Диалектические законы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 23:25, реферат

Описание работы

Новые задачи, стоящие перед диалектической логикой по сравнению с формальной логикой, не могут быть решены на базе формально-логических законов мышления. Чтобы выразить объективную логику движения в логике понятий, суждений, умозаключений, мышление должно основываться на иных законах — на законах диалектического развития, какими являются наиболее общие законы материалистической диалектики.

Содержание работы

Введение (стр. 2)
Основная часть (стр. 3 – стр. 12)
История диалектической логики
Диалектическая логика
Предмет диалектической логики
Законы диалектической логики
Закон единства и борьбы противоположности
Закон перехода количества в качество
Закон отрицания отрицания
Заключение (стр. 13)

Файлы: 1 файл

Диалектические законы.docx

— 40.64 Кб (Скачать файл)

б) взаимообусловленность – одна противоположность не существует без  другой;

в) тождество – каждая противоположность  в определенных условиях может обладать всеми свойствами другой противоположности, содержит в себе другую (производство невозможно без потребления сырья  и т.п.);

г) доминирование какой-либо противоположности  означает, что в каждом конкретном случае определяющей, ведущей стороной выступает какая-то одна;

д) взаимное превращение – свойства одной противоположности в определенных условиях становятся присущими другой, взаимно переходят друг в друга, взаимно проникают (поле и вещество).

Единство и борьба противоположностей – всеобщая, необходимая, существенная связь всех материальных и духовных явлений, то есть всеобщий диалектический закон. Согласно ему движение и развитие в мире обусловлено раздвоением  единого на взаимопроникающие противоположности  и разрешения возникающих противоречий между ними через борьбу.

Этот закон раскрывает источник и внутреннюю причину движения и  развития, которые выступают как  самодвижение, саморазвитие. Причем процесс  изменения, развития будет тем интенсивнее, чем острее противоречие (чем больше разность потенциалов, тем интенсивнее  сила тока). Любой процесс содержит много противоречий. Среди них  выделяют внутренние и внешние, основные и неосновные главные и неглавные, существенные и несущественные.

Воздействие закона единства и борьбы противоположностей на процесс развития является определяющим и другие законы. Будучи ядром диалектики, этот закон  выступает интегрирующим основанием в системе всех диалектических законов.

2. Закон перехода количества в качество.

Гегель отрицал абсолютность качеств и считал, в отличие  от Аристотеля, что всякое новое  качество есть лишь результат накопившихся количественных изменений. В подтверждение  своего тезиса Гегель приводил изменения  агрегатного состояния вещества: плавление, кипение и т.п. - где  появление нового качества, например текучести, есть результат количественных изменений, например, увеличения температуры. Однако не все явления так обратимы, как фазовые переходы. Кроме этого, качество как свойство вещи или предмета не обязано быть абсолютным, а носит  и относительный характер. Данные замечания не отменяют философское  значение закона, а лишь подчёркивают его особенности.

Каждое явление можно "расщепить" для описания на качественную и количественную определенности.

Категория "качество" обозначает такую определенность явления, которая  выделяет, отличает предмет среди  других, делает его тем, что он есть.

Качество – совокупность свойств, указывающих, чем является данный предмет (сладость и растворимость сахара). Если качество выделяет вещь от других, то количество связывает. Количество выражает то общее, что свойственно разным вещам, в чем они сходны. Найти количественную определенность вещи – значит сравнить ее с другой, обладающей тем же свойством (длиной, массой, величиной и т.п.)

Количество – совокупность множеств и величин, характеризующих вещь.

Между качественной и количественной определенностью явлений существует взаимосвязь, которая выражается категорией меры.

Мера – интервал количественных изменений, в пределах которого сохраняется качественная определенность предмета.

Например, интервал от 0 до 100°  С – мера существования воды в  качестве жидкости.

Переход количественных изменений  за пределы меры ведет к изменению  качества предмета, то есть к его  развитию. В этом и заключается закон перехода количества в качество – развитие осуществляется путем накопления количественных изменений в предмете, что приводит к выходу за пределы меры и скачкообразному переходу к новому качеству.

Скачок – переход от одного качественного состояния к другому. Скачки бывают разовые, одномоментные и растянутые на миллионы лет.

Революция – такой скачок, в ходе которого происходит коренное преобразование основного качества предмета (независимо от того, как совершается это преобразование: сразу, в виде взрыва или постепенно).

Эволюция – такое постепенное изменение количества, при котором сохраняется основное качество предмета. В широком смысле понятие "эволюция" употребляется и как развитие вообще. Процесс развития предстает как сложная линия, в которой относительно пологие эволюционные участки прерываются участками скачков. Развитие, как отмечал Гегель, представляет собой узловую линию мер.

Закономерная зависимость  сменяющих друг друга в процессе развития качеств предметов рассматривается  в третьем основном законе диалектики.

3.  Закон отрицания отрицания.

Согласно этому закону, всякое развитие в живой и неживой  природе осуществляется по спирали. В качестве примера действия третьего закона диалектики во всех учебниках  приводят колос пшеницы. Колос вырастает  благодаря смерти зерна, то есть он как бы отрицает зерно. Однако, когда  сам колос созревает, в нем  появляются новые зерна, а сам  колос как бы умирает, и его  срезают серпом. Таким образом, отрицание  зерна является причиной возникновения  колоса, и отрицание колоса является причиной возникновения новых зерен. В духовной сфере примером действия закона отрицания отрицания является возврат Гегеля к некоторым положениям Гераклита. Этот возврат есть следствие  двойного отрицания /Аристотель отрицал  Гераклита, Гегель - Аристотеля/. Как  замечал сам Гегель, все это  похоже на действие с отрицательными числами /"минус на минус дает плюс" и тому подобное.

Рассмотрев, почему происходит развитие и как оно совершается, выясним, в каком отношении возникшее  новое находится к старому. Сравнение нового и старого обнаруживает в них как общее, сходное, так и различное. Самый простой пример: когда вода превращается в пар, то наряду с тем, что появляется новое состояние вещества – газ, сохраняется единство химического состава воды и пара –  .

Новое – преобразованное  старое. Новое возникает из старого, имея его как свою основу, как  условие своего существования. Вместе с тем нельзя создать нового, не разрушая старого. Ничто не может  сохраниться неизменным, все должно подвергнутся отрицанию. Под отрицанием понимается имеющий место в процессе развития системы переход ее из одного состояния в другое (зерно, прорастая, превращается в колос).

Для отрицания характерны 3 момента:

1) исчезает что-то старое;

2) появляется что-то новое;

3) что-то из старого  сохраняется и переносится в  новое.

Развитие осуществляется через ряд последовательных отрицаний. Рассматривая такой ряд, можно обнаружить, вслед за отрицанием, которое ведет  к замене исходного состояния  системы новым, совершается и  отрицание этого нового состояния  – происходит отрицание отрицания (зерно превращается в колос, колос, созревая, порождает новые зерна).

Таким образом, в развитии проявляется закономерность, которую  Гегель назвал законом отрицания отрицания: в ходе диалектического отрицания появляются качественно новые состояния, в которых старое повторяется на новой основе. Старое не просто отбрасывается, а, как говорил Гегель,снимается новым.

Итак, развитие противоречиво: в нем сочетаются противоположные  тенденции (отрицания и утверждения). Первая проявляется в постоянном возникновении нового, ранее не существовавшего, вторая – в сохранении (в измененном виде) старого, уже существовавшего  раньше. Развитие идет через постоянное отрицание противоположности друг другом, в следствии чего в новом  повторяются черты старого.

Закон отрицания отрицания  позволяет определить общее направление  развития, его тенденцию, предвидеть характер будущих изменений, видеть в существующем черты и зародыши нового.

 

Все три основных диалектических закона развития взаимосвязаны и проникают  друг в друга, образуя разностороннюю характеристику принципа развития. Само развитие – это процесс длительных, необратимых, поступательных изменений  сложных системных объектов.

Для познания сложных, противоречивых процессов развития, человечество не выработало более эффективного метода, чем диалектика. Диалектика – открытая, творческая система мышления, призванная осмысливать новые проблемы, с  которыми сталкивается каждый человек  и все человечество на новых этапах своей жизни, своего исторического  пути.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Современной тенденцией логики мышления и теории познания является углубление теории, достижение ею своих  основ, формулирование исходных постулатов. В наиболее ранней, метафизической логике понятия и категории философии  выступают отдельными сущностями, характеризуя отдельные стороны мира и его  восприятия. На первом плане находится  абсолютизация понятий, подчёркивается их самостоятельность. С возникновением диалектической логики появилась возможность  познавать взаимопереходы противоположных  сторон действительности как источник их развития. Однако возможные связи  между понятиями и категориями  философии, между единицами и  элементами познания, развитие категорий, их взаимодействие друг с другом, полнота, достаточность и непротиворечивость философских принципов и законов  – эти вопросы не могут быть решены в рамках диалектической логики. Становится необходимым привлечение  многозначной логики, оперирующей не единичными или парными категориями  как противоположностями, а всем множеством философских категорий. Это возможно в рамках синкретной логики, частью которой являются метафизическая и диалектическая логики. В частности, в синкретной логике доказано, что философские понятия в совокупности составляют математическую группу, а категории образуют её. В результате дальнейшего развития философской логики становится возможным формулирование новых философских законов.

 


Информация о работе Диалектические законы