Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2012 в 17:11, контрольная работа
Каждый человек обладает определенной логической культурой, уровень которой характеризуется той совокупностью логических приемов и способов рассуждения, которые человек понимает, а также совокупностью логических средств, которые он использует в процессе познания и практической деятельности.
Логика систематизирует правильные способы рассуждения, а также типичные ошибки в рассуждениях. Она предоставляет логические средства для точного выражения мыслей, без которого оказывается малоэффективной любая мыслительная деятельность, начиная с обучения и кончая научно-исследовательской работой.
Введение 2
1. Специфика логики как науки 3
2. Основные этапы развития логической науки 5
3. Логика и формирование культуры мышления 8
4. Простое суждение…………………………………………………………..12
Характеристика суждения. Структура простого суждения. Атрибутивное суждение. Суждение существования. Классификация суждений по количеству и качеству. Утвердительные и отрицательные суждения. Общие и частные суждения. Термины суждения. Отношения между простыми суждениями. Логический квадрат.
Заключение 22
Список использованной литературы 23
В частноотрицательных суждениях, субъект не распределён, а предикат распределён. «Некоторые юристы не являются адвокатами»:
Обобщая сказанное, можно
вывести следующие
а) субъект распределён в общих и не распределён в частных суждениях;
б) предикат распределён в отрицательных и не распределён в утвердительных суждениях.
Отношения между простыми суждениями определяются, с одной стороны, их конкретным содержанием, а с другой – логической формой: характером субъекта, предиката, логической связки.
Отношения между атрибутивными суждениями могут находится в двух отношениях – сравнимости и несравнимости.
Несравнимые суждения. У них разные субъекты или предикаты или то и другое вместе. К примеру: «Космос необъятен» и «Закон суров». В подобных случаях истинность или ложность одного из суждений непосредственно зависит от истинности или ложности другого. Она прямо определяется отношением к действительности – соответствием или несоответствием ей. Так же к несравнимым суждениям относят суждения, у которых может быть одинаковым субъект или предикат. Пример: «Закон вступил в силу». Смысловое различие здесь меньше, чем в предыдущем случае, они так же не могут соотноситься между собой по истинности или ложности. Поэтому в дальнейшем их анализ не производится.
Сравнимые суждения. Имеют одинаковые термины – субъект и предикат, но различающиеся связкой или квантором, могут различаться по количеству и качеству. Эти суждения сопоставимы по истинности и ложности. По своей логической форме сравнимые суждения подразделяются на совместимые и несовместимые.
Совместимые суждения содержат одну и ту же мысль – полностью или частично. Между ними возникают следующие логические отношения: эквивалентности, подчинения, частичной совместимости.
Эквивалентные (равнозначные) суждения имеют одинаковые субъекты и предикаты, однотипную связку и кванторное слово. К примеру, следующие выражения эквивалентны: «Все государственные защитники – юристы» и «Все адвокаты – юристы». Такие суждения или одновременно истинны, или одновременно ложны.
Для дальнейшей иллюстрации отношений между простыми категорическими суждениями используется так называемый логический квадрат.
Противоположность
П П
О A E О
Д Д
Ч Ч
И И
Н Н
Е
Е
Н Н
И
И
Е I O Е
Частичная совместимость
Вершины квадрата – суждения различного типа, а стороны и диагонали выражают отношения между суждениями.
Частичная совместимость
наблюдается между отношениями
частноутвердительными (I) и частноотрицательными
(О). Они могут быть одновременно
истинными, но не могут быть одновременно
ложными. Пример: «Некоторые преступления
совершаются в сфере экономики»
и «Некоторые преступления не совершаются
в сфере экономики». Оба этих суждения
могут быть одновременно истинными,
но не могут быть вместе ложными. Данную
зависимость можно
Если I истинно, то О может быть либо истинным, либо ложным.
Если I ложно, то О истинно.
Если О ложно, то I истинно.
Если О истинно, то I либо истинно, либо ложно.
Отношение подчинения имеет место между суждениями общеутвердительными (А) и частноутвердительными (I), общеотрицательными (Е) и частноотрицательными (О). Это отношение между такими суждениями, у которых количество различно, а качество одно и тоже. При истинности общего суждения частное всегда будет истинным. При ложности частного суждения общее всегда будет ложным. В других случаях имеет место логическая неопределённость, т.е. суждение может быть как истинным, так и ложным.
А) Если истинно подчиняющее суждение (А, Е), то тем более истинно подчинённое (I, О), но если истинно подчинённое (I, О), то подчиняющее (А, Е) неопределённо: оно может быть как истинным, так и ложным. Пример: Если истинно А, что «Все студенты нашей группы пошли в кино», то тем более истинно I, что «По крайней мере некоторые студенты пошли в кино». Но если истинно I «Некоторые кошки чёрные», то отсюда ещё не следует, что истинно А: «Все кошки чёрные», в данном случае это суждение будет ложным, но в других случаях оно может быть и истинным. Если истинно I «Некоторые студенты – учащиеся», то истинно А «Все студенты учащиеся».
Б) Если ложно подчинённое суждение (I, О), то тем более ложно подчиняющее (А, Е), но если ложно подчиняющее (А, Е), то подчинённое (I, О) неопределённо: оно может быть как истинным, так и ложным. Пример: Если ложно I «Некоторые свидетели лгут», то тем более ложно А «Все свидетели лгут». Но если ложно А «Все свидетели лгут», то отсюда ещё не следует, что ложно I «Некоторые свидетели лгут», в данном случае это истинное суждение, в других случаях I может быть ложным. Если ложно А «Все граждане вправе нарушать законы», то ложно и I «Некоторые граждане впреве нарушать законы».
Несовместимые суждения. Бывают двух видов: противоположности и противоречия.
Противоположность это отношения между суждениями общеутвердительными (А) и общеотрицательными (Е). они не могут быть одновременно истинными, но могут быть одновременно ложными. В других отношениях они не определены по истинности.
Пример: Если истинно А «Все студенты – учащиеся», то ложно Е «Ни один студент – не учащийся». И если истинно Е «Ни одно травоядное животное не ест мясо», то ложно А «Все травоядные животные едят мясо». Но если ложно А «Все кошки серые», то отсюда ещё не следует истинность Е «Ни одна кошка не серая», в данном случае оно ложное. Но так же Е может быть истинным, если ложно А «Все люди могут жить вечно», то истинно Е «Ни один человек не может жить вечно».
В противоречиях находятся отношения: общеутвердительные (А) и частноотрицательные (О), общеотрицательное (Е)и частноутвердительное (I), которые не могут быть ни истинными, ни ложными одновременно. Это самые несовместимые из всех суждений.
Пример: Если истинно А «Все студенты-учащиеся», то ложно О «Некоторые студенты не являются учащимися». Если ложно А «Все кошки серы», то истинно О «Некоторые кошки не серы».
Существует таблица истинности (и) и ложности (л), а так же неопределённости (н) простых, категорических суждений А, Е, I, О.
А |
Е |
I |
О | ||
А |
и |
¾ |
л |
и |
л |
л |
н |
н |
и | ||
Е |
и |
л |
¾ |
л |
и |
л |
н |
и |
н | ||
I |
и |
н |
л |
¾ |
н |
л |
л |
и |
и | ||
О |
и |
л |
н |
н |
¾ |
л |
и |
л |
и |
Заключение
Мышление человека подчиняется логическим законам и протекает в логических формах независимо от науки логики. Многие люди мыслят логично, не зная ее правил. Разумеется, можно правильно мыслить, не изучив логику, однако нельзя и недооценивать практического значения этой науки.
Задача логики в том, чтобы научить человека сознательно применять законы и формы мышления и на основе этого логичнее мыслить, правильно сознавать окружающий мир. Знание логики повышает культуру мышления, вырабатывает навык мыслить “грамотно”, развивает критическое отношение к своим и чужим мыслям.
Логика – необходимый
Мыслить логично – это значит
мыслить точно и
Список использованной литературы
1. Гейтманова А.Д. Учебник по логике. Москва 1995г.
2.Дегтярев М.Г., Хмелевская С.А. Логика: Учебник для студентов
юридических вузов. М., 2003 (93-121)
3. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. Учебник. М., 1987.
4.Ивлев Ю.В. Логика: Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М.,
2001 (38-52)
5. Иванов Е.И. Логика: Учебник. 2-е издание. М., 2001 (94-150)
6. Брюшинкин В.Н. Логика: Учебник. – 3-е изд. М., 2001
7. http://www.gumfak.ru
8. http://revolution.allbest.ru
9. http://5ballov.qip.ru