Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 21:50, курсовая работа
Составить экономико-математическую модель транспортной задачи и автоматизировать ее средствами MS Excel.
Четыре предприятия данного экономического района для производства продукции используют три вида сырья. Потребности в сырье каждого из предприятий соответственно равно 120,50,190 и 110 ед. Сырье сосредоточено в трех местах его получения, а запасы соответственно равны 160,140,170ед.
ВВЕДЕНИЕ 3
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 6
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ФОРМУЛИРОВКА ТРАНСПОРТНОЙ ЗАДАЧИ, ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ 6
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 10
АВТОМАТИЗАЦИЯ ОПТИМАЛЬНОГО ПЛАНА ВЫПУСКА ПРОДУКЦИИ СРЕДСТВАМИ MS EXCEL 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30
В нашей задаче: отрицательные вершины контура расположены в клетках а11и а23. В клетке а11 объем перевозок равен 50 т, в а23–20т. Следовательно, меньший объем перевозок в клетках с отрицательными вершинами равен 20. Этот объем вычитаем из клеток а11, a23 и прибавляем к клеткам а13,a21,затем записываем в новую таблицу (Таблица 7):
Сырье |
Предприятия |
Запасы | |||
1 |
2 |
3 |
4 | ||
1 |
7 30 |
8 X12 |
1 20 |
2 110 |
160 |
2 |
4 90 |
5 50 |
9 X23 |
8 X24 |
140 |
3 |
9 X31 |
2 X32 |
3 170 |
6 X34 |
170 |
Потребность |
120 |
50 |
190 |
110 |
470 |
Таблица 7
Четвертый опорный план.
В таблице 7 вновь проверяем объем ограничений по строкам и столбцам. Суммарные издержки на перевозку при таком плане равны:
Z4=7·30+20+2·110+4·90+5·50+3·
Составленный план опять принимаем за исходный, и всю вычислительную процедуру повторяем снова:
Рассчитываем потенциалы для занятых клеток:
U1=0;
V1=C11-U1=7-0=7;
V3=C13-U1=1-0=1;
V4=C14-U1=2-0=2;
U2=C21-V1=4-7=-3;
V2=C22-U2=5+3=8;
V3=C23-U2=9+3=12;
U3=C33-V3=3-1=2.
Сырье |
Vj
Ui |
Предприятия |
Запасы | |||
1 |
2 |
3 |
4 | |||
7 |
8 |
1 |
2 | |||
1 |
0 |
7 - 30 |
8
X12 |
1 + 20 |
2
110 |
160 |
2 |
-3 |
4 + 90 |
5 - 50 |
9
X23 |
8
X24 |
140 |
3 |
-9 |
9
Х31 |
2 + Х32 |
3 - 170 |
6
X34 |
170 |
Потребность |
120 |
50 |
190 |
110 |
470 |
Таблица 8
Затем проверяем план на оптимальность путем определения lij для свободных клеток (Таблица 8):
l12=C12-(U1+V2 )=8-(0+8)=0;
l24=C24-(U2+V4)=9-(-3+1)=11;
l24=C24-(U2+V4)=8-(-3+2)=9;
l31=C31-(U3+V1)=9-(2+7)=0;
l32=C32-(U3+V2)=2-(2+8)=-8;
l34=C34-(U3+V4)=6-(2+2)=2.
Так как среди значений lij есть отрицательные, то четвертый опорный план не оптимален.
Для улучшения плана среди отрицательных значений lij берем клетку с наибольшим по абсолютной величине значением и строим из нее замкнутый контур. Возьмем клетку а32, в которой значения l32 = -8. Контур, построенный из клетки а32 (таблиц 8), обозначим пунктиром. В вершине свободной клетки поставим знак “+”, в остальных клетках – знаки “+” и ”- ” чередуются.
В нашей задаче: отрицательные вершины контура расположены в клетках а11,а22,a33. В клетке а11 объем перевозок равен 30 т, в а22–50т, в a33-170т. Следовательно, меньший объем перевозок в клетках с отрицательными вершинами равен 30. Этот объем вычитаем из клеток а11, a22,a33 и прибавляем к клеткам а13,a21,a32, затем записываем в новую таблицу (Таблица 9):
Сырье |
Предприятия |
Запасы | |||
1 |
2 |
3 |
4 | ||
1 |
7 X11 |
8 X12 |
1 50 |
2 110 |
160 |
2 |
4 120 |
5 20 |
9 X23 |
8 X24 |
140 |
3 |
9 X31 |
2 30 |
3 140 |
6 X34 |
170 |
Потребность |
120 |
50 |
190 |
110 |
470 |
Таблица 9
Пятый опорный план.
В таблице 9 вновь проверяем объем ограничений по строкам и столбцам. Суммарные издержки на перевозку при таком плане равны:
Z5=50+2*110+4*120+5*20+2*30+3*
Составленный план опять принимаем за исходный, и всю вычислительную процедуру повторяем снова:
Рассчитываем потенциалы для занятых клеток:
U1=0;
V3=C13-U1=1-0=1;
V4=C14-U1=2-0=2;
V3=C13-U1=1-0=1;
U3=C33-V3=3-1=2;
V2=C32-U3=2-2=0;
U2=C22-V2=5-0=5;
V1=C21-U2=4-5=-1;
Сырье |
Vj
Ui |
Предприятия |
Запасы | |||
1 |
2 |
3 |
4 | |||
7 |
8 |
1 |
2 | |||
1 |
0 |
7
X11 |
8
X12 |
1 50 |
2
110 |
160 |
2 |
-3 |
4
120 |
5
20 |
9
X23 |
8
X24 |
140 |
3 |
-9 |
9
Х31 |
2
30 |
3
140 |
6
X34 |
170 |
Потребность |
120 |
50 |
190 |
110 |
470 |
Таблица 10
Затем проверяем план
на оптимальность путем
l11=C11-(U1+V1 )=7-(0-1)=8;
l12=C12-(U1+V2 )=8-(0+0)=8;
l23=C23-(U2+V3)=9-(5+1)=3;
l24=C24-(U2+V4)=8-(5+2)=2;
l31=C31-(U3+V1)=9-(2-1)=8;
l32=C32-(U3+V2)=6-(2+2)=2.
Все значения lij – неотрицательны. Следовательно, план оптимален при следующих значениях переменных: х13=50, х14=110, х21=120, х22=20, х32=30, х33=140. При этом Zmax=1330 ден.ед.
Задача оптимизации товарных потоков по транспортной сети в MS Excel
Для решения задачи в MS Excel будем придерживаться алгоритма:
Рис.1
= СУММ (G10:G12);
= СУММ(F 10: F12);
= СУММ (В14: E14).
Результатом в ячейке F15 будет функция
= СУММПРОИЗВ (В4: E6; В10: E12), значение которой пока равно нулю.
6. Укажем необходимые ссылки, на ячейки и ограничения для целевой функции.
Выполним команду Сервис, Поиск решения.
В появившемся диалоговом окне Поиск решения рис. 2 требуется:
Рис. 2
Рис.3
Список ограничений для нашей задачи.
Для ускорения ввода ограничений можно указывать диапазон ячеек, при этом список ограничений выглядеть так:
Поле Ссылка на ячейку |
Тип ограничения |
Поле Ограничение |
Примечания |
$B$10:$E$12 |
> = |
0 |
Условия не отрицательности перевозимых грузов |
$F$10:$E$12 |
= |
$G$10: $G$12 |
Условие полного распределения запасов |
$В$13:$E$13 |
= |
$В$14:$E$14 |
Условие полного удовлетворения потребностей |
$B$10:$E$12 |
цел |
целое |
Условие цело численности значений по количеству груза |