Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 16:35, контрольная работа
Система вещественных чисел в математических вычислениях предполагается непрерывной и бесконечной, т.е. не имеющей ограничений на диапазон и точность представления чисел
Вещественные или действительные числа - математическая абстракция, служащая в частности для представления физических величин. Такое число может быть интуитивно представлено как отношение двух величин одной размерности, или описывающие положение точек на прямой. Множество вещественных чисел обозначается и часто называется вещественной или числовой прямой. Формально вещественные числа строятся на базисе более простых объектов таких, как целые и рациональные числа. Свойства вещественных чисел являются важнейшим объектом изучения математического анализа.
1.1 Понятие вещественных чисел
Система вещественных чисел в математических вычислениях предполагается непрерывной и бесконечной, т.е. не имеющей ограничений на диапазон и точность представления чисел
Вещественные или
Вещественное, или действительное число [1] - математическая абстракция, возникшая из потребности измерения геометрических и физических величин окружающего мира, а также проведения таких операций как извлечение корня, вычисление логарифмов, решение алгебраических уравнений [2].
Если натуральные числа возникли в процессе счета, рациональные - из потребности оперировать частями целого, то вещественные числа предназначены для измерения непрерывных величин. Таким образом, расширение запаса рассматриваемых чисел привело к множеству вещественных чисел, которое помимо чисел рациональных включает также другие элементы, называемые иррациональными числами.
Наглядно понятие
Понятие вещественного числа
прошло долгий путь становления. Ещё
в Древней Греции в школе Пифагора,
которая в основу всего ставила
целые числа и их отношения, было
открыто существование
С точки зрения современной математики, множество вещественных чисел - непрерывное упорядоченное поле. Это определение, или эквивалентная система аксиом, в точности определяет понятие вещественного числа в том смысле, что существует только одно, с точностью до изоморфизма, непрерывное упорядоченное поле.
Множество вещественных чисел имеет стандартное обозначение - R («полужирное R»), или (англ. blackboard bold «R») от лат. realis - действительный.
1.2 Наивная теория вещественных чисел
Первая развитая числовая система, построенная в Древней Греции, включала только натуральные числа и их отношения (пропорции, в современном понимании - рациональные числа). Однако вскоре выяснилось, что для целей геометрии и астрономии этого недостаточно: например, отношение длины диагонали квадрата к длине его стороны не может быть представлено ни натуральным, ни рациональным числом [4].
Для выхода из положения Евдокс Книдский ввёл, в дополнение к числам, более широкое понятие геометрической величины, то есть длины отрезка, площади или объёма. Теория Евдокса дошла до нас в изложении Евклида («Начала», книга V). По существу, теория Евдокса - это геометрическая модель вещественных чисел. С современной точки зрения, число при таком подходе есть отношение двух однородных величин - например, исследуемой и единичного эталона. Следует, однако, подчеркнуть, что Евдокс остался верен прежней традиции - он не рассматривал такое отношение как число; из-за этого в «Началах» многие теоремы о свойствах чисел затем заново доказываются для величин. Классическая теория Дедекинда для построения вещественных чисел по своим принципам чрезвычайно похожа на изложение Евдокса. Однако модель Евдокса неполна во многих отношениях - например, она не содержит аксиомы непрерывности, нет общей теории арифметических операций для величин или их отношений и др.[5]
Ситуация начала меняться в первые века н. э. Уже Диофант Александрийский, вопреки прежним традициям, рассматривает дроби так же, как и натуральные числа, а в IV книге своей «Арифметики» даже пишет об одном результате: «Число оказывается не рациональным»[6]. После гибели античной науки на передний план выдвинулись индийские и исламские математики, для которых любой результат измерения или вычисления считался числом. Эти взгляды постепенно взяли верх и в средневековой Европе[7], где поначалу разделяли рациональные и иррациональные (буквально: неразумные) числа (их называли также мнимыми, абсурдными, глухими и т. п.). Полное уравнение в правах иррациональных чисел связано с трудами Симона Стевина (конец XVI века), который провозгласил[6]: Мы приходим к выводу, что не существует никаких абсурдных, иррациональных, неправильных, необъяснимых или глухих чисел, но что среди чисел существует такое совершенство и согласие, что нам надо размышлять дни и ночи над их удивительной законченностью.
Он же, с некоторыми оговорками,
легализовал отрицательные
Спустя столетие Ньютон в своей «Универсальной арифметике» (1707) даёт классическое определение (вещественного) числа как отношения результата измерения к единичному эталону [8]: Под числом мы понимаем не столько множество единиц, сколько отвлечённое отношение какой-нибудь величины к другой величине того же рода, принятой за единицу.
Долгое время это прикладное
определение считалось
Даже после того, как Коши разработал достаточно строгий фундамент анализа, положение не изменилось, поскольку теории вещественных чисел, на которую обязан был опираться анализ, не существовало. Из-за этого Коши сделал немало ошибок, положившись на интуицию там, где она приводила к неверным выводам: например, он полагал, что сумма ряда из непрерывных функций всегда непрерывна.
1.3 Создание строгой теории
Первую попытку заполнить пробел в основаниях математики сделал Бернард Больцано в своей статье «Чисто аналитическое доказательство теоремы, что между любыми двумя значениями, дающими результаты противоположного знака, лежит по меньшей мере один действительный корень уравнения» (1817). В этой пионерской работе ещё нет целостной системы вещественных чисел, но уже приводится современное определение непрерывности и показывается, что на этой основе теорема, упомянутая в заглавии, может быть строго доказана [10]. В более поздней работе [11] Больцано даёт набросок общей теории вещественных чисел, по идеям близкой к канторовской теории множеств[12], но эта его работа осталась неопубликованной при жизни автора и увидела свет только в 1851 году. Взгляды Больцано значительно опередили своё время и не привлекли внимания математической общественности.
Современная теория вещественных чисел была построена во второй половине XIX века, в первую очередь трудами Вейерштрасса, Дедекинда и Кантора. Они предложили различные, но эквивалентные подходы к теории этой важнейшей математической структуры и окончательно отделили это понятие от геометрии и механики.
При конструктивном определении
понятия вещественного числа, на
основе известных математических объектов
(например, множества рациональных
чисел ), которые принимают заданными,
строят новые объекты, которые, в
определённом смысле, отражают наше интуитивное
понимание о понятии
Эти объекты и объявляют вещественными числами. Для них вводят основные арифметические операции, определяют отношение порядка и доказывают их свойства.
Исторически первыми строгими
определениями вещественного
Зарождение и развитие понятия числа
В основе математики
лежит понятие числа, одно из
самых ранних и самых
Наиболее ранняя форма
счета носит конкретно-
Переход от «чувственного
счета» к абстрактному осуществляется
при помощи взаимооднозначного соответствия
между двумя множествами, одно из
которых позже принимается как
бы за эталон. Взаимооднозначное соответствие
по началу носит также конкретно-
• Иероглифические
непозиционные системы. К ней
относится Римская система. В
ней числа формируется из
• Алфавитные
системы счисления. Здесь
• Позиционные
недесятичные системы
Почти одновременно
со счетом зарождаются
Однако даже в математике
Древней Греции не было единого представления
о том, что такое число. Так
в школе Пифагора и Платона
считали единицу не числом, а «эмбрионом
числа». Стоит отметить, что мифологическое
сознание древнегреческого общества еще
не до конца воспринимало математические
и философские абстракции. «Наименее
доступны пониманию широких кругов
были именно числа, эти наиболее абстрактные
элементы науки того времени»[7, стр.
83]. По этим и другим причинам математика,
ее методы и результаты выглядели
мистически. Наиболее развитым и философски
обоснованным мистическим взглядом
на числа были пифагорейство и
неопифагорейство. Упрощая, можно сказать,
что пифагореизм в основе гармонии
мира видел число, для пифагореизма
все числа имели мистический
смысл. Подобные взгляды можно встретить
и сегодня. Однако следует признать,
что проникновение в философию
понятий математики чаще всего было
плодотворным. В качестве примера
можно привести категорию «Количество»
в философии Канта и в