Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2015 в 06:29, курсовая работа
Интеллектуальное развитие учащихся является главной задачей образования. Ведущую роль в интеллектуальном развитии занимает процесс мышления, который представляет собой совокупность различных мыслительных операций. И успешное усвоение любого школьного предмета возможно только тогда, когда у учащегося развито мышление. Процесс мышления представляет собой совокупность различных операций. Важное место среди них отводится анализу, синтезу, сравнению, обобщению и классификации. Психологами установлено, что овладение мыслительными операциями занимает существенное место в общем развитии мышления ребенка. Так Ж. Пиаже считал, уровень сформированности операций классификации является центральным показателем уровня интеллектуального развития ребёнка. Овладение классификацией способствует пониманию ребёнком того, что лежит в основе сходства и различия предметов, развитию умения выделять общее значимое свойство.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….……3
Классификация как мыслительная операция……………………………6
Особенности развития классификации у младших школьников………16
Серия заданий, направленных на развитие классификации у младших школьников…………………………………………………….………… 21
Диагностика развития классификации у младших школьников…...…31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….33
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………..…35
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………..…35
ВВЕДЕНИЕ
Интеллектуальное развитие учащихся является главной задачей образования. Ведущую роль в интеллектуальном развитии занимает процесс мышления, который представляет собой совокупность различных мыслительных операций. И успешное усвоение любого школьного предмета возможно только тогда, когда у учащегося развито мышление. Процесс мышления представляет собой совокупность различных операций. Важное место среди них отводится анализу, синтезу, сравнению, обобщению и классификации. Психологами установлено, что овладение мыслительными операциями занимает существенное место в общем развитии мышления ребенка. Так Ж. Пиаже считал, уровень сформированности операций классификации является центральным показателем уровня интеллектуального развития ребёнка. Овладение классификацией способствует пониманию ребёнком того, что лежит в основе сходства и различия предметов, развитию умения выделять общее значимое свойство.
Классификация – сложный мыслительный процесс, основанный на выделении класса. При классификации объекты или явления объединяются на основе общих признаков в класс или группу, например, группа людей, которые умеют водить машину и т.д. Осуществление этой мыслительной операции требует умения анализировать, сопоставлять отдельные элементы, находить в них общие свойства, отбирать наиболее значимые из них и отыскивать эти свойства в других, внешне отличающихся предметах; выявлять связи, существующие между предметами и явлениями.
Освоение операции классификации свойств и отношений между предметами способствует:
Таким образом, в процессе классификации дети осваивают логические операции над свойством, характеризующим те или иные подмножества предметов, что дает им возможность выявить простейшие законы этих операций, т.е. законы логики, на которых основаны рассуждения.
Занятия по овладению операцией классификацией позволяют овладевать приемами продуктивного мышления, следовательно, облегчать усваиваемость материала и активизировать умственные способности младших школьников.
Повышение теоретического уровня новых школьных программ и ориентация их на более высокую ступень систематизации знаний обусловливает особую актуальность проблемы развития у младших школьников умения мыслить логически. Главным содержанием их деятельности на уроках математики, языка, природоведения и др. становится необходимость сравнивать, сопоставлять, рассуждать, делать доступные их возрасту и уровню развития выводы, и обобщения, осознавать существенные связи и отношения. В плане умения логически мыслить наибольшее внимание обращается на развитие новых типов логической классификации (Л. В. Занков, С. Ф. Жуйков), которая играет важную роль в развитии мышления в процессе школьного обучения.
В настоящей работе предпринята попытка дать психологический анализ действия классификации и раскрыть принципы их формирования.
Цель курсовой работы: разработать методику развития мыслительной операции «классификация» у младших школьников.
Объект исследования: процесс развития мыслительных операций у младших школьников.
Предмет исследования: методика развития мыслительной операции «классификация» у младших школьников.
Задачи исследования:
Метод исследования: анализ научной и учебно-методической литературы.
Структура курсовой работы включает введение, основную часть (четыре параграфа), заключение, библиографический список (всего 28 источников).
1. КЛАССИФИКАЦИЯ КАК МЫСЛИТЕЛЬНАЯ ОПЕРАЦИЯ
Классификация (от лат. «classic» - разряд и «facere» - делать) в логике – система соподчиненных понятий (классов, объектов) какой-либо области знания или деятельности человека, используемая как средство для установления связей между этими понятиями или классами объектов. Научная классификация выражает систему законов, присущих отображенной в ней области действительности. Различают естественные классификации, основания которых - существенные признаки объектов (напр. периодическая система химических элементов), и искусственные классификации, в которых используются несущественные признаки; к искусственным классификациям относятся т. н. вспомогательные классификации (алфавитно-предметные указатели, именные каталоги в библиотеках).
Задачей классификации является распределение предметов по группам в таком порядке, которые наиболее важны в практическом отношении. Наилучшей является такая классификация, в которой предметы сходны друг с другом в возможно большем числе признаков.
Классификация – мыслительная операция в основе, которой лежит деление предметов рода на виды (группы, классы) по наиболее существенному признаку [5].
Ряд методистов (А.И. Сорокина, Е.И. Тихеева, А.П. Усова и др.) указывают, что при усвоении детьми систематических знаний большое значение имеет понимание существующей системы классификации и умение активно ею пользоваться. По данным фундаментальных психологических исследований (Л.С. Выготский, С.Л. Рубенштейн), своевременное усвоение классифицировать способствует развитию внимания ребенка, его мнемических способностей и создает условия для формирования ряда эффективных приемов умственной деятельности.
В основе классификации лежит деления понятия – предметов рода на виды по признаку, выражающему свойства предметов рода (таких признаков может быть несколько). Содержание понятия раскрывается путём описания или с помощью определения, а объём понятия – с помощью классификации. Признак, по которому производится деление объёма родового понятия на виды, т.е. производится классификация, называется основанием деления.
Следует стремиться к тому, чтобы учащиеся производили классификацию осмысленно, т.е. использовали правила деления, сформулированные в логике:
С.Д. Максименко описал особенности и формирования эмпирической и теоретической классификации.
В основе эмпирической классификации лежит опыт, самостоятельная практическая деятельность людей. Природу объектов окружающей среды человек постигал в труде. В результате включения объектов в производительный труд последние и раскрывались в полной мере в своих объективных свойствах. В процессе применения одних и тех же операций к различным объектам обнаруживались такие их свойства, которые в равной мере удовлетворяли одну и ту же потребность. Вот такие объекты со сходными свойствами человек и объединял в группы, т. е. идентифицировал их и в дальнейшем относился к такой совокупности, как к единому объекту. Это единство фиксировалось одним вербальным значением («нож», «стрела», «молоток») [19].
Эмпирическая классификация осуществляется на основе операции сравнения, однако исходным, при ее формировании выступает действие, открывающее свойство - основу сравнения. Эмпирическая классификация имеет большое значение, так как она обслуживает коммуникацию людей в совместной деятельности и возможности ее в этом отношении достаточно велики. Ее генетической особенностью является непосредственная направленность на материальные объекты. Включая их в различные отношения, человек выделял новые свойства и в процессе общения фиксировал эти объекты в новых классах. В результате устанавливалась определенная организация классифицируемых объектов. Самые широкие классы, образованные на основе единства общих свойств объектов, составляли род, в котором вычленялись более ограниченные по объему классы, со специфическими свойствами, но имеющие также свойства рода, представляющие вид.
Родо-видовые отношения между объектами позволяют произвести четкую систематизацию на основе сходства и различия эмпирически воспринимаемых признаков классифицируемых объектов. Действие эмпирической классификации предполагает определенный объем знаний об объектах, подлежащих включению в класс. Приобретение этих знаний может происходить двумя различными путями. Первый путь - стихийный опыт. Он характерен для свободной перцептивной классификации, которая спонтанно формируется у детей и имеет закономерную последовательность этапов развития (Л. С. Выготский [6]). Второй путь - организованное накопление знаний учащимися в процессе целенаправленного обучения [6, c.99].
Психологические закономерности умственного действия, лежащего в основе эмпирической классификации, определяются особенностями подхода к объекту классификации. Суть их заключается в том, что все объекты, включаемые в класс, рассматриваются в своих конкретных проявлениях. Характерной особенностью эмпирической классификации является жесткая заданность отношений между конкретными свойствами, составляющих ориентировочную основу действия с последними. Само действие сводится к совокупности элементарных операций, последовательное осуществление которых обеспечивает выполнение нужного действия.
Учащимся для усвоения действия дается соответствующий алгоритм его выполнения или подробные указания, для которых характерна, полная их однозначность. Будучи основаны на общепринятых терминах наглядных свойств, эти указания полностью обусловливают ход решения задания. Все учащиеся, действующие на основе этих указаний, при одинаковых исходных данных выполняют одни и те же операции и приходят к одному и тому же ответу.
Заданность алгоритма решения приводит к тому, что учащимся не приходится самостоятельно устанавливать связи предметных свойств, лежащие в основе требуемых операций. В результате этого возможности переноса усвоенного способа действия значительно ограничены. Учащиеся могут успешно осуществить перенос действия на другие объекты класса лишь в случае обнаружения в них идентичных элементов и возможности, применения к ним ранее выработанного способа действия. Если же объект обладает некоторыми иными специфическими значениями классификационных свойств, он не может быть успешно классифицирован, исходя из усвоенного способа действия [28].
Пытаясь все же применить усвоенный способ, учащийся не получает однозначного результата, общего для всех объектов класса. Перед ним возникает альтернатива: или этот объект не может быть введен в образуемый класс, или нужно искать новый способ действия с этим объектом. Способ действия, аналогичный усвоенному, учащийся построить не может, так как в силу заданности классификационных признаков он не в состоянии, во-первых, провести достаточно четкого и эффективного анализа нового объекта и составить общий план решения задания и, во-вторых, выработать алгоритм решения задания. Следовательно, в такой ситуации, чтобы отнести новый объект в образуемый класс, учащийся вынужден осуществить обобщение не по внутренней закономерности изученной классификационной схемы, а по материалу, внешним перцептивно воспринимаемым особенностям объектов классификации.
Естественно, что объединение объектов по таким свойствам вынуждает школьника применять и соответствующую операцию - формальное их сравнение, установление внешнего, формального сходства выделяемых свойств. Таким образом, ориентировка на исполнительную часть действия, которая выступает прямым продуктом обучения, направленного на формирование умений эмпирической классификации, приводит к тому, что у учащихся не обеспечивается свобода переноса выполняемого действия. Они не осознают необходимости осуществления лишь определенных в данном случае операций, составляющих способ действия, и закономерного характера их последовательности. Для обеспечения в подобных условиях полноценного выполнения действия необходимо, чтобы сам способ его стал объектом умственной деятельности учащихся. Именно развитие, совершенствование способа действия может привести к пониманию необходимости данного, а не иного состава операций [26].
Отметим, что в психологических понятиях, обозначаемых термином операция», обычно преобладает как раз процессуальный аспект деятельности (О. К. Тихомиров). Следуя этому автору, мы понимаем операцию как факт применения воздействующего объекта для определенного изменения объекта воздействия. Однако операция не всегда приводит к достижению изменения. В этом случае она оказывается неэффективной и не является необходимой для данного действия - свойства, которые выделены в воздействующем объекте, оказались неудовлетворительными для изменения объекта воздействия. Сам же воздействующий объект следует считать использованным не по назначению. Максименко, С.Д. психологический анализ механизма классификации у младших школьников.
Применение операции на основе адекватного учета свойств оперирующего объекта и свойств объекта воздействия и характеризует эффективность операций. В этом учете проявляется результат мыслительного анализа способа действия. Если последний состоит из системы операций, необходимо учитывать последовательность, порядок их выполнения, так как результат предыдущей операции является «ключом» к выполнению последующей и способа действия в целом. Эти два критерия (осознанность необходимости данного состава операций и понимание закономерного характера их последовательности) и обеспечивают свободу переноса выполняемого действия [26].