Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 12:19, реферат
Теория массового обслуживания – область прикладной математики, занимающаяся анализом процессов в системах производства, обслуживания, управления, в которых однородные события повторяются многократно, например, на предприятиях бытового обслуживания; в системах приема, переработки и передачи информации; автоматических линиях производства и др.
Предметом теории массового обслуживания является установление зависимостей между характером потока заявок, числом каналов обслуживан6ия, производительностью отдельного канала и эффективным обслуживанием с целью нахождения наилучших путей управления этими процессами.
Введение…………………….……………………………………………...…..3
Многоканальная СМО с отказами……….…..…………….…..…...…………5
Основы теории массового обслуживания.……………………………..…....10
Понятие случайного процесса……………..…....…………………………....10
Марковский случайный процесс..…………..…..…………………………....11
Потоки событий…..……………..……………………….…………………....12
Уравнения Колмогорова для вероятностей состояний. …………………....13
Задачи теории массового обслуживания …………………………………....16
Одноканальная СМО с отказами…………………………..………………....18
Возможные постановки задач оптимизации n – канальных СМО с отказами
….………………………………………………………………………….…....23
Список литературы…………………………………………………………....24
Казахский национальный университет им.Аль-Фараби
Механико-математический факультет
“Информационные системы ”
Реферат
На тему: «Задача оптимизации для
систем массового обслуживания»
Введение…………………….…………………………………
Многоканальная СМО
с отказами……….…..…………….…..…...
Основы теории массового
обслуживания.……………………………..…...
Понятие случайного процесса……………..…....…………………………
Марковский случайный
процесс..…………..…..…………………………..
Потоки событий…..……………..………………
Уравнения Колмогорова для вероятностей состояний. …………………....13
Задачи теории массового обслуживания …………………………………....16
Одноканальная СМО с
отказами…………………………..………………....
Возможные постановки задач оптимизации n – канальных СМО с отказами
….…………………………………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Теория массового обслуживания – область прикладной математики, занимающаяся анализом процессов в системах производства, обслуживания, управления, в которых однородные события повторяются многократно, например, на предприятиях бытового обслуживания; в системах приема, переработки и передачи информации; автоматических линиях производства и др.
Предметом теории массового обслуживания является установление зависимостей между характером потока заявок, числом каналов обслуживан6ия, производительностью отдельного канала и эффективным обслуживанием с целью нахождения наилучших путей управления этими процессами.
Задача теории массового обслуживания – установить зависимость результирующих показателей работы системы массового обслуживания (вероятности того, что заявка будет обслужена; математического ожидания числа обслуженных заявок и т.д.), от входных показателей (количества каналов в системе, параметров входящего потока заявок и т.д.). Результирующими показателями или интересующими нас характеристиками СМО являются – показатели эффективности СМО, которые описывают, способна ли данная система справляться с потоком заявок.
Системы массового обслуживания могут быть одноканальными или многоканальными.
Заметим, что за последние годы область применения математических методов теории массового обслуживания непрерывно расширяется и все больше выходит за пределы задач, связанных с "обслуживающими организациями" в буквальном смысле слова. Как своеобразные системы массового обслуживания могут рассматриваться: электронные цифровые вычислительные машины; системы сбора и обработки информации; автоматизированные производственные цехи, поточные линии; транспортные системы; системы противовоздушной обороны и т. д.
Задачи массового обслуживания условно делят на задачи анализа и задачи синтеза - оптимизации систем массового обслуживания. Первые предполагают определение основных параметров функционирования системы массового обслуживания при неизменных, наперед заданных исходных характеристиках: структура системы, дисциплина обслуживания, потоки требований и законы распределения времени на их обслуживание. Вторые направлены на поиск оптимальных параметров систем массового обслуживания.
Оптимизационные модели
широко используются в экономике
и технике. Среди них задачи подбора
сбалансированного рациона
Задача оптимизации – задача выбора из множества возможных вариантов наилучшего, оптимального. Оптимизация – от латинского слова «оптимус» - наилучший – поиск наилучшего, поиск наилучшего проектного изделия.
Каждая задача оптимизации обязательно должна иметь три компоненты:
неизвестные (что ищем, то есть, план);
ограничение на неизвестные (область поиска);
целевая функция (цель, для которой ищем экстремум).
Математическая модель, та которая определена с помощью математических формализмов. Математическая модель не является точной, а является идеализацией.
Определение параметров состояния - задача моделирования. Определение переменных проектирования – задачи проектирования или задачи оптимизации.
Выявление основных особенностей, взаимосвязей и количественных закономерностей
Функционирование любой
системы массового обслуживания
можно представить через все
возможные состояния ее и интенсивность
перехода из одного состояния в другое.
Основными параметрами
Важным параметром функционирования СМО является также среднее число требований, находящихся в системе Nsyst, то есть в очереди на обслуживание, а также средняя длина очереди Noch. Исходными параметрами, характеризующими систему массового обслуживания, являются: число каналов обслуживания - n; число требований - m; интенсивность поступления одного требования на обслуживание - λ, то есть число поступлений требований в единицу времени; интенсивность обслуживания требований - μ.
Многоканальная СМО с отказами
Рассмотрим n-канальную
СМО с отказами. Будем нумеровать
состояния системы по числу занятых
каналов (или, что в данном случае
то же, по числу заявок, связанных
с системой). Состояния будут:
S0 - все каналы свободны, S1
- занят ровно один канал, остальные свободны,
Sk - заняты ровно k каналов, остальные свободны, Sn - заняты все n каналов.
Граф состояний СМО
представлен на рис.1. Разместим граф,
т.е. проставим у стрелок
Рис.1
Если система находиться в состоянии Sk (занято k каналов) и пришла новая заявка, система переходит (перескакивает) в состояние Sk+1
Определим интенсивности потоков событий, переводящих систему по стрелкам справа налево.
Пусть система находиться в состоянии S1 (занят один канал). Тогда, как только закончиться обслуживание заявки, занимающей этот канал, система перейдет в S0; значит, поток событий, переводящий систему по стрелке S1 ® S0, Имеет интенсивность m. Очевидно, если обслуживанием занято два канала, а не один, поток обслуживаний, переводящий систему по стрелке S2 ® S1, будет вдвое интенсивнее (2m); если занято k каналов - в k раз интенсивнее (km). Проставим соответствующие интенсивности у стрелок, ведущих справа налево.
Из рис.1 видно, что процесс, протекающий в СМО, представляет собой частный случай процесса гибели и размножения.
Пользуясь общими правилами, можно
составить уравнения
|
(1) |
Уравнения (1) называются уравнениями Эрланга. Естественными начальными условиями для их решения являются:
p0(0)=1; p1(0)=p2(0)=...=pn(0)=0 (в начальный момент система свободна).
Интегрирование системы
Естественно, нас больше всего будут интересовать предельные вероятности состояний p0 , p1 ,..., pk ,..., pn, характеризующие установившийся режим работы СМО (при t ® ¥). Для нахождения предельных вероятностей воспользуемся уже готовым решением задачи, полученным для схемы гибели и размножения. Согласно этому решению,
|
(2) |
В этих формулах интенсивность потока заявок l и интенсивность потока обслуживаний (для одного канала) m не фигурируют по отдельности, а входят только своим отношением l /m. Обозначим это отношение l /m=r и будем называть величину r "приведенной интенсивностью" потока заявок. Физический смысл ее таков: величина r представляет собой среднее число заявок, приходящих в СМО за среднее время обслуживания одной заявки.
С учетом этого обозначения, формулы (2) примут вид:
|
(3) |
Формулы (3) называются формулами
Эрланга. Они выражают предельные вероятности
всех состояний системы в
Зная все вероятности состояний p0 , p1 ,..., pk ,..., pn, можно найти характеристики эффективности СМО: относительную пропускную способность q, абсолютную пропускную способность А и вероятность отказа Pотк.
Действительно, заявка получает отказ, если приходит в момент, когда все n каналов заняты. Вероятность этого равна
|
(4) |
Вероятность того, что заявка будет принята к обслуживанию (она же относительная пропускная способность q) дополняет Pотк до единицы:
|
(5) |
Абсолютная пропускная способность:
|
(6) |
Одной из важных характеристик СМО с отказами является среднее число занятых каналов (в данном случае оно совпадает со средним числом заявок, находящихся в системе). Обозначим это среднее число k-.
Величину k- можно вычислить непосредственно через вероятности p0 , p1,..., pn по формуле:
|
(7) |
как математическое ожидание дискретной случайной величины, принимающей значения 0,1,...,n с вероятностями p0 , p1,..., pn. однако значительно проще выразить среднее число занятых каналов через абсолютную пропускную способность А, которую мы уже знаем. Действительно, А есть не что иное, как среднее число заявок, обслуживаемых в единицу времени; один занятый канал обслуживает в среднем за единицу времени m заявок; среднее число занятых каналов получится делением А на m:
или, переходя к обозначению l/m = r,
|
(8) |
[5], [6].
Цель данной работы заключается в разработке модели, имитирующей работу поста ГИБДД. Такая задача была поставлена для того, чтобы выявить эффективность работы системы обслуживания поста ГИБДД для дальнейшей ее оптимизации.
В данной работе предлагается к использованию одна из методик, которая предполагает разделение процесса моделирования на две части. Первая часть –обеспечивает нахождение параметров работы исходной задачи. Вторая часть – производится оптимизация определенных параметров при неизменных остальных параметров в таблицах MS Excel. Строятся графики функций. Производится их анализ и делаются выводы.
Рассмотрим подробнее
Информация о работе Задача оптимизациии для систем массового обслуживания