Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 18:12, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение организации самостоятельной деятельности школьников и условий их успешной реализации. Для рассмотрения данной цели мы прибегли к анализу различных направлений в исследовании природы самостоятельности учащихся в обучении, ознакомились с множеством определений и выяснили какие функции выполняет самостоятельная познавательная деятельность учащихся и почему она так необходима для формирования зрелой личности.
Введение 3
Сущность понятия самостоятельной деятельности 5
Особенности организации самостоятельной деятельности учащихся на уроках математики 10
Средства организации самостоятельной деятельности учащихся на уроках математики 18
Особенности организации самостоятельной деятельности учащихся на различных этапах уроках математики 20
Модель учебного процесса с самостоятельной деятельностью учащихся на разных этапах урока математики 23
Заключение 26
Библиографический список использованных источников и литературы 27
Важнейшим компонентом самостоятельной познавательной деятельности учащихся, составляющим основу ее структуры, являются самостоятельные предметные действия, которые ученик выполняет без помощи учителя. Он сам выбирает адекватные с его точки зрения способы выполнения этих действий, совершает множество операций, контролирует их в соответствии с поставленной целью. Эти действия разнообразны по своему содержанию и направленности и осуществляются на основе разных средств обучения, чем и обеспечивается их разнообразие и предметность.
Образовательная, развивающая и воспитательная ценность самостоятельной деятельности в том и состоит, что она требует при решении каждой задачи комплекса умственных, практических и организационных действий.
В самостоятельной деятельности более чем в других видах познавательной деятельности выражены процессы саморегуляции, одним из характерных проявлений которых является самоконтроль. Каким бы активным ни было руководство педагога, правильные результаты работы не могут быть достигнуты, если ученик сам не контролирует свои действия.
Как отмечает П.И. Пидкасистый, самостоятельная деятельность всегда завершается каким-либо результатом. Это выполненные упражнения, решенные задачи, написанные сочинения, заполненные таблицы, построенные графики, подготовленные ответы на вопросы, пережитые чувства. И поскольку к этим результатам ученик приходит самостоятельно, ценность и значимость их осознается острее по сравнению с теми, которые добываются в совместной работе.
Педагоги Н.М. Розенберг, Э.Н. Дутко, И.М. Носаченко к основным признакам самостоятельной деятельности учащихся относят следующие:
а) нацеленность на самостоятельное усвоение знаний, методов решения учебных и практических заданий, включая планирование деятельности, нахождение путей для достижения цели, умение осуществлять самоконтроль и корректировать работу на основе ее результатов;
б) управление со стороны педагога;
в) возможность организации и проведения индивидуальных, групповых и фронтальных форм работы.
Педагог и психолог Л.В. Жарова выделяются три уровня самостоятельной деятельности: копирующий, воспроизводящий и творческий, в зависимости от того как ученик умеет пользоваться полученными знаниями.
Раскроем кратко содержание каждого уровня.
Низкий уровень. Ученик может выполнять действия по готовому образцу (копирование). По мнению Л.С. Выгодского, подражание является свойством развивающейся личности, с другой стороны – способом познания действительности. Л.С. Выгодский писал, чтобы подражать, ребенок должен иметь возможность перехода от того, что он умеет к тому, чего не умеет.
Средний уровень (активно – поисковый) характеризуется свободой применения знаний в стандартной ситуации. Цель работы, учебную задачу выдвигает учитель, но планировать ее решение ученик может уже сам. Выполняя упражнения, примеры, излагая текст, ученик подвергает материал частичной реконструкции, суть вопроса умеет раскрыть своими словами, не копируя учебник или рассказ учителя.
Высокий уровень (интенсивно – творческий). Ученик успешно применяет знания в новой, нестандартной ситуации, т.е. наблюдается явление переноса.
Стратегия обучения, ориентированная на развитие личности, побуждает вести в классе дифференциацию учащихся по уровням самостоятельности и целенаправленно развивать эти уровни.
Каждый из этих уровней объективно существует. Программа – максимум для любого творчески работающего учителя – довести как можно больше детей до высшего уровня самостоятельности.
Входя в систему процесса обучения, самостоятельная деятельность косвенно влияет на процесс самообразования, определяя его качество, посредством стимулирования развития таких свойств личности как самоанализ, саморегуляция, инициативность, творческие способности, а также формируя общие приемы и способы осуществления самостоятельной познавательной деятельности, ее методологию, без которых самообразование является неэффективным и носит бессистемный характер.
Существует классификация самостоятельной работы по дидактической цели, которая выделяет пять групп деятельности:
1) приобретение новых
знаний, овладение умением
2) закрепление и уточнение знаний;
3) выработка учения применять знания в решении учебных и практических задач;
4) формирование учений и навыков практического характера;
5) формирование умений
и навыков творческого
Каждая из перечисленных групп включает в себя несколько видов самостоятельной работы, поскольку решение одной и той же дидактической задачи может осуществляться различными способами.
Указанные группы тесно
связаны между собой. Эта связь
обусловлена тем, что одни и те
же виды работ могут быть использованы
для решения различных
К основным видам самостоятельных работ можно отнести следующие:
1. Работа с книгой.
2. Упражнения.
3. Выполнение практических и лабораторных работ.
4. Проверочные самостоятельные, контрольные работы, диктанты, сочинения.
5. Подготовка докладов, рефератов.
6. Домашние опыты, наблюдения.
7. Техническое моделирование и конструирование.
Говоря о типах самостоятельной работы, принято выделять в соответствии с уровнями самостоятельной деятельности воспроизводящие, реконструктивно-вариативные, эвристические, творческие.
К творческим самостоятельным работам можно отнести такие формы:
- практические работы;
- контрольные работы;
- тематические зачеты;
- защита и написание рефератов;
- решение проблемных задач прикладного характера и другие.
Рассматривая самостоятельную деятельность в качестве познавательной, выделяют четыре ее разновидности в процессе обучения:
1. Цель и план работы ученик определяет с помощью учителя.
2. Цель учащийся определяет с помощью учителя, а план самостоятельно.
З. Цель и план учащийся определяет самостоятельно, но задание даёт учитель.
4. Без помощи учителя
учащийся сам определяет
Кроме того, в процессе реализации взаимосвязанной деятельности учителя и ученика, возможность для которой предоставляется в ходе самостоятельной учебной деятельности учащегося, развивается и формируется восприятие учеником себя как субъекта, а не объекта образовательного процесса, что качественно влияет не только на процесс самообразования, но и во многом определяет процесс воспитания, проходящий вне школы.
Влияние самостоятельной деятельности на развитие и становление личности ученика является общепризнанным фактом в современной педагогической науке.
учащихся на уроках математики
Современный урок должен обеспечить усвоение основ науки, выработку умений и навыков, специфических для каждого предмета, развивать эмоциональную восприимчивость, мотивировать школьников на самостоятельное добывание знаний и их использование в теоретических и практических задачах. В процессе обучения большое значение имеет систематический учет знаний, умений и навыков. Он позволяет педагогу ежедневно следить за успехами в продвижении учеников, своевременно обнаруживать и устранять пробелы в знаниях.
Все начинается с личности учителя и его взаимоотношения с учениками. Его ребята должны любить и уважать. Очень важно с самых первых дней учеников увлечь своим предметом, показать, насколько он сложен и значим. Но, в то же время, понятен (доступен).
Обучение математике в школе должно носить предметно-практическую направленность, задания должны быть тесно связаны с жизнью, с практической деятельностью учащихся в мастерских, столовых, кондитерских, строительных организациях. Ребенок, покинув стены школы, должен уметь применить свои знания и умения в жизни; например, наклеить правильно обои, в магазине посчитать деньги, провести ряд измерений различными инструментами.
Ученики различаются по характеру, темпераменту, способностям, разному темпу работы.
В каждом классе есть дети, которые быстрее других выполняют данное всему классу задание. Сразу вызвать такого ребенка к доске, чтобы он объяснил решение задачи или примера – значит отнять у других возможность самостоятельно выполнить задание. Поэтому эту работу нужно проводить иначе. Получив задание, все ученики приступают к его самостоятельному решению. Те, кто быстро справился с ним, показывают своё решение. Проверив его, обращать внимание на рациональность решения, указать на недостатки, допущенные при выполнении. Этим ученикам нужно дать следующее задание, чуть сложнее, но доступное и посильное. Если ученик будет получать непосильные задания, то он потеряет веру в свои силы и интерес к математике. Пока обучающийся выполняет дополнительное задание, работа ведется со всем классом: анализируются условие задачи, говорится о способах её решения, после чего ученики самостоятельно решают её.
Среди учащихся, получивших новое задание и выполнивших его осуществляется взаимопроверка между детьми, сверка друг с другом. Затем данная группа учащихся приступает к решению нового задания. И таким образом, к концу урока эти ученики опережают своих одноклассников на 2-3 задания.
Такая работа не дает скучать сильным ученикам, не возникает опасность потерять интерес к математике. Они будут стремиться преодолеть трудности своими силами, самостоятельно делать выводы, находить оригинальное решение выполнения задания. Это способствует развитию творческой мысли, наблюдательности, вызывает чувство радости и удовлетворения, которое ученики испытывают при самостоятельном преодолении трудностей. Одна из основных задач состоит в том, чтобы вовремя заметить и поддержать склонность учеников к творческому восприятию учебного материала и его желание самостоятельно преодолевать возникающие трудности.
Одной из составляющей самостоятельной деятельности является самостоятельная работа. Используют различные элементы самостоятельной работы учащихся. На уроках ориентируются на группы и на каждого ученика в отдельности. Такой подход побуждает к работе сильного учащегося и двигает к работе слабого. Для большей эффективности самостоятельной работы учащихся в процессе обучения применяются тесты с выбором ответа и различные карточки-задания. В такие работы включаются вопросы, которые устанавливают связь между новым материалом и ранее изученным.
При изучении математики дети должны знать и понимать математические обозначения, термины, понятия. Для этого используют математические диктанты, которые позволяют ученику самостоятельно, правильно, четко давать определения и пользоваться обозначениями.
Как правило, однообразие любой работы снижает интерес учеников к ней. Но в курсе математики часто встречаются темы, изучение которых требует решения большого количества однотипных задач, без чего невозможно выработать устойчивые знания и умения. В таких случаях удержать внимание учащихся помогают тесты с выбором ответов. На первый взгляд, кажется, что выбрать из нескольких ответов правильный гораздо проще, чем выполнить решение по стандартной схеме, но в реальности оказывается, что, отвечая на вопросы теста, ученик проделывает более объемную работу, нежели при обычном решении. Интерес же к непривычному виду деятельности помогает ученику продуктивнее заниматься на уроке. Применяют разноуровневые задания. Это очень удобно. Во-первых, предлагая задания разного уровня, каждый обеспечивается достаточно интересной и, главное, выполнимой работой как слабого, так и сильного ученика. Во-вторых, у учеников вырабатываются устойчивые умения и знания. В-третьих, можно легко увидеть общую картину, какова подготовленность, как усвоена тема в группе, на чем стоит заострить внимание по этой теме.
Самостоятельная деятельность будет достаточно эффективной как в отношении усвоения учащимися знаний, так и в отношении их способностей, если она организована в системе уроков. Методы организации самостоятельной деятельности надо видоизменять с тем, чтобы постепенно предоставлять учащимся больше самостоятельности.
Нужно идти от показа образа и расчлененного инструктирования по отдельным частям задания к предъявлению инструкций, требующих от учащихся самостоятельных поисков некоторых материалов, средств, действий, а также для творчества учащихся. При организации самостоятельной деятельности главное заключается в том, чтобы располагать упражнения в системе, обеспечивающей постепенное повышение степени самостоятельности учащихся. К каждому ребенку необходим индивидуальный подход в обучении.
Одним из средств реализации индивидуального подхода к детям является дифференциация обучения. Дифференцированную работу провожу по степени трудности, по объему материала, по характеру помощи учащимся. Условно разделенные группы детей- I и II, выполняют кроме основного задания (по теме урока) еще и дополнительное, аналогичное основному. Дифференциация по объему сочетается с другими способами дифференциации. В качестве дополнительных заданий предлагаю творческие, более трудные или из других разделов программы на повторение, а также задания на смекалку, упражнения игрового характера в виде карточек индивидуальных, перфокарт. С каждым учебным годом задания для самостоятельной работы усложняются, что детей дисциплинирует, они становятся более ответственными. В 5 классе использовала в виде помощи образцы выполнения заданий: показ способа решения примера или задачи, образца рассуждения, помощь в виде карточек – “Помогаек”, запись на доске, правила, формулы, таблицы мер. В 6 классе в виде помощи использовала памятки, планы решения задач, инструкции, алгоритмы. В 7 классе использую наглядные опоры, иллюстрации, модели, графические схемы, таблицы.