Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 14:22, контрольная работа
Игры с дидактическими игрушками данного вида являются хорошей школой умственного развития ребёнка дошкольного возраста. Б.П. Никитин, автор широко известной технологии развивающих игр, с детства уважал головоломки. В будущем это помогло ему понять, как идёт умственное развитие ребёнка. Б.П. Никитин отмечал, что учителя в школах, как правило, делают детей знающими, изобретатели и пропагандисты головоломок делают детей умными.
1. Сущность и значение игр – головоломок для развития детей дошкольного возраста……………………………………………………2
2. Виды головоломок, их характеристика………………………………6
3. Формирование навыков плоскостного моделирования для детей дошкольного возраста. Этапы обучения…………………………….
4. Практическое задание: Создание альбома плоскостного моделирования для детей разных возрастных групп……………...
5. Вывод……………………………………………………………………...
6. Список литературы..............................................................................
Моделирование – наглядно-практический метод математического обучения, при помощи которого мышление ребёнка успешно развивается в процессе усвоения и понимания специальных схем, моделей. Через моделирование в наглядной и доступной для ребёнка форме воспроизводятся скрытые свойства и связи того или иного объекта. При помощи такого метода развитие пространственных представлений идёт по стройно логическому ряду, который включает в себя комплекс последовательно построенных математических моделей. Усваивая способы их использования, дети не только изучают саму модель, но и имеют возможность самостоятельно построить модель понятия и через процесс её построения осознать основные свойства и отношения изучаемых математических объектов. Математические модели позволяют перевести предложенную педагогом проблему ориентировки в пространстве во внутреннюю проблему самого ребёнка.
Математическая моделирующая деятельность ребёнка на различных возрастных этапах реализуется в различных видах плоскостного и пространственного конструирования: на раннем этапе – в виде предметного
конструирования (вещественная наглядность – палочки, геометрические фигуры, различные конструкторы, лист бумаги и т. п.)., далее – в виде графического (рисунок, чертеж), а затем символического моделирования (схемы, знаки, цифры, буквы, знаки действий, математические записи).
На раннем этапе дети моделируют плоскостные фигуры на основе конструирования. Им даются задания из нескольких частей, где представлены простейшие геометрические фигуры, которые требуется сложить в определённую форму путём наложения. При составлении моделей геометрических фигур ребёнок должен правильно соотнести предложенные
детали, зрительно или при помощи дополнительного математического действия – наложения плоскостных геометрических фигур на заданный контур. Моделирующие действия дошкольников построены на наглядно-действенном уровне. Познание идёт на основе осязательно-двигательного восприятия и называния плоскостных фигур словом. Совместная работа всех органов восприятия способствует более точному пониманию формы предметов. Математическое моделирование на плоскостных материалах вызывает у детей живой интерес, развивает их аналитико-синтетические способности, активизирует познавательную деятельность на основе чувственного эмоционального опыта.
На следующем этапе развитие пространственных представлений происходит через пространственное моделирование на основе конструирования. Дошкольники строят модели по чертежам заданиям. Новый уровень познания реализуется при построении моделей, в которых предметом наглядного моделирования являются математические объекты объёмные геометрические формы. На этом уровне понимания происходит развитие умения отождествлять объёмные фигуры с плоскостными. Дети при самостоятельном создании математической модели познают характерные признаки объёмных геометрических фигур, учатся видеть объёмный предмет «в уме» и восстанавливать образы ранее изученного объекта. В результате систематической работы у дошкольников складываются и сохраняются образы объёмных геометрических форм, развиваются умения выполнять с ними любые движения (наложения и объединения), а также появляются способности синтезировать из этих форм разнообразные конструктивные модели. Этот уровень можно назвать наглядно-образным. Он позволяет овладеть соответствующими способами моделирующих действий и перейти
к построению математической модели изучаемого объекта путём обобщения усвоенных знаний. Дальнейшее развитие пространственных представлений совершается при помощи пространственного моделирования на основе графических средств, когда дети ориентируются по графическим чертежам.
Более высокий уровень развития составляет пространственное моделирование на основе схем и знаков, ориентировка по схемам, картам. Понимание математических моделей, опирается на ранее изученные способы моделирующих действий и привлечение имеющихся в умственном опыте детей знаний о графических планах. Развивается умение ориентироваться по схематическому изображению знакомой местности. Иными словами, дети приобретают способность соотносить реальные предметы с картой нарисованной местности. Понимание моделей, построенных на основе схем и знаков, даёт им возможность самим строить модели знакомой местности. Эта работа осуществляется на образно логическом уровне развития дошкольника. Таким образом, развитие пространственных представлений ребёнка идёт поэтапно при использовании математических моделей, начиная с первичных приёмов моделирования на наглядно-действенном уровне и заканчивая образно-логическим мышлением, которое позволяет оперировать реальными предметами в умственном плане в виде схем и знаков. Понимание сущности построенных моделей, умение их применять в своей деятельности помогает старшим дошкольникам достичь высокой степени развития пространственных представлений. Результат математического моделирования становится для ребёнка привлекательным, ему хочется всё сделать самому получить в своё распоряжение исходный материал и экспериментировать с полученной конструкцией. Так у детей формируется познавательный интерес, появляется мотивация. Этот процесс может быть положен в основу активизации познавательной деятельности старших дошкольников.
4.Практическое задание: Создание альбома плоскостного моделирования для детей разных возрастных групп.
5.Вывод.
Таким образом, исходя из всего выше написанного можно сделать следующие выводы: использование моделирования в развитии математических представлений дошкольников дает ощутимые положительные результаты, а именно:
позволяет выявить скрытые
связи между явлениями и
улучшает понимание ребенком
структуры и взаимосвязи
повышает наблюдательность ребенка, дает ему возможность заметить особенности окружающего мира;
Все вышеперечисленное становится возможным прежде всего потому, что метод моделирования как нельзя лучше соответствует особенностям умственного развития дошкольника, и прежде всего наглядно-образному характеру его мышления.
Все формы использования моделирования, а именно: предметное моделирование, предметно-схематическое моделирование, новый, перспективный метод моделирования дают положительные результаты в практическом применении, активизируя познавательную деятельность детей.
Моделирование является одним из наиболее перспективных методов реализации умственного воспитания, поскольку мышление дошкольника отличается предметной образностью и наглядной конкретностью.
Метод моделирования открывает
перед педагогом ряд
Предлагается использовать метод моделирования шире в практике дошкольного воспитания, активно применяя эту методику во всех направлениях дошкольного воспитания, поскольку данный метод дает наиболее ощутимые результаты.
6.Список литературы
1. Белошистая, А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников : Вопросы теории и практики : курс лекций для студ. дошк. ф-тов высш. учеб. заведений [Текст] / А.В. Белошистая. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 399 с.
2. Репина, Г.А. Математическое развитие дошкольников : Современные направления [Текст] / Г.А. Репина. – М. : ТЦ Сфера, 2008. – 128 с.
3. Михайлова, З.А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста [Текст] / З.А. Михайлова. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2008г. – 384с.
4. Метлина, Л. С. Математика в детском саду : Пособие для воспитателя детского сада [Текст] / Л.С. Метлина – М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 1984г. - 256с.
5. Смоленцева, А.А., Пустовойт, О.В. Математика до школы: Пособие для воспитателей детских садов и родителей [Текст] / А.А. Смоленцева, О.И. Пустовойт – СПб.: Детство-пресс, 2006г. – 191с.
6. Михайлова, З.А., Непомнящая, Р.Л. Математика до школы: Игры-головоломки [Текст] / З.А. Михайлова, Р.Л. Непомнящая - СПб.: Детство-пресс, 2006г. – 191с.
7. Жукова, Р.А. Математика: Разработка занятий [Текст] / Р.А. Жукова – Волгоград КОРИФЕЙ, 2010г. 98с.
8. ru.vikipedia.org