Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 14:06, курсовая работа
Основные свойства летательного аппарата в целом и (или) его частей (конструкции, бортового оборудования, двигателей и др.) выполнять заданные функции, сохраняя значения эксплуатационных показателей в установленных пределах, соответствующих режимам и условиям использования, технического обслуживания, ремонта, хранения и транспортировки. Научные принципы, методы и технические приёмы обеспечения сохранности изделий авиационной техники разрабатываются теорией надёжности, основой которой являются теория вероятностей и математическая статистика, научные методы изучения функционирования изделий, их прочности, а также материаловедение.
Введение………………………………………………………………………….4
1. Сравнительный анализ вероятностей катастрофы летательного аппарата.5
1.1 Вероятность катастрофы ЛА с дублирующими системами………………7
1.1.1 Структура событий вероятности катастроф, связанных с отказом двигателей EKD.......................................................................................................8
1.1.2 Структура событий вероятности катастроф, связанных с отказом двигателя EKЭ……………………………………………………………………11
1.1.3. Структура событий вероятности катастроф, связанных с отказом вспомогательных подсистем ЕКС………………………………………………12
1.2 Вероятность катастрофы ЛА без дублирующих систем………………...14
2. Определение надежности элементов системы энергоснабжения самолета15
Выводы …………………………………………………………………………..19
Список использованных источников…………………………………………...20
Департамент по авиации
Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь
Минский государственный высший авиационный колледж
Кафедра естественнонаучных дисциплин
КУРСОВАЯ РАБОТА (ПРОЕКТ)
ТЕМА: Методы теории вероятностей в анализе безопасности и надежности летательных аппаратов
Вариант 18
По дисциплине теория вероятности и математическая статистика
Специальность 1-370402-02
курсанта Шпудейко Евгения Сергеевича
3-го курса
Руководитель Нарольская А.Н.
Консультант Рубанов И.В.
Курсант Шпудейко Е.С.
Минск – 2012 г.
Департамент по авиации
Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь
Минский государственный высший авиационный колледж
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий кафедрой ЕНД
___________Кириленко А.И.
«____» ___________20__ г.
ЗАДАНИЕ
на курсовую работу (проект)
по дисциплине теория вероятностей и математическая статистика
курсанта третьего курса П-210 группы
Шпудейко Евгения Сергеевича
Фамилия имя отчество
Тема курсовой работы (проекта)
Методы теории вероятностей в анализе безопасности и надежности летательных аппаратов
Вариант 18
При выполнении курсовой работы (проекта) по данной теме должны быть представлены:
1. Пояснительная записка (Введение)
2. Расчетно-графическая часть (В работе назвать конкретно)
3. Выводы
4. Список использованных источников
Руководитель
курсовой работы (проекта) _________ Нарольская А.Н.
подпись
Консультант ___________________ Рубанов И.В.
подпись
Дата выдачи 10 сентября 2012г.
Срок сдачи 10 декабря 2012г. Подпись курсанта __________
Минск - 2012 г.
Оглавление
Введение…………………………………………………………
1. Сравнительный анализ вероятностей катастрофы летательного аппарата.5
1.1 Вероятность катастрофы ЛА с дублирующими системами………………7
1.1.1 Структура событий вероятности
катастроф, связанных с
1.1.2 Структура событий вероятности катастроф,
связанных с отказом двигателя EKЭ……………………………………………………………………
1.1.3. Структура событий
вероятности катастроф,
1.2 Вероятность катастрофы ЛА без дублирующих систем………………...14
2. Определение надежности
элементов системы
Выводы ……………………………………………………………
Список использованных источников…………………………………………...
ВВЕДЕНИЕ
Основные свойства летательного аппарата в целом и (или) его частей (конструкции, бортового оборудования, двигателей и др.) выполнять заданные функции, сохраняя значения эксплуатационных показателей в установленных пределах, соответствующих режимам и условиям использования, технического обслуживания, ремонта, хранения и транспортировки. Научные принципы, методы и технические приёмы обеспечения сохранности изделий авиационной техники разрабатываются теорией надёжности, основой которой являются теория вероятностей и математическая статистика, научные методы изучения функционирования изделий, их прочности, а также материаловедение. Практической основой являются инженерные методы проектирования, испытаний, производства и эксплуатации авиационной техники.
Сущность решения
проблемы обеспечения надежной работы изделий заключается
в изучении физических причин появления
и развития отказов, создании инженерных
методов проектирования высоконадёжных
изделий, разработке производственно-
Изделия авиационной техники являются сложными системами, и уровень их надежности зависит от уровня надежности составных частей. Особенность этих изделий заключается в том, что при допущении возможности отказа отдельных составных частей работоспособность всего изделия должна сохраняться. С этой целью применяется рациональное резервирование частей с потенциально возможными отказами. Отказы должны быть контролируемыми (экипажу выдаётся информация об их появлении). Наиболее опасные отказы должны парироваться аварийными системами, изменением условий или режимов работы отказавших агрегатов. Состояние работоспособности и возникшие отказы в полёте регистрируются с помощью систем сбора полётной информации. Летательный аппарат в целом и его составные части должны быть приспособлены к установлению причин неисправностей, их устранению и предупреждению, то есть должны обладать необходимой эксплуатационной технологичностью.
Уровень надежности летательного аппарата и его составных частей оценивается рядом единичных количественных показателей, характеризующих свойства безотказности и долговечности.
Рассмотрим летательный аппарат (ЛА), который состоит из: m двигателей с вероятностью отказа ; n дублирующих систем энергоснабжения с вероятностью отказа ; N вспомогательных подсистем с вероятностью отказа каждая (Таблица 1).
Таблица1
Данные ЛА
m |
r |
n |
N |
P1 |
P2 |
P3 |
PD |
P1э |
P2э |
P3э |
PС |
3 |
2 |
3 |
2∙103 |
4·10-4 |
6·10-4 |
7·10-4 |
0,2 |
10-3 |
5·10-4 |
7·10-4 |
4·10-9 |
Введем обозначения событий:
D1, D2, D3 – отказ 1-го, 2-го и 3-го двигателей соответственно;
B1, B2, B3 – отказ 1-й, 2-й и 3-й системы энергоснабжения соответственно;
Ci – отказ i-й вспомогательной подсистемы, i = ;
ЕК – катастрофа;
ЕKD, ЕKЭ, ЕKC – катастрофы, связанные с отказом двигателей, систем энергоснабжения и вспомогательных подсистем соответственно.
Катастрофа наступает, если выходят из строя: любые (r+1) и более двигателей; все системы энергоснабжения; хотя бы одна из N вспомогательных подсистем.
В случае отказа любого r из m двигателей катастрофа наступает с вероятностью .
Определим вероятность катастрофы ЛА и сравним ее с вероятностью катастрофы ЛА без дублирующих систем (один двигатель с вероятностью катастрофы , одна система энергоснабжения с вероятностью отказа и N вспомогательных подсистем с вероятностью отказа каждая), предполагая, что все упомянутые выше системы и подсистемы ЛА функционируют независимо друг от друга.
В обоих случаях сравним
вероятности катастроф,
1.1Вероятность катастрофы ЛА с дублирующими системами
Рассмотрим вероятность катастрофы ЛА с дублирующими системами:
.
Перейдем к противоположным событиям и будем иметь:
.
Преобразуем равенство (2) по закону де Моргана, получим:
.
Вероятность катастрофы будет определяться по формуле:
(4)
Вследствие независимости
. (5)
Рассмотрим структуру событий ЕKD, ЕKЭ, ЕKC и найдем их вероятности катастроф, связанных с отказом: двигателей ЕKD; систем энергоснабжения ЕKЭ; вспомогательных подсистем ЕKC .
Рассмотрим структуру событий ЕKD и найдем P(ЕKD) = PKD
Событие ЕKD – это событие, состоящее в том, что катастрофа произошла из-за отказа двигателей, а по условию задачи катастрофа, связанная с отказом двигателей, наступает, если выходят из строя любые (r + 1) и более двигателей из m двигателей, а в случае отказа любого r из m двигателей катастрофа наступает с вероятностью PD .
.
В нашем случае число двигателей m = 3, а r = 2; тогда
r + 1 = 2 + 1 = 3.
Подставив данные (7) в равенство (6) получим:
где – событие, состоящее в том, что катастрофа произошла из-за отказа любого r = 2 из m = 3 двигателей;
– событие, состоящее в том, что катастрофа произошла в связи с выходом из строя любых (r+1) = 3 двигателей:
Катастрофа, связанная с отказом r = 2 двигателя (при работающих остальных), не обязательно влечет за собой катастрофу (а с вероятностью PD), значит,
тогда
Так как события и несовместны, тогда
Учитывая выражение (9), получим:
С другой стороны, катастрофа, связанная с отказом r = 2 двигателя (при работающих остальных) из трех имеющихся у ЛА по условию задачи, есть следующее событие:
, (11)
то есть работает только 3-й, либо 2-й, либо 1-й двигатель из трех имеющихся у ЛА.
По определению условной вероятности имеем:
Используя равенство (10) и несовместимость его слагаемых, получим:
.
Вследствие независимости всех событий и так как , будем далее иметь:
Так как
P (Di) = Pi , i = 1,3 и P (EK / ED2) = PD ,
тогда
Если выполняется условие
для всех и учитывая, что значение вероятности случайного события меньше единицы, то
а также значит, что
Тогда имеем
. (13)
Подставив значения, данные из условия задания, получим:
Рассмотрим структуру событий ЕКЭ и найдем Р(ЕКЭ) = РКЭ
ЕКЭ ≡ В1 · В2 · В3 – катастрофа, связанная с отказом всех трех систем энергоснабжения (n = 3 по условию задачи).
Так как все события В1 , независимы, имеем:
.