Моделирование изображений на основе игр – головоломок детьми дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 14:22, контрольная работа

Описание работы

Игры с дидактическими игрушками данного вида являются хорошей школой умственного развития ребёнка дошкольного возраста. Б.П. Никитин, автор широко известной технологии развивающих игр, с детства уважал головоломки. В будущем это помогло ему понять, как идёт умственное развитие ребёнка. Б.П. Никитин отмечал, что учителя в школах, как правило, делают детей знающими, изобретатели и пропагандисты головоломок делают детей умными.

Содержание работы

1. Сущность и значение игр – головоломок для развития детей дошкольного возраста……………………………………………………2
2. Виды головоломок, их характеристика………………………………6
3. Формирование навыков плоскостного моделирования для детей дошкольного возраста. Этапы обучения…………………………….
4. Практическое задание: Создание альбома плоскостного моделирования для детей разных возрастных групп……………...
5. Вывод……………………………………………………………………...
6. Список литературы..............................................................................

Файлы: 1 файл

матем готовая.docx

— 40.87 Кб (Скачать файл)

 

Тема: Моделирование  изображений на основе игр – головоломок  детьми дошкольного возраста.

Содержание:

  1. Сущность и значение игр – головоломок для развития детей дошкольного возраста……………………………………………………2
  2. Виды головоломок, их характеристика………………………………6
  3. Формирование навыков плоскостного моделирования для детей дошкольного возраста. Этапы обучения…………………………….
  4. Практическое задание: Создание альбома плоскостного моделирования для детей разных возрастных групп……………...
  5. Вывод……………………………………………………………………...
  6. Список литературы..............................................................................

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Сущность и значение игр – головоломок для развития детей дошкольного возраста.

 

Игры с дидактическими игрушками данного вида являются хорошей школой умственного развития ребёнка дошкольного возраста. Б.П. Никитин, автор широко известной  технологии развивающих игр, с детства  уважал головоломки. В будущем это  помогло ему понять, как идёт умственное развитие ребёнка. Б.П. Никитин отмечал, что учителя в школах, как правило, делают детей знающими, изобретатели и пропагандисты головоломок  делают детей умными.

Эти игры интересны по содержанию, занимательны по форме, отличаются необычностью решения, парадоксальностью результата. Они вызывают у детей огромный интерес, удивление эмоционально захватывают.

Процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, положительном  эмоциональном отношении к ней, невозможен без активной мыслительной деятельности. Такие важные качества как смекалка, находчивость, инициатива проявляются лишь в умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе.

Благодаря играм-головоломкам, ребёнок получает возможность включиться в деятельность, в ходе которой  могла бы проявиться его активность в рамках нестандартной, неоднозначной  ситуации, когда необходимо обнаружить скрытые, «закодированные» пути решения  поставленных задач.

В играх из категории «механические  головоломки» решение задачи предстаёт  перед ребёнком в виде видимых  и осязаемых вещей, что позволяет  сопоставлять наглядно «задание» с  «решением» и самому контролировать и проверять правильность своих  действий. Появление у ребёнка  способности к самоконтролю и  само регуляции своей деятельности значительно повышает уровень осознанности своих действий и поведения, что является важнейшим условием интеллектуального развития ребёнка старшего дошкольного возраста.

Головоломки позволяют решать одну и ту же задачу несколькими  способами, что чрезвычайно полезно  для формирования у детей гибкости, инициативности мыслительных процессов, способности переносить сформированные умственные действия на новое содержание.

Подобные игры играют очень  важную роль в подготовке детей дошкольного  возраста к обучению в школе. Они  позволяют знакомить ребёнка  с разными способами передачи информации, поскольку задачи в них  даются в различной форме (модель, плоский рисунок в изометрии, чертёж и т.п.). Механические головоломки  предоставляют большие возможности  для манипуляций с деталями и  тем самым способствуют развитию мелкой моторики, что необходимо для  подготовки руки к письму, а также  является важным условием умственного  развития ребёнка.

В играх-головоломках развивается  умение сосредоточенно думать, способность  к длительному умственному напряжению, интерес к интеллектуальной деятельности, познавательный интерес и другие качества будущего школьника. Кроме  того, игры-головоломки помогают формировать  у детей такие жизненно важные качества как находчивость, самостоятельность, быстрота, ловкость, привычка к трудовому  усилию, активная позиция. Все эти  качества необходимы для успешного  овладения учебными дисциплинами в  школе.

Игры-головоломки способствуют развитию и становлению нравственно-волевых  качеств личности дошкольника. В  стремлении ребёнка «победить» в  нелёгкой борьбе с «хитрой» задачей  проявляется его упорство, настойчивость, целеустремлённость. Нужно быть решительным, чтобы сделать в стратегической игре правильный ход, учитывающий будущую  победу; нужно быть решительным, чтобы  выбрать игру, зная, как тяжело будет  решить поставленную задачу.

Но дети, любя игру и игрушку, идут на это и преодолевают неуверенность  перед будущей трудностью выполнения задания. Игры с головоломками позволяют  задействовать различные психологические  качества, способности, эмоции ребёнка, способствуют развитию умений находить выход из любого положения, приобретению необходимой уверенности в себе.

Успешность освоения детьми дошкольного возраста игр-головоломок  зависит от правильного педагогического  руководства и выбора игры, которое  должно быть направлено на поддержание  и дальнейшее развитие у детей  интереса к играм подобного рода, на активизацию умственной деятельности, постепенное развитие детской самостоятельности, инициативы, творчества, обучение детей  соответствующим практическим умениям. Выбрать игру достаточно просто, надо лишь посетить магазин развивающих  игр.

Одним из важнейших компонентов  руководства является подбор игр-головоломок  с учётом доступности их решения. Любое дело может быть доведено до конца только в том случае, если оно по силам тому, кто его выполняет.

Развивающие игры-головоломки  требуют в этом отношении особой осторожности. Что же можно считать  критерием доступности при выборе игры? Если какая-либо головоломка предназначена, например, для детей дошкольного  возраста, то означает ли это, что каждый дошкольник обязан с ней справиться? Разумеется, нет. Для одних она  может оказаться слишком сложной, для других − доступной. Индивидуальные различия между детьми (способности, уровень развития и др.) бывают часто  значительно большими, чем различия возрастные. Поэтому определить точно, для какого возраста подходит та или иная игра, очень трудно, а иногда и невозможно.

Подбирать игры необходимо применительно к каждому ребёнку  индивидуально. Интерес к играм, к решению задач, требующих напряжения мысли, появляется не всегда и не у  всех детей сразу, и поэтому предлагать такие игры надо постепенно, не оказывая давления на детей. Здесь особенно необходимо соблюдать принцип «от простого к сложному». Трудные непосильные задачи могут отпугнуть ребёнка. Но, когда удаётся осилить задание, преодолеть первые трудности, ребёнок испытывает большую радость и готов перейти к более сложной игре. У него появляется вера в свои силы, чувство собственного достоинства, развивается «умственный аппетит», а это значит, что цель игры достигнута.

 

 

 

2. Виды головоломок, их характеристика.

 

В деятельности детей дошкольного  возраста находят применение упрощённые варианты самых разнообразных игр-головоломок.

Многообразие этих игр, с  одной стороны, даёт основание для  их классификации, но, с другой стороны, довольно трудно найти единый признак  классификации столь разнообразного материала. В зависимости от характера  игрового материала и поставленных задач, направленности на развитие тех  или иных умений, игры-головоломки  для детей дошкольного возраста можно условно разделить на несколько  основных групп.

1.Головоломки, направленные на решение конструктивных задач.

Игры на составление объёмных фигур из кубиков («Куб-хамелеон», «Уголки», «Кубики для всех» и др.) способствуют развитию пространственных представлений, образного мышления, способности  комбинировать, конструировать, сочетать цвета и др.

Игры «шнуровые», целью которых является:

— составление с помощью  верёвочного кольца разнообразных  фигур и композиций; завязывание (различными способами) и развязывание узлов; схематическое изображение предметов с помощью верёвочного кольца, доски с колышками и карты-схемы;

— «освобождение» фигуры от продёрнутого в отверстия шнурка, не развязывая его. «Шнуровые» игры способствуют развитию творческого и логического мышления, действия замещения, схематизации, моделирования, умения ориентироваться в пространстве, пространственного воображения, памяти, мелкой моторики и др.

Эти же задачи помогают решать и простейшие «проволочные» игры, в ходе которых необходимо разъединить  части фигуры или снять какую-то часть, не разгибая фигуру и не изменяя  её форму.

2.Головоломки, направленные на решение геометрических задач.

Игры с палочками (спичками, полосками) − задачи на смекалку геометрического  характера, в ходе решения которых  можно изменять количество фигур, преобразовывать  одни фигуры в другие, переплетать  части (полоски) таким образом, чтобы  собранный рисунок не рассыпался. Подобные игры способствуют развитию пространственных представлений, закреплению  знаний о свойствах и отличительных  признаках геометрических фигур, требуют  проявления конструктивных способностей и др.

Игры («Танграм», «Пифагор», «Монгольская игра», «Колумбово яйцо», «Вьетнамская игра», «Волшебный круг», «Пентамимо» и др.) на составление плоскостных изображений из специальных наборов геометрических фигур. Наборы представляют собой части разрезанной определённым образом фигуры: квадрат, прямоугольник, круг, овал.

Подобные игры способствуют развитию геометрического воображения, пространственных представлений, сенсорных  умений, аналитического восприятия и  др.

Лабиринты (графические и  механические), динамично меняющие конфигурацию пути, представленного  переплетением 3—4 ходов. Играющему  необходимо разгадать геометрическую сеть ходов. Усложнение в лабиринтах происходит в направлении увеличения количества тупиков, разветвлений. Игры рекомендуются для развития у  детей пространственных представлений, ловкости, настойчивости, логического  мышления, умения сосредотачиваться  и др.

3.Игры комбинаторного характера − стратегические.

Шашки и шахматы. Игры шахматно-шашечного  типа, основанные на игровых принципах  классической игры в шашки: «Волки и  овцы», «Лиса и гуси», «Квартет», «Леопарды и зайцы», «Мельница», «Турецкие шашки» и др. В эти игры играют два игрока на доске, расчерченной на клетки, имея по равному количеству фигур и одинаковые шансы на выигрыш в начале игры. Теперь подобные игры есть и в Интернете, где можно сыграть во Флеш игры для мальчиков и девочек.

Подобные игры способствуют развитию комбинаторных способностей, образного и логического мышления, способности к самостоятельному поиску решения задачи, настойчивости  в стремлении одержать победу в очередной  партии и др.

Игры с целью упорядочивания по признаку (восстановления картинки) путём передвижения частей по игровому полю за счёт использования пустой клетки («Игра-головоломка по 4», «Составь слоника», «15» и др.). Игры такого типа используются с целью развития логического мышления, сообразительности, памяти, комбинаторных способностей, смекалки и находчивости, умения планировать  и запоминать 2—3 игровых хода и  др.

4. Большую  группу составляют головоломки  с буквами и словами (кроссворды, ребусы, метаграммы и др.) − графические или словесные игры на упражнение внимания, памяти, фонематического слуха, мышления и др.

5. В  практике работы с детьми дошкольного  возраста широко используются разнообразные «головоломные» задачи, связанные с рассматриванием картинок: «Картинки в картинке» (на картинке, исполненной, обычно, контурным рисунком, нужно найти зашифрованные линиями изображения предметов); «Перепутаницы» (отгадать, сколько на картинке нелепостей); «Омонимы в рисунках» (найти на картинке изображения предметов, названия которых являются словами-омонимами) и др.

В некоторой степени головоломками  можно считать обширную группу игрушек, построенных на законах физики и  химии, изготовленных с применением  устройств для получения различных эффектов (двигательных, шумовых, световых и др.).

 

 

3. Формирование  навыков плоскостного моделирования  для детей дошкольного возраста. Этапы обучения

 

Одной из актуальных проблем  методики формирования и развития элементарных математических представлений дошкольников является проблема преемственности в работе детского сада и школы. Современная ситуация в дошкольном образовании характеризуется интенсивным ростом объёма знаний, необходимых ребёнку для последующего успешного перехода в начальную школу. Изучение математики в начальной школе предусматривает достаточно широкую и глубокую ориентацию детей в пространственных представлениях окружающей действительности, но педагогическая практика детского сада не всегда в полной мере решает эту задачу. Одна из причин низкого уровня развития у детей старшего дошкольного возраста пространственных представлений – недостаточная разработка эффективных методов и приёмов обучения. Математика –точная и абстрактная наука, она трудна для понимания дошкольников. Обучение математике в детском саду во многом опирается на методы, которые дают возможность формировать у детей конкретные знания, умения и навыки, и недостаточно ориентируется на методы, способствующие развитию у детей познавательных интересов и способностей, логического мышления, базирующихся на представлениях детской психологии. Решение этой проблемы мы видим в использовании метода моделирования. Моделирование является методом системного подхода, с позиции которого объект и его модель рассматриваются системно, как обладающие целостностью, аналогичной структурой и компонентным составом.

Информация о работе Моделирование изображений на основе игр – головоломок детьми дошкольного возраста