Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 12:36, контрольная работа
Работа содержит решения 14 задач по логике.
Задание 1……….…………………………3
Задание 2……….………………3
Задание 3……….……………………4
Задание 4……….…………4
Задание 5……….…………………………………5
Задание 6……….………………………5
Задание 7……….…………………6
Задание 8……….……………………………7
Задание 9……….……………8
Задание 10…….…………8
Задание 11…….………10
Задание 12…….……………………………11
Задание 13…….…………12
Задание 14…….……………………13
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕСИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ
ФИЛИАЛ МГЮА В ВОЛОГДЕ
КАФЕДРА- КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Вариант 2
Выполнил работу обучающийся:
курс 1 группа ОЦП 1
Проверил работу:
к.п.н., доцент Веселовская Евгения Вячеславовна
Дата: __________, оценка: _________, ______________
Вологда 2011
ОГЛАВЛЕНИЕ
Задание 1……….…………………………………………………………… |
3 |
Задание 2……….…………………………………………………………… |
3 |
Задание 3……….…………………………………………………………… |
4 |
Задание 4……….…………………………………………………………… |
4 |
Задание 5……….…………………………………………………………… |
5 |
Задание 6……….…………………………………………………………… |
5 |
Задание 7……….…………………………………………………………… |
6 |
Задание 8……….…………………………………………………………… |
7 |
Задание 9……….…………………………………………………………… |
8 |
Задание 10…….…………………………………………………………… |
8 |
Задание 11…….…………………………………………………………… |
10 |
Задание 12…….…………………………………………………………… |
11 |
Задание 13…….…………………………………………………………… |
12 |
Задание 14…….…………………………………………………………… |
13 |
Задание 1
Формулировка:
1. Определите вид отношения между понятиями.
2. Изобразите графически эти отношения с помощью круговых схем.
Содержание:
Понятия «Юрист (А) – Депутат парламента (В)».
Решение:
1. Установим, имеют ли понятия общие элементы объема (одинаковые предметы). Данные понятия имеют общие элементы объема, значит, между ними существуют отношения совместимости.
2. Определим вид отношения
совместимости. Между
3. Изобразим графически эти отношения:
Задание 2
Формулировка:
1. Обобщите понятие.
2. Ограничьте понятие.
Содержание:
Понятие: «ОКТЯБРЬ».
Решение:
1. Обобщим понятие «октябрь», то есть, осуществим переход от понятия с меньшим объемом, но с большим содержанием «октябрь»; к понятию с большим объемом, но с меньшим содержанием «месяц года».
2. Ограничим понятие «октябрь», то есть, осуществим переход от понятия с большим объемом, но с меньшим содержанием «октябрь»; к понятию с меньшим объемом, но с большим содержанием «осенний месяц».
Задание 3
Формулировка:
1. Выделите структурные элементы логической операции «определение понятия».
2. Установите правильность определения, в неправильном определении укажите, какое правило нарушено.
Содержание:
Определение понятия «унитарное государство — это государство, в составе которого нет других государств либо государственных образований».
Решение:
1. В определении понятия «
структурные элементы:
- определяемое понятие - «унитарное государство», так как его содержание
раскрывается;
- определяющее понятие – «государство, в составе которого нет других государств либо государственных образований», так как с помощью его раскрывается содержание определяемого понятия.
2. Проверим соблюдение правил: соразмерности, неотрицательности, четкости и ясности. Все правила соблюдены.
Задание 4
Формулировка:
1. Выделите структурные элементы в логической операции
«деление понятия».
2. Установите правильность деления понятия; в неправильном делении определите, какие правила нарушены.
Содержание:
Деление понятия «по форме устройства все государства подразделяются на простые (унитарные) и сложные (федеративные и конфедеративные)».
Решение:
1. В данном делении понятия выделим структурные элементы:
- делимое понятие – «все государства подразделяются», так как его объем раскрывается;
- основание деления - по форме устройства;
- члены деления – «на простые (унитарные)» и «сложные (федеративные и конфедеративные)», так как они являются результатом деления.
2. Проверим соблюдение правил: соразмерности, одного основания, несовместимости членов деления, последовательности деления. Все правила деления соблюдены.
Задание 5
Формулировка:
1. Выделите структурные элементы простого суждения, обозначив их соответствующими символами.
2. Определите вид простого суждения.
3. Запишите формулу (схему) простого суждения.
Содержание:
Суждение «правоспособность и дееспособность могут не совпадать в одном лице».
Решение:
1. Выделим структурные элементы суждения:
- субъект (a) – «правоспособность и дееспособность», отражает предмет суждения;
- предиката (b) – «не совпадать в одном лице», отражает признак предмета суждения;
- связка (-) – «могут», отражает информацию об отношении между предметами «а» и «b»
2. Определим вид суждения: суждение с отношением.
3. Запишем формулу суждения: aRb.
Задание 6
Формулировка:
1. Выделите структурные элементы атрибутивного суждения.
2. Формализуйте атрибутивное суждение, т.е. расположите структурные элементы атрибутивного суждения по правилам его записи в следующей последовательности: кванторное слово, субъект, связка, предикат. Если какой-то структурный элемент не прописан (не указан явно), то его необходимо прописать (указать явно).
3. Определите качество суждения.
4. Определите количество суждения.
5. Обозначьте символом
качественно-количественную
6. Запишите схему (формулу) суждения.
7. Установите распределенность субъекта и предиката.
Содержание:
Суждение «Ни одна из классификаций правовых семей не является исчерпывающей для правовых систем мира».
Решение:
1. Выделим структурные элементы:
кванторное слово - «ни одна из», так как оно указывает объем субъекта;
субъект (S) - «классификаций правовых семей», так как в этом понятии содержится информация о предмете суждения;
связка – «не является» элемент суждения, который соединяет оба термина суждения;
- предикат (Р) - «исчерпывающей для правовых систем мира», так как в этом понятии содержится информация о признаке предмета суждения.
2. Формализуем суждение: «Ни одна классификация правовых семей не есть исчерпывающая для правовых систем мира».
3. Определим суждение по качеству: отрицательное, так как в суждении говорится об отсутствии у предмета некоторого признака, на что указывает связка «не есть».
4. Определим суждение по количеству: общее, так как в объеме субъекта содержится информация обо всех предметах класса «классификаций правовых семей», на что указывает кванторное слово «Ни одна из».
5. Обозначим общеотрицательное суждение символом «E».
6. Запишем схему (формулу) общеотрицательного суждения: Ни одно S не есть Р.
7. Установим распределенность субъекта и предиката: оба распределены, так как взяты в полном объеме.
Задание 7
Формулировка:
1. Выделите структурные элементы сложного суждения (простые суждения), обозначив их символами.
2. Определите вид логической связи.
3. Запишите формулу суждения.
Содержание:
Суждение «Президенты республик, входящих в состав Российской Федерации, издают правовые акты в форме указов и распоряжений».
Решение:
1. Выделим структурные элементы:
- первое простое суждение (р): «президенты республик, входящих в состав Российской Федерации, издают правовые акты в форме указов», так как в нем есть один субъект «входящие в состав Российской Федерации» и один предикат «издают правовые акты в форме указов»;
- второе простое суждение (r) – «президенты республик, входящих в состав Российской Федерации, издают правовые акты в форме распоряжений», так как в нем есть один субъект «входящие в состав Российской Федерации» и один предикат «издают правовые акты в форме распоряжений»;
2. Определим вид логической связи: конъюнкция (соединение), так как простые суждения присоединяются одно к другому логическим союзом «и», который представлен грамматическим союзом «и», что характерно для соединительной связи суждений в естественном языке.
3. Запишем формулу данного суждения: р ^ q.
Задание 8
Формулировка:
1. Сделайте вывод путем превращения и обращения.
2. Запишите символически превращение и обращение.
Содержание:
Суждение «каждая страна имеет свою систему».
Решение:
1. Формализуем суждение: «Каждая страна имеет свою систему».
2. Определим количество и качество суждения:
- по количеству это суждение общее, так как в объеме субъекта «Каждая страна» содержится информация обо всех предметах класса, по качеству это суждение утвердительное, так как в суждении говорится о наличии предиката у субъекта, на что указывает связка «имеет». Итак, суждение по количеству и качеству - общеутвердителъное, символ – «А».
3. Сделаем вывод путем превращения из общеутвердительного суждения. В соответствии с определением данной операции связку меняем на
противоположную, а предикат - на противоречащее понятие. В исходном суждении связка была утвердительная «имеет», значит, ее меняем на
отрицательную «не имеет». Предикат исходного суждения «система» меняем на противоречащее понятие «хаос». В результате превращения получаем суждение «Каждая страна не имеет хаос».
4. Запишем символически превращение:
Каждая S есть Р —> Каждая S не есть не-Р.
5. Сделаем вывод путем обращения из общеутвердительного суждения:
- в соответствии с определением данной операции субъект и предикат меняются местами: предикат исходного суждения «система» становится субъектом в заключении, а субъект исходного суждения «страна» становится предикатом в заключении.
- в соответствии с
правилом распределенности
Итак, при обращении количество исходного суждения изменилось: было общим - стало частным «Своя система имеется в каждой стране». Такое обращения называют обращением с ограничением.
6. Запишем символически обращение:
В каждой S есть Р →Некоторая Р есть S.