Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 12:19, реферат
Теория массового обслуживания – область прикладной математики, занимающаяся анализом процессов в системах производства, обслуживания, управления, в которых однородные события повторяются многократно, например, на предприятиях бытового обслуживания; в системах приема, переработки и передачи информации; автоматических линиях производства и др.
Предметом теории массового обслуживания является установление зависимостей между характером потока заявок, числом каналов обслуживан6ия, производительностью отдельного канала и эффективным обслуживанием с целью нахождения наилучших путей управления этими процессами.
Введение…………………….……………………………………………...…..3
Многоканальная СМО с отказами……….…..…………….…..…...…………5
Основы теории массового обслуживания.……………………………..…....10
Понятие случайного процесса……………..…....…………………………....10
Марковский случайный процесс..…………..…..…………………………....11
Потоки событий…..……………..……………………….…………………....12
Уравнения Колмогорова для вероятностей состояний. …………………....13
Задачи теории массового обслуживания …………………………………....16
Одноканальная СМО с отказами…………………………..………………....18
Возможные постановки задач оптимизации n – канальных СМО с отказами
….………………………………………………………………………….…....23
Список литературы…………………………………………………………....24
Четвертое уравнение отбрасываем, добавляя вместо него нормировочное условие:
Т.е. в предельном, стационарном режиме система S в среднем 40 % времени будет проводить в состоянии S0 (оба станка исправны), 20 % - в состоянии S1 (первый станок ремонтируется, второй работает), 27 % - в состоянии S2 (второй станок ремонтируется, первый работает), 13% - в состоянии S3 (оба станка ремонтируются). Знание этих финальных вероятностей может помочь оценить среднюю эффективность работы системы и загрузку ремонтных органов.
Пусть система S в состоянии S0 (полностью исправна) приносит в единицу времени доход 8 условных единиц, в состоянии S1 – доход 3 условные единицы, в состоянии S2 – доход 5 условных единиц, в состоянии S3 – не приносит дохода. Тогда в предельном, стационарном режиме средний доход в единицу времени будет равен условных единиц.
Станок 1 ремонтируется долю времени, равную . Станок 2 ремонтируется долю времени, равную . Возникает задача оптимизации. Пусть мы можем уменьшить среднее время ремонта первого или второго станка (или обоих), но это нам обойдется в определенную сумму. Спрашивается, окупит ли увеличение дохода, связанное с ускорением ремонта, повышенные расходы на ремонт? Нужно будет решить систему четырех уравнений с четырьмя неизвестными.
Задачи теории массового обслуживания
Примеры систем массового обслуживания (СМО): телефонные станции, ремонтные мастерские, билетные кассы, справочные бюро, станочные и другие технологические системы, системы управления гибких производственных систем и т.д.
Каждая СМО состоит из какого – то количества обслуживающих единиц, которые называются каналами обслуживания (это станки, транспортные тележки, роботы, линии связи, кассиры, продавцы и т.д.). Всякая СМО предназначена для обслуживания какого – то потока заявок (требований), поступающих в какие – то случайные моменты времени.
Обслуживание заявки продолжается какое – то, вообще говоря, случайное время , после чего канал освобождается и готов к приему следующей заявки. Случайный характер потока заявок и времени обслуживания приводит к тому, что в какие – то периоды времени на входе СМО скапливается излишне большое количество заявок (они либо становятся в очередь, либо покидают СМО необслуженными). В другие же периоды СМО будет работать с недогрузкой или вообще простаивать.
Процесс работы СМО – случайный процесс с дискретными состояниями и непрерывным временем. Состояние СМО меняется скачком в моменты появления каких - то событий (прихода новой заявки, окончания обслуживания, момента, когда заявка, которой надоело ждать, покидает очередь).
Предмет теории массового обслуживания – построение математических моделей, связывающих заданные условия работы СМО (число каналов, их производительность, правила работы, характер потока заявок) с интересующими нас характеристиками – показателями эффективности СМО. Эти показатели описывают способность СМО справляться с потоком заявок. Ими могут быть: среднее число заявок, обслуживаемых СМО в единицу времени; среднее число занятых каналов; среднее число заявок в очереди; среднее время ожидания обслуживания и т.д.
Математический анализ работы СМО очень облегчается, если процесс этой работы Марковский, т.е. потоки событий, переводящие систему из состояния в состояние – простейшие. Иначе математическое описание процесса очень усложняется и его редко удается довести до конкретных аналитических зависимостей. На практике не Марковские процессы с приближением приводятся к Марковским. Приведенный далее математический аппарат описывает Марковские процессы.
Классификация систем массового обслуживания
Первое деление (по наличию очередей):
В СМО с отказами заявка, поступившая в момент, когда все каналы заняты, получает отказ, покидает СМО и в дальнейшем не обслуживается.
В СМО с очередью заявка, пришедшая в момент, когда все каналы заняты, не уходит, а становится в очередь и ожидает возможности быть обслуженной.
СМО с очередями подразделяются на разные виды в зависимости от того, как организована очередь – ограничена или не ограничена. Ограничения могут касаться как длины очереди, так и времени ожидания, «дисциплины обслуживания».
Итак, например, рассматриваются следующие СМО:
●СМО с нетерпеливыми заявками (длина очереди и время обслуживания ограничено);
●СМО с обслуживанием с приоритетом, т.е. некоторые заявки обслуживаются вне очереди и т.д.
Кроме этого СМО делятся на открытые СМО и замкнутые СМО.
В открытой СМО характеристики потока заявок не зависят от того, в каком состоянии сама СМО (сколько каналов занято). В замкнутой СМО – зависят. Например, если один рабочий обслуживает группу станков, время от времени требующих наладки, то интенсивность потока «требований» со стороны станков зависит от того, сколько их уже исправно и ждет наладки.
Классификация СМО далеко не ограничивается приведенными разновидностями, но этого достаточно.
Математические модели простейших систем массового обслуживания
Ниже будут рассмотрены
Одноканальная СМО с отказами
Дано: система имеет один канал обслуживания, на который поступает простейший поток заявок с интенсивностью . Поток обслуживаний имеет интенсивность . Заявка, заставшая систему занятой, сразу же покидает ее.
Найти: абсолютную и относительную пропускную способность СМО и вероятность того, что заявка, пришедшая в момент времени t, получит отказ.
Система при любом t > 0 может находиться в двух состояниях: S0 – канал свободен; S1 – канал занят. Переход из S0 в S1 связан с появлением заявки и немедленным началом ее обслуживания. Переход из S1 в S0 осуществляется, как только очередное обслуживание завершится (рис.4).
Рис.4. Граф состояний одноканальной СМО с отказами
Выходные характеристики (характеристики эффективности) этой и других СМО будут даваться без выводов и доказательств.
Абсолютная пропускная способность (среднее число заявок, обслуживаемых в единицу времени):
где – интенсивность потока заявок (величина, обратная среднему промежутку времени между поступающими заявками - );
– интенсивность потока обслуживаний (величина, обратная среднему времени обслуживания )
Относительная пропускная способность (средняя доля заявок, обслуживаемых системой):
Вероятность отказа (вероятность того, что заявка покинет СМО необслуженной):
Очевидны следующие
Пример. Технологическая система состоит из одного станка. На станок поступают заявки на изготовление деталей в среднем через 0,5 часа . Среднее время изготовления одной детали равно . Если при поступлении заявки на изготовление детали станок занят, то она (деталь) направляется на другой станок. Найти абсолютную и относительную пропускную способности системы и вероятность отказа по изготовлению детали.
Решение.
Т.е. в среднем примерно 46 % деталей обрабатываются на этом станке.
Т.е. в среднем примерно 54 % деталей направляются на обработку на другие станки.
N – канальная СМО с отказами (задача Эрланга)
Это одна из первых задач теории массового обслуживания. Она возникла из практических нужд телефонии и была решена в начале 20 века датским математиком Эрлангом.
Дано: в системе имеется n – каналов, на которые поступает поток заявок с интенсивностью . Поток обслуживаний имеет интенсивность . Заявка, заставшая систему занятой, сразу же покидает ее.
Найти: абсолютную и относительную пропускную способность СМО; вероятность того, что заявка, пришедшая в момент времени t, получит отказ; среднее число заявок, обслуживаемых одновременно (или, другими словам, среднее число занятых каналов).
Решение. Состояние системы S (СМО) нумеруется по максимальному числу заявок, находящихся в системе (оно совпадает с числом занятых каналов):
Граф состояний СМО представлен на рис. 5
Рис.5 Граф состояний для n – канальной СМО с отказами
Почему граф состояний размечен именно так? Из состояния S0 в состояние S1 систему переводит поток заявок с интенсивностью (как только приходит заявка, система переходит из S0 в S1). Если система находилась в состоянии S1 и пришла еще одна заявка, то она переходит в состояние S2 и т.д.
Почему такие интенсивности
у нижних стрелок (дуг графа)? Пусть
система находится в состоянии
Выходные характеристики (характеристики эффективности) данной СМО определяются следующим образом.
Абсолютная пропускная способность:
где n – количество каналов СМО;
– вероятность нахождения СМО в начальном состоянии, когда все каналы свободны (финальная вероятность нахождения СМО в состоянии S0);
Рис.6. Граф состояний для схемы «гибели и размножения»
Для того, чтобы написать формулу для определения , рассмотрим рис.6
Граф, представленный на этом рисунке, называют еще графом состояний для схемы «гибели и размножения». Напишем сначала для общую формулу (без доказательства):
Кстати, остальные финальные
Вероятность того, что СМО находится в состоянии S1, когда один канал занят:
Вероятность того, что СМО находится в состоянии S2, т.е. когда два канала заняты:
Вероятность того, что СМО находится в состоянии Sn, т.е. когда все каналы заняты.
Теперь для n – канальной СМО с отказами
При этом
Относительная пропускная способность:
Напомним, что это средняя доля заявок, обслуживаемых системой. При этом
Вероятность отказа:
Напомним, что это вероятность того, что заявка покинет СМО необслуженной. Очевидно, что .
Среднее число занятых каналов (среднее число заявок, обслуживаемых одновременно):
При этом
Пример. Имеется технологическая система (участок), состоящая из трех одинаковых станков. В систему поступают для обработки детали в среднем через 0,5 часа ( ). Среднее время изготовления одной детали . Если при поступлении заявки на изготовление детали все станки заняты, то деталь направляется на другой участок таких же станков. Найти финальные вероятности состояний системы и характеристики (показатели эффективности) данной СМО.
т.е. в среднем две заявки на обработку деталей в час.
Граф состояний системы
Рис.7Граф состояний для рассматриваемого примера
Возможные состояния системы:
S0 – в СМО (на участке) нет ни одной заявки;
S1 – в СМО (на участке) одна заявка;
S2 – в СМО (на участке) две заявки;
S3 – в СМО (на участке) три заявки (заняты все три станка).
Вероятность того, что все станки свободны:
Вероятность того, что один станок занят:
Вероятность того, что два станка заняты:
Вероятность того, что все три станка заняты:
Т.е. в среднем в этой системе обрабатывается 1,82 дет/ч (примерно 91 % направляемых деталей), при этом примерно 9 % деталей направляется для обработки на другие участки. Одновременно в среднем работает в основном один станок ( ). Но из–за случайных характеристик потока заявок иногда работают одновременно все три станка ( ), отсюда 9 % отказов.
Возможные постановки задач оптимизации n – канальных СМО с отказами
1.Определить оптимальное
Пример. Пусть . Целевая функция (затраты на СМО) запишется: , где . Найти: .
Решение:
или
По другому можно записать:
Последнее равенство начинает выполняться при , т.к.
2.Определить оптимальное
Содержание каждого канала в единицу времени обходится в какую–то сумму. Чем больше каналов, тем больше затраты на эксплуатацию СМО. Вместе с тем, чем больше каналов (при и ), тем больше доля обслуживаемых заявок. А каждая обслуженная заявка дает определенный (пусть постоянный) доход в единицу времени. При увеличении числа каналов растут доходы D, но растут и расходы на эксплуатацию СМО – R. Чтобы решить эту задачу, необходимо найти оптимальное число каналов , обеспечивающее максимум целевой функции , т.е. нужно максимизировать прибыль в единицу времени.
Информация о работе Задача оптимизациии для систем массового обслуживания