Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 21:50, курсовая работа
Составить экономико-математическую модель транспортной задачи и автоматизировать ее средствами MS Excel.
Четыре предприятия данного экономического района для производства продукции используют три вида сырья. Потребности в сырье каждого из предприятий соответственно равно 120,50,190 и 110 ед. Сырье сосредоточено в трех местах его получения, а запасы соответственно равны 160,140,170ед.
ВВЕДЕНИЕ 3
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 6
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ФОРМУЛИРОВКА ТРАНСПОРТНОЙ ЗАДАЧИ, ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ 6
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 10
АВТОМАТИЗАЦИЯ ОПТИМАЛЬНОГО ПЛАНА ВЫПУСКА ПРОДУКЦИИ СРЕДСТВАМИ MS EXCEL 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30
Таблица 1
Особенность этого метода в том, что распределение начинается с левой верхней клетки, то есть северо-западной, независимо от величины издержки по маршрутам (Таблица 1).
Таким образом, все запасы распределены и все потребности удовлетворены. Получен первый допустимый план при следующих значениях неизвестных:
х11=120; х12=40; х22=10; х23=130; х33=60; х34=110.
Значения остальных неизвестных равны нулю. Значение целевой функции при этом равно:
Z1=7·120+8·40+5·10+9·130+3·60+
Для проверки правильности распределения ресурсов и удовлетворения потребностей необходимо суммировать объем перевозок, как по строкам, так и по столбцам. После этого план проверяется на оптимальность.
Условимся называть клетки матрицы, соответствующие положительным компонентам плана, занятыми (базисными), а остальные – свободными (небазисными). Число занятых клеток в опорном плане должно быть m + n-1. В случае, когда их оказывается меньше, одну из свободных клеток условно считают занятой и проставляют в ней перевозки хij=0. При этом надо следить за тем, чтобы условно занятая клетка не образовывала с другими занятыми клетками замкнутых контуров.
В нашей задаче число занятых клеток равно 6=(3+4-1).
Проверка допустимого решения на оптимальность
Для поверки плана на оптимальность:
Первый опорный план:
Задав одной из неизвестных Ui или Vj произвольное значение, например U1=0, находим все Ui и Vj. Так, U1+V1=C11, откуда V1=C11-U1, то есть V1=7-0=7.
Сырье |
Vj
Ui |
Предприятия |
Запасы | |||
1 |
2 |
3 |
4 | |||
7 |
8 |
12 |
15 | |||
1 |
0 |
7
120 |
8 - 40 |
1
X13 |
2 + Х14 |
160 |
2 |
-3 |
4
Х21 |
5
10 + |
9 - 130 |
8
X24 |
140 |
3 |
-9 |
9
Х31 |
2
Х32 |
3 + 60 |
6 - 110 |
170 |
Потребность |
120 |
50 |
190 |
110 |
470 |
Таблица 2
Если при решении задач на минимум все величины lij будут положительными или равными нулю, то план оптимален, если же имеются отрицательные величины, то план не оптимален, и его надо улучшать (Таблица 2).
Рассчитаем lij:
l13=C13-(U1+V3)=1-(0+12)=-11;
l14=C14-(U1+V4)=2-(0+15)=-13;
l21=C21-(U2+V1)=4-(-3+7)=0;
l24=C24-(U2+V4)=8-(-3+15)=-4;
l31=C31-(U3+V1)=9-(-9+7)=11;
l32=C32-(U3+V2)=2-(-9+8)=3.
Так как среди значений lij есть отрицательные, то первый опорный план не оптимален.
Поиск решения более близкого к оптимальному
Для улучшения плана среди отрицательных значений lij берут клетку с наибольшим по абсолютной величине значением и строят из нее замкнутый контур. В данном примере можно взять клетку а14, в которой значение l14=-13. Одна вершина контура должна лежать в этой свободной клетке, остальные – только в занятых. Контур, построенный из клетки а14 (таблица 2) ,обозначен пунктиром. В вершине свободной клетки ставится знак “+”, в остальных клетках – знаки “+” и “-“ чередуются.
В клетках с отрицательными вершинами выбирается минимальный объем перевозок, который вычитается из всех объемов перевозок по клеткам, имеющим отрицательные вершины контура, и прибавляются к объемам перевозок по клеткам с положительными вершинами контура.
В исходной задаче: отрицательные вершины контура расположены в клетках а12, a23 и а34. В клетке а12 объем перевозок равен 40 т, в а23– 130т, в a34 –110. Следовательно, меньший объем перевозок в клетках с отрицательными вершинами равен 40. Этот объем вычитаем из клеток а12, a23 и а34, прибавляем к клеткам а14,a22 и а33 и записываем в новую таблицу (Таблица 3):
Сырье |
Предприятия |
Запасы | |||
1 |
2 |
3 |
4 | ||
1 |
7 120 |
8 X12 |
1 X13 |
2 40 |
160 |
2 |
4 X21 |
5 50 |
9 90 |
8 X24 |
140 |
3 |
9 X31 |
2 X32 |
3 100 |
6 70 |
170 |
Потребность |
120 |
50 |
190 |
110 |
470 |
Таблица 3
Второй опорный план.
В таблице 3 вновь проверяем объем ограничений по строкам и столбцам. Суммарные издержки на перевозку при таком плане равны:
Z2=7·120+2·40+5·50+9·90+3·100+
Отрицательное значение lij свободных клеток показывает экономию на перевозке единицы груза при перемещении его из занятой клетки в свободную. В нашей задаче значение a14 свободной клетки l14 = –13. Таким расчетом проверяется правильность проведенных расчетов в каждом варианте.
Составленный план опять принимается за исходный, и вся вычислительная процедура повторяется снова:
Рассчитываем потенциалы для занятых клеток:
U1=0;
V1=C11-U1=7-0=7;
V4=C14-U1=2-0=2;
U3=C34-V4=6-2=4;
V3=C33-U3=3-4=-1;
U2=C23-V3=9+1=10;
V2=C22-U2=5-10=-5.
Сырье |
Vj
Ui |
Предприятия |
Запасы | |||
1 |
2 |
3 |
4 | |||
7 |
-5 |
-1 |
2 | |||
1 |
0 |
7 - 120 |
8
X12 |
1
X13 |
2 + 40 |
160 |
2 |
10 |
4 + Х21 |
5
50 |
9
90 - |
8
X24 |
140 |
3 |
4 |
9
Х31 |
2
Х32 |
3 + 100 |
6 - 70 |
170 |
Потребность |
120 |
50 |
190 |
110 |
470 |
Таблица 4
Затем проверяем план
на оптимальность путем
l12=C12-(U1+V2 )=8-(0-5)=13;
l13=C13-(U1+V3 )=1-(0-1)=2;
l21=C21-(U2+V1)=4-(10+7)=-13;
l24=C24-(U2+V4)=8-(10+2)=-4;
l31=C31-(U3+V1)=9-(4+7)=-2;
l32=C32-(U3+V2)=2-(4-5)=3.
Так как среди значений lij есть отрицательные, то второй опорный план не оптимален.
Для улучшения плана среди отрицательных значений lij берем клетку с наибольшим по абсолютной величине значением и строим из нее замкнутый контур. Возьмем клетку а21, в которой значения l21 =-13. Контур, построенный из клетки а21 (таблица 4), обозначим пунктиром. В вершине свободной клетки поставим знак “+”, в остальных клетках – знаки “+” и ”- ” чередуются.
В исходной задаче: отрицательные вершины контура расположены в клетках а11 и а23 и a34. В клетке а11 объем перевозок равен 120 т, в а23– 90т, в a34-70т. Следовательно, меньший объем перевозок в клетках с отрицательными вершинами равен 70. Этот объем вычитаем из клеток а11, a23, a34 и прибавляем к клеткам а14,a21,a33, затем записываем в новую таблицу (Таблица 5):
Сырье |
Предприятия |
Запасы | |||
1 |
2 |
3 |
4 | ||
1 |
7 50 |
8 X12 |
1 X13 |
2 110 |
160 |
2 |
4 70 |
5 50 |
9 20 |
8 X24 |
140 |
3 |
9 X31 |
2 X32 |
3 170 |
6 X34 |
170 |
Потребность |
120 |
50 |
190 |
110 |
470 |
Таблица 5
Третий опорный план.
В таблице 5 вновь проверяем объем ограничений по строкам и столбцам. Суммарные издержки на перевозку при таком плане равны:
Z3=7·50+2·110+4·70+5·50+9·20+
Составленный план опять принимаем за исходный, и всю вычислительную процедуру повторяем снова:
Рассчитываем потенциалы для занятых клеток:
U1=0;
V1=C11-U1=7-0=7;
V4=C14-U1=2-0=2;
U2=C21-V1=4-7=-3;
V2=C22-U2=5+3=8;
V3=C23-U2=9+3=12;
U3=C33-V3=3-12=-9.
Сырье |
Vj
Ui |
Предприятия |
Запасы | |||
1 |
2 |
3 |
4 | |||
7 |
8 |
12 |
2 | |||
1 |
0 |
7 - 50 |
8
X12 |
1 + X13 |
2
110 |
160 |
2 |
-3 |
4 + 70 |
5
50 |
9 - 20 |
8
X24 |
140 |
3 |
-9 |
9
Х31 |
2
Х32 |
3
170 |
6
X34 |
170 |
Потребность |
120 |
50 |
190 |
110 |
470 |
Таблица 6
Затем проверяем план
на оптимальность путем
l12=C12-(U1+V2 )=8-(0+8)=0;
l13=C13-(U1+V3 )=1-(0+12)=-11;
l24=C24-(U2+V4)=8-(-3+2)=9;
l31=C31-(U3+V1)=9-(-9+7)=11;
l32=C32-(U3+V2)=2-(-9+8)=3;
l34=C34-(U3+V4)=6-(-9+2)=13.
Так как среди значений lij есть отрицательные, то третий опорный план не оптимален.
Для улучшения плана среди отрицательных значений lij берем клетку с наибольшим по абсолютной величине значением и строим из нее замкнутый контур. Возьмем клетку а13, в которой значения l13 = -11. Контур, построенный из клетки а13 в таблице 6, обозначим пунктиром. В вершине свободной клетки поставим знак “+”, в остальных клетках – знаки “+” и "-” чередуются.