Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 23:25, реферат
Новые задачи, стоящие перед диалектической логикой по сравнению с формальной логикой, не могут быть решены на базе формально-логических законов мышления. Чтобы выразить объективную логику движения в логике понятий, суждений, умозаключений, мышление должно основываться на иных законах — на законах диалектического развития, какими являются наиболее общие законы материалистической диалектики.
Введение (стр. 2)
Основная часть (стр. 3 – стр. 12)
История диалектической логики
Диалектическая логика
Предмет диалектической логики
Законы диалектической логики
Закон единства и борьбы противоположности
Закон перехода количества в качество
Закон отрицания отрицания
Заключение (стр. 13)
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ»
Кафедра гуманитарных дисциплин.
РЕФЕРАТ
по дисциплине «Логика»
на тему «Диалектические законы».
Выполнил: Н.А. Игнатова, студент 1 курса
очной формы обучения юридического
факультета, группа Ю-123б
Проверил:_____________________
(инициалы, фамилия преподавателя)
______________________________
(ученая степень, ученое звание)
Оценка:
______________________________
Подпись
______________________________
« » _______________ 2012 г.
Люберцы
2012
План.
Введение.
Новые задачи, стоящие перед диалектической
логикой по сравнению с формальной
логикой, не могут быть решены на базе
формально-логических законов мышления.
Чтобы выразить объективную логику
движения в логике понятий, суждений,
умозаключений, мышление должно основываться
на иных законах — на законах
диалектического развития, какими являются
наиболее общие законы материалистической
диалектики.
В. И. Ленин, характеризуя диалектическую
логику, анализирует в виде основных черт
последней законы диалектики. В «Философских
тетрадях» он особо подчеркивает мысль,
что диалектические законы и категории
суть законы и категории познания, логики.
Он подвергает критике Плеханова за непонимание
этой важнейшей стороны диалектики, доказывая,
что это не просто сторона, а суть материалистической
диалектики. Ленин упрекал Плеханова за
невнимание и игнорирование им наиболее
существенного закона диалектики — единства
и борьбы противоположностей — как закона
познания: «Тождество противоположностей,
— писал он, — берется как сумма примеров,
а не как закон дознания (и закон объективного
мира)».
Из этих положений видно, что, во-первых,
диалектический материализм рассматривает
законы познания, законы логики в неразрывной
связи с законами объективного мира и,
во-вторых, что основными законами диалектической
логики являются наиболее общие законы
развития, исследуемые марксистской диалектикой
и обобщающие как процессы развития объективного
мира, так и мышления. Это, конечно, не исключает
того, что познание имеет и свои специфические
законы, о чем будет сказано дальше.
Основная часть.
Свои истоки диалектическая логика черпала в работах Маркса, где тот сформулировал основные методологические принципы, которые потом Ленин назвал принципами диалектической логики. Значительное влияние на развитие диалектической логики оказала незаконченная книга Энгельса «Диалектика природы», изданная в СССР в 1960-е годы. В своей работе Энгельс обозначил единство законов и принципов объективной логики природы, человека и общества.
Диалектическая логика была наиболее распространена в социалистических странах, прежде всего СССР, по идеологическим и политическим причинам, вырождаясь в догматизм и начётничество по мере ужесточения политического режима. Полноценная дискуссия и критика «диалектической логики» стала возможной лишь после падения в этих странах коммунистических правительств. В атмосфере реальной идейной конкуренции она стала резко терять популярность.
В странах за пределами социалистического
лагеря диалектической логикой интересовались
только левые интеллектуалы. К.
Значительный вклад в развитие
диалектической логики внесли Э. В. Ильенков, В. А.
Так что же такое «Диалектическая логика»? Почему эта наука интересовал многих ученых? Диалектическая логика — философская наука, понимаемой как логика (наука о мышлении) и теория познания объективного мира в рамках диалектики. В отличие от формальной логики, являющейся логической дисциплиной о формах правильных рассуждений, в диалектической логике учитываются законы диалектики и философские понятия.
Также стоит сказать и
о предмете данной науки. Наиболее перспективным способом
Разумеется, каждое из логических
учений претендует не только и не столько
на название, сколько на право считаться
единственно современной
Диалектическая логика формально
представлена в учебнике методологическими
принципами, вытекающими из мировоззренческих
принципов философии, а также
методами и формами развития знаний,
связанными с логическими формами
выражения мысли. Правильность всех
этих форм должны обеспечивать в отношении
конкретных предметов конкретные науки,
а роль логики сводится к обеспечению
соответствия этих форм предмету. В
связи с этим вычленить логику
как научную дисциплину из науки
вообще можно лишь в отношении
форм выражения мыслей и форм развития
знания, а также методов и
Следует представить основные законы диалектической логики. Основные законы диалектики с трех сторон характеризуют развитие:
1. Закон единства и борьбы противоположности дает ответ на вопрос: почему совершается развитие, каков источник, импульс развития?
2. Закон перехода количества в качество – на вопрос: как происходит развитие, каков механизм возникновения новых качеств?
4. Закон отрицания отрицания – на вопрос: какова форма поступательного развития прогрессивно направленных изменений?
1. Закон единства и борьбы противоположности.
Единства и борьбы противоположностей
закон - всеобщий закон действительности
и её познания человеческим мышлением,
выражающий суть, «ядро» материалистической
диалектики. Каждый объект заключает
в себе противоположности. Под противоположностями
диалектический материализм понимает
такие моменты, «стороны» и т.
п., которые находятся в
Нет противоположностей без их единства,
нет единства без противоположностей.
Единство противоположностей относительно,
временно, борьба противоположностей
абсолютна. Этот закон объясняет
объективный внутренний «источник»
всякого движения, не прибегая ни к
каким посторонним силам, позволяет
понять движение как самодвижение.
Он раскрывает конкретное единство многообразия
именно как конкретное, а не мертвое
тождество. Диалектическое мышление не
рассекает целое, абстрактно разделяя
крайности, а, напротив, осваивает целое
как органическое, как систему, в
которой противоположности
Метафизика толкает на путь подмены движения и конкретного единства многообразия описанием внешних результатов движения и лишь внешне сопоставленных сторон предмета. Вся история диалектики есть история борьбы вокруг этих проблем, попыток их решения.
Родоначальник диалектики противоречий
- Гераклит. Элейцы (Зенон) превратили противоречие
в чисто субъективное и свели
к средству опровержения движения и
многообразия («отрицательная диалектика»
- апория). В эпоху Возрождения
идею «совпадения
Для современной буржуазной философии
характерны, с одной стороны, тенденция
иррационализации противоречия как
якобы неразрешимого («трагическая
диалектика»), с другой стороны - попытка
отрицать эту категорию, подменяя ее
терминологическими различениями (позитивизм).
Марксизм материалистически истолковал
и разработал Единства и борьбы противоположностей
закон «как закон познания (и закон
объективного мира)» (Ленин). Подход к
этому закону с точки зрения принципа
совпадения диалектики, логики и теории
познания направлен против сведения
его к сумме примеров, на понимание
его как всеобщего закона бытия
и мышления. Объективная всеобщность
этого закона - основа его методологических
функций в познании. Доказательство
его всеобщности требует
Диалектическое противоречие в
познании не сводится к столкновению
тезиса и антитезиса. Оно заключается
в движении к его разрешению. Понять
диалектическое противоречие - значит
понять, как оно развивается и
разрешается. Разрешение его отнюдь
не сводится к простому устранению
путаных формально-логических противоречий
в рассуждении. Адекватно сформулировать
диалектическое противоречие внутри теории
можно в творческом процессе восхождения
от абстрактного к конкретному (Абстрактное
и конкретное). Поэтому развернутое
изложение теории не может быть втиснуто
в рамки единственной «непротиворечивой
системы». Процесс развития осуществляется
через столкновение как внутренних,
так и внешних
Социализм есть закономерный результат
развертывания и разрешения путем
социальной революции противоречий
капитализма. Противоречия и формы
их разрешения многообразны. Социализм
тоже развивается путем
Марксизм-ленинизм сделал категорию противоречия достоянием образа мыслей, вытекающего из целостного освоения мира человеком, у которого нет причин бояться противоречий или мешать их разрешению. Мировоззренческое и воспитательное значение этого закона выражается и в том, что он учит никакую ступень развития, никакое достижение истории не брать как окончательное и ориентирует на бесконечное творчество
Центральной категорией первого закона является диалектическое противоречие – единство и взаимодействие противоположных сторон, процессов, явлений. Не всякие противоположности, находящиеся в единстве, составляют противоречие (пол и потолок). Для образования противоречия противоположности должны находиться во взаимодействии, проникать друг в друга. В противоречиях – не только единство, но и борьба.
Основные свойства диалектического противоречия:
а) взаимоисключение противоположностей (производство и потребление, жизнь и смерть, правда и ложь, добро и зло);