Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 22:42, реферат
Невозможность использования «классических» подходов при построении эконометрических моделей в условиях плохой обратимости матрицы (X¢X) обусловливает необходимость применения при оценке их параметров специальных процедур и методов, которые позволяют снизить отрицательное влияние высокой корреляции между объясняющими переменными на точность и достоверность получаемых оценок.
Целью данной работы является изучение проблем мультиколлинеарности в регрессионных моделях, исследование некоторых приемов и методов оценки коэффициентов эконометрической модели в условиях сильной корреляционной зависимости (мультиколлинеарности) между объясняющими переменными и применение их в конкретных практических ситуациях.
Введение
3
Глава 1. Причины возникновения, признаки обнаружения и методы устранения мультиколлинеарности
4
Установление наличия мультиколлинеарности
4
Причины возникновения мультиколлинеарности и её последствия
6
Методы устранения мультиколлинеарности
8
Глава 2. Отбор факторов в модель множественной регрессии
12
Метод исключения факторов
12
Пошаговый регрессионный анализ
17
Заключение
22
Литература
При проверке основной гипотезы возможны следующие ситуации.
Если наблюдаемое значение F-критерия (вычисленное по выборочным данным) больше критического значения F-критерия (определённого по таблице распределения Фишера-Снедекора), т. е. Fнабл>Fкрит, то основная гипотеза о необоснованности включения факторной переменной xk в модель множественной регрессии отвергается. Следовательно, включение данной переменной в модель множественной регрессии является обоснованным.
Если наблюдаемое значение
F-критерия (вычисленное по выборочным
данным) меньше или равно критического
значения F-критерия (определённого
по таблице распределения Фишера-
3. проверка факторных переменных на значимость осуществляется до тех пор, пока не найдётся хотя бы одна переменная, для которой не выполняется условие Fнабл>Fкрит.
5) Метод исключения факторов
состоит в том, что в модель
включаются все факторы. Затем
после построения уравнения
6) Метод перехода от несмещённых оценок, определённых по методу наименьших квадратов, к смещённым оценкам, обладающим, однако, меньшим рассеянием относительно оцениваемого параметра, т.е. меньшим математическим ожиданием квадрата отклонения оценки bj от параметра βj или M (bj - βj)2. Оценки, определяемые вектором, обладают в соответствии с теоремой Гаусса-Маркова минимальными дисперсиями в классе всех линейных несмещённых оценок, но при наличии мультиколлинеарности эти дисперсии могут оказаться слишком большими, и обращение к соответствующим смещённым оценкам может повысить точность оценивания параметров регрессии. На рисунке показан случай, когда смещённая оценка , выборочное распределение которой задаётся плотностью , лучше несмещенной оценки bj , распределение которой представляет плотность φ ( bj) [3].
7) Если ни одну из факторных переменных, включённых в модель множественной регрессии, исключить нельзя, то применяют один из основных смещённых методов оценки коэффициентов модели регрессии – гребневую регрессию или ридж (ridge).
При использовании метода гребневой регрессии ко всем диагональным элементам матрицы (ХТХ) добавляется небольшое число τ: 10-6 < τ < 0,1. Оценивание неизвестных параметров модели множественной регрессии осуществляется по формуле: , где τ – некоторое положительное число, называемое «гребнем» , Ер+1 – единичная матрица (р+1) –го порядка. Добавление τ к диагональным элементам матрицы X'X делает оценки параметров модели смещёнными, но при этом увеличивается определитель матрицы системы нормальных уравнений – вместо |X'X| он будет равен |X'X+τ Ep+1|. Таким образом, становится возможным исключение мультиколлинеарности в случае, когда определитель |X'X| близок к нулю. Результатом применения гребневой регрессии является уменьшение стандартных ошибок коэффициентов модели множественной регрессии по причине их стабилизации к определённому числу [3,7].
Глава 2. Отбор факторов в модель множественной регрессии
Требуется провести отбор факторов в модель множественной линейной регрессии на основе исходных данных, приведенных в таблице 1.
Таблица 1.
№ организации |
Объем реализации продукции, мнл. руб. (Y) |
Расходы на рекламу, тыс. руб. ( ) |
Цена единицы продукции, руб. ( ) |
Отдел маркетинга в организации, (1 – есть, 0 – нет) ( ) |
1 |
1,27 |
138 |
140 |
1 |
2 |
1,34 |
134 |
141 |
1 |
3 |
1,25 |
116 |
136 |
0 |
4 |
1,28 |
137 |
149 |
1 |
5 |
1,43 |
127 |
154 |
0 |
6 |
1,25 |
125 |
143 |
0 |
7 |
1,53 |
116 |
155 |
1 |
8 |
1,57 |
134 |
155 |
1 |
9 |
1,27 |
145 |
151 |
1 |
10 |
1,46 |
135 |
154 |
1 |
11 |
1,28 |
164 |
147 |
0 |
12 |
1,55 |
109 |
151 |
0 |
13 |
1,35 |
145 |
144 |
0 |
14 |
1,49 |
144 |
156 |
1 |
15 |
1,46 |
132 |
152 |
0 |
16 |
1,25 |
122 |
141 |
0 |
17 |
1,29 |
163 |
148 |
1 |
18 |
1,28 |
139 |
141 |
1 |
19 |
1,33 |
134 |
139 |
0 |
20 |
1,51 |
136 |
147 |
1 |
Воспользуемся методом исключения факторов. На первом этапе включим в модель все факторы. В качестве программного средства реализации анализа воспользуемся программной «Анализ данных в Excel», инструмент «Регрессия». Результаты представлены в таблице 2.
Таблица 2.Вывод итогов
Регрессионная статистика | |
Множественный R |
0,806634 |
R-квадрат |
0,650659 |
Нормированный R-квадрат |
0,585158 |
Стандартная ошибка |
0,073662 |
Наблюдения |
20 |
Дисперсионный анализ
Показатель |
df |
SS |
MS |
F |
Регрессия |
3 |
0,161702 |
0,053908 |
9,933511 |
Остаток |
16 |
0,086818 |
0,005426 |
|
Итого |
20 |
0,248520 |
Показатель |
Коэффициенты |
Стандартная ошибка |
t-статистика |
P-значение |
Y-пересечение |
- 0,199947 |
0,451283 |
- 0,443064 |
0,663651 |
Расходы на рекламу, тыс. руб. |
- 0,002977 |
0,001269 |
- 2,345899 |
0,032196 |
Цена продукции, руб. |
0,013347 |
0,002845 |
4,691053 |
0,000245 |
Наличие отдела маркетинга |
0,015308 |
0,036151 |
0,423457 |
0,677599 |
Модель зависимости объема реализации продукции от всех факторов имеет вид .
Проверку значимости уравнения регрессии осуществим на основе F-критерия Фишера. Расчетное значение . Табличное значение F-критерия при доверительной вероятности 0,95 и числе степеней свободы и составляет 3,24. Поскольку уравнение регрессии следует признать адекватным.
Множественный коэффициент корреляции R, равный 0,807, свидетельствует о тесной связи между признаками.
Множественный коэффициент детерминации R2 равный 0,651, показывает, что около 65% вариации зависимой переменной (объема реализации продукции) учтено в модели и обусловлено влиянием включенных факторов (ценной единицы товара, расходами на рекламу и наличием отдела маркетинга на предприятии) и на 35% - другими факторами, не включенными в модель.
Значимость коэффициентов регрессии оценим с помощью t-критерия Стьюдента. Расчетные значения критерия Стьюдента следующие: ; ; . Табличное значение критерия при уровне значимости α = 0,05 и числе степеней свободы γ = n – k – 1 = 16 равно 2,12. Значит, выполняются следующие неравенства: ; ; . Таким образом, коэффициент регрессии а3 незначим, и из модели нужно исключить факторный признак х3.
На втором шаге построим модель зависимости объема реализации продукции от цены продукции и расходов на рекламу. Расчеты представлены в таблице 3.
Таблица 3.Выведение итогов
Регрессионная статистика | |
Множественный R |
0,804204 |
R-квадрат |
0,646744 |
Нормированный R-квадрат |
0,605184 |
Стандартная ошибка |
0,071862 |
Наблюдения |
20 |
Дисперсионный анализ
Показатель |
df |
SS |
MS |
F |
Регрессия |
2 |
0,160729 |
0,080364 |
15,5618652 |
Остаток |
17 |
0,087791 |
0,005164 |
|
Итого |
19 |
0,24852 |
Показатель |
Коэффициенты |
Стандартная ошибка |
t-статистика |
P-значение |
Y-пересечение |
- 0,264114 |
0,414695 |
- 0,636886 |
0,532682 |
Расходы на рекламу, тыс. руб. |
- 0,002824 |
0,001186 |
- 2,379640 |
0,029307 |
Цена продукции, руб. |
0,013699 |
0,002653 |
5,162456 |
7,8161Е-05 |
Модель зависимости объема реализации продукции от цены продукции и расходов на рекламу имеет вид .
Значение множественного коэффициента корреляции и детерминации по сравнению с первой моделью уменьшились не значительно.
Сравним вычисленные значения критериев с табличными. Расчетное значение F-критерия Фишера при уровне значимости 0,05 и числе степеней свободы и , следовательно построенное уравнение регрессии значимо.
Расчетные значения критерия Стьюдента равны: , . Табличное значение критерия при уровне значимости α = 0,05 и числе степеней свободы γ = 17 равно 2,11. Следовательно, выполняются неравенства: ; . Таким образом, коэффициенты регрессии значимы.
Параметр регрессии а1= - 0,003 показывает, что повышение расходов на рекламу на 1,0 тыс.руб. при фиксированном (постоянном) значении цены на продукцию приводит к уменьшению объема реализации продукции на 3,0 тыс.руб. Параметры регрессии а2= 0,014 свидетельствуют о том, что с ростом цены продукта на 1 руб. при фиксированном уровне расходов на рекламу объем реализации продукции увеличивается в среднем на 14,0 тыс.руб.
Рассчитаем коэффициенты эластичности бета- и дельта-коэффициенты и дадим их экономическую интерпретацию.
Для определения коэффициентов эластичности вычислим средние значения признаков: млн. руб.; тыс. руб.; руб. ; .
Анализ коэффициентов эластичности показывает, что по абсолютному приросту наибольшее влияние на объем реализации продукции оказывает фактор х2: повышение цены продукции на 1% приводит к росту объема реализации продукции на 1,5%. Снижение расходов на рекламу на 1% вызывает повышение объема реализации продукции только на 0,29%.
Для расчета
бета-коэффициентов
Для расчета
дельта-коэффициентов
Y |
|
| |
Y |
1 |
||
|
-0,30497 |
1 |
|
|
0,727375 |
0,051692 |
1 |
Информация о работе Отбор факторов в модель множественной регрессии