1 файл

курсова.docx

— 50.80 Кб (Скачать файл)

На предыдущих уроках среди  высказываний учащимся встречались  и числовые равенства и неравенства, но тогда они так не назывались. Дети знают, что высказывания бывают верными и неверными. Числовые равенства  и неравенства – это тоже высказывания, и поэтому они могут быть как  верными, так и неверными.

Затем дети знакомятся со свойствами равенств и неравенств. Изучая этот материал, учащиеся познакомятся с  простейшими свойствами равенств: равенство  не нарушится (сохранится), если:

- к обеим частям прибавить  одно и то же число;

- из обеих его частей  вычесть одно и то же число;

- обе его части умножить  или разделить на одно и  то же число. 

Эти свойства дают возможность  упрощать некоторые числовые равенства, легко решать многие уравнения. Так, например, решая уравнение х+361=482+361, ученик просто вычитает из обеих частей число 361. получается: х=482. Корень уравнения очевиден – это число 482.

После темы «Свойства равенств и неравенств» следует тема «Предложение с переменной». Ознакомление с данным понятием поможет подготовить учащихся к введению понятию «уравнение», которое мы определим как равенство  с переменной.

Изучая материал «Уравнение и его корень», третьеклассники  знакомятся с определением уравнения. Однако бывают ситуации, когда дети, запомнив формулировку определения, тем  не менее, считают уравнениями и  иные записи, содержащие знак равенства  или переменную: 5+7=12, х:4, х>5, не являются уравнениями. Поэтому советуем организовать более тщательную работу с определением уравнения, добиться, в конечном счете, того, чтобы учащиеся научились отличать уравнения от других математических понятий. Учащиеся должны понять, что каждый раз надо проверять два условия:

1) является ли запись  равенством;

2) есть ли в ней переменная.

После того как дети усвоили  общее об уравнении и его корне, предлагается познакомить детей  с частными примерами, то есть с уравнениями  вида х±6=9, х×3=27, х:6=5.

Учащиеся знакомятся с  новым способом решения уравнений, основанном на использовании игры «в машину». В процессе выполнения многочисленных упражнений дети научились:

выполнять рисунок, иллюстрирующий работу «машин», описанную равенствами;

находить число, введённое  в «машину», изображая «машину», обратную данной, а также применяя правила разностного или краткого сравнения чисел, определять на сколько  умножает или на сколько делит.

Подробное изучение алгебраических понятий: равенство, неравенство, уравнение  в третьем классе создает условия  для закрепления данного материала  в четвертом классе. Так, например, очень часто предлагаются темы на частные случаи, то есть конкретизируются отдельные элементы алгебры.         Но главной особенностью, которую  отмечает Рудницкая, является связь  арифметического и алгебраического  материала [12, с. 55].

2.4 Элементы  алгебры по системе Л.В. Занкова

 

Мы изучили и проследили формирование у младших школьников понятий равенство, неравенство, уравнение  по системе Занкова. Элементы алгебры  в начальной школе вводятся с  первого класса.

С первых уроков дети знакомятся с соотношениями между числами, происходящими в процессе установления взаимно однозначного соответствия между элементами множеств. Достаточно длительное время установленные  соотношения фиксируются только в устной речи, но как только дети овладевают написанием первых цифр и, тем самым получают возможность  записывать некоторые числа, появляется и более широкая возможность  – записывать установленные между  ними отношения.

Детям предлагается задание, в котором происходит знакомство со знаком равенства (=) и термином «равенство», которое постепенно начинает вытеснять  использовавшееся до него слово «столько же»; далее идет задание, в котором  вводятся знаки больше (>), меньше (<) и термин «неравенство». 

После решения таких заданий  детям предлагается упражнение, в  котором используются все знаки  отношение. Данные знаки объединяются общим наименованием – «знаки сравнения».несмотря на то, что этот термин не является общеупотребительным, он, по нашему мнению, создает большие  удобства в формулировках заданий  и в то же время соответствует  основному правилу введения промежуточных  терминов в математике – он не противоречит ни более частным (больше, меньше, равно), ни более общему (знаки отношений) понятиям.

Так как понятия «равенство»  и «неравенство» первоначально  воспринимаются детьми как записи, в которых два числа соединены  знаком сравнения, естественно, возникает  два направления развития темы: различие этих записей на верные и неверные; переход к записям вида а ± в = с,                а ± в > < с, а ± в = с ± d, а ± в>< с ± d, а в дальнейшем и с использованием действий умножения и деления.

Понятия «неверные равенства  и равенства» первоначально появляются как результат естественно возникающих  ошибок в ответах учеников.

Для знакомства с неравенствами  вида а ± в >< с в первом классе лучше всего использовать ситуации получения ошибочных результатов при вычислении значений сумм и разностей. Например, при сложении чисел 5 и 4 ученик ошибочно получил неверное равенство 5 + 4 = 8. после выяснения того, что получившаяся запись является неверным равенством, необходимо обсудить варианты превращения этой записи в верную. Такие варианты можно получить, последовательно меняя в ней разные знаки, в результате чего можно получить три верных равенства (4 + 4 = 8, 5+ 3 = 8, 5 + 4 = 9) и верное неравенство (5 + 4 > 8).

Более подробно такие неравенства  рассматриваются во 2 – 4 классах. Это  же относится и к более сложным  случаям неравенств.

Естественным развитием  работы с верными и неверными  равенствами является знакомство с  уравнениями – равенствами, содержащими  переменную величину, в зависимости, от значения которой равенство становится верным или неверным.

Основная причина введения в программу знакомства с уравнениями  – стремление помочь ученикам глубже осознать связь между обратными  действиями (сначала между сложением  и вычитанием, в дальнейшем между  умножением и делением).

Первое знакомство с уравнениями  происходит в упражнении, где на основе решения представленной жизненной  ситуации дети получают первое уравнение  и знакомятся с определением этого  понятия.

Далее идет задание, посвященное  первому способу решения уравнений  – способу подбора. В нем же дети получают первоначальные представления  о смысле решения уравнений.

В последующих классах  это представление уточняется за счет рассмотрения уравнений, не имеющих  решения или имеющих несколько  решений.

На примере уравнений  вида а + х = в дети, выполняя задания  учебника последовательно знакомятся со следующими способами их решения:

-на основе использования движения по натуральному ряду чисел;

-при помощи таблицы сложения.

Последний из перечисленных  способов позволяет рассмотреть  два разных варианта использования  таблицы сложения. Каждый из них  начинается с подбора равенства  таблицы, в котором с уравнением совпадают значение суммы и известное  слагаемое. Затем рассуждение может  строиться по-разному.

 В одном случае оно  такое: если в равенствах равны  значения сумм и обно слагаемое,  то будут равны и второе  слагаемое.

Во втором случае ученик рассуждает так: если из значения суммы  вычесть одно слагаемое, получится  другое слагаемое.

Именно это рассуждение  отражает основной для начальной  школы способ решения уравнений  – на основе взаимосвязи между  обратными действиями и их компонентами.

Если решению уравнений  с неизвестным слагаемым в  учебнике уделяется достаточно большое  внимание, то с уравнениями, в которых  неизвестным числом является уменьшаемое  или вычитаемое, дети только знакомятся.

Продумывая развитие темы «Уравнения» в первом классе, важно  понимать, что главной целью работы является не овладение умением решать уравнения, а получение первого  представления об этих особых равенствах и о смысле их решения. Поэтому  едва ли есть необходимость предлагать ученикам большое количество дополнительных заданий по решению уравнений.

В заданиях, посвященных  уравнениям, наряду с термином «значение  неизвестного» употребляется и  термин «корень уравнения». Эти термины  дети постепенно должны привыкнуть употреблять  как синонимы.

На более поздних этапах обучения второй термин займет первенствующее положение и станет основным, хотя и не вытеснит полностью другой.

Во втором классе продолжается знакомство с равенствами и неравенствами, с решением неравенств и уравнений;

Расширение знаний об уравнениях и их решении происходит в основном в связи с изучением новых  действий – умножения и деления, а, следовательно, появления уравнений, в которых неизвестным является один из множителей, делимое и делитель. Рассматриваются и аналогичные  им неравенства.

Основная цель работы с  уравнениями во втором классе не изменяется – это углубление понимания связи  между взаимно обратными действиями.

Задания, связанные с уравнениями  и неравенствами, сосредоточены  в тетрадях на печатной основе.

В отличие от первых двух лет обучения, в программе которых  вопросы, относящиеся к элементам  алгебры, занимают незначительное место, в третьем классе они представлены значительно шире. Это, с одной  стороны, продолжение знакомства с  уравнениями и неравенствами, с  другой стороны – начало знакомства с системами неравенств и связанными с ними двойными неравенствами.

Теме «Уравнения» уделено  особенно много внимания  и времени. В первом полугодии основным направлением является совершенствование полученных ранее знаний и умений. Этому посвящены  задания учебника, а также задания  в рабочих тетрадях.

В третьем классе учащиеся впервые сталкиваются с уравнениями, решение которых требует выполнения не одного, а большего числа преобразований. Выполнение подобного рода заданий  предполагает, что, во-первых, ученики  используют накопленные к этому  времени наблюдения за взаимосвязью между изменением компонентов сложения и вычитания и результатом  этих действий для установления отношений  между корнями рассматриваемых  уравнений, а во-вторых, попытаются найти способ решения этих уравнений  на основе использования изученных  законов и свойств действий.

Как и всегда в процессе выполнения задания ученики могут  предложить способы решения поставленной проблемы, которые требуют всестороннего  обсуждения и оценки их правильности и рациональности.

Дальнейшее изучение уравнений  влечет за собой принципиальное изменение  цели работы с уравнениями.

До этого момента основным направлением ее является углубление понимания взаимосвязи между  обратными действиями. Теперь главным  становится осознание постоянно  используемого при выполнении многих математических заданий пути – последовательного  пошагового упрощения исходного  задания за счет выполнения тождественных  преобразований.

Основным используемым приемом, позволяющим достичь поставленной цели, является сравнение уравнений, из которых одно является в каждом случае уже знакомым ученикам, а  второе (упрощения), в результате которого оно становится аналогичным первому, которое дети уже умеют решать.

Так, например, предлагаются задания, в которых сравниваются пары уравнений, первые из которых являются простыми, а вторые усложнены за счет того, что правая часть представлена не числом, а числовым выражением.

После сравнения уравнений  и выявления особенностей вторых из них по сравнению с первыми  в каждой паре основное внимание необходимо сосредоточить на вопросе: «Как сделать  так, чтобы второе уравнение каждой пары стало таким же как первое?»

Решение уравнений в таких  заданиях требует в качестве первого  шага нахождение значения этих выражений, в результате чего получаются знакомые простые уравнения.

Далее рассматриваются еще  более сложные уравнения, в которых  необходимо преобразовать обе части.

Здесь же рассматриваются  различные способы преобразования уравнений. Так, в первом из них ученики  знакомятся с упрощением, основанным на использовании распределительного закона умножения относительно сложения и вычитания (по существу они выполняют  приведение подобных членов без знакомства с соответствующей терминологиейакомятся  с упрощением, основанным на исползовании распределительного закона умножения  относительно сложения и вычитания ()о ь ). Второе возвращает учеников к  проблеме использования в качестве переменной (неизвестной) величины не отдельного числа, а выражения, в  которое входит неизвестное число.

Внимание уделяется не только теме «Уравнения», но и теме «Неравенства». С понятием «неравенство»  ученики познакомились еще  в  первом классе. В течение первых двух лет обучения они овладевают умением читать и записывать неравенства  вида а > (< ) в, а ± в > (<) с и т.п., а также подбирать натуральные решения неравенств вида * > ( <) d.

На основе этих знаний в  третьем классе происходит знакомство с решением более сложных неравенств с переменной величиной; рассматривается  поиск общих решений двух простых  неравенств с одной и той же переменной (система неравенств), а  также происходит знакомство с двойными неравенствами.

Информация о работе Методика изучения уравнений в начальных классах