Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2012 в 17:11, контрольная работа
Каждый человек обладает определенной логической культурой, уровень которой характеризуется той совокупностью логических приемов и способов рассуждения, которые человек понимает, а также совокупностью логических средств, которые он использует в процессе познания и практической деятельности.
Логика систематизирует правильные способы рассуждения, а также типичные ошибки в рассуждениях. Она предоставляет логические средства для точного выражения мыслей, без которого оказывается малоэффективной любая мыслительная деятельность, начиная с обучения и кончая научно-исследовательской работой.
Введение 2
1. Специфика логики как науки 3
2. Основные этапы развития логической науки 5
3. Логика и формирование культуры мышления 8
4. Простое суждение…………………………………………………………..12
Характеристика суждения. Структура простого суждения. Атрибутивное суждение. Суждение существования. Классификация суждений по количеству и качеству. Утвердительные и отрицательные суждения. Общие и частные суждения. Термины суждения. Отношения между простыми суждениями. Логический квадрат.
Заключение 22
Список использованной литературы 23
Обобщенный и
Мышление способно обобщать множество однородных предметов, выделять наиболее важные свойства, раскрывать существенные связи. Мышление является высшей по сравнению с чувственным познанием формой отражения действительности.
Было бы неправильно рассматривать мышление в отрыве от чувственного познания. В познавательном процессе они находятся в неразрывном единстве. Чувственное познание содержит в себе элементы обобщения, которые свойственны не только представлениям, но и восприятиям и ощущениям, и составляют предпосылку для перехода к логическому познанию.
Как ни велико значение мышления, оно основывается на данных, полученных с помощью органов чувств. С помощью мышления человек познает недоступные чувственному познанию явления.
Рассмотрим основные формы мышления – понятие, суждение и умозаключение. Отдельные предметы или их совокупность отражается мышлением человека в понятиях, различных по своему содержанию, и отражаются в мышлении человека одинаково – как определенная связь их существенных признаков, то есть в форме понятия. В форме суждений отражаются связи между предметами и их свойствами. Суждение представляет собой способ связи понятий, выраженный в форме утверждения или отрицания. Рассматривая умозаключение, при помощи которого из одного или нескольких суждений выводится новое суждение, можно установить, что в умозаключениях одного вида вывод получается одним и тем же способом.
Подобным же образом, то есть благодаря
связи суждений, можно получить вывод,
имеющий любое содержание. Общим,
что имеется в различных по
содержанию умозаключениях, является
способ связи суждений. Обусловленное
этими связями содержание мыслей
существует в определенных логических
формах: понятиях, суждениях, умозаключениях.
Отличительная особенность
В современной логике логические процессы изучают путем их отображения в языках формализованных, или логических исчислениях. Современная логика слагается из большего числа логических систем. Эти системы принято делить на логику классическую и логику неклассическую. Логика, как наука едина, она слагается из множества более или менее частных систем. В каждой применяется язык символов и формул.
Законы логики долгое время представлялись абсолютными истинами, никак не связанные с опытом. Логика складывается в практике мышления. Логические законы – продукты человеческого опыта. Современная логика находит применение во многих областях. В частности, она оказала влияние на развитие математики, прежде всего теории множеств, формальных систем, алгоритмов, рекурсивных функций; идеи и аппарат логики используются в кибернетике, вычислительной технике, в электротехнике.
4. Простое суждение
Простым называют суждение, в котором нельзя выделить правильную часть, т.е. часть, не совпадающую с целым, в свою очередь являющуюся суждением. Не содержат логических связок. Это суждение о наличии или отсутствии каких-либо признаков у какого-нибудь отдельного предмета, у части или у всех предметов некоторого класса.
Примеры: «Математика не является лёгкой наукой», «Всякая наука требует труда для её усвоения».
Это суждение, в котором нельзя выделить правильную часть, т.е. часть, не совпадающую с целым, в свою очередь являющуюся суждением.
Суждение – это мысль, в которой утверждается наличие или отсутствие каких-либо ситуаций или связей между ситуациями. В языке суждение, как правило, выражается повествовательным предложением и может оцениваться в качестве истинного или ложного. Примеры суждений: «Алла Леонидовна Сидорова – нотариус», «Все адвокаты – юристы», «Роза – растение», «Солнце – не планета». Это определённая связь понятий.
Более подробно суждение можно охарактеризовать как мысль, выражаемую в знаковой форме повествовательного предложения, содержащую описание некоторой ситуации и утверждение или отрицание наличия этой ситуации в рассматриваемой области действительности. С наличием в суждении некоторого утверждения или отрицания неразрывно связано свойство суждения быть истинным или ложным.
В силу того, что в суждении утверждается или отрицается наличие какой-то ситуации действительности, оно может быть истинным (Все адвокаты – юристы), либо ложным (Все студенты не занимаются спортом).
Языковой формой выражения суждения являются предложения. Можно сказать, что всякое суждение есть предложение, однако не всякое предложение выражает суждение. Формулируются с помощью повествовательных предложений.
Структура простого суждения
о связи предмета и его признака
такова: субъект, предикат, связка, квантор.
Субъект отражает предмет суждения,
это известное нам знание о
предмете; предикат выражает новое
знание о предмете, а точнее, о
его признаках. Связка соединяет
субъект и предикат (термины суждения),
утверждая или отрицая
Структура простого суждения выглядит следующим образом: «S есть (не есть) P».
Рассмотрим пример. Все розы – растения:
" S P
все розы – растения
Где все – кванторное слово, розы – субъект, растения – предикат, а тире выражает логическую связку.
В зависимости от содержания предиката суждения, т.е. от того, что именно утверждается (или отрицается) о тех или иных предметах, мы различаем суждения, в которых утверждается (или отрицается) наличие некоторого свойства у предмета, в других существование предмета, в-третьих – отношение между некоторыми предметами. Суждения первого типа называются атрибутивными, вторые –экзистенциальными (суждения существования), третьи – суждениями об отношениях.
Атрибутивными называются суждения,
в которых выражается принадлежность
предметам каких либо свойств. Атрибутивные
суждения можно истолковать как
суждения о полном или частичном
включении или невключении
Примеры:
1. Арбуз – это ягода.
2. Ни один арбуз не является фруктом.
3. Париж – столица.
В первом суждении говориться о том, что арбузы включены в класс ягод, во втором, что множество фруктов и ягод не имеют общих элементов, в третьем, что Париж является элементом класса столиц.
Атрибутивные суждения называют так же категорическими. Схема таких суждений выглядит следующим образом:
«S ¾ P»
Где S является субъектом, ¾ является логической связкой, а P – предикатом. Отношения между субъектом и предикатом могут быть представлены круговыми схемами.
Роза – растение:
Ни один кит не является рыбой:
Реляционные суждения, или суждения с отношениями. В структуру реляционного суждения входят два или более субъектов и предикат, роль которого играет отношение.
Субъекты реляционного суждения – это понятия объектов, между которыми утверждается или отрицается наличие отношения.
Предикат суждения с отношением – это связь, которая утверждается или отрицается в суждении.
В отличии от атрибутивных суждений в реляционных суждениях всегда более чем один субъект и так же, как в атрибутивных суждениях, один предикат, только выраженный признаком-отношением.
Выделять реляционные суждения и отличать их от атрибутивных надо для того, чтобы облегчить установление истинности этих суждений.
Пример: «Петр – отец Ивана». Между субъектами имеются отношения «быть отцом». Следовательно, этот признак можно считать предикатом.
В суждениях существования утверждается или отрицается существование предметов в действительности. Пример: «Не существует дыма без огня».
В свою очередь категорические суждения делят по качеству и количеству.
По качеству суждения бывают утвердительные или отрицательные.
По количеству категорические суждения делят на общие, частные и единичные. (В единичных что-либо утверждается или отрицается об одном предмете. Пример: «Эта девушка работает в банке», «Этот человек не является свидетелем нло». «Это S есть P», «Это S не есть P».
Так же существует и объединённая классификация суждений по количеству и качеству. Суждения бывают:
Утвердительные и
В утвердительных суждениях выражается принадлежность предмету некоторого признака, полное или частичное включение класса предметов в класс предметов или же принадлежность некоторого предмета в некоторый класс предметов. Пример: «Аир является лекарственным растением», «Волга – русская река». («S есть P»)
В отрицательных суждениях выражается отсутствие у предмета некоторого признака. Пример: «Морковь не является фруктом», «Студенты не являются школьниками». («S не есть P»)
В частных суждениях что-либо
утверждается или отрицается о части
предметов некоторого класса, выражается
частичное включение или
Пример: «Некоторые студенты являются отличниками», «Некоторые выпускники не работают по специальности». «Некоторые S есть P», «Некоторые S не есть P».
В свою очередь частные суждения подразделяются на: неопределённые частные и определённые частные. В неопределённом, слово «некоторые» употребляется в смысле «некоторые, а может быть и все», «по крайней мере, некоторые». Пример: «Некоторые выпускники ВУЗов продолжат обучение в аспирантуре». В определённом, слово «некоторые» используется в значение «только некоторые». Пример: «Некоторые юристы – адвокаты».
В общих суждениях что-либо утверждается или отрицается обо всех предметах некоторого класса, выражается включение или невключение класса предметов в класс.
Структурой общего суждения является: «Все S есть P», «Ни одно S не есть P». Пример: «Все совы являются птицами», «Ни один ядовитый гриб не является съедобным».
Для того чтобы правильно понимать смысл суждений, а также оперировать ими, необходимо знать распределённость терминов (субъекта и предиката) в них.
Для общеутвердительных суждений возможны следующие случаи распределения терминов.
Пример 1. «Все студенты экономических
факультетов изучают
Пример 2. «Все студенты являются учащимися». В данном случае субъект и предикат совпадают по объёму, из этого следует, что оба термина распределены:
В общеотрицательных суждениях объём одного термина полностью исключается из объёма другого. Субъект и предикат в таких суждениях распределены. «Ни один цветок не является деревом».
В частноутвердительных суждениях существуют два варианта распределённости терминов.
Пример 1. «Некоторые школьники увлекаются живописью». В данном случае ни субъект, ни предикат не распределены, т.е. не взяты в полном объёме. Речь идёт лишь о некоторых школьниках, а среди увлекающихся живописью – не только студенты:
Пример 2. «Некоторые юристы – адвокаты». В данном случае объём понятия «адвокат» входит в объём понятия «юрист», отсюда следует, что предикат распределён, а субъект нет: