Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 14:22, контрольная работа
Игры с дидактическими игрушками данного вида являются хорошей школой умственного развития ребёнка дошкольного возраста. Б.П. Никитин, автор широко известной технологии развивающих игр, с детства уважал головоломки. В будущем это помогло ему понять, как идёт умственное развитие ребёнка. Б.П. Никитин отмечал, что учителя в школах, как правило, делают детей знающими, изобретатели и пропагандисты головоломок делают детей умными.
1. Сущность и значение игр – головоломок для развития детей дошкольного возраста……………………………………………………2
2. Виды головоломок, их характеристика………………………………6
3. Формирование навыков плоскостного моделирования для детей дошкольного возраста. Этапы обучения…………………………….
4. Практическое задание: Создание альбома плоскостного моделирования для детей разных возрастных групп……………...
5. Вывод……………………………………………………………………...
6. Список литературы..............................................................................
Тема: Моделирование изображений на основе игр – головоломок детьми дошкольного возраста.
Содержание:
Игры с дидактическими игрушками данного вида являются хорошей школой умственного развития ребёнка дошкольного возраста. Б.П. Никитин, автор широко известной технологии развивающих игр, с детства уважал головоломки. В будущем это помогло ему понять, как идёт умственное развитие ребёнка. Б.П. Никитин отмечал, что учителя в школах, как правило, делают детей знающими, изобретатели и пропагандисты головоломок делают детей умными.
Эти игры интересны по содержанию, занимательны по форме, отличаются необычностью решения, парадоксальностью результата. Они вызывают у детей огромный интерес, удивление эмоционально захватывают.
Процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, положительном эмоциональном отношении к ней, невозможен без активной мыслительной деятельности. Такие важные качества как смекалка, находчивость, инициатива проявляются лишь в умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе.
Благодаря играм-головоломкам, ребёнок получает возможность включиться в деятельность, в ходе которой могла бы проявиться его активность в рамках нестандартной, неоднозначной ситуации, когда необходимо обнаружить скрытые, «закодированные» пути решения поставленных задач.
В играх из категории «механические головоломки» решение задачи предстаёт перед ребёнком в виде видимых и осязаемых вещей, что позволяет сопоставлять наглядно «задание» с «решением» и самому контролировать и проверять правильность своих действий. Появление у ребёнка способности к самоконтролю и само регуляции своей деятельности значительно повышает уровень осознанности своих действий и поведения, что является важнейшим условием интеллектуального развития ребёнка старшего дошкольного возраста.
Головоломки позволяют решать одну и ту же задачу несколькими способами, что чрезвычайно полезно для формирования у детей гибкости, инициативности мыслительных процессов, способности переносить сформированные умственные действия на новое содержание.
Подобные игры играют очень
важную роль в подготовке детей дошкольного
возраста к обучению в школе. Они
позволяют знакомить ребёнка
с разными способами передачи
информации, поскольку задачи в них
даются в различной форме (модель,
плоский рисунок в изометрии,
чертёж и т.п.). Механические головоломки
предоставляют большие
В играх-головоломках развивается
умение сосредоточенно думать, способность
к длительному умственному
Игры-головоломки способствуют
развитию и становлению нравственно-
Но дети, любя игру и игрушку,
идут на это и преодолевают неуверенность
перед будущей трудностью выполнения
задания. Игры с головоломками позволяют
задействовать различные
Успешность освоения детьми дошкольного возраста игр-головоломок зависит от правильного педагогического руководства и выбора игры, которое должно быть направлено на поддержание и дальнейшее развитие у детей интереса к играм подобного рода, на активизацию умственной деятельности, постепенное развитие детской самостоятельности, инициативы, творчества, обучение детей соответствующим практическим умениям. Выбрать игру достаточно просто, надо лишь посетить магазин развивающих игр.
Одним из важнейших компонентов руководства является подбор игр-головоломок с учётом доступности их решения. Любое дело может быть доведено до конца только в том случае, если оно по силам тому, кто его выполняет.
Развивающие игры-головоломки
требуют в этом отношении особой
осторожности. Что же можно считать
критерием доступности при
Подбирать игры необходимо
применительно к каждому
2. Виды головоломок, их характеристика.
В деятельности детей дошкольного
возраста находят применение упрощённые
варианты самых разнообразных игр-
Многообразие этих игр, с
одной стороны, даёт основание для
их классификации, но, с другой стороны,
довольно трудно найти единый признак
классификации столь
1.Головоломки, направленные на решение конструктивных задач.
Игры на составление объёмных фигур из кубиков («Куб-хамелеон», «Уголки», «Кубики для всех» и др.) способствуют развитию пространственных представлений, образного мышления, способности комбинировать, конструировать, сочетать цвета и др.
Игры «шнуровые», целью которых является:
— составление с помощью верёвочного кольца разнообразных фигур и композиций; завязывание (различными способами) и развязывание узлов; схематическое изображение предметов с помощью верёвочного кольца, доски с колышками и карты-схемы;
— «освобождение» фигуры от продёрнутого в отверстия шнурка, не развязывая его. «Шнуровые» игры способствуют развитию творческого и логического мышления, действия замещения, схематизации, моделирования, умения ориентироваться в пространстве, пространственного воображения, памяти, мелкой моторики и др.
Эти же задачи помогают решать и простейшие «проволочные» игры, в ходе которых необходимо разъединить части фигуры или снять какую-то часть, не разгибая фигуру и не изменяя её форму.
2.Головоломки, направленные на решение геометрических задач.
Игры с палочками (спичками, полосками) − задачи на смекалку геометрического характера, в ходе решения которых можно изменять количество фигур, преобразовывать одни фигуры в другие, переплетать части (полоски) таким образом, чтобы собранный рисунок не рассыпался. Подобные игры способствуют развитию пространственных представлений, закреплению знаний о свойствах и отличительных признаках геометрических фигур, требуют проявления конструктивных способностей и др.
Игры («Танграм», «Пифагор», «Монгольская игра», «Колумбово яйцо», «Вьетнамская игра», «Волшебный круг», «Пентамимо» и др.) на составление плоскостных изображений из специальных наборов геометрических фигур. Наборы представляют собой части разрезанной определённым образом фигуры: квадрат, прямоугольник, круг, овал.
Подобные игры способствуют развитию геометрического воображения, пространственных представлений, сенсорных умений, аналитического восприятия и др.
Лабиринты (графические и механические), динамично меняющие конфигурацию пути, представленного переплетением 3—4 ходов. Играющему необходимо разгадать геометрическую сеть ходов. Усложнение в лабиринтах происходит в направлении увеличения количества тупиков, разветвлений. Игры рекомендуются для развития у детей пространственных представлений, ловкости, настойчивости, логического мышления, умения сосредотачиваться и др.
3.Игры комбинаторного характера − стратегические.
Шашки и шахматы. Игры шахматно-шашечного типа, основанные на игровых принципах классической игры в шашки: «Волки и овцы», «Лиса и гуси», «Квартет», «Леопарды и зайцы», «Мельница», «Турецкие шашки» и др. В эти игры играют два игрока на доске, расчерченной на клетки, имея по равному количеству фигур и одинаковые шансы на выигрыш в начале игры. Теперь подобные игры есть и в Интернете, где можно сыграть во Флеш игры для мальчиков и девочек.
Подобные игры способствуют
развитию комбинаторных способностей,
образного и логического
Игры с целью упорядочивания по признаку (восстановления картинки) путём передвижения частей по игровому полю за счёт использования пустой клетки («Игра-головоломка по 4», «Составь слоника», «15» и др.). Игры такого типа используются с целью развития логического мышления, сообразительности, памяти, комбинаторных способностей, смекалки и находчивости, умения планировать и запоминать 2—3 игровых хода и др.
4. Большую
группу составляют головоломки
с буквами и словами (
5. В
практике работы с детьми
В некоторой степени
3. Формирование
навыков плоскостного
Одной из актуальных проблем методики формирования и развития элементарных математических представлений дошкольников является проблема преемственности в работе детского сада и школы. Современная ситуация в дошкольном образовании характеризуется интенсивным ростом объёма знаний, необходимых ребёнку для последующего успешного перехода в начальную школу. Изучение математики в начальной школе предусматривает достаточно широкую и глубокую ориентацию детей в пространственных представлениях окружающей действительности, но педагогическая практика детского сада не всегда в полной мере решает эту задачу. Одна из причин низкого уровня развития у детей старшего дошкольного возраста пространственных представлений – недостаточная разработка эффективных методов и приёмов обучения. Математика –точная и абстрактная наука, она трудна для понимания дошкольников. Обучение математике в детском саду во многом опирается на методы, которые дают возможность формировать у детей конкретные знания, умения и навыки, и недостаточно ориентируется на методы, способствующие развитию у детей познавательных интересов и способностей, логического мышления, базирующихся на представлениях детской психологии. Решение этой проблемы мы видим в использовании метода моделирования. Моделирование является методом системного подхода, с позиции которого объект и его модель рассматриваются системно, как обладающие целостностью, аналогичной структурой и компонентным составом.