Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 10:11, курсовая работа
В данном курсе мы будем рассматривать различные системы массового обслуживания (СМО) и сети массового обслуживания (СеМО).
Под системой массового обслуживания (СМО) понимают динамическую систему, предназначенную для эффективного обслуживания потока заявок (требований на обслуживание) при ограничениях на ресурсы системы.
Введение 1
1. Основы теории массового обслуживания
1.1 Понятие случайного процесса 2
1.2 Марковский случайный процесс 2
1.3 Потоки событий 4
1.4 Уравнения Колмогорова для вероятностей состояний. 5
Финальные вероятности состояний
1.5 Задачи теории массового обслуживания 8
1.6 Классификация систем массового обслуживания 9
2. Системы массового обслуживания с ожиданием
2.1 Одноканальная СМО с ожиданием 10
2.2 Многоканальная СМО с ожиданием 15
3. Замкнутые СМО 22
4. Расчет показателей эффективности одноканальной СМО
с неограниченной очередью. 27
Список литературы 30
Для СМО с «нетерпеливыми» заявками понятие «вероятность отказа» не имеет смысла — каждая заявка становится в очередь, но может и не дождаться обслуживания, уйдя раньше времени.
Относительная пропускная способность, среднее число заявок в очереди. Относительную пропускную способность q такой СМО можно подсчитать следующим образом. Очевидно, обслужены будут все заявки, кроме тех, которые уйдут из очереди досрочно. Подсчитаем, какое в среднем число заявок покидает очередь досрочно. Для этого вычислим среднее число заявок в очереди:
(25)
На каждую из этих заявок действует «поток уходов» с интенсивностью . Значит, из среднего числа -заявок в очереди в среднем будет уходить, не дождавшись обслуживания, -заявок в единицу времени и всего в единицу времени в среднем будет обслуживаться -заявок. Относительная пропускная способность СМО будет составлять:
Среднее число занятых каналов по-прежнему получаем, деля абсолютную пропускную способность А на :
(26)
Среднее число заявок в очереди. Соотношение (26) позволяет вычислить среднее число заявок в очереди , не суммируя бесконечного ряда (25). Из (26) получаем:
,
а входящее в эту формулу среднее число занятых каналов можно найти как математическое ожидание случайной величины Z, принимающей значения 0, 1, 2,..., n с вероятностями , :
.
В заключение заметим, что если в формулах (24) перейти к пределу при (или, что то же, при ), то при получатся формулы (22), т. е. «нетерпеливые» заявки станут «терпеливыми».
3. Замкнутые СМО
До сих пор мы рассматривали системы, в которых входящий поток никак не связан с выходящим. Такие системы называются разомкнутыми. В некоторых же случаях обслуженные требования после задержки опять поступают на вход. Такие СМО называются замкнутыми. Поликлиника, обслуживающая данную территорию, бригада рабочих, закрепленная за группой станков, являются примерами замкнутых систем.
В замкнутой СМО циркулирует одно и то же конечное число потенциальных требований. Пока потенциальное требование не реализовалось в качестве требования на обслуживание, считается, что оно находится в блоке задержки. В момент реализации оно поступает в саму систему. Например, рабочие обслуживают группу станков. Каждый станок является потенциальным требованием, превращаясь в реальное в момент своей поломки. Пока станок работает, он находится в блоке задержки, а с момента поломки до момента окончания ремонта - в самой системе. Каждый рабочий является каналом обслуживания.
Пусть n - число каналов обслуживания, s - число потенциальных заявок, n<s, - интенсивность потока заявок каждого потенциального требования, μ - интенсивность обслуживания:
ρ= .
Вероятность простоя системы определяется формулой
Р0= .
Финальные вероятности состояний системы:
Pk= при k<n, Pk= при .
Через эти вероятности выражается среднее число занятых каналов
=P1+2P2+…+n(Pn+Pn+1+…+Ps) или
=P1+2P2+…+(n-1)Pn-1+n(1-P0-P1-
Через находим абсолютную пропускную способность системы:
A= ,
а также среднее число заявок в системе
М=s- =s- .
Пример 1. На вход трехканальной СМО с отказами поступает поток заявок с интенсивностью =4 заявки в минуту, время обслуживания заявки одним каналом tобсл=1/μ =0,5 мин. Выгодно ли с точки зрения пропускной способности СМО заставить все три канала обслуживать заявки сразу, причем среднее время обслуживания уменьшается втрое? Как это скажется на среднем времени пребывания заявки в СМО?
Решение. Находим вероятность простоя трехканальной СМО по формуле
ρ = /μ =4/2=2, n=3,
Р0= = = 0,158.
Вероятность отказа определяем по формуле:
Ротк=Рn= =
Pотк= 0,21.
Относительная пропускная способность системы:
Робсл=1-Ротк 1-0,21=0,79.
Абсолютная пропускная способность системы:
А= Робсл 3,16.
Среднее число занятых каналов определяем по формуле:
1,58, доля каналов, занятых
q= 0,53.
Cреднее время пребывания
заявки в СМО находим как
вероятность того, что заявка
принимается к обслуживанию, умноженную
на среднее время обслуживания:
Объединяя все три канала в один, получаем одноканальную систему с параметрами μ=6, ρ=2/3. Для одноканальной системы вероятность простоя:
Р0= = =0,6,
вероятность отказа:
Ротк=ρ Р0= =0,4,
относительная пропускная способность:
Робсл=1-Ротк=0,6,
абсолютная пропускная способность:
А= Робсл=2,4.
Среднее время пребывания заявки в СМО:
tСМО=Робсл = =0,1 мин.
В результате объединения каналов в один пропускная способность системы снизилась, так как увеличилась вероятность отказа. Среднее время пребывания заявки в системе уменьшилось.
Пример 2. На вход трехканальной СМО с неограниченной очередью поступает поток заявок с интенсивностью =4 заявки в час, среднее время обслуживания одной заявки t=1/μ=0,5 ч. Найти показатели эффективности работы системы.
Для рассматриваемой системы n=3, =4, μ=1/0,5=2, ρ= /μ=2, ρ/n=2/3<1. Определяем вероятность простоя по формуле:
Р = .
P0= =1/9.
Среднее число заявок в очереди находим по формуле:
L= .
L= = .
Среднее время ожидания заявки в очереди считаем по формуле:
t= .
t= = 0,22 ч.
Среднее время пребывания заявки в системе:
Т=t+ 0,22+0,5=0,72.
Пример 3. В парикмахерской работают 3 мастера, а в зале ожидания расположены 3 стула. Поток клиентов имеет интенсивность =12 клиентов в час. Среднее время обслуживания tобсл=20 мин. Определить относительную и абсолютную пропускную способность системы, среднее число занятых кресел, среднюю длину очереди, среднее время, которое клиент проводит в парикмахерской.
Для данной задачи n=3, m=3, =12, μ=3, ρ=4, ρ/n=4/3. Вероятность простоя определяем по формуле:
Р0= .
P0= 0,012.
Вероятность отказа в обслуживании определяем по формуле
Ротк=Рn+m= .
Pотк=Pn+m 0,307.
Относительная пропускная способность системы, т.е. вероятность обслуживания:
Pобсл=1-Pотк 1-0,307=0,693.
Абсолютная пропускная способность:
А= Робсл 12 .
Среднее число занятых каналов:
.
Средняя длина очереди определяется по формуле:
L=
L= 1,56.
Среднее время ожидания обслуживания в очереди:
t= ч.
Среднее число заявок в СМО:
M=L+ .
Среднее время пребывания заявки в СМО:
Т=М/ 0,36 ч.
Пример 4. Рабочий обслуживает 4 станка. Каждый станок отказывает с интенсивностью =0,5 отказа в час, среднее время ремонта tрем=1/μ=0,8 ч. Определить пропускную способность системы.
Эта задача рассматривает замкнутую СМО, μ=1,25, ρ=0,5/1,25=0,4. Вероятность простоя рабочего определяем по формуле:
Р0= .
P0= .
Вероятность занятости рабочего Рзан=1-Р0 . Если рабочий занят, он налаживает μ-станков в единицу времени, пропускная способность системы: А=(1-P0)μ=0,85μ станков в час.
4. Расчет показателей эффективности одноканальной СМО с неограниченной очередью
Одноканальная система
с неограниченной очередью. На практике часто встречаются одноканальные
СМО с неограниченной очередью (например,
телефон-автомат с одной будкой). Рассмотрим
задачу.
Имеется одноканальная СМО с очередью,
на которую не наложены никакие ограничения
(ни по длине очереди, ни по времени ожидания).
Поток заявок, поступающих в СМО, имеет
интенсивность λ, а поток обслуживании
— интенсивность μ. Необходимо найти предельные
вероятности состояний и показатели эффективности
СМО.
Система может находиться в одном из состояний
S0, S1, S2, …, Sk, по числу заявок, находящихся в СМО: S0 — канал свободен; S1 — канал занят (обслуживает заявку), очереди
нет, S2 — канал занят, одна заявка стоит в очереди;
... Sk — канал занят, (k—1) заявок стоят в очереди и т.д.
Граф состояний СМО представлен на рис.
8.
Рис.8 8
Это процесс гибели и размножения, но с
бесконечным числом состояний, в котором
интенсивность потока заявок равна λ,
а интенсивность потока обслуживании
μ.
Прежде чем записать формулы предельных
вероятностей, необходимо быть уверенным
в их существовании, ведь в случае, когда
время t→∞, очередь может неограниченно
возрастать. Доказано, что если ρ<1, т.е. среднее число приходящих
заявок меньше среднего
числа обслуженных заявок (в единицу времени), то предельные
вероятности существуют. Если ρ≥1, очередь растет до бесконечности.
Для определения предельных вероятностей
состояний воспользуемся формулами (16),
(17) для процесса гибели и размножении
(здесь мы допускаем известную нестрогость,
так как ранее эти формулы были получены
для случая конечного числа состояний
системы). Получим
(32)
Так как предельные вероятности существуют
лишь при ρ < 1, то геометрический ряд
со знаменателем
ρ < 1, записанный в скобках в формуле
(32), сходится к сумме, равной
. Поэтому
(33)
и с учетом соотношений (17)
найдем предельные вероятности других
состояний
(34)
Предельные вероятности p0, p1,
p2, …, pk,… образуют убывающую
геометрическую профессию со знаменателем
р < 1, следовательно, вероятность р0 — наибольшая. Это означает, что если
СМО справляется с потоком заявок (при
ρ < 1), то наиболее вероятным будет отсутствие
заявок в системе.
Среднее число заявок в системе Lсист. определим по формуле математического
ожидания, которая с учетом (34) примет вид
(35)
(суммирование от 1 до ∞, так как нулевой
член 0p0=0).
Можно показать, что формула (35) преобразуется
(при ρ < 1) к виду
(36)
Найдем среднее число заявок в очереди
Lоч. Очевидно, что
(37)
где Lоб. — среднее число заявок, находящихся
под обслуживанием.
Среднее число заявок под обслуживанием
определим по формуле математического
ожидания числа заявок под обслуживанием,
принимающего значения 0 (если канал свободен)
либо 1 (если канал занят):
т.е. среднее число заявок под обслуживанием
равно вероятности того, что канал занят:
(38)
В силу (33)
(39)
Теперь по формуле (37) с учетом (36) и (39)
(40)
Доказано, что при любом характере потока
заявок, при любом распределении времени
обслуживания, при любой дисциплине обслуживания
среднее время пребывания заявки в системе
(очереди) равна среднему числу заявок
в системе (в очереди), деленному на интенсивность
потока заявок, т.е.
(41)
(42)
Формулы (41) и (42) называются формулами Литтла. Они вытекают из того, что в предельном, стационарном
режиме среднее число заявок, прибывающих
в систему, равно среднему числу заявок,
покидающих ее: оба потока заявок имеют одну и ту же
интенсивность λ.
На основании формул (41) и (42) с учетом (36)
и (40) среднее время пребывания заявки
в системе определится по формуле:
а среднее время пребывания заявки в очереди
Список литературы
1) Фомин Г.П. Математические
методы и модели в
2) Гмурман В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика. М: Высшая школа, 2001.
3) Советов Б.А., Яковлев С.А. Моделирование систем. М: Высшая школа, 1985.
4) Лифшиц А.Л. Статистическое моделирование СМО. М., 1978.
5) Вентцель Е.С. Исследование операций. М: Наука, 1980.
6) Вентцель Е.С., Овчаров Л.А. Теория вероятностей и её инженерные приложения. М: Наука, 1988