Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2014 в 21:53, курсовая работа
Предметом исследования является содержание сюжетно-дидактических игр по формированию количественных представлений у детей средней группы и методика их проведения.
Цель исследования определила постановку следующих задач:
изучить теоретические основы проблемы формирования количественных представлений у детей дошкольного возраста, роль сюжетно-дидактических игр в развитии количественных представлений у дошкольников;
выявить исходный уровень развития количественных представлений у детей средней группы;
подобрать или разработать серию сюжетно-дидактических игр по формированию количественных представлений у детей средней группы. Апробировать их на практике;
выявить эффективность использования сюжетно-дидактических игр в развитии количественных представлений у детей средней группы.
Протокол 4
№ |
Ф.И.ребёнка |
Время |
4 задание. |
1 |
Кирилл А |
15.30-15.31 |
Справился с заданием быстро и правильно |
2 |
Настя Д. |
15.35-15.37 |
Справился с заданием, но с помощью наводящих вопросов. |
3 |
Кирилл Е. |
16.10-16.12 |
Справился с заданием, но с помощью наводящих вопросов. |
4 |
Галя К. |
16.20-16.22 |
Справился с заданием быстро и правильно. |
5 |
Даша К. |
17.15-17.18 |
Справился с заданием, но с помощью наводящих вопросов. |
6 |
Надя К. |
16.15-16.17 |
Справился с заданием быстро и правильно. |
7 |
Стёпа К. |
16.01-16.05 |
Справился с заданием, но с помощью наводящих вопросов. |
8 |
Вадим Л. |
15.38-15.39 |
Справился с заданием быстро и правильно. |
9 |
Стас М. |
15.58-16.00 |
Справился с заданием, но с помощью наводящих вопросов. |
10 |
Саша М. |
16.25-16.26 |
Справился с заданием быстро и правильно |
11 |
Андрей Н. |
15.50-15.54 |
Справился с заданием, но с помощью наводящих вопросов. |
12 |
Олег О. |
15.45-15.47 |
Справился с заданием быстро и правильно. |
13 |
Максим П. |
15.40-15.41 |
Справился с заданием быстро и правильно |
14 |
Рома П. |
17.20-17.23 |
Справился с заданием, но с помощью наводящих вопросов. |
15 |
Ваня П. |
17.40-17.43 |
Справился с заданием быстро и правильно. |
16 |
Миша П. |
17.30-17.32 |
Справился с заданием, но с помощью наводящих вопросов. |
17 |
Ваня С. |
17.35-17.37 |
Справился с заданием, но с помощью наводящих вопросов. |
18 |
Саша С. |
18.08-18.10 |
Справился с заданием быстро и правильно. |
19 |
Федя Ф. |
18.15-18.18 |
Справился с заданием, но с помощью наводящих вопросов. |
20 |
Карина Ч. |
18.00-18.04 |
Справился с заданием, но с помощью наводящих вопросов. |
Протокол 5
№ |
Ф.И.ребёнка |
Время |
5 задание. |
1 |
Кирилл А |
15.45-15.46 |
Затруднялся выполнить задание даже при наводящих вопросах. |
2 |
Настя Д. |
16.15-16.17 |
Отказался отвечать. |
3 |
Кирилл Е. |
16.25-16.28 |
Ответил с трудом. |
4 |
Галя К. |
17.40 -17.42 |
Справился с помощью наводящих вопросов. |
5 |
Даша К. |
18.20-18.23 |
Справился с заданием, но с помощью наводящих вопросов. |
6 |
Надя К. |
17.45-17.47 |
Справился с заданием, но с помощью наводящих вопросов. |
7 |
Стёпа К. |
16.50-16.53 |
Затруднялся выполнить задание даже при наводящих вопросах. |
8 |
Вадим Л. |
18.18-18.19 |
Справился с заданием, но с помощью наводящих вопросов. |
9 |
Стас М. |
18.15-18.17 |
Ответил с трудом. |
10 |
Саша М. |
16.30-16.35 |
Затруднялся выполнить задание даже при наводящих вопросах. |
11 |
Андрей Н. |
17.15-17.19 |
Ответил с трудом. |
12 |
Олег О. |
18.10-18.12 |
Справился с заданием, но с помощью наводящих вопросов. |
13 |
Максим П. |
17.35-17.36 |
Справился с заданием, но с помощью наводящих вопросов. |
14 |
Рома П. |
18.04-18.06 |
Справился с помощью наводящих вопросов. |
15 |
Ваня П. |
18.00-18.01 |
Ответил с трудом. |
16 |
Миша П. |
16.05-16.09 |
Затруднялся выполнить задание даже при наводящих вопросах. |
17 |
Ваня С. |
17.50-17.53 |
Справился с заданием, но с помощью наводящих вопросов. |
18 |
Саша С. |
16.40-16.43 |
Справился с заданием, но с помощью наводящих вопросов. |
19 |
Федя Ф. |
17.25-17.26 |
Затруднялся выполнить задание даже при наводящих вопросах. |
20 |
Карина Ч. |
15.48-15.49 |
Справился с заданием быстро и правильно. |
Протокол 6 | |||
№ |
Ф.И.ребёнка |
Время |
6 задание. |
1 |
Кирилл А |
16.25-16.29 |
Отказался отвечать. |
2 |
Настя Д. |
16.00-16.02 |
Затруднялся выполнить задание даже при наводящих вопросах. |
3 |
Кирилл Е. |
16.40-16.43 |
Ответил с трудом. |
4 |
Галя К. |
15.35-15.36 |
Справился с заданием, но с помощью наводящих вопросов. |
5 |
Даша К. |
16.05-16.07 |
Справился с заданием, но с помощью наводящих вопросов. |
6 |
Надя К. |
16.50-16.54 |
Справился с заданием, но с помощью наводящих вопросов. |
7 |
Стёпа К. |
17.20-17.23 |
Затруднялся выполнить задание даже при наводящих вопросах. |
8 |
Вадим Л. |
15.30-15.32 |
Справился с заданием, но с помощью наводящих вопросов. |
9 |
Стас М. |
17.30-17.31 |
Отказался отвечать. |
10 |
Саша М. |
17.40-17.42 |
Затруднялся выполнить задание даже при наводящих вопросах. |
11 |
Андрей Н. |
15.40-15.42 |
Затруднялся выполнить задание даже при наводящих вопросах. |
12 |
Олег О. |
16.20-16.22 |
Затруднялся выполнить задание даже при наводящих вопросах. |
13 |
Максим П. |
17.56-17.59 |
Справился с заданием, но с помощью наводящих вопросов. |
14 |
Рома П. |
16.15-16.17 |
Справился с помощью наводящих вопросов. |
15 |
Ваня П. |
18.15-18.17 |
Затруднялся выполнить задание даже при наводящих вопросах. |
16 |
Миша П. |
18.20-18.21 |
Затруднялся выполнить задание даже при наводящих вопросах. |
17 |
Ваня С. |
18.30-18.32 |
Справился с заданием, но с помощью наводящих вопросов. |
18 |
Саша С. |
18.00-18.01 |
Справился с заданием быстро и правильно. |
19 |
Федя Ф. |
18.05-18.10 |
Отказался отвечать. |
20 |
Карина Ч. |
16.10-16.11 |
Справился с помощью наводящих вопросов. |
Приложение №3.
Протокол вопросов к воспитателю (констатирующий эксперимент)
Дата:
Воспитатель:
Вопросы к воспитателю. |
Ответы воспитателя. |
1.Отношение воспитателя к
2.Как часто в работе
по формированию 3.Какова, с её точки
зрения, роль сюжетно-дидактических
игр в формировании 4.Какие трудности, на её взгляд, испытывают дети в усвоении задач по разделу «Количество и счёт». |
1.Работа по формированию 2.Сюжетно-дидактические игры проводятся два раза в неделю вечером с небольшими группами детей (иногда со всеми детьми). Самостоятельно ребята играют, но редко. 3.В сюжетно-дидактической
игре дети, играют в профессии,
а также одновременно 4.Дети испытывают трудности
в умении определять |
Приложение №4
Перечень наглядных пособий
Счетные палочки, счеты, карточки с цифрами, предметные карточки, иллюстрации с изображением разного количества предметов, математическое лото, циферблат с движущейся стрелкой.
Атрибуты для сюжетно-дидактических игр: «Магазин», «Салон красоты», «Больница», «Семья».
Приложение №5
Протокол наблюдения сюжетно-дидактической игры «Магазин»
Воспитатель:
Программные задачи:
Выявление навыков устного счета.
Упражнение в пересчитывании и отсчитывании предметов, их условных изображений (палочек, кружков) в пределах 10.
Развитие интереса и уважения к профессии продавца. Знакомство с правилами поведения в магазине.
Слова и действия воспитателя. |
Слова и действия детей. |
Заведующий магазином объявляет об открытии нового большого магазина и вместе с его работниками встречает первых покупателей.
Заведующий магазином (воспитатель). Правильно говорит продавец. Чтобы не ошибиться и купить нужное количество предметов, надо их пересчитать и сказать, сколько всего вы купили.
Заведующий магазином предлагает Ване купить для членов семьи 4 конфеты, затем 4 пирожных. |
Игра в «Магазине» начинается с его устройства. В магазине оборудуется торговый зал с тремя отделами: кондитерский, овощной и хлебный. Каждый продавец красиво раскладывает товар на полках, устанавливает ценники. Кассиры также готовят свое рабочее место (кассу, чеки). Первые покупатели Миша, Ваня, Юля. Они с интересом рассматривают товар, оживленно разговаривают между собой. Ваня (обращается к Миша и Юле). Меня мама отправила за продуктами. Ваня. (Подходит к кассиру.) Получите деньги. (Подает кружки - это «деньги».) Настя (кассир). За что платите? Ваня. За булки. Настя. За сколько булок деньги брать? (Ваня в некотором замешательстве.) Ну что вы молчите? Скажите точно, сколько булок думаете покупать: 3,4,5 или 6? (Ваня молчит.) Сколько продуктов вам нужно? Отойдите в сторону и подумайте. (Недовольно.) Очередь задерживаете. (Ваня отходит в сторону.) Настя (отпустив очередного покупателя, советует Ване). Ты сосчитай, сколько человек у тебя в семье, столько булок и купи. Мальчик по совету девочки шепотом пересчитывает всех членов семьи и опять подходит к кассиру. Ваня. 4 человека, значит, 4 булочки. Кассир получает деньги, выдает чек, на котором нарисовано 4 палочки. Покупатель подходит к продавцу хлебного отдела, отдает ему чек. Максим (продавец). Что вы хотите купить? Ваня. 4 булочки. Максим. Одну минуточку. (Подходит к полке, отсчитывает 4 булочки и подает их покупателю.) Вот вам 4 булочки, проверьте. Ваня вслух пересчитывает булочки, но при счете не называет итоговое число. Максим. А сколько всего булочек ты купил? Ваня. 4 булочки. Упражняясь в счете, Ваня с интересом выполняет задания. |
Приложение№ 6
Конспекты сюжетно-дидактических игр и протоколы их проведения.
Конспект сюжетно-дидактической игры «Магазин»
Цель игры. Выявление навыков устного счета. Упражнение в пересчитывании и отсчитывании предметов, их условных изображений (палочек, кружков) в пределах 10. Развитие интереса и уважения к профессии продавца. Знакомство с правилами поведения в магазине.
Материал. Вместе с детьми заранее готовим разнообразный ассортимент товаров: из пластилина и природного материала делаем кондитерские изделия, овощи, фрукты; «печем» хлеб, булочки, печенье и т. п. С помощью родителей оформляются полочки для товаров, касса. Для игры требуются также белые фартучки, шапочки, чеки, «деньги», подносы, корзины.
Игровые роли и правила. В игре выделяются роли заведующего магазином, продавцов, кассиров, покупателей, шоферов, рабочих.
Выполнение ролей кассира, продавца и покупателя предполагается обязательное использование счета. Так, кассир должен спросить у покупателя, что он хочет купить и сколько, нарисовать на чеке соответствующее количество палочек, выдать чек и сказать покупателю, чтобы он повторил заказ продавцу. Покупатели перечисляют кассиру, что они хотят купить и сколько, расплачиваются кружками по числу названных предметов, а получив продукты от продавца, проверяют их количество. Продавец прежде, чем выдать товар покупателю, должен спросить, что он хочет купить и сколько, сверяя по чеку правильность его ответов. Заведующий магазином организует работу сотрудников магазина, делает заявки на получение товаров, обращает внимание на правильность и аккуратность работы продавцов и кассиров, беседует с покупателями. Шофера доставляют определенное количество разнообразных товаров, а рабочие помогают сгружать полученный товар.
Протокол проведения сюжетно-дидактической игры «Магазин».
Воспитатели:
Программные задачи:
Выявление навыков устного счета.
Упражнение в пересчитывании и отсчитывании предметов, их условных изображений (палочек, кружков) в пределах 10.
Развитие интереса и уважения к профессии продавца. Знакомство с правилами поведения в магазине.
Слова и действия воспитателя. |
Слова и действия детей. |
Заведующий магазином
Заведующий магазином (воспитатель). Правильно говорит продавец. Чтобы не ошибиться и купить нужное количество предметов, надо их пересчитать и сказать, сколько всего вы купили. Посмотрите, как покупают продукты другие покупатели.
Заведующий магазином предлагает Саше купить для членов команды теплохода 6 конфет, затем 6 яблок. |
Игра в «Магазине» начинается с его устройства. В магазине оборудуется торговый зал с тремя отделами: кондитерский, овощной и хлебный. Каждый продавец красиво раскладывает товар на полках, устанавливает ценники. Кассиры также готовят свое рабочее место (кассу, чеки). Среди первых покупателей Вадим, Саша, Юля. Они с интересом рассматривают товар, оживленно разговаривают между собой. Саша (обращается к Вадиму и Юле). Я – кок. Работаю на пароходе «Смелый». Вадим. Скоро в рейс отправляетесь? Саша. Скоро. Осталось только продукты купить. (Подходит к кассиру.) Получите деньги. (Подает кружки - это «деньги».) Даша (кассир). За что платите? Саша. За булки. Даша. За сколько булок деньги брать? (Саша в некотором замешательстве.) Ну что вы молчите? Скажите точно, сколько булок думаете покупать: 3,4,5 или 6? (Саша молчит.) Какой же вы кок, если не знаете, сколько продуктов вам нужно? Отойдите в сторону и подумайте. (Недовольно.) Очередь задерживаете. (Саша отходит в сторону.) Даша (отпустив очередного покупателя, советует Саше). Ты сосчитай, сколько человек в команде, столько булок и купи. Мальчик по совету девочки шепотом пересчитывает всех членов команды и опять подходит к кассиру. Саша. 6 человек в команде, значит, 6 булочек. Кассир получает деньги, выдает чек, на котором нарисовано 6 палочек. Покупатель подходит к продавцу хлебного отдела, отдает ему чек. Кирилл (продавец). Что вы хотите купить? Саша. 6 булочек. Кирилл. Одну минуточку. (Подходит к полке, отсчитывает 6 булочек и подает их покупателю.) Вот вам 6 булочек, проверьте. Саша вслух пересчитывает булочки, но при счете пропускает числительное 5 и не называет итоговое число. Продавец замечает ошибку и предлагает покупателю посчитать еще раз. Теперь Саша правильно пересчитывает все булочки, называя числительные по порядку, но итоговое число вновь не называет. Кирилл. А сколько всего булочек ты купил? Саша. 6 булочек. В это время к прилавку подходит Настя. Настя. Мне нужно 9 пирожных. У моей дочки день рождения. Мы ждем гостей. Кирилл. Немножко придется подождать. Пирожные еще не привезли. Настя (нетерпеливо). Я очень спешу. Дел много. (Рассматривает на полках кондитерские изделия.) А что это на полках? Шоколад? Может, мне лучше шоколад взять к чаю, а не пирожные? Кирилл. Сейчас принесу пирожные, потерпите. (Уходит и через некоторое время возвращается с коробкой пирожных. Продавец берет у покупательницы чек и, пересчитав количество нарисованных на нем палочек, отсчитывает 9 пирожных.) Вот, получите 9 пирожных, можете проверить. Настя (указывая на каждое пирожное, громко произносит наименование числительных.) 1,2,3,4,5,6,7,8,9 – всего 9 пирожных. (Затем берет корзину, благодарит и уходит.) Упражняясь в счете, Саша с интересом выполняет задания. |
Конспект сюжетно-дидактической игры «Зоопарк»
Цель игры. Выявить у детей навыки количественного счета. Различение и название цифр. Расширение представлений детей о гуманной направленности труда работников зоопарка, об основных трудовых процессах по обслуживанию животных.
Материал. Приготовили карточки с цифрами, вместе с детьми подобрали игрушечных животных каждого вида, строительный материал, различный инвентарь (Ведерки, метелки, тазики, тряпочки и пр.). Из природного материала, цветной бумаги и пластилина приготовили корм для животных. Для игры требуются фартучки, косынки.
Игровые роли и правила. В игре выделяются роли проводников, рабочих зоопарка, директора зоопарка, врача, работников кухни и др. Каждый проводник должен поехать за животными, но, прежде чем отправиться в путь, ему нужно запомнить, какое количество и каких животных привезти. После доставки тех или иных зверей проводник должен рассказать директору, а тот должен запомнить, откуда, каких и сколько животных он привез. Аналогично рабочие зоопарка отчитываются, в каких клетках, какое количество животных они кормили, купали, выводили гулять и т. п. Директор зоопарка, приглашая на работу проводников, рабочих, кассиров и др., уточняет содержание их работы, определяет, сколько и каких животных следует отловить для зоопарка, контролирует правильность выполнения задания, стимулируя у детей умение рассказывать о выполненных ими счетных действиях.
Протокол проведения сюжетно-дидактической игры «Зоопарк».
Дата:
Воспитатель:
Программные задачи:
Выявить у детей навыки количественного счета.
Различение и название цифр.
Расширение представлений детей о гуманной направленности труда работников зоопарка, об основных трудовых процессах по обслуживанию животных.
Слова и действия воспитателя. |
Слова и действия детей. |
Директор (воспитатель). Скажи, пожалуйста, куда вы поедете за животными? Директор подает мальчикам путевые листы (карточки с цифрами), на которых написаны цифры 6 и 7. Директор. Один из вас пусть отловит для зоопарка 6 верблюдов, а другой будет ловить 7 медведей.
Директор. Вы уверены, что привезли 6 верблюдов и 7 медведей?
Директор. Все правильно, у вас действительно 6 верблюдов и 7 медведей. Директор. Вы – хорошие проводники, Теперь животных нужно разместить и покормить. |
Игра начинается с постройки зоопарка. Одна группа детей занимается строительством клеток, бассейна, кухни, кабинета для ветеринарного врача; другая – в разных местах групповой комнаты сооружает заповедники, уголки пустыни, Северного полюса, тайги и т. д. Строим дружно, с большим интересом, ведя оживленные разговоры: сколько зверей можно разместить в зоопарке? Кто из них самый сильный? Как спит лошадь? Какие животные самые интересные? И др. Когда все готово к приему необычных гостей, проводники получают от директора зоопарка путевые листы с указанием маршрут путешествия и количества необходимых для зоопарка животных. Миша. Я – в пустыню за верблюдами. Ваня. А я за медведями, в тайгу. Проводники выбирают соответствующий вид транспорта и разъезжаются в разные заповедники: один – за верблюдами в пустыню поездом, а другой – за медведями в тайгу самолетом. А в зоопарке дети продолжают трудиться. Все готовятся к встрече животных: рабочие устраивают клетки, моют пол, повара продумывают дневной рацион питания, врач готовит лекарства. Вскоре к зоопарку подъезжает проводники Миша и Ваня, Их встречают директор зоопарка и врач. Врач Галя осматривает животных и с удовольствием сообщает, что они здоровы и их можно впустить в зоопарк. Расспросив о путешествии и самочувствии животных, директор уточняет, сколько животных отловил для зоопарка каждый из проводников. Миша. Я привез 6 верблюдов. Ваня. А я привез 7 медведей. Миша. У меня в путевке написана цифра 6. И верблюдов тоже 6. Я считал. В это время Ваня расставляет игрушечных медведей в ряд. Ваня. А у меня в путевке написана цифра 7. Вот все мои 7 медведей здесь. Можно пересчитать. Ваня размещает медведей в прохладную клетку, а Миша устраивает верблюдов на одной из солнечных площадок зоопарка. Затем они просят рабочих покормить животных, а сами отправляются отдыхать перед новым рейсом. Дети играют долго, с большим интересом. Каждый занят своим делом: кто моет клетки, кто выводит зверей гулять, кто организует экскурсию для малышей и т. д. Играют до тех пор, пока зоопарк не закрывается на «санитарный день». |