Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2014 в 14:11, курсовая работа
Математика является одной из важнейших наук на земле и именно с ней человек встречается каждый день в своей жизни. Именно поэтому учителю необходимо развивать у детей интерес к этой науке. На наш взгляд, развивать познавательный интерес к математике возможно с помощью использования наглядных средств обучения
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
НАГЛЯДНОСТИ НА УРОКЕ МАТЕМАТИКИ В 1-М КЛАССЕ 5
1.1 Особенности восприятия в обучении младшего школьника 5
1.2 Средства начального обучения математике 11
1.3 Основные понятия начального курса математики и особенности их формирования у младших школьников 16
ГЛАВА II. МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАГЛЯДОСТИ
НА УРОКЕ МАТЕМАТИКИ В 1-М КЛАССЕ 34
2.1 Методика построения педагогического эксперимента 34
2.2 Разработка и апробация методики использования наглядности
на уроке математики в начальных классах 35
2.3. Оценка эффективности использования средств наглядности
на уроках математики 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
После проверки работ учащихся обеих групп был сделан поэлементный анализ в ходе которого выяснилось, что в экспериментальном классе не было ошибок, которые ребята делали в начале обучения, в то время как в контрольном классе показатели улучшились, но младшие школьники делают все те же ошибки.
Ошибки учащихся были следующие: - 10% ребят в контрольном классе делают ошибки на незнание следования чисел в натуральном ряду; - 20% на незнание свойств натурального ряда; - 20% не умеет сравнивать два натуральных числа. Результаты полученных данных педагогического эксперимента позволили нам составить сводную таблицу, отражающую динамику успеваемости .
Таблица 3 - Динамика уровня успеваемости
Типичные ошибки |
Незнание следования чисел в натуральном ряду |
Не знание свойств натурального ряда |
Не умение сравнивать два натуральных числа | |
Класс | ||||
Экспериментальный |
Констатирующий эксперимент |
30% |
20% |
30% |
Контрольный эксперимент |
0% |
0% |
10% | |
Контрольный |
Констатирующий эксперимент |
40% |
20% |
30% |
Контрольный эксперимент |
10% |
20% |
20% |
Проанализировав результаты контрольного эксперимента, мы пришли к следующим выводам:
1. Дети экспериментального
2. Полученные данные показывают, что систематическое целенаправленное использование наглядных пособий на уроках математики в начальной школе повышает качество усвоения знаний, уровень сформированности умений и навыков.
3. Результаты контрольного эксперимента убедительно доказывают правомерность выдвинутой гипотезы исследования. Средства наглядности способствуют пробуждению у детей интереса к предмету, желания самостоятельно принимать верные решения в сложных ситуациях, учит их оригинально мыслить, дает возможность каждому ученику раскрыть свой интеллектуальный потенциал и способности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, наглядность является одним из главных средств обучения младших школьников на протяжении всего учебно-воспитательного процесса. Использование наглядности на уроках в начальных классах обусловлено психофизиологическими особенностями учащихся данной возрастной группы.
Принцип наглядности в обучении используется уже давно. Об его эффективном действии в процессе обучения и воспитания говорил еще великий польский дидактик и ученый Я.А. Коменский, высшим основным принципом обучения признавал наглядность Песталоцци, великий русский педагог Ушинский видел в наглядности одно из условий, которое обеспечивает получение учащимися полноценных знаний, развивает их логическое мышление, широко использовал в своей педагогической деятельности этот принцип Л.Н. Толстой. Принцип наглядности широко используется в обучении младших школьников и в наше время.
Значение средств наглядности в процессе обучения математике младших школьников переоценить трудно. Формирование многих основных математических понятий, таких как: понятие числа, арифметического действия, переместительного закона, понятия больше «на», меньше «на» и других, происходит с использованием различных наглядных пособий. В основе формирования этих понятий лежит взаимнооднозначное соответствие между множествами.
На подготовительном этапе обучения и в начале изучения темы «Нумерация» дети учатся выделять группы предметов на основе определенных практических действий с ними и отмечать, что изменилось (опора наглядно-действенное мышление). Следующий шаг – переход от действий с конкретными предметами к работе по картинкам (переход к наглядно-образному мышлению). Причем здесь обеспечивается постепенность перехода: сначала работа с тремя связанными между собой картинками, наглядно-иллюстрирующими «Что было?», «Что произошло?», «Что стало?», а затем к парным картинкам, показывающим «Что было?», «Что стало?».
Следующий этап – переход к решению задач на основе действий с числами в теме «Сложение и вычитание» переход к словесно-логическому мышлению. В учебнике наблюдается постепенный переход от полной предметной наглядности (когда ответ в задаче находится путем пересчета предметов, изображенных в иллюстрациях) к неполной предметной наглядности (одно из данных задачи выражено числом) и затем – к решению задач, где оба данных представлены в виде чисел, а иллюстрация поясняет лишь сюжет задачи.
Наглядные пособия по математике делятся на демонстрационные пособия (крупные) и индивидуальные (маленькие). Наглядные пособия подразделяются на две группы: группа средств предметно-образной наглядности и группа средств знаковой наглядности.
Практическое использование наглядных пособий на уроках математики в начальных классах очень широко. Некоторые виды работ с использованием наглядности на уроках математики в первом классе даны в работе.
В ходе исследования выдвигалась гипотеза, что систематическое целенаправленное использование наглядных пособий на уроках повысит качество усвоения знаний, уровень сформированности математических умений и навыков.
В ходе исследования был предложен эксперимент. Он был направлен на подтверждение или опровержение гипотезы.
Опыт показывает, что после проведения подобных экспериментов действительно оказывается, что систематическое целенаправленное использование наглядных пособий на уроках математики в начальной школе повышает качество усвоения знаний, уровень сформированности умений и навыков.
Список используемой литературы
Приложения
На доске записываются примеры с пропущенными цифрами и знаками:
2 + 6 = 1 8 = 9
- 2 = 8 7 - = 5
9 3 = 6 8 + 1 =
Чуть в стороне прикалываются вырезанные из цветной бумаги кленовые листики с записанными на них цифрами (2,8,10,9,+,-) и фигурка медвежонка. Предлагается следующая ситуация: медвежонок решил примеры и ответы записал на кленовых листочках. Подул ветер – и листочки разлетелись. Очень расстроился медвежонок: как же теперь ему быть? Надо помочь ему вернуть листики с ответами на свои места.
Дети по вызову учителя выходят к доске, ищут листики с правильными ответами и заполняют ими пропуски.
На доске записываются примеры без ответов:
5 – 3 = 7 + 2 = 1 + 5 =
10 – 2 = 4 + 3 = 6 – 3 =
6 + 4 = 9 – 5 = 10 – 5 =
Внизу на доске под примерами выстраиваются кораблики. На парусе каждого из них записаны цифры (8,2,9,10,7,3,4,6,5), которые являются ответами к данным примерам. Количество корабликов соответствует числу примеров, записанных на доске, на каждом парусе записан только один из вышеперечисленных ответов.
Изготовить кораблики для этой игры можно быстро и просто: вырезаются два одинаковых четырехугольника в форме лодочки и склеиваются в виде кармашка. В кармашек вставляется карточка с цифрой. Получается кораблик с парусом (см. приложение №7).
Детям предлагается такая ситуация: в море начался шторм, и корабли сбились с курса, надо им помочь – каждый кораблик провести точно по курсу. Вызванные к доске учащиеся выходят, берут любой кораблик и приставляют к тому примеру, который соответствует ответу, записанному на парусе корабля.
На наборное полотно выставляют рисунок с изображением предметов, которые можно купить в магазине. Вызванный ученик выходит к доске и «покупает» любой предмет, выставляя монетки на наборное полотно. Остальные ребята эту работу выполняют на своих индивидуальных полотнах. Для этой игры необходимо заготовить набор монет большого размера.
Учитель записывает на доске примеры, решенные с ошибками. Рядом прикрепляют изображение Незнайки, нарисованного на бумаге (либо выставляет игрушку Незнайка). Детям предлагается ситуация: Незнайка, решая примеры, допустил ошибки, надо их проверить и помочь Незнайке исправить ошибки.
игра проводится с целью закрепления счета в пределах пяти и как физкультминутка на уроке. По предложению учителя дети встают с мест, произносят хором: «Поехали!» - и делают различные движения, подражая автобусу. Дальше учитель объявляет: «Стоп! Остановка! Вошли пассажиры. Взяли билеты». Дети останавливаются, садятся на места и на наборном полотне из монет набирают столько монет, сколько нужно уплатить за проезд. Назначенные учителем «контролеры» проверяют правильность «уплаты за проезд».
Для этой игры на листе ватмана рисуется красками большое солнышко с лучами и вырезается. Рисунок прикрепляется к магнитной доске. К одному из верхних лучей прижимается магнитом карточка с числом, из которого надо вычесть или к которому надо прибавить другие числа. Например, это число 10. К каждому нижнему лучу скрепками прикрепляют по 2 кружочка, наложенных один на другой. На верхних кружочках записаны числа, которые надо прибавить или вычесть из 10. на нижних – буквы, из которых составляется какое-либо слово поощрительного содержания, например: «молодцы», «спасибо», «отлично» и т.д. Учитель показывает указкой на любое число, которое надо прибавить или вычесть из верхнего числа. Вызванный ученик говорит ответ. Если он верный, учитель снимает кружочек с буквой. Когда будут решены все примеры и откроются все буквы, ребята прочитают, что сказало им солнышко за хорошую работу на уроке.
Из бумаги голубого цвета вырезается изображение тучки. Тучка прикрепляется к магнитной доске. С помощью. Маленького магнита к тучке прижимается карточка с числом, например 18. под тучкой прикрепляют карточки с числами. По этому пособию можно решать примеры на сложение и вычитание, составлять задачи, закреплять состав любого числа.